Конспект урока литературы в 7 классе учителя МОУ «СОШ № 8»
Стафеевой Нины Ивановны
Тема: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и царем.
Идейный пафос поэмы.
Цель: анализ характеров героев в соответствии с композицией поэмы, выяснение идейного смысла поэмы.
Задачи: развивать навыки групповой работы, исследовательской деятельности, построения аргументированного высказывания, выразительного чтения, прививать любовь к художественному слову, пробудить интерес к героям песни как к личностям, способствовать формированию определенных нравственных и эстетических критериев.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
-Сегодня у нас урок – игра. Но рабочих групп будет меньше. Это историки, этнографы, искусствоведы, литературоведы, фольклористы.
-За режиссера и музыковеда сегодня я.
-Перед тем, как мы услышим поэму в исполнении актёра Прова Михайловича Садовского, прослушайте отрывок из оперы «Садко».
-Представьте, как могло выглядеть исполнение гусляров.
-Прослушивание аудиозаписи.
-Почему М.Ю. Лермонтов выбрал такую форму повествования: изложение ведется от лица гусляров?
-У нас есть репродукция картины Виктора Васнецова «Гусляры»
(Величавый эпический строй объединяет эти произведения. Желание выразить точку зрения народа, любовь народа к герою; в центре поэмы – образ человека из народа, свое родство (писателя) с народом некоторые жанровые особенности народных исторических песен)
-Почему искусствоведы выбрали эти репродукции картин? (Слайды картин А.М. Васнецов, А. П.Рябушкина).
Пример сообщения искусствоведов. (Аполлинарий Михайлович Васнецов.
Для художника, воссоздавшего жизнь прошлого, важно помимо сухого исторического материала нечто другое, что дает ему возможность «проникать» в это прошлое. Это способность чисто творческая, где воображение и представление руководят работой художника несравненно в большей степени, чем какой бы то ни было сухой материал. Художник своей работой оживляет мертвый материал).
Поэма переносит нас в Москву 16 века.
- Искусствоведы, почему вы выбрали эти репродукции картин?
- Критик В.Г. Белинский сравнивает «Песню…» с театральным зрелищем.
Поднимается и опускается занавес, и возникают сцены. По-моему, не знаю, думали ли об этом искусствоведы, эти три полотна как нельзя лучше передают настроение 1-го, 2-го и 3-го эпизодов.
Первая сцена: « Пир у Ивана Грозного»
Есть много картин и иллюстраций на эту тему (Васнецова, Шварца, Билибина).
Но, обратив внимание на эти репродукции, послушаем историков.
Историки. (Рассказ о пирах Ивана Грозного).( Возможное сообщение:
« Нередко царь шумно и буйно пировал с «братией». Все уже сидят за столами, уставленными золотой и серебряной посудой, но никто не ест. Взоры обращены на царскую дверь. Вот раздается колокольный звон, играют медные трубы, и в трапезную медленно и величаво, опираясь на тяжелый посох, входит Грозный. Все встают низко кланяются ему, ждут, пока государь сядет.
Для царя и его любимцев накрывали отдельный стол. Усевшись в высокое резное кресло, украшенное жемчугом и алмазными кистями. Грозный мог наблюдать за всеми сотрапезниками. И вот пир начался. Многочисленные слуги приносили на подносах яства и питье. Сменялись блюда. Лилось и лилось хмельное. Случалось, что царь, подняв свой кубок, произносил в честь кого-либо из приглашенных бояр трогательный тост и просил его выпить с ним. Обрадованный царской лаской боярин залпомопоражнивал свой кубок и тут же ложился замертво на пол. Отрава! В другой раз царь вспыхивал гневом и повелевал вести кого-нибудь из гостей в пыточную или во двор на плаху. А то и сам пронзал посохом грудь заподозренного им в «измене».
-В этой сцене происходит знакомство с одним из главных героев, который тоже приживал царя.
-Чем оправдает свое поведение Кирибеевич?
-Докажите текстом, что любовь Кирибеевича к Алене Дмитриевне – чувство искреннее? (поведение на пиру, рассказ Кирибеевича).
Литературоведы .
- А что говорит о чувстве Кирибеевича, критик Виссарион Григорьевич Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова»?
-Как Лермонтов показал, что гусляры уважают Кирибеевича за способность любить?
(Эпитеты: «удалой боец», «плечи богатырские», «сердце жаркое», «молодой боец»).
