Конспект урока литературы на тему "И Бунин "Цифры" ( 7 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока литературы на тему "И Бунин "Цифры" ( 7 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
09.01.2017
Конспект урока литературы на тему "И Бунин "Цифры" ( 7 класс)
Методическая разработка урока литературы по рассказу И. Бунина "Цифры", которая позволит проанализировать рассказ, выявить сложность взаимоотношений детей и взрослы. Обучающиеся повторяют теорию литературы ( понятие рассказа), а так же знакомятся с термином "психологический рассказ", учатся отличать эти два понятия. Развивается навык работы с текстом.
Урок 1 И.А. Бунин Цифры..doc
Тема: И.А.Бунин. «Цифры». Цель: дать представление о судьбе и творчестве писателя. Задачи:  1) образовательные: ­ показать сложность взаимоотношений взрослых и детей через        внимательное прочтение и изучение рассказа; ­   суметь   увидеть   авторскую   мысль   о   большой   ответственности   взрослого человека за воспитание детей (ребенка);    2) развивающая:  формирование у обучающихся аналитического мышления через   углубленное   исследование,   интерпретацию   текста;   умения   видеть   за каждым писательским словом свой смысл;    3)  воспитательная: воспитание внимательного читателя, любви  к чтению.  1. Организационный момент. Ход занятия. 2.Изучение судьбы и особенностей творчества И. А. Бунина. ( методичка с.179) 3.  Анализ рассказа “Цифры» 1. Выявление знания текста по следующим вопросам: ­ Почему рассказ назван «Цифры»? ­ В чем состояла ссора между мальчиком и дядей? Кто виноват в ней? ­ Как ведут себя бабушка и мама в этой ситуации? На чьей они стороне? Почему?  рассказа­   небольшое   эпическое   произведение,   повествующее   об 2.   Определение     одном или нескольких событиях в жизни человека. Психологический рассказ – рассказ, в котором внимание уделяется не столько сюжету,   сколько   герою,   который   испытывает   какие­либо   психологические переживания. Почему  это непросто рассказ, а психологический рассказ?  Психологизм ­ углубленное изображение психических, душевных переживаний. ­   О   каких   же   психических,   душевных   переживаниях   идет   речь   в   этом   рассказе? (Ученики рассказывают не очень подробно о переживаниях ребенка и дяди). 3. Беседа.  – В чем состоит особенность повествования? (действует герой­повествователь, от лица которого ведется повествование). Доказываем это текстом: «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером…» или : « Должен тебе сказать: ты большой шалун…» и т.д. ­ О чем может говорить такая манера повествования? (Герой вспоминает события через   определенный   промежуток   времени,   через   эти   воспоминания   мы   видим неугасшую любовь дяди к мальчику). ­  Какие   слова   и   замечания,   обращенные   к   ребенку,   передают   его   любовь   и привязанность?( примеры находим в тексте).  – Почему же дядя после крупной ссоры не торопится с примирением, называет при этом себя « очень умным дядей…»  (Дядя дает время для осознания поведения мальчиком, а не просто для того, чтобы попросить прощения). Здесь   нужно   заметить,   что   показан   консервативный   подход   в   воспитании ребенка; используются старые (хотя и верные) методы: «вредно: не полагается баловать детей» (из текста). ­ Почему именно к дяде, а не к маме и бабушке обращается мальчик? Почему ссора именно с дядей стала трагедией? (Доказываем по тексту, что именно дядя уделял мальчику много внимания: покупает ему книжки, карандаши, учит его цифрам и т.д.) ­   Из­за   чего   же   произошла   ссора?  (главное   при   ответе   ­   умение   грамотно сформулировать мысль: ссора произошла из­за немедленного желания мальчика заняться   цифрами   и   нежеланием   дяди   делать   это   именно   сейчас   (хотя нежелание   дяди   было   оправдано   позже   мудрым   правилом:     «   …вредно,   не полагается баловать детей…» 4. Физминутка. 5. Для обозначения завязки ссоры и обнаружения поведения обоих героев составляем таблицу развития ссоры (учителем ­ на доске, детьми – в тетради).                      Мальчик « Покажи цифры!» «Ну хорошо же, дядька!» Начал вскрикивать. « Сам перестань!» из комнаты. Истерика   подпрыгивать Просьба о прощении. Дядя « Сейчас не хочу. Завтра» Не обращает внимания на шум «Перестань!»   и Схватил ребенка за руку  и вытолкнул Внешне старается сохранить         спокойствие. Радость примирения. ­ В чем же вина мальчика и дяди? ( В результате анализа таблицы дети без труда это называют). ­ Почувствовал ли дядя свою вину?  (ответ находим в тексте: « Мне было уже стыдно,   и   я   зажигал   папиросу,   не   поднимая   глаз   на   бабушку…»   Обращаем внимание на то, что дядя зажигал папиросу – признак того, что он нервничает.) ­ Какие еще фразы  выражения говорят о том, что дядя сильно переживает? (Дети находят в тексте). ­ Какая сцена показывает, что герои раскаялись, рады примирению и простили друг друга?( «…Глубоко дыша от волнения…» ( 7 глава). 4. Подведение итога урока. Уроки жизни. ­ Какой урок должен был извлечь ребенок из этой ссоры?  ( Любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. Детский эгоизм, по мысли автора, излечивается путем игнорирования. Ребенок должен обладать  диалогическим   мышлением,   а  не  монологическим.   Эгоизм  отрывает человека от мира. Для того, чтобы пойти на контакт с ним, нужно переступить через свои амбиции. На ранней стадии ребенок этого не осознает, поэтому герой так   выстраивает   позицию,   чтобы   существовала  тайна   познания.   Поэтому цифры – один из атрибутов, символов познания. Ситуация счастья в сознании ребенка существует только тогда, когда есть тайна познания. От жизни ничего не добьешься криком, топотом и слезами.  5.   Домашнее   задание:   прочитать   самостоятельно   рассказ   «Лапти»   и   ответить письменно на вопрос: «В чем психологизм данного рассказа?»

Конспект урока литературы на тему "И Бунин "Цифры" ( 7 класс)

Конспект урока литературы на тему "И Бунин "Цифры" ( 7 класс)

Конспект урока литературы на тему "И Бунин "Цифры" ( 7 класс)

Конспект урока литературы на тему "И Бунин "Цифры" ( 7 класс)

Конспект урока литературы на тему "И Бунин "Цифры" ( 7 класс)

Конспект урока литературы на тему "И Бунин "Цифры" ( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017