Конспект урока литературы
Оценка 4.6

Конспект урока литературы

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
23.10.2019
Конспект урока литературы
Тема урока «Книга мудрости народной» Тип урока Урок проектной деятельности Виды контроля: творческая работа. План урока 1. Оргмомент. Приветствие. 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Выступление литературоведов. Интересные факты из жизни Крылова. 4. Выступления актёров. Инсценировка басен. 5. Выступление художников-иллюстраторов басен Крылова. 6. Подведение итогов урока.
Конспект открытого урока литературы в 5 Б классе.docx
Конспект открытого урока литературы в 5 Б классе.  Дата проведения: 23.10. 2019 г. Тема урока                     «Книга мудрости народной»  Тип урока                         Урок проектной деятельности Планируемые результаты  Предметные: Знать основные мотивы творчества И.А. Крылова (нравственно­социальная  тема, патриотическая, тема искусства и таланта), содержание прочитанных  басен. Понимать особенности характера персонажей прочитанных басен (в том  числе и дополнительных).  Уметь в ходе инсценирования басен создать характеры персонажей,  выразить отношение к героям прочитанных произведений. Метапредметные Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в  соответствии с содержанием прочитанных басен.  Регулятивные: применять метод создания характера персонажа басни. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения,  коллективного взаимодействия. Личностные: формировать мотивацию к самообразованию и  самосовершенствованию. Виды контроля: творческая работа. План урока 1. Оргмомент. Приветствие. 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Выступление литературоведов. Интересные факты из жизни Крылова. 4. Выступления актёров. Инсценировка басен. 5. Выступление художников­иллюстраторов басен Крылова.  6. Подведение итогов урока.  Ход урока 1. Учитель. Здравствуйте! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с  вами. Хорошего всем настроения и успехов!   2. Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о жизни и творчестве  великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Звучит музыка П. Чайковского «Сентиментальный вальс»  Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. «Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца,  выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков  басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений  читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь крыловские  басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная  мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи. Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый  сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт,  остроумный автор веселых и злых комедий ­ таков Крылов ­ писатель конца  XVIII века. 3.  На протяжении 4 уроков мы изучали творчество И. А. Крылова. Сегодня  подведём итоги. Каждый из вас выбрал для себя  направление, в котором   хотел бы выступить. Сегодня у нас будет творческий отчёт по проекту «Книга мудрости народной». Начнём с выступления литературоведов.  Сейчас  ребята расскажут об интересных фактах из жизни Крылова.  Родился Иван Андреевич в Москве, а раннее детство провёл в Яицком  городке, на Урале. На самом деле это была крепость недалеко от Оренбурга.  В Оренбург получил назначение его отец Андрей Прохорович Крылов, обер­ офицер драгунского полка. Как раз в это время в тех краях бушевал Пугачёв  с отрядом казаков. Началась осада Оренбурга. В это время здесь находилась и семья офицера А. П. Крылова, жена Мария Алексеевна и маленький сын  Ванюша. Андрей Прохорович со своим полком стоял в соседней крепости,  отрезанной от Оренбурга.  Шесть месяцев продолжалась осада города, в  марте Пугачёв ушёл от Оренбурга, и Ванюша с матерью уехали в Яицкую  крепость к отцу. Емельян Пугачёв был к дворянам беспощаден: офицеров,  которые не желали перейти на его сторону, вешал и расстреливал, жен и детей тоже не жалел. Отец Вани  был верен присяге,  и в списках «кого на улице  повесить» значились и Ванина мама, и сам Ваня. Это чудо, что семья Крылова  не погибла. После той кровавой суматохи Андрей Прохорович решил уйти в отставку и  переехать в Тверь, где жила у него старуха­мать. Вместе с разным домашним  имуществом привезли и простой походный сундучок, где хранились книги, и  Андрей Прохорович стал учить сына грамоте. Вместе с сыном училась и мать  – она была неграмотна.  