-Автор любуется им. Всегда привлекает молодость, красота, удаль, сила характера, глубина чувств.
-Но почему это только до поры до времени? Как наказывают и за что осуждают опричника?
(«лукавый раб», за неискренность, обман , меняются интонации).
Они, кажется, не хотят его видеть.
-И вот новая сцена: «Встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем».
- Зачитайте.
- Почему повествование передано от гусляров Алене Дмитриевне? (Гусляры не хотят говорить о нем. Важен ее взгляд на события, более серьезное выражение чувств, оценка ею Кирибеевича)
-Как назвалаона Кирибеевича? («разбойник»)
Искусствоведы. Иллюстрации И. Билибина и других художников к эпизоду «Встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем» (особености видения сцены художником)
-Когда испугалась «пуще прежнего»? (узнав, что оскорбитель - опричник)
-Пришло время историкам объяснить нам, что такое опричина? Кто такой Малюта Скуратов? (по «Книге для чтенияпо истории» или другим источникам.
Не доверяя передавшим его боярам, царь объявил о том , что будет один без Боярской думы судить и казнить бояр. Земли бояр отобрал в опричнину – там селил приближённых бояр. Личная гвардия - карательный инструмент.
–Если бы Кирибеевич не был опричником, рассказала бы Алёна Дмитриевна о встрече? ( Да, так как любит мужа).
- А Калашников? Что мы можем сказать об этом герое?
-Сравним героев в любви.
-Кто убедительнее в любви? (Кирибеевич нежен, речист, страстен, но самовлюблен, оскорбляет любимую. Сила и поэтичность любви - кажущиеся. Кирибеевич эгоистичен, думает только о себе, объясняется, как будто покупает любовь).
-Обращение Калашникова к жене кажется слишком суровым. Но этому есть объяснение - Домостроевский уклад 16 века.
Этнографы, ваше объяснение. (Рассказ о некоторых положениях «Домостроя».
Опоздание - происшествие. Превращение из любящего мужа в «государя» для жены).
-Еще одна проблема: «купец» и боярские сынки – разные сословия).
Но любовь Калашникова отражена в словах любви Алены Дмитриевны, обращенных к мужу. («Красное солнышко…»)
-Почему Калашников сразу вызывает на бой обидчика, а не идёт к царю в поисках справедливости? (Гордый человек сам защитит семью, отстоит свою честь и достоинство)
-За что еще идет биться купец Калашников? (В мятеже Калашникова скрестились личная обида и чувство поруганной народной правды).
-Как говорит об этом автор? Что говорит Калашников, братьям?
И я выйду тогда на опричника, буду насмерть биться, до последних сил;
А побьет он меня - выходите вы за святую правду – матушку.
-Синоним к слову «правда» в данном контексте? («Справедливость»)
- И вот новая сцена : «Кулачный бой». Начинается она с описания зари.
Я хочу, чтобы вы прослушали этот отрывок в исполнении другого артиста Мордвинова и одновременно прослушали музыкальный отрывок. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
- С какой целью автор так начинает новый эпизод?
Но сначала послушаем искусствоведов.
Искусствоведы. (Н.Васнецов. « Улица в Китай-городе»
Напряженная цветовая гамма – резкий контраст зеленовато-оранжевого заката и темных городских зданий – подчеркивается тревожным, будто настороженным силуэтом куполов собора Василия Блаженного, колоколен и звонницы на фоне неба. Все создает ощущение беспокойства и предчувствия тревожных событий, новых сил над древней столицей.
- Почему перед описанием куланого боя идёт яркая, радостная пейзажная зарисовка? ( Это эмоциональное выражение смертельного поединка, его бескомпрмиссности. Заранее предопределённого исхода и величия нравственной идеи. Величие будущего поединка, трагическое предчувствие кровавой развязки, но духовная атмосфера справедливости, предстоящего возмездия).
- Природа ликует, празднуя скорую победу правды, которую отстоит Калашников перед лицом Москвы. Но прольётся кровь. Трагизм и ликование звучат и в музыке, и в картине, и в поэме.
-Лермонтов поэтизирует старые народные обычаи. Я знаю, что этнографы нашли описание правил кулачного боя!
(Выступление этнографов).
-Бой должен быть честным?
-Может кто-нибудь вмешаться, помешать проявлению личной доблести, отваги?
-Каковы условия боя?
Кто побьет кого ,того царь наградит.
