Конспект урока литературы на тему "Гроза 12 года настала..."(10 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы разработан по роману Л.Н.Толстого "Война и мир". Посвящен Отечественной войне 1812 года. На протяжении всего урока рассматриваются и анализируются 4 версии ответа на поставленный вопрос: "Кто помог России выиграть эту войну с Наполеоном?" Учащиеся рассказывают о роли военачальников, патриотизме народа, суровых зимних условиях и "божеской "милости. К проведению данного урока учителем планируется большая подготовительная работа: сообщения отдельных ребят по заданным темам; работа с таблицей в тетради по страницам романа; подбор видеоматериалов к отдельным фрагментам урока;разработка урока литературы в 10 классе
Иконка файла материала откр.урок по литературе в 10 кл..docx
Урок литературы в 10 классе. Тема"Гроза 12­го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и  историческим материалам) Тип урока – урок усвоения новых знаний Цели:     показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе  Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать  выводы; проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю;  раскрыть их слабость и силу; развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к  архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о  храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину. Оборудование:   роман Л. Толстого “Война и мир” (3, 4 тома), иллюстрации к роману;  мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;    схема­тезисы “Бородино” содержания 3 тома романа; карта и схема сражения “Бородинская битва”; таблицы. Опережающее задание: работа в группах при составлении таблицы  о целях, подготовке и ходе  сражения; индивидуальные задания в парах. Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам,  заполнение таблицы, работа в группах, индивидуальные задания. Эпиграф: Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог? А.С. Пушкин.                                                              Ход  урока  I. Мобилизующий этап. 1. Слово учителя.­ Мы продолжаем работу над одним из лучших произведений Л.Толстого «Война и мир». На прошлых  уроках мы убедились, что круг проблем романа очень широк. В нем освещены психологические,  социальные, исторические, нравственные проблемы России 19 века. Здесь и любовь, и предательство,  и поиск смысла жизни, и разочарование в ней и многое другое. 2. Выявление проблемы, постановка целей и задач урока. Формулирование темы. ­ Я думаю, все, кто прочитал роман полностью, не мог не обратить внимание на его композицию. ­ Чему посвящены события, описанные в 1 томе? ­ События 2 тома? ­ Какому историческому событию посвящены почти два тома романа? (Отечественной войне 1812  года) ­ Именно об этой войне мы сегодня и будем говорить. Запись темы урока в тетради. ­ Странно, но тема войны актуальна для нас и сегодня. ­ А что для вас означает слово «война»? С какими словами и понятиями ассоциируется? (Ответы уч­ ся) ­ Вернемся к событиям в романе. Между кем была Отечественная война 1812 года? (портреты Александра 1 и Наполеона) ­ Почему это война названа  Отечественной?  Отечественная война – это характер войны, когда на  защиту родной земли встает все Отечество) А.С.Пушкин  писал об этом событии так: Гроза двенадцатого года  Настала. Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?  ­ Слова великого поэта  станут эпиграфом нашего сегодняшнего урока. Запись эпиграфа в тетрадь. 3. Работа с эпиграфом урока Учитель: А.С. Пушкин события 1812 называет “грозой”. Гроза двенадцатого года настала… Как вы  думаете, почему? ­ Найдите и прочитайте, как Л.Н.Толстой описывает начало войны. (т.3.ч.1 –начало) ­ Что с точки зрения Толстого явилось причиной свершения этого исторического события? (т.3.ч.1.) ­ Вернемся к строчкам эпиграфа. Гроза двенадцатого года настала, Кто тут нам помог? ­ Как вы понимаете смысл этих строк? (Русский народ выиграл эту войну. Поэт размышляет, кто помог России одержать победу над  французами: патриотизм народа, погодные условия, роль военачальников или божья помощь?) ­ Проблема выявлена. Задача нашего урока – выяснить (на основании романа), кто же все­таки больше всего помог России одержать победу в этой войне? Поэт предлагает нам 4 версии ответа на  поставленный  вопрос. Какой версии придерживаетесь вы? (Ответы учащихся)II. Самоопределение учащихся на основе антиципации. 1. Работа в группах. Проверка домашнего задания. Учитель.   – В условиях начавшейся войны  для Наполеона стадо неожиданным полное отступление русской  армии. ­ Давайте вспомним, каковы были планы Наполеона? (12 июня 1812 г. французская армия общей численностью 650 тыс. человек перешла границы России.  Ей противостояли 3 русские армии общей численностью 590 тыс. человек. Наполеон был уверен в  своей победе. Он хотел навязать русским генеральное сражение вблизи границы и разгромить их.  После этого можно было заключить выгодный мир и обратить все силы на борьбу с Англией. Однако  план Наполеона сразу же начал давать сбои. Русские армии, не вступая в генеральное сражение,  организованно отступали вглубь страны. Они отходили на восток, уничтожая все склады и  продовольственные запасы.) Невольно вспоминаются известные строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова  “Мы долго молча отступали, досадно было, Боя ждали …”.  11 августа Кутузов, назначенный главнокомандующим, выехал к войскам. Узнал о падении Смоленска. «Ключ к Москве взят»,  ­ отреагировал на это известие полководец. Армия ждала боя, и Кутузов  не  мог не считаться с этим. Он должен был дать генеральное сражение. Этого «требовали благо  государства и честь русского оружия». И оно состоялось. Генеральное сражение войны 1812 года  какое? Бородинское. Много споров существует по поводу целей, подготовки и хода Бородинского сражения. Дома вам  было предложено подробно ознакомиться с мнениями историков и мнением Л.