Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Оценка 5

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
04.03.2018
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Разработка урока литературы по программе В.Я.Коровиной. Данный конспект имеет приложение (приводятся стихотворения авторов). Это сценарный план урока по ФГОС для обучающихся 7 класса. Для каждого ученика есть опорный лист. это урок-мастерская ценностных ориентаций. Планируемые результаты обучения в конспекте урока имеются.Это конспект урока литературы в 7 классе на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла".
урок кукла.docx
МБОУ «Колонтаевская СОШ» Курская область Льговский район Урок­мастерская ценностных ориентаций ( по рассказу Носова Е.И. «Кукла») 7 класс Учитель русского языка и литературы Курбатова Галина Николаевна 1 2018 год 2 Цели урока:  Создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения учащихся к собственной жизни;  Формирование   в   детях   доброго   отношения   к   человеку,   к   продукту человеческого труда;  Развивать   эмоции,   воображение   учащихся,   активизировать   познавательный интерес;  Учить ребят работать в группе, умеющей уважать мнение других, чувствовать и слышать собеседника. Планируемые результаты обучения: Предметные: познакомятся с рассказами Е. И. Носова, которые напоминают людям о заботливом   отношении   к   природе,   о   губительности   пошлости   в   жизни,   об   истинных   и мнимых ценностях. Метапредметные   (критерии   сформированности/оценки   компонентов универсальных учебных действий – УУД):   познавательные:  ориентироваться   в  справочной   литературе;   отвечать  на   вопросы учителя;   сравнивать   и   делать   выводы;   находить,   анализировать   и   использовать   в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета;   регулятивные:  принимать   и   сохранять   учебные   задачи   урока;   оценивать   свои достижения на уроке;   коммуникативные:  владеть   умениями   вести   диалог,   работать   индивидуально   и участвовать   в   работе   группы,   класса;   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с задачей   коммуникации   для   выражения   своих   чувств   и   мыслей;   владеть   навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Личностные:  осознавать   эстетическую   ценность   русской   литературы;   проявлять познавательный   интерес   к   изучению   предмета,   уважительное   отношение   к   русской литературе. М е т о д и ч е с к и е  п р и е м ы : работа с текстом, аналитическая беседа. 1. Слово учителя. С ц е н а р и й   у р о к а ­ Здравствуйте, ребята! Нам сегодня предстоит очень серьезная, взрослая работа на уроке, и поэтому мне хотелось отправиться в детство… 3 (Психологический настрой на урок: звучит отрывок из песни «Куда уходит детство?») 2. Тема урока, цель, задачи. Учитель: ­ Какие ассоциации, воспоминания вызвало у вас это стихотворение и песня? Запишите их к слову КУКЛА. Чтение стихотворения Л.Рубальской «Мы – куклы». Ученица держит куклу в руках. (Обучающиеся   записывают   свои   ассоциации   в   тетради,   а   также   на   листах   бумаги, комментируют их, прикрепляя на доске). Приём «Кластер». Учитель: ­ Но… сегодня мы поговорим о другой кукле, и темой нашего урока станут слова главного героя рассказа Носова Е.И., перевозчика Акимыча: «Многое притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…» (Ученики записывают тему урока в тетрадь). Учитель: ­Не   возникло   ли   у   вас   чувство   некого   противоречия   между   тем,   какие   ассоциации возникают у человека при виде куклы, и тем, о чем мы прочли в рассказе Носова Е.И.. какова   будет   цель   нашего   урока?   (Обучающиеся   формулируют   цель   урока,   задачи, задумываются об итогах урока). 3. Слово учителя. ­Чем же так привлекательны игрушки? В чем их смысл? (Опора на личный опыт).  Обсудите этот вопрос в группах, сделайте краткие записи.  А вот вам еще одно мнение. Мнение поэта Евгения Евтушенко, выраженное через стихотворение «Сказка о русской игрушке». (Чтение стихотворения).  В   чем   же   видит   смысл   игрушки   (ваньки­встаньки)   Е.Евтушенко? посовещавшись в группе, запишите мнение. 4.Сообщение учеников о куклах. Слово учителя. ­Ребята, вашим домашним заданием было поискать интересный материал о куклах. Давайте послушаем, что вы нашли. (Сообщения ребят о кукле, ее роли в жизни людей в разные времена). Обсудите и обобщите услышанное в группах, сделайте выводы. ­ Чем же привлекательна кукла? 4 ­ Суть этой игрушки? ­ Ее назначение? ­ Что объединяет кукол всех времен и народов? (Среди прочих ответов: «Куклы похожи на людей». «…Да ведь облик­то человеческий…») 5. Работа с опорой на рассказ «Кукла». Учитель: ­Многие писатели, поэты использовали образ куклы в своих произведениях. «Кукла» ­ назвал свой рассказ и Е.И.Носов. Дома вы познакомились с этим небольшим, но очень объемным по количеству затронутых в нем   проблем   произведением.   Помимо   прочих   вопросов,   о   которых   мы   обязательно поговорим   на   нашем   следующем   занятии,   тема   куклы   здесь   является   ведущей.   