Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
04.11.2017
Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" для обучающихся 11 класса поможет учителю в процессе обучения совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого, будет способствовать обогащению кругозора учащихся.Конспект урока литературы
11 класс Урок.docx
11 класс А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог
жизни и творчества. «Поэма без героя»
Цель: ознакомить учащихся с особенностями творчества А. А.
Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в
послевоенные годы; показать, как история страны
преломляется и отражается в её творчестве;
совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации
лирического произведения как художественного целого;
способствовать обогащению кругозора учащихся.
Оборудование: презентация об А. А. Ахматовой, высказы-
вания об А. А. Ахматовой (на доске).
Прогнозируемые результаты: учащиеся выразительно читают
стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая
глубину и богатство лирического содержания; отмечают
достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы
творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной
войны и в послевоенные годы; интерпретируют стихотво-
рения; отмечают своеобразие лирической героини в поэзии А.
А. Ахматовой.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний
Беседа
Какие темы, образы, конфликты привлекают внимание А. А.
Ахматовой в ранний период творчества (сборники «Вечер»,
«Чётки»)?
Как изменялись тематика, настроения, ритмика в более
поздних произведениях поэтессы?
В чём своеобразие жанра и композиции поэмы «Реквием»?
Что вам известно об истории создания поэмы?
Какую роль играют в ней «Эпиграф», «Посвящение» и
«Эпилог»?
1 III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности
Учитель:
- Война застала А. А. Ахматову в Ленинграде. Судьба её в это
время по-прежнему складывалась тяжело: вторично аре-
стованный сын находился в заключении, хлопоты по его
освобождению ни к чему не приводили. Известная надежда
на облегчение жизни возникла перед 1940 г., когда ей было
разрешено собрать и издать книгу избранных произведений.
Но А. А. Ахматова не могла включить в неё ни одного из
стихотворений, напрямую касавшихся тягостных событий тех
лет.
В годы войны наряду с публицистическими стихами («Клят-
ва», «Мужество» и др.) поэтесса пишет и несколько
произведений более крупного плана, в которых она
осмысливает всю историческую значимость революционного
времени, вновь возвращается памятью к эпохе 1913 г.
Творческим синтезом поэтического развития А. А.
Ахматовой является «Поэма без героя», над которой она
работала более двадцати лет (1940-1962). Личная
судьба поэта и судьба её «поколения» получили здесь
художественное освещение и оценку в свете
исторической судьбы не только современников, но и её
родины.
IV. Работа по теме урока.
Заслушивание сообщений учащихся по теме
«Война в судьбе и поэзии Анны Ахматовой»
Слово учителя
— Во время Великой Отечественной войны А. А. Ахматова
была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944
г. В годы войны тема Родины становится ведущей в её
лирике. В стихотворении «Мужество», написанном в феврале
1942 г., судьба родной земли связывается с судьбой родного
2 языка, родного слова, которое служит символическим
воплощение духовного начала России:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,—
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Во время войны на первый план выдвинулись общечеловече-
ские ценности: жизнь, дом, семья, родина. Многие считали
невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма.
Так что идея стихотворения «Мужества» не сводится к
патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в
свободу русского слова,— вот ради чего народ совершает
свой подвиг.
Аналитическая беседа по стихотворению «Мужество»
К чему призывает поэтесса своих соотечественников?
Почему стихотворение имеет такое название — «Мужество»?
Отчего поэт придаёт такое великое значение слову и
родному
языку?
есть в этих стихотворениях?
Обобщение учителя
3 — Творчество А. А. Ахматовой периода Великой Отечествен-
ной войны оказалось во многом созвучным официальной
советской литературе того времени. За героический пафос
поэта поощряли: позволили выступить по радио, печатали в
газетах и журналах, обещали издать сборник. А. А. Ахматова
была в смятении, поняв, что «угодила» власти.
В годы войны «культурным» героем ахматовской лирики ста-
новится Петербург — Петроград — Ленинград, трагедию
которого поэт переживает как глубоко личную. А. А.
Ахматовой казалось, что войну она не переживёт. В
эвакуации и после возвращения в Ленинград поэт пишет
«Три осени» (1943) и «Есть три эпохи у воспоминаний.»
(1945). Первое — трагические размышления об исходе жизни,
второе — одно из самых мужественных и жестоких
стихотворений ХХ в. — посвящено концу памяти. Страшнее
смерти, по А. А. Ахматовой, может быть только забвение.
Работа над идейно-художественным содержанием
поэмы
«Поэма без героя»
1) Рассказ учителя
— «Поэма без героя» создавалась на протяжении многих лет.
«Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом,— пишет о
ней А. А. Ахматова,— в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав
как вестника ещё осенью один небольшой отрывок. Я не
звала её. Я даже не ждала её в тот холодный и тёмный день
моей последней ленинградской зимы. В ту ночь я написала
два куска первой части («1913 год») и «Посвящение». В
начале января я почти неожиданно для себя написала
«Решку», а в Ташкенте (в два приёма) — «Эпилог», ставший
третьей частью поэмы, и сделала несколько существенных
вставок в обе первые части. «Я посвящаю эту поэму памяти
её первых слушателей — моих друзей и сограждан, погибших
в Ленинграде во время осады. Их голоса я слышу и
вспоминаю их отзывы теперь, когда читаю поэму вслух, и
этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой
вещи» (А. А. Ахматова).
4 Это произведение — раздумья поэта о своей эпохе и своей
судьбе, о прошлом и настоящем. Минувшее помогает Анне
Андреевне осмыслить настоящее. Поэт погружается в
глубины воспоминаний, она как бы вновь возвращает к
жизни явления, события и чувства, которые ушли в прошлое.
Память для поэта — это непрерывная жизнь души, но часто
воскреснувшее прошлое несёт в себе и внутренний
драматизм, сожаление о несбывшемся, о невосполнимых
потерях, к которым сердце не может быть равнодушным.
Аналитическая беседа
А. А. Ахматова в одном из писем утверждала: «Тем же,
кто не знает некоторые «петербургские
обстоятельства», поэма будет непонятна и
неинтересна». О каких «петербургских обсто-
ятельствах» идёт речь? Какие реальные события и лица
стали поводом для лирических раздумий героини
поэмы?
В чём своеобразие замысла «Поэмы без героя», её жанра и
композиции?
Каким предстаёт Серебряный век в «Поэме без героя»? Какие
строки поэмы, на ваш взгляд, особенно ярко характеризуют
«серебряный век»?
Как вы объясните смысл названия «Поэма без героя»? Как ре-
шается в поэме проблема героя?
Проблемный вопрос
Современный исследователь Р. Д. Тименчик важнейшими
темами «Поэмы без героя» называет «познание» и
«самопознание». Какие фрагменты и образы в поэме
подтверждают данное суждение? Как связаны с авторским
замыслом «Поэмы без героя» цитаты из романа А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»?
Выводы
В “Поэме без героя” можно выделить несколько сквозных
тем, связанных между собой идейно и композициозно:
5 1) вина (грехи) поколения - возмездие за них (неё) -
покаяние - искупление; Судейкина и Вс.Князев;
2) личные грехи лирической героини и её богемного
окружения и в той же цепи - мотив двойничества (“двойник-
грешница” и “двойник-искупитель”);
3) отражение грехов жителей на судьбе города, в
особенности грехов петербургской богемы начала века;
4) связь судьбы поколения, личной судьбы героини и судьбы
города с исторической судьбой России (отступничество от
традиционных ценностей - возмездие в лице катаклизмов ХХ
века - искупление страданиями эпохи репрессий и Великой
Отечественной войны - возвращение через эти страдания к
прежним ценностям, что должно привести к спасению
России.
— «Поэма без героя» кончается на самом тяжёлом времени
войны. Воскресив в её начальной главе далёкий 1913 г.,
осознав и запечатлев, как всегда, бескомпромиссно и сурово,
внутренние повороты своей жизни, Ахматова пришла в
«Эпилоге» к великому и нетленному образу Родины, вновь
стоящей на самом переломе двух грандиозных эпох. Поэма
как начиналась, так и кончается трагедийно, но
трагедийность «Эпилога» существенно отличается от самой
атмосферы «Петербургской повести». В «1913 годе» героиня,
вовлекаемая в хоровод призраков, нередко находилась на
грани трагической опустошённости. Видения прошлого
вызывали у неё сознание трагической вины, как бы
сопреступления, соучастия в некоей общей драме, где она
тоже сыграла свою — и немаловажную — роль.
В «Эпилоге» автор, не забывая о прошлых и тяжких для души
наслоениях времён, целиком отдаётся сегодняшнему дню.
Заботы и треволнения, новая, на этот раз всеобщая и потому
несравненно более серьёзная, народная беда волнуют А. А.
Ахматову в чрезвычайной степени. Заслушивание сообщения
учащихся «Конец творческого пути. Итоги жизни А. А.
Ахматовой»
6 V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
— Трудным и сложным был путь Анны Андреевны Ахматовой.
Начав с акмеизма, но оказавшись уже и тогда значительно
шире этого довольно узкого направления, она пришла в
течение своей долгой и тяжёлой жизни к реалистичности и
историзму.
- Что запомнилось вам из её творчества, какие уроки можно
извлечь из её произведений?
М. Шагинян писала, что «Ахматова умеет быть
потрясающе народной без фальши, с суровой простотой
и с бесценной скупостью речи. Изысканная
петербуржанка, питомица когда-то модного акмеизма,
— она таит под этой личиною чудеснейшую,
простейшую, простонародную лирику»
VI. Домашнее задание
Творческое задание: подготовить развёрнутый письменный
ответ на вопрос: «Что открыла мне поэзия А. А. Ахматовой?»
7
Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Конспект урока литературы на тему "А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.