А кто будет побит, тому бог простит.
Кулачный бой. (Видео с прочтением отрывка).
- В чём разница в поведении Кирибеевича и Калашникова во время поединка? (Кирибеевич предстает всего лишь слугой царя, а Калашников – воля народа, его защитник).
-Что писал известный критик В. Г. Белинский об этом?
- Какое значение имеет разговор перед боем? (одерживает моральную победу)
Литературоведы.( « Вот оно — ужасное торжество совести в глубокой натуре, которая никогда не отрешится от совести, как бы ни была искажена развратом, как бы ни страшно погрязла в пороке!.. Всегда над нею грозная длань нравственного закона, грозный голос суда Божия, потому что она сама — свой нравственный закон и свой неумолимый суд!..»)
- Это в народных традициях: предвестие гибели героя в том, что он переживает душевное смятение, внутренне нетверд.
- Искусствоведы, как это передано у художника Билибина? (Неуверенный жест левой руки заставляет Кирибеевича сделать шаг назад).
-Если бы пришлось озвучивать картину перед казнью, что бы вы выбрали?( «Заунывный гудит воет колокол» и мрачная веселость палача).
- Наша реакция на смерть опричника?
- Смог бы Калашников обмануть царя? (Дух независимости, бунтарство; купец Степан Парамонович не хочет говорить о позоре).
-Как об этом точно говорит Белинский?
«Вероятно, Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной — и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства,— для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран... Есть души, которые довольствуются кое-чем — даже остатками бывшего счастия; но есть души, лозунг которых — всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы: такова была и душа удалого купца, статного молодца, Степана Парамоновича Калашникова! «
- «Всё или ничего!» Кому ещё мог принадлежать этот лозунг? О ком уже так говорилось? ( О Кирибиевиче). Значит, Белинский отмечает некоторое сходство.
- Нам сейчас с позиции нашего времени очень важно понять трагизм ситуации. Человек того же племени, той же национальности оказывается смертельным врагом другого человека, своего соотечественника. Хотя Калашников и защищает народную правду, христианский закон, но в открытом и честном поединке не место мести.
- С одной стороны, Калашников, защищающий закон, карал своего обидчика, нарушителя обычаев, но с другой - преступает закон, убив человека той же национальности, принадлежности и веры.
- Все это сознает Калашников. Каков выход? (Выход – смерть (просьба помолиться за душу грешника).
- Но в конечном итоге герой-бунтарь прославляется или осуждается? (Право личности на героический поступок признается народом).
- Отсюда – описание могилы. (Аудио)
- Какие-то параллели здесь можно проследить и с фольклором, с народной исторической песней
Фольклористы. (Сравнивают «Песню …» Лермонтова и народную «Песня о Степане Разине».
- По глубокому замечанию В.Г Белинского, смысл поэмы «свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
- Почти теми же словами у Белинского сказано и о стихотворении «Бородино». Это позволяет нам думать, что адресат Лермонтовкой поэмы - «нынешнее племя». Песня, героический пафос её, противостоит негероическому племени. Здесь прослеживается связь с декабристской героической поэмой.
- Исследователь творчества и биографии Лермонтова Ираклий Андронников пишет:
«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским опричником погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и свое благородное имя».
- Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности.
- Современны ли эти проблемы сейчас? (Продолжая традиции А. С. Пушкина, М. Ю, Лермонтов ищет исток русского мироощущения, национального характера.
Лермонтов на ином материале, в ином аспекте продолжил и развил тему чести и человеческого достоинства, поставленную Пушкиным, дал народное представление о добре и зле.
Список литературы:
1. В.Г. Белинский. Стихотворения М.Ю.Лермонтова.
2. Бочаров К. За сорок лет. Записки словесника. Просвещение, 1972
3. М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. Сост А.А. Шагалов. М., «Просвещение». 1976.
4. Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 12 т. Т. 9. – М.: Наука, 1997.
5. Коровин В.И.. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973
6. Коровина В. Я. Читаем, думаем, смотрим. Вопросы и задания по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение, 1996.
7. Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Методические советы / В.Я. Коровина. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001
8. З.Я. Рез. М.Ю. Лермонтов в школе. Л.: Учпедгиз, 1963
9. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. «Фонохрестоматия к учебнику «Литература» 7-й класс
10. Е.И Осетров. Твой Кремль. М.: Малыш, 1977
11. Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб: Издательский Дом “Литера”, 2005
12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.