Автор, назвавший вначале свой рассказ «Акимыч», по имени главного героя, меняет название. Учитель: ­Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках). Учитель: ­Прочитайте описание куклы, лежащей в кювете. (В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги.   Большая   и   все   еще   миловидная   лицом,   с   легкой,   едва   обозначенной   улыбкой   на припухлых  по­детски  губах.  Но  светлые  шелковистые  волосы  на голове  были  местами обожжены,   глаза   выдавлены,   а   на   месте   носа   зияла   дыра,   прожженная,   должно   быть, сигаретой. Кто­то сорвал с нее платье, а голенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой. Работа в группе Карточка для работы в группе Какие мысли, чувства вызывает у вас кукла? Какие   чувства   испытывает   Акимыч   и почему?   Почему   он   именно   «хоронит» куклу? 5 Учитель: ­ У поэта К.Случевского тоже есть стихотворение «Кукла». Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала… Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, Руки раскинула, ясные очи закрыла… На человека ты, кукла, вполне походила! ­ На человека… Сравните рассказ и стихотворение. (Обсуждение в группах). (Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия   можно   считать   неосознанными.   В   рассказе   Носова   над   куклой   надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения). Работа в группе. Карточка Можно ли сказать, что произошло преступление? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6 _____________________________________________________________________________ Сколько в рассказе виновников этого преступления, зла? Аргументируйте свое решение. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Слово учителя. ­ Ребята, давайте вместе с вами откроем словарь литературоведческих терминов и найдем определение слова «равнодушие». «Равнодушие –это молчаливое согласие на зло». ­Вы вслед за Акимычем вините и тех, кто проходит мимо такого зла. А что же надо делать в такой ситуации? (Работа в группе). _Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов свои рассказом? (Не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости). Польский писатель Бруно Ясенски сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он   может   убить.   Не   бойся   друга   своего,   в   худшем   случае   он   может   предать.   Бойся равнодушных,   они   не   убивают   и   не   предают,   но   только   с   их   молчаливого   согласия существуют на земле предательство и убийство». Многое можно увидеть, почувствовать только сердцем, душой. И я хочу пожелать, чтобы вы никогда не оставались равнодушными, чтобы ваши души, ваши сердца не ослепли и не оглохли к чужой боли, к несправедливости. Рефлексия. Завершая занятие, вспомните свои чувства, ощущения, мысли и выполните задание: дайте нашему занятию название (тему), запишите. Сообщите свое название. В том числе и «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек? Домашнее задание. Нарисуйте обложку к книге Носова Е.И. «Кукла». Напишите письмо людям от имени куклы. 7 Стихотворения о куклах Приложение Лариса Рубальская Фея знала свое дело, И, летая в небесах, Днем и ночью, то и дело Совершая чудеса. Фея кукол создавала, Мастерила, колдовала, Всё чего она касалась, Оживало, просыпалось. И в ее руках послушно, Обретали куклы души. Ведь у кукол судьбы тоже, С человеческими схожи. А потом свои трофеи Раздавала людям фея. Потому что это средство, Чтобы вечно помнить детство. Вероника Тушнова  КУКЛА  Много нынче в памяти потухло, а живет безделица, пустяк: девочкой потерянная кукла на железных скрещенных путях. 8 Над платформой пар от паровозов низко плыл, в равнину уходя... Теплый дождь шушукался в березах, но никто не замечал дождя. Эшелоны шли тогда к востоку, молча шли, без света и воды, полные внезапной и жестокой, горькой человеческой беды. Девочка кричала и просила и рвалась из материнских рук,— показалась ей такой красивой и желанной эта кукла вдруг. Но никто не подал ей игрушки, и толпа, к посадке торопясь, куклу затоптала у теплушки в жидкую струящуюся грязь. Маленькая смерти не поверит,                                                Некуда от странной мысли  деться:               и разлуки не поймет она...                                                             это не игрушка, не пустяк,—  Так хоть этой крохотной потерей                                            это, может быть, обломок  детства дотянулась до нее война.                                                         на железных скрещенных путях. 9 Опорный лист Кластер Кукла Тема урока_______________________________________________________________ «Моей   неизменной   темой   по­прежнему   остается   жизнь   простого   деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию». Е.И.Носов   Вывод по уроку:________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Продолжите, пожалуйста, предложения: 1. Самое главное в жизни…. 10 2. Нельзя прожить без… 3. На уроке я задумался о… 4. В конце урока я хочу поделиться своими чувствами… 11

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)

Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018