Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»
Оценка 5

Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
25.02.2017
Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»
Тема урока: « И все-таки жизнь продолжается!» Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии В.Потанина; рассмотреть идейно-тематическое и художественное своеобразие произведения; развивать навыки анализа текста; посредством художественного слова воспитывать любовь к малой родине. Оборудование к уроку: Распечатка рассказа В. Потанина «На реке». Портрет писателя. Фрагмент документального фильма Ольги Дубовой «Герои нашего времени». Эпиграф к уроку: «Молись и верь, Земля родная, проглянет солнце из-за туч…» /В.Костров/Конспект урока
Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина На реке -.docx
Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке» Тема урока: « И все­таки жизнь продолжается!» 11 класс Цель   урока:  познакомить   учащихся   с   фактами   биографии   В.Потанина;   художественное   своеобразие рассмотреть   идейно­тематическое   и   произведения;   посредством художественного слова воспитывать любовь к малой родине.   Оборудование к уроку:    развивать   навыки   анализа   текста;   1. Распечатка рассказа В. Потанина «На реке». 2. Портрет писателя. Фрагмент   документального   фильма   Ольги   Дубовой   «Герои   нашего времени».    Эпиграф к уроку:  «Молись и верь, Земля родная, проглянет солнце из­за туч…» /В.Костров/ 1. Организационный момент. 2. Слово учителя.    Всем известно, как много проблем в современном мире. И кто же, если не великие русские писатели, классики и современники, поможет нам , молодым, в решении наболевших проблем.    Нужно признать, стремление многих молодых людей приблизиться к жизни материально   обеспеченного   круга   общества   вызывает   двоякое   отношение: уважение и разочарование.    Вспомним гоголевского Чичикова. Какова его жизненная цель? Довольство и   счастливая   жизнь.   Какой   путь   он   избрал   для   достижения   цели? Сомнительный… Путь, по которому идут «мертвые души» Гоголя.     Так   вот,   суматошная   погоня   за   деньгами,   другими   благами   приводит   к потере чего­то очень важного… А носители культуры: книги, телевидение, радио   и   даже   театры   –   зачастую   не   могут   восполнить   упущенное. «Чичиковщина» процветает.     Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из документального фильма Ольги Дубовой «Герои нашего времени». Фрагмент из фильма. 3. Обсуждение. ­ Ваше мнение о фильме: сюжет жизненный или это выдумка режиссера? 4.  Слово о писателе. ­ Итак, поговорим о  жизни вместе с героями рассказа В. Потанина. Несколько слов о самом писателе.  Выступление ученика.   Виктор Федорович Потанин –  русский писатель, мастер короткого рассказа. Живет в Зауралье, в городе Курган. В настоящее время преподает в местном педагогическом   институте.   И   его   студенты   тоже   стали   пробовать   себя   в литературе: вышел коллективный сборник прозы и поэзии «Первый вагон».      В. Потанину присуждена первая шукшинская премия за огромный вклад в русскую литературу.     Рассказ   «На   реке»   для   В.Потанина   –   один   из   самых   значимых. «Большинство   моих   нынешних   рассказов   очень   грустные.   А   этот   стоит особнячком, ­ признается автор.­ Писался он с какой­то внутренней радостью – все­таки жизнь продолжается…»   5.Аналитическая работа. ­ Чем вам запомнился Ваня Шевалдышев? (  Простой парень. Не очень образованный. Добрый. И чувства, и мысли его чистые, светлые.  Любит свою деревню.)  ­ Способен ли он оценить окружающую красоту? ( Да. Видит и понимает красоту «океана»:   «Солнце из воды встает. Как вишенье,  вода горит. А потом загорается весь океан». ­ Как вы оцениваете решение Вани уехать из деревни? Ответы неоднозначные.  Трудно   ему   дается   решение   об   отъезде.     Он   внушает   себе,   что вдалеке   ему   будет   хорошо,   но   проститься   с   родными   краями нелегко.  Для романтичного Вани работа перевозчика скучна и малоинтересна. Да и заработать хорошо нельзя. Не зря же он говорит Оле : « Что я здесь   выроблю?»   Дядя,   который   работает   на   консервном   заводе, обещал устроить на траулер. Он будет плавать на большом корабле! От такого выгодного предложения грех отказываться. ­ Ребята, характер героя художественного произведения раскрывается  в его отношении к другим героям. Давайте начнем с образа тети Нюры. Как она относится к Ване? (   Она   любуется   Ваней.   Рада,   что   Ваня   влюблен   в   ее   дочь   Олю. Меркантильных интересов с ее стороны  и быть не может: денег у Вани нет. Но   человек   он   трудолюбивый.   Надежный.   Хороший.   Умное   материнское сердце  подсказывает:  у дочки все будет как надо.) ­ Каким образом писатель подчеркивает сильную любовь молодого человека к милой девушке? ( У Вани перехватывает дыхание, когда он обнаруживает, что Оли на перевозе нет.  Глагол «замирает»  и подчеркивает силу любви.) ­ Какая она Оля, Леля? 6.Сценка. ­Ты очень устаешь, Ваня? Очень? ­ Привыкший. ­ А ночью не боишься? Все ж ночью. ­ Светло ведь. ­ Светло, аха. И соловьи… ­  Ну уж и соловьи. Я вот на восток ездил – там соловьи! А тут – пигалки. ­  А ты когда опять едешь? ­  Через месяц. ­ Подыщешь там какую­нибудь, детей заведешь, специальность получишь – и больше не вспомнишь. До нас ли… Греби –ко давай скорее! ­ Не надо. Ты, Оля , не смейся… ­ Эх, Ваня… Но я напишу тебе. Ладно? Ну что ты? Ты говори, говори… Чего ты?..Ваня­я­я, ты бы все же не ездил… ­ Что  же я здесь выроблю? А там, может, на траулер уйду… По крайней мере – океан. Ты понимаешь меня – океан! ­ А я как? Как же я тут без тебя? 7. Продолжение беседы. ­«Как   же   я   тут   без   тебя?»   В   этих   словах   все:     боль   от   предстоящего расставания и любовь.  ­ Какие чувства испытывают герои, узнав, что они оба любимы? (Раньше Ваня и представить себе не мог, что нравится Оле, и приблизиться к ней боялся.  А теперь в нем  укрепилось желание не ехать.) ­   Как пейзажные зарисовки помогают передать перемены настроения Вани? (Работа с текстом.)   Река как море, как океан; вода белая, глубокая, даже кружится голова;  соловьи сделались тише, смирнее;   Река делалась все шире, огромней; луна все светлее; соловьи то пели, то замолкали;  Соловьи закричали громче. Вывод:    природа     не   отпускает   Ваню   в   чужие   края.   И   он   наконец­то слышит свое сердце. ­ Родная река становится похожей на океан. Не кажется ли вам, что этот образ приобретает символическое звучание? (Океан – это олицетворение жизни, счастья и любви.) ­ Где это счастье обретут Ваня и Оля? ( Дома.  В родной деревне, которая «вся в березках», «в диком малиннике», где люди простые и доброжелательные.) 8. Итог урока. Заключительное слово учителя.    Так простая и ясная мысль утверждается в рассказе:   не логика, не расчет, а сердце   подсказывает   ,   где   человек   может   обрести   настоящее   счастье.   На малой родине. 9. На дом: сочинение­рассуждение на тему: «Каким я вижу будущее русской деревни?»

Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»

Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»

Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»

Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»

Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»

Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»

Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»

Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»
Скачать файл