Н.Толстого по данному вопросу (гл.19 ч.2. т.3) и отразить их взгляды в таблице. 1.Цели преследуемые русской армии 2. Подготовка к сражению 3. Соотношение сил накануне сражения 4. Ход сражения Обескровить противника, добиться изменения соотношения сил, не допустить к Москве Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона. Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями «…не имело ни малейшего смысла…» «Русские не отыскивали лучшей позиции…»; «…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности 5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов. Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова5. Итоги сражения, следствие. Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы- 58тыс.человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…» Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми» «Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими» Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал Вопрос об итогах битвы также является спорным. под Москвой… Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех». Кутузову было присвоено звание генерал-фельдмаршала. Александр 1 не видел в оставлении Бородино поражения: 30 августа Да, Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, 2. Вывод: подготовки, хода сражения. Но вот в чем они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы. - Найдите и прочитайте заключительные строки о том, что было прямым следствием Бородинского сражения. (т.3.ч.2.гл.39) -А как вы считаете, кто одержал победу в Бородинском сражении? Чьи взгляды вам ближе? III. Изучение нового материала. Освободительная война. 1. 1 версия. - Вернемся к строчкам эпиграфа. Одна из версий А.С.Пушкина – обращение к Богу, божья помощь. В трудную минуту мы всегда обращаемся к Богу. Так уж устроен русский человек. - Вспомните эпизод перед Бородинским сражением. Как Толстой показал, что не только простые солдаты, но и генералы, и главнокомандующий, - все рассчитывают на то, что Бог не оставит их в эту тяжелое для страны и народа время. Просмотр отрывка из фильма «Война и мир» 3 серия время – 32.32 – 35.45 Учитель.2. 2 версия. Закончилось сражение под Бородино. Но не закончилась война. Главной целью Наполеона было овладение Москвой. Но русское командование сорвало стратегический замысел Наполеона. я х? (Оставить Москву) - Какое решение принимает Кутузов на совете в Фил После того как армия Наполеона начинает движение в России, эта война становится народной, освободительной, и в ней принимает участие вся великая страна. Рассмотрим следующую версию. Пушкин высоко оценивает роль военачальников в этой победе, в частности Барклая-де-Толли. К этому уроку вы получили задание поработать в парах, анализируя отдельные главы и делая соответствующие выводы. 1) Роль военачальников. - Что мы знаем из уроков истории и со страниц романа «Война и мир» о Барклае-де-Толли? Новый главнокомандующий пользовался плодами победы, дерево которой взрастил Барклай-де-Толли. Нельзя не сказать хороших слов и о Багратионе, и о М.И.Кутузове и о других великих военачальниках и полководцах (Портреты на доске) - Каким вы представляете себе М.И.Кутузова, читая страницы романа? Но факт остается фактом. Наполеон подошел к Москве. Долго ждал император Франции ключи от города. И вновь вспоминаются строки Пушкина: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. 3. З версия. Роль простого народа, дворян, партизан. 1.) Вся Россия-матушка становится на защиту своей страны: купцы и крестьяне, дворяне и мастеровой люд. - Какое подтверждение этим словам мы находим в романе? 2) А как показана самоотверженность русского дворянства! - Давайте вспомним встречу Андрея Болконского и Пьера Безухова перед Бородинским сражением. Какие слова из уст А.Болконского особенно поражают нас? 3) Работа с текстом. Т.3.ч.2.гл.25 (стр.215-217) Такой видится предстоящая битва А.Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений. Но Бородинское сражение мы видим глазами П.Безухова, человека сугубо штатского, не разбирающегося в военном деле. Какой увидел битву Пьер? Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?4) Стихийно возникает партизанское движение. - Что мы узнаем о партизанах со страниц романа? Вывод: За 5 недель после Бородинского сражения армия Наполеона потеряла от действий партизан около 30 тыс. человек. 4. 4 версия.Вернемся к сюжету романа. Занятие Москвы Наполеон воспринял как победу. Однако усиление русской армии, патриотический подъем народа заставили его уйти из охваченной пожарами Москвы. Вскоре отступление французов превратилось в паническое бегство. - У нас остается последняя версия: это погодные условия. Это предположение обозначено в эпиграфе одним словом – зима. Давайте вспомним, как Наполеону и его армии пришлось «убираться» из России. (т.4 ч.3 гл.16) т.4 гл.6 А ведь Кутузов обещал заставить французов есть лошадиное мясо. IV. Закрепление материала. Вывод. - Итак. Все версии рассмотрены. Вернемся к проблеме нашего урока. Кто тут нам помог? - Изменилось ли ваше мнение? Наверное, не случайно и Пушкин, показывая последовательность версий при ответе на свой вопрос, патриотизм народа («остервенение») ставит на 1 место. Теперь понятно, почему Л.Н.Толстой говорит: «И благо тому народу… который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью». Л.Н.Толстой утверждал, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что «… вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью, … война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания». V . Рефлексия. - Что нового вы сегодня узнали об Отечественной войне 1812 года? VI . Домашнее задание: подобрать и систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова. (1 вариант – Наполеон; 2 вариант – Кутузов)

Посмотрите также