Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Оценка 4.6

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
04.11.2017
Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" для обучающихся 11 класса поможет учителю в процессе обучения совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого, будет способствовать обогащению кругозора учащихся.Конспект урока литературы
11 класс Урок.docx
11 класс А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя» Цель: ознакомить учащихся с особенностями творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; показать, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению кругозора учащихся. Оборудование: презентация об А. А. Ахматовой, высказы- вания об А. А. Ахматовой (на доске). Прогнозируемые результаты: учащиеся выразительно читают стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; интерпретируют стихотво- рения; отмечают своеобразие лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой. ХОД УРОКА 1. Организационный этап 2. Актуализация опорных знаний Беседа Какие темы, образы, конфликты привлекают внимание А. А. Ахматовой в ранний период творчества (сборники «Вечер», «Чётки»)? Как изменялись тематика, настроения, ритмика в более поздних произведениях поэтессы? В чём своеобразие жанра и композиции поэмы «Реквием»? Что вам известно об истории создания поэмы? Какую роль играют в ней «Эпиграф», «Посвящение» и «Эпилог»? 1 III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель: - Война застала А. А. Ахматову в Ленинграде. Судьба её в это время по-прежнему складывалась тяжело: вторично аре- стованный сын находился в заключении, хлопоты по его освобождению ни к чему не приводили. Известная надежда на облегчение жизни возникла перед 1940 г., когда ей было разрешено собрать и издать книгу избранных произведений. Но А. А. Ахматова не могла включить в неё ни одного из стихотворений, напрямую касавшихся тягостных событий тех лет. В годы войны наряду с публицистическими стихами («Клят- ва», «Мужество» и др.) поэтесса пишет и несколько произведений более крупного плана, в которых она осмысливает всю историческую значимость революционного времени, вновь возвращается памятью к эпохе 1913 г. Творческим синтезом поэтического развития А. А. Ахматовой является «Поэма без героя», над которой она работала более двадцати лет (1940-1962). Личная судьба поэта и судьба её «поколения» получили здесь художественное освещение и оценку в свете исторической судьбы не только современников, но и её родины. IV. Работа по теме урока. Заслушивание сообщений учащихся по теме «Война в судьбе и поэзии Анны Ахматовой» Слово учителя — Во время Великой Отечественной войны А. А. Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 г. В годы войны тема Родины становится ведущей в её лирике. В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 г., судьба родной земли связывается с судьбой родного 2 языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова,— И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки! Во время войны на первый план выдвинулись общечеловече- ские ценности: жизнь, дом, семья, родина. Многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея стихотворения «Мужества» не сводится к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова,— вот ради чего народ совершает свой подвиг. Аналитическая беседа по стихотворению «Мужество» К чему призывает поэтесса своих соотечественников? Почему стихотворение имеет такое название — «Мужество»? Отчего поэт придаёт такое великое значение слову и родному языку? есть в этих стихотворениях? Обобщение учителя 3 — Творчество А. А. Ахматовой периода Великой Отечествен- ной войны оказалось во многом созвучным официальной советской литературе того времени. За героический пафос поэта поощряли: позволили выступить по радио, печатали в газетах и журналах, обещали издать сборник. А. А. Ахматова была в смятении, поняв, что «угодила» власти. В годы войны «культурным» героем ахматовской лирики ста- новится Петербург — Петроград — Ленинград, трагедию которого поэт переживает как глубоко личную. А. А. Ахматовой казалось, что войну она не переживёт. В эвакуации и после возвращения в Ленинград поэт пишет «Три осени» (1943) и «Есть три эпохи у воспоминаний.» (1945). Первое — трагические размышления об исходе жизни, второе — одно из самых мужественных и жестоких стихотворений ХХ в. — посвящено концу памяти. Страшнее смерти, по А. А. Ахматовой, может быть только забвение. Работа над идейно-художественным содержанием поэмы «Поэма без героя» 1) Рассказ учителя — «Поэма без героя» создавалась на протяжении многих лет. «Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом,— пишет о ней А. А. Ахматова,— в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав как вестника ещё осенью один небольшой отрывок. Я не звала её. Я даже не ждала её в тот холодный и тёмный день моей последней ленинградской зимы. В ту ночь я написала два куска первой части («1913 год») и «Посвящение». В начале января я почти неожиданно для себя написала «Решку», а в Ташкенте (в два приёма) — «Эпилог», ставший третьей частью поэмы, и сделала несколько существенных вставок в обе первые части. «Я посвящаю эту поэму памяти её первых слушателей — моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады. Их голоса я слышу и вспоминаю их отзывы теперь, когда читаю поэму вслух, и этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи» (А. А. Ахматова). 