Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
04.03.2018
Разработка урока литературы по программе В.Я.Коровиной. Данный конспект имеет приложение (приводятся стихотворения авторов). Это сценарный план урока по ФГОС для обучающихся 7 класса. Для каждого ученика есть опорный лист. это урок-мастерская ценностных ориентаций. Планируемые результаты обучения в конспекте урока имеются.Это конспект урока литературы в 7 классе на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла".
урок кукла.docx
МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Курская область Льговский район
Урокмастерская ценностных ориентаций
( по рассказу Носова Е.И. «Кукла»)
7 класс
Учитель русского языка и литературы
Курбатова Галина Николаевна
1 2018 год
2 Цели урока:
Создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного
отношения учащихся к собственной жизни;
Формирование в детях доброго отношения к человеку, к продукту
человеческого труда;
Развивать эмоции, воображение учащихся, активизировать познавательный
интерес;
Учить ребят работать в группе, умеющей уважать мнение других, чувствовать
и слышать собеседника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с рассказами Е. И. Носова, которые напоминают людям о
заботливом отношении к природе, о губительности пошлости в жизни, об истинных и
мнимых ценностях.
Метапредметные
(критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы
учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать и использовать в
самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников,
ресурсов Интернета;
регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои
достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и
участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками
конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять
познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской
литературе.
М е т о д и ч е с к и е п р и е м ы : работа с текстом, аналитическая беседа.
1. Слово учителя.
С ц е н а р и й у р о к а
Здравствуйте, ребята! Нам сегодня предстоит очень серьезная, взрослая работа на уроке,
и поэтому мне хотелось отправиться в детство…
3 (Психологический настрой на урок: звучит отрывок из песни «Куда уходит детство?»)
2. Тема урока, цель, задачи.
Учитель:
Какие ассоциации, воспоминания вызвало у вас это стихотворение и песня? Запишите их
к слову КУКЛА.
Чтение стихотворения Л.Рубальской «Мы – куклы». Ученица держит куклу в руках.
(Обучающиеся записывают свои ассоциации в тетради, а также на листах бумаги,
комментируют их, прикрепляя на доске). Приём «Кластер».
Учитель:
Но… сегодня мы поговорим о другой кукле, и темой нашего урока станут слова главного
героя рассказа Носова Е.И., перевозчика Акимыча: «Многое притерпелись к худу и не
видят, как сами худое творят…»
(Ученики записывают тему урока в тетрадь).
Учитель:
Не возникло ли у вас чувство некого противоречия между тем, какие ассоциации
возникают у человека при виде куклы, и тем, о чем мы прочли в рассказе Носова Е.И..
какова будет цель нашего урока? (Обучающиеся формулируют цель урока, задачи,
задумываются об итогах урока).
3. Слово учителя.
Чем же так привлекательны игрушки? В чем их смысл? (Опора на личный опыт).
Обсудите этот вопрос в группах, сделайте краткие записи.
А вот вам еще одно мнение. Мнение поэта Евгения Евтушенко, выраженное
через стихотворение «Сказка о русской игрушке». (Чтение стихотворения).
В чем же видит смысл игрушки (ванькивстаньки) Е.Евтушенко?
посовещавшись в группе, запишите мнение.
4.Сообщение учеников о куклах.
Слово учителя.
Ребята, вашим домашним заданием было поискать интересный материал о куклах. Давайте
послушаем, что вы нашли. (Сообщения ребят о кукле, ее роли в жизни людей в разные
времена).
Обсудите и обобщите услышанное в группах, сделайте выводы.
Чем же привлекательна кукла?
4 Суть этой игрушки?
Ее назначение?
Что объединяет кукол всех времен и народов? (Среди прочих ответов: «Куклы похожи на
людей». «…Да ведь обликто человеческий…»)
5. Работа с опорой на рассказ «Кукла».
Учитель:
Многие писатели, поэты использовали образ куклы в своих произведениях.
«Кукла» назвал свой рассказ и Е.И.Носов.
Дома вы познакомились с этим небольшим, но очень объемным по количеству затронутых в
нем проблем произведением. Помимо прочих вопросов, о которых мы обязательно
поговорим на нашем следующем занятии, тема куклы здесь является ведущей. Автор,
назвавший вначале свой рассказ «Акимыч», по имени главного героя, меняет название.
Учитель:
Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем,
стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).
Учитель:
Прочитайте описание куклы, лежащей в кювете.
(В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и
ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на
припухлых подетски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами
обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть,
сигаретой. Ктото сорвал с нее платье, а голенькие трусики сдернул до самых башмаков, и
то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.
Работа в группе
Карточка для работы в группе
Какие мысли, чувства вызывает у вас кукла? Какие чувства испытывает Акимыч и
почему? Почему он именно «хоронит»
куклу?
5 Учитель:
У поэта К.Случевского тоже есть стихотворение «Кукла».
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла…
На человека ты, кукла, вполне походила!
На человека… Сравните рассказ и стихотворение. (Обсуждение в группах).
(Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной
кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его
действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались
взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения).
Работа в группе.
Карточка
Можно ли сказать, что произошло преступление?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6 _____________________________________________________________________________
Сколько в рассказе виновников этого преступления, зла? Аргументируйте свое решение.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Слово учителя.
Ребята, давайте вместе с вами откроем словарь литературоведческих терминов и
найдем определение слова «равнодушие». «Равнодушие –это молчаливое согласие на зло».
Вы вслед за Акимычем вините и тех, кто проходит мимо такого зла. А что же надо
делать в такой ситуации? (Работа в группе).
_Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов свои
рассказом? (Не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости).
Польский писатель Бруно Ясенски сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае
он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся
равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия
существуют на земле предательство и убийство».
Многое можно увидеть, почувствовать только сердцем, душой. И я хочу пожелать,
чтобы вы никогда не оставались равнодушными, чтобы ваши души, ваши сердца не ослепли
и не оглохли к чужой боли, к несправедливости.
Рефлексия.
Завершая занятие, вспомните свои чувства, ощущения, мысли и выполните задание:
дайте нашему занятию название (тему), запишите.
Сообщите свое название. В том числе и «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой
же ты человек?
Домашнее задание.
Нарисуйте обложку к книге Носова Е.И. «Кукла».
Напишите письмо людям от имени куклы.
7 Стихотворения о куклах
Приложение
Лариса Рубальская
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
Вероника Тушнова
КУКЛА
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
8 Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя...
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит, Некуда от странной мысли
деться:
и разлуки не поймет она... это не игрушка, не пустяк,—
Так хоть этой крохотной потерей это, может быть, обломок
детства
дотянулась до нее война. на железных скрещенных путях.
9 Опорный лист
Кластер
Кукла
Тема урока_______________________________________________________________
«Моей неизменной темой попрежнему остается жизнь простого деревенского
человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному
бытию». Е.И.Носов
Вывод
по
уроку:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Продолжите, пожалуйста, предложения:
1. Самое главное в жизни….
10 2. Нельзя прожить без…
3. На уроке я задумался о…
4. В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…
11
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Конспект урока литературы на тему: "Е.И.Носов. Рассказ "Кукла" (7 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.