Скоро у Крыловых родился ещё один сын Лёвушка. Отец, как умел, следил за воспитанием сына Вани.  Он водил его на литературные вечера, которые устраивали семинаристы.  Ванюша слушал стихи местных поэтов, смотрел их пьесы, которые они сами  же разыгрывали. В этих пьесах они очень остроумно высмеивали  взяточничество, невежество, скучную жизнь в провинции (театра в Твери не  было). Как­то Андрей Прохорович с сыном были у богатого помещика Львова. Там  собралось много гостей. Ваня декламировал стихи, играл на скрипке,  изображал кого­то в небольшой пьеске. Гости удивлялись его  способностям и говорили, что его надо учить. Но учиться Крылову не довелось. Когда Ване исполнилось 9 лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни  денег, ни крепостных. Мать бросилась искать работу, бралась за всё, чтобы заработать, но денег всё  равно не хватало. Оставаться в Твери было невозможно, так как город был  провинциальный и просвета для Крыловых не предвиделось. И они приняли  решение ехать в Петербург. Зимой 1782 года Крылов с матерью и с братом приехали в Петербург,  и Ваня  (ему было 13 лет) поступил на службу. Став постарше, он любил, смешавшись с толпой, бродить по торговой  площади, любил качели, кулачные бои, прислушивался к говору людей.  Народная речь, пересыпанная пословицами и поговорками, ему особенно  нравилась и легко запоминалась. Как зачарованный,  ходил Крылов по улицам  Петербурга, по набережной Невы, с чувством волнения входил он первый раз  в театр. Он хорошо знал итальянский и французский языки (он  самостоятельно их изучил) и занимался переводами пьес для сцены, и поэтому театр был для него близок, казалось, втайне он уже был связан с ним – у него  была готова комическая опера в стихах «Кофейница»,  и в глубине души он  мечтал увидеть её когда­нибудь здесь на сцене. Опера не была поставлена, но  он был настойчив и продолжал создавать новые пьесы, стихи. Пьесы иногда  шли в театре, они нравились зрителям, но не нравились театральным цензорам, начальству, вернее не нравился автор – мелкий чиновник, который не умел  молчать, когда его оскорбляли, был остро насмешлив, не выносил барского к  себе отношения. Крылов понимал, что работать в театре ему не дадут. Он  пробовал издавать свой журнал, но не прошло и года, как журнал был закрыт. Шли годы,  Крылов продолжал трудиться, переводил стихи, басни. Однажды  он решил показать свои переводы баснописцу  Дмитриеву. Дмитриев пришёл в восторг от басен. «Это ваш род! Вы нашли его», ­ сказал он и отправил басни в журнал, где они были напечатаны в 1806 году.   Всё чаще Крылов думал о том, что Дмитриев прав, что басни – это действительно его род. Как много правды  о жизни, о людях можно сказать в таком маленьком стихотворном рассказе,  как басня. В журналах одна за другой стали появляться его басни: «Ворона и лисица»,  «Лягушка и вол», «Волк и ягнёнок» (это первые басни, которые были напечатаны). Через несколько лет вышла его первая книга, в которую вошли  23 басни. Крылову в это время было 46 лет. С этого пути он уже не  сворачивал до конца своей жизни. Он жил теперь постоянно в Петербурге.  Мать уже давно умерла, брат   вырос, стал офицером и служил в дальнем  гарнизоне. Время от времени Иван Андреевич получал от него  письма. После  издания книги  пришли  успех и признание.  В  жизни появилось какое­то  постоянство, достаток. Характер у И. А. Крылова скромный и неприхотливый,  хотя  и был И. А.  Крылов мудр и уже немолод, в  нём  навсегда осталось что­то мальчишеское.  Великий баснописец был удалец и упрямец. Однажды он увидел, как заезжий  индийский факир жонглирует шариками так, что они сливаются в светящийся  круг, поразился и решил тоже попробовать. Крылов отправился в магазин и  накупил там шариков,  объявив друзьям, что не выйдет из помещения до тех  пор, пока не научится этому фокусу. Две недели просидел взаперти. Но научился. И с таким же упорством он  работал над своими баснями, иногда, забыв обо всём, по нескольку суток  переделывая, перечёркивая. Учитель. Таков был Иван Андреевич Крылов, великий русский баснописец, в  молодые годы ­ смелый и непокорный бунтарь,  в зрелом возрасте вынужден  был притаиться, спрятать свои подлинные мысли и чувства под покровом  чудака и ленивца, «вполоткрыта» говоря горькую правду о жизни  в своих  баснях. В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова в ознаменование  50­летия его литературной деятельности. В своей речи Василий Андреевич   Жуковский, приветствуя баснописца, сказал: «Наш праздник, на который  собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда бы можно было  пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым  чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет...» Василий Андреевич  Жуковский охарактеризовал басни Крылова как «поэтические уроки  мудрости», «которые дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести: ибо они обратились в народные пословицы, а народные  пословицы живут с народами и их переживают». Прослужив в Петербурге в Публичной библиотеке около тридцати лет,  Крылов вышел в отставку в марте 1841 года, на 72­м году жизни. Он  поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Личность Ивана Андреевича Крылова была настолько яркой, неординарной,  загадочной, что о нем сочиняли анекдоты, рассказывали легенды. Многие  истории дошли до нас, потому что многократно повторялись и были широко  известны в литературных кругах. Давая оценку личности Ивана Андреевича Крылова, Константин Батюшков  сказал: «Этот человек ­ загадка, и великая». А Александр Сергеевич Пушкин  очень тонко заметил в Крылове «веселое лукавство ума». В этом мы уже  убедились и еще не раз убедимся. 4. Ребята, если вы внимательно слушали, то запомнили, что Крылов очень  любил театр. У нас сегодня тоже подготовлены театральные номера по басням И.А. Крылова. Предлагаем их вашему вниманию. Для того  чтобы настроиться на поэтический лад, послушаем басню «Мартышка и зеркало» в исполнении  мастеров художественного слова. Какова мораль этой басни? (Чем кумушек  считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться?) Чему учит эта  басня?  Выразительное чтение басен Крылова. «Ворона и Лисица», «Волк на  псарне»,  «Лисица и Виноград», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под  Дубом», «Стрекоза и Муравей»,  «Лебедь, Рак да Щука».  ­ Арбузова Вика; ­ Говердовская Наина;  ­ Серкина Полина; ­ Медведев Семён;  ­ Ковалёва Лейла; ­ Попова Вика;  Пчелинцев Егор. Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей». 5. Защита проекта « Иллюстраторы басен Крылова»(слайды 3­6) А)  Презентация. Представить известных иллюстраторов басен (Е. Рачев, А. Лаптев,  Г. Куприянов) (учитель знакомит с художниками­иллюстраторами). Б) Представить выставку детских рисунков «Басни дедушки Крылова» Васильева Анастасия Сажнев Андрей Кошелев Максим Церашкова Полина Фокина Наталья (каждый рассказывает, что изобразил на иллюстрации, и  читает отрывок из басни). «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом», «Чиж и Голубь», «Кукушка и Петух», «Слон и Моська», «Лисица и Лев»,  «Лебедь, Рак да Щука».   6.  Заключительное слово учителя. (Слайд 7). Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник  великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные  изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был  сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная  любовь! Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова? Учитель  . Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с    хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По­прежнему среди нас  Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе­музыканты Мартышка, Осел,  Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие­то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в  былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью,  скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что  нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.  Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):  Забавой он людей исправил,  Сметая с них пороков пыль;  Он баснями себя прославил,  И слава эта – наша быль.  И не забудут этой были,  Пока по­русски говорят,  Ее давно мы затвердили,  Её и внуки затвердят.  Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором? Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему? Урок окончен, всем ­ спасибо! Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его  произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что  Крылов по­прежнему безраздельно царствует в басенном мире. Рефлексия Довольны ли вы своей работой на уроке? Что важного было для вас на уроке? Было трудно…. ­Я выполнял(а) задания… ­Я понял(а), что… ­Теперь я могу… ­Я почувствовал(а), что…

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы

Конспект урока литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2019