Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: « И все-таки жизнь продолжается!» Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии В.Потанина; рассмотреть идейно-тематическое и художественное своеобразие произведения; развивать навыки анализа текста; посредством художественного слова воспитывать любовь к малой родине. Оборудование к уроку: Распечатка рассказа В. Потанина «На реке». Портрет писателя. Фрагмент документального фильма Ольги Дубовой «Герои нашего времени». Эпиграф к уроку: «Молись и верь, Земля родная, проглянет солнце из-за туч…» /В.Костров/Конспект урока
Иконка файла материала Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина На реке -.docx
Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке» Тема урока: « И все­таки жизнь продолжается!» 11 класс Цель   урока:  познакомить   учащихся   с   фактами   биографии   В.Потанина;   художественное   своеобразие рассмотреть   идейно­тематическое   и   произведения;   посредством художественного слова воспитывать любовь к малой родине.   Оборудование к уроку:    развивать   навыки   анализа   текста;   1. Распечатка рассказа В. Потанина «На реке». 2. Портрет писателя. Фрагмент   документального   фильма   Ольги   Дубовой   «Герои   нашего времени».    Эпиграф к уроку:  «Молись и верь, Земля родная, проглянет солнце из­за туч…» /В.Костров/ 1. Организационный момент. 2. Слово учителя.    Всем известно, как много проблем в современном мире. И кто же, если не великие русские писатели, классики и современники, поможет нам , молодым, в решении наболевших проблем.    Нужно признать, стремление многих молодых людей приблизиться к жизни материально   обеспеченного   круга   общества   вызывает   двоякое   отношение: уважение и разочарование.    Вспомним гоголевского Чичикова. Какова его жизненная цель? Довольство и   счастливая   жизнь.   Какой   путь   он   избрал   для   достижения   цели? Сомнительный… Путь, по которому идут «мертвые души» Гоголя.     Так   вот,   суматошная   погоня   за   деньгами,   другими   благами   приводит   к потере чего­то очень важного… А носители культуры: книги, телевидение, радио   и   даже   театры   –   зачастую   не   могут   восполнить   упущенное. «Чичиковщина» процветает.     Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из документального фильма Ольги Дубовой «Герои нашего времени». Фрагмент из фильма. 3. Обсуждение. ­ Ваше мнение о фильме: сюжет жизненный или это выдумка режиссера? 4.  Слово о писателе.­ Итак, поговорим о  жизни вместе с героями рассказа В. Потанина. Несколько слов о самом писателе.  Выступление ученика.   Виктор Федорович Потанин –  русский писатель, мастер короткого рассказа. Живет в Зауралье, в городе Курган. В настоящее время преподает в местном педагогическом   институте.   И   его   студенты   тоже   стали   пробовать   себя   в литературе: вышел коллективный сборник прозы и поэзии «Первый вагон».      В. Потанину присуждена первая шукшинская премия за огромный вклад в русскую литературу.     Рассказ   «На   реке»   для   В.Потанина   –   один   из   самых   значимых. «Большинство   моих   нынешних   рассказов   очень   грустные.   А   этот   стоит особнячком, ­ признается автор.­ Писался он с какой­то внутренней радостью – все­таки жизнь продолжается…»   5.Аналитическая работа. ­ Чем вам запомнился Ваня Шевалдышев? (  Простой парень. Не очень образованный. Добрый. И чувства, и мысли его чистые, светлые.  Любит свою деревню.)  ­ Способен ли он оценить окружающую красоту? ( Да. Видит и понимает красоту «океана»:   «Солнце из воды встает. Как вишенье,  вода горит. А потом загорается весь океан». ­ Как вы оцениваете решение Вани уехать из деревни? Ответы неоднозначные.  Трудно   ему   дается   решение   об   отъезде.     Он   внушает   себе,   что вдалеке   ему   будет   хорошо,   но   проститься   с   родными   краями нелегко.  Для романтичного Вани работа перевозчика скучна и малоинтересна. Да и заработать хорошо нельзя. Не зря же он говорит Оле : « Что я здесь   выроблю?»   Дядя,   который   работает   на   консервном   заводе, обещал устроить на траулер. Он будет плавать на большом корабле! От такого выгодного предложения грех отказываться. ­ Ребята, характер героя художественного произведения раскрывается  в его отношении к другим героям. Давайте начнем с образа тети Нюры. Как она относится к Ване? (   Она   любуется   Ваней.   Рада,   что   Ваня   влюблен   в   ее   дочь   Олю. Меркантильных интересов с ее стороны  и быть не может: денег у Вани нет.Но   человек   он   трудолюбивый.   Надежный.   Хороший.   Умное   материнское сердце  подсказывает:  у дочки все будет как надо.) ­ Каким образом писатель подчеркивает сильную любовь молодого человека к милой девушке? ( У Вани перехватывает дыхание, когда он обнаруживает, что Оли на перевозе нет.  Глагол «замирает»  и подчеркивает силу любви.) ­ Какая она Оля, Леля? 6.Сценка. ­Ты очень устаешь, Ваня? Очень? ­ Привыкший. ­ А ночью не