Конспект урока литературы "К Паустовский. Кот-ворюга."
Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
28.08.2019
конспект урока литературы "К.Паустовский "Кот-ворюга" состоит из тренинга, сообщения библиотекаря о писателе, используются тренинги "Кубик Блума", дерево предсказаний, шесть шляп, ромашка, солнышко, используется презентация к уроку,заканчивается урок релексией след в следи и продолжением предложений что значит быть добрым для кого
открытый урок литературы 2018.docx
Тема занятия:
Ссылка:
Общие цели:
Результаты обучения.
К Паустовский. Котворюга.
Учебник:литература 4 класс.
Ормирование умения анализировать текст,
способствовать развитию критического мышления,
продолжить работу над ормированием осознанного
чтения
Научатся рассуждать над содержанием произведений;
Научатся синтезировать все полученные знания;
Ключевые идеи
Источники
Материалы и оборудование
Ход занятий № 55
Научатся анализировать, рассуждать, обобщать и
работать в паре
Научить детей анализировать текст
Книга, страница презентации
Компьютер, проектор, экран, презентация,
Врем
Этапы
я
проведени
40
я занятий
минут
Введение 2
мин.
Тренинг
Книжкин
а
выставка
30
мин.
6
ми
н
Кубик
«Блума
»
12 декабря
Действия преподавателя
Урок 55
1. урок начинается с приветствия участников
учебного процесса.
2 тренинг «Кувшин счастья»
Ребята, поднимите руки верх, образно представьте,
что вы держите над головой огромный кувшин, этот
кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом,
хорошим настроением, а сейчас вылейте его на
себя.
Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и
плодотворный урок
Действие учителя .
Рассказ библиотекаря
действия
учеников
Дети
выполняют
тренинг
Слайд №1
Слайд №2
Действие
учеников.
СЛАЙД
№3
Давайте вспомним биографию К. Паустовского
«Кубик». Вопросы на тему Биография К.
Паустовского. 1. Где родился Константин Георгиевич Паустовский
и
с кем провёл своё детство?
К. Паустовский родился в Москве. Годы детства
провёл с бабушкой и дедушкой на Украине.
2. Почему судьба Константина Георгиевича
Паустовского не была легкой и спокойной?
Был военным корреспондентом газеты 9ой армии
“Защитник Родины”. Был награжден медалью “За
отвагу”.
3. Какую светлую память о себе оставил
Константин Георгиевич Паустовский?
Такую светлую память о себе он оставил своими
произведениями. В Москве и Одессе есть музеи
Паустовского.
4. Почему он так часто менял профессии?
5. Какой была любимая тема писателя, и кто
становился главными героями в них?
Любимая тема писателя – тема природы. И часто
главными героями в них становятся животные.
6. Какими были герои произведений К.
Паустовского?
Все герои произведений были – добрые, чуткие,
отзывчивые люди, которые понимают и сердцем
чувствуют природу. Его рассказы полны мягкого
юмора, лиризма, теплоты.
2
ми
н
Словарна
я работа
Перед тем, как познакомимся с произведение,
проведём словарную работу (наглядно на доске
учитель открывает слово, а дети читают его
правильно и находят значение в учебнике).
Слайд№
4 В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их
правильно произносить и понимать.
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности,
ощущение безвыходности.
Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных
досок хвойных пород.
Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного
человека.
Кукан – веревка, на которую надевают пойманную
рыбу.
Заросли – частый кустарник, которым заросло
какоенибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно
пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины рыжеватое или белёсое пятно на
шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся
острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря
сознания, судороги).
13
ми
н
Знакомство с рассказом Котворюга.
Обратим внимание на название. Почему автор
назвал так свое произведение?
Дерево
предсказани
й
Слайд №
О ком пойдет речь?
Как вы думаете, по названию он будет отличаться
от других котов?
Почему он назвал кота – ворюга?
Главный герой рассказа Паустовского кот.
Подберите к слову “ворюга” синонимы.
(Вор, воришка, жулик и т.д.)
Почему автор остановился на слове “ворюга”?
(Хотел показать негативное отношение окружающих).
Дерево предсказаний
Составьте кластер, каким вы представляете себе
котаворюгу.
Сейчас вы послушаете произведение, после
скажите, к какому литературному жанру оно
относится и почему вы так решили.
Чтение рассказа с остановками.
Чтение первой части.
– Как характеризует кота автор?
– Какая сцена вызвала у вас улыбку?
– Почему он воровал?
Как вы думаете, поймают ли кота?
Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним
делать?»)
– Оправдались ли ваши прогнозы?
– Каким предстал перед вами кот, когда его
вытащили изпод дома?
Остановка во второй части.
– Как вы думаете, что сделают с котом?
Чтение второй части до конца.
– Оправдались ли ваши предположения?
– Почему герои отказались наказывать кота, а
просто решили дать ему поесть? (Вид кота вызвал
чувства жалости, сострадания.)
– Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот
исправится?
Чтение третьей части.
Давайте вернёмся к нашему кластеру, оцените
группу, которая, по вашему мнению, была близка к
версии автора?
(благородный, довольный, уверенный, весёлый,
важный, ласковый, мирный, кот хозяин, кот –
защитник).
Какой момент является завязкой? (Кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если
бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и
не поймали. Но так как он её украл, то начали
развиваться дальнейшие действия.)
Давайте определим кульминационный момент в
рассказе. (Поимка кота)
В чём заключается развязка в этом произведении?
(Кот начал совершать благородные поступки. Кота
переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы
показать необратимость происшедших перемен.)
К какому литературному жанру относится это
произведение?
Почему? (рассказ).
Кто увидел и рассказал эту историю?
(в ходе ответов дети приходят к выводу, что
рассказчик и автор одно лицо)
6
Слайд №
Работаем по исследованию текста.
Проведем работу по исследованию текста и дадим
характеристику кота по данному описанию. (на
столах у вас карточки: внешний вид, действия и
поступки, авторская оценка).
1 ( исследователь) внешний вид:
рыжий кот, разорвано ухо, отрублен кусок грязного
хвоста, дикие глаза, тощий, огненно – рыжий с
белыми подпалинами на животе.
Характеристика: (вывод)
Видно, что этот кот задира и забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, у него нет дома.
У нас он вызывает чувство жалости. Ведь это
человек довёл его до такого состояния.
2 ( исследователь) действия и поступки:
Обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу,
мясо, сметану и хлеб; разрыл жестяную банку с
червями, уронил колбасу, решился на «отчаянный
поступок», украл кусок ливерной колбасы, грозно
выл, противно выл, отчаянно упирался, вцепился
зубами в рыбешку, вцепился мертвой хваткой.
Характеристика по описанию: (вывод)
Если бы не знали, что это о коте, мы бы по
действиям (глаголы) сказали, что это делает
хулиган мальчишка,(олицетворение) т.е. на лицо
явное очеловечивание. Нам кот понравился, он
смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у
него нет, ведь ему же надо как – то жить.
3 ( исследователь) авторская оценка:
Кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и
бандит, «ворюга», грабёж средь бела дня,
бандитские проделки, босяцкие выходки, кот –
беспризорник.
Характеристика по описанию: (вывод)
Кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед
чем. Мы осуждаем его, но в то же время ощущаем
гордость за то, что он как – то ищет выход из своего
«голодного положения».
4 ( исследователь) описание дома:
– Найдите описание пейзажа. Какую роль играет он
в тексте? Почему К. Паустовский начал описывать
дом? Какая связь между котом и домом? Дом был маленький. Стоял в заброшенном, глухом
саду. К которому было тяжело добраться.
Что объединяет с котомворюгой: (вывод)
Дом такой же одинокий, никому не нужный,
никто за ним не ухаживает, стоит сам по себе.
«Солнышко» Ромашка
Простые вопросы. Какие изменения произошли в
поведении кота и как его назвали ребята?
Милиционер.
Уточняющие вопросы. Почему именно
милиционером назвали кота? (Кот был:
благородный, довольный, уверенный, весёлый,
важный, ласковый, мирный, кот хозяин, кот –
защитник).
Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
Почему именно за котом шла охота?
Творческие вопросы. Что было бы, если бы кота не
поймали? Продолжал воровать?
Оценочные вопросы. Хорошо ли, что мальчика
отказались наказать кота? А что могло бы
произойти, если его наказали? Изменился бы кот?
Практические вопросы. Как бы ты поступил на
месте кота?
Составление «Синквейна»
4
3 1. В первой строчке тема называется одним словом
(обычно существительным).
2. Вторая строчка это описание темы вдвух словах
(двумя прилагательными).
3. Третья строка это описание действия в рамках
этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка предложение из четырех слов,
раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка это синоним из одного слова,
который повторяет суть темы.
Напишите синквейн.
Рефлексия
3 мин.
оценивание учащихся
Итог
1 мин.
«След в след»
Корзина мыслей»
Какая проблема поставлена в рассказе?
В рассказе поставлена проблема борьбы добра и зла.
Зло можно остановить только добром.
Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное
добро (кот стал совершать благородные поступки, тем самым
благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.
Продолжить фразы:
Быть добрым это значит…
Быть добрым легко…..
Быть добрым тяжело….
Конспект урока литературы "К Паустовский. Кот-ворюга."
Конспект урока литературы "К Паустовский. Кот-ворюга."
Конспект урока литературы "К Паустовский. Кот-ворюга."
Конспект урока литературы "К Паустовский. Кот-ворюга."
Конспект урока литературы "К Паустовский. Кот-ворюга."
Конспект урока литературы "К Паустовский. Кот-ворюга."
Конспект урока литературы "К Паустовский. Кот-ворюга."
Конспект урока литературы "К Паустовский. Кот-ворюга."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.