4 Это произведение — раздумья поэта о своей эпохе и своей судьбе, о прошлом и настоящем. Минувшее помогает Анне Андреевне осмыслить настоящее. Поэт погружается в глубины воспоминаний, она как бы вновь возвращает к жизни явления, события и чувства, которые ушли в прошлое. Память для поэта — это непрерывная жизнь души, но часто воскреснувшее прошлое несёт в себе и внутренний драматизм, сожаление о несбывшемся, о невосполнимых потерях, к которым сердце не может быть равнодушным. Аналитическая беседа А. А. Ахматова в одном из писем утверждала: «Тем же, кто не знает некоторые «петербургские обстоятельства», поэма будет непонятна и неинтересна». О каких «петербургских обсто- ятельствах» идёт речь? Какие реальные события и лица стали поводом для лирических раздумий героини поэмы? В чём своеобразие замысла «Поэмы без героя», её жанра и композиции? Каким предстаёт Серебряный век в «Поэме без героя»? Какие строки поэмы, на ваш взгляд, особенно ярко характеризуют «серебряный век»? Как вы объясните смысл названия «Поэма без героя»? Как ре- шается в поэме проблема героя? Проблемный вопрос Современный исследователь Р. Д. Тименчик важнейшими темами «Поэмы без героя» называет «познание» и «самопознание». Какие фрагменты и образы в поэме подтверждают данное суждение? Как связаны с авторским замыслом «Поэмы без героя» цитаты из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Выводы В “Поэме без героя” можно выделить несколько сквозных тем, связанных между собой идейно и композициозно: 5 1) вина (грехи) поколения - возмездие за них (неё) - покаяние - искупление; Судейкина и Вс.Князев; 2) личные грехи лирической героини и её богемного окружения и в той же цепи - мотив двойничества (“двойник- грешница” и “двойник-искупитель”); 3) отражение грехов жителей на судьбе города, в особенности грехов петербургской богемы начала века; 4) связь судьбы поколения, личной судьбы героини и судьбы города с исторической судьбой России (отступничество от традиционных ценностей - возмездие в лице катаклизмов ХХ века - искупление страданиями эпохи репрессий и Великой Отечественной войны - возвращение через эти страдания к прежним ценностям, что должно привести к спасению России. — «Поэма без героя» кончается на самом тяжёлом времени войны. Воскресив в её начальной главе далёкий 1913 г., осознав и запечатлев, как всегда, бескомпромиссно и сурово, внутренние повороты своей жизни, Ахматова пришла в «Эпилоге» к великому и нетленному образу Родины, вновь стоящей на самом переломе двух грандиозных эпох. Поэма как начиналась, так и кончается трагедийно, но трагедийность «Эпилога» существенно отличается от самой атмосферы «Петербургской повести». В «1913 годе» героиня, вовлекаемая в хоровод призраков, нередко находилась на грани трагической опустошённости. Видения прошлого вызывали у неё сознание трагической вины, как бы сопреступления, соучастия в некоей общей драме, где она тоже сыграла свою — и немаловажную — роль. В «Эпилоге» автор, не забывая о прошлых и тяжких для души наслоениях времён, целиком отдаётся сегодняшнему дню. Заботы и треволнения, новая, на этот раз всеобщая и потому несравненно более серьёзная, народная беда волнуют А. А. Ахматову в чрезвычайной степени. Заслушивание сообщения учащихся «Конец творческого пути. Итоги жизни А. А. Ахматовой» 6 V. Рефлексия. Подведение итогов урока Заключительное слово учителя — Трудным и сложным был путь Анны Андреевны Ахматовой. Начав с акмеизма, но оказавшись уже и тогда значительно шире этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой и тяжёлой жизни к реалистичности и историзму. - Что запомнилось вам из её творчества, какие уроки можно извлечь из её произведений? М. Шагинян писала, что «Ахматова умеет быть потрясающе народной без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи. Изысканная петербуржанка, питомица когда-то модного акмеизма, — она таит под этой личиною чудеснейшую, простейшую, простонародную лирику» VI. Домашнее задание Творческое задание: подготовить развёрнутый письменный ответ на вопрос: «Что открыла мне поэзия А. А. Ахматовой?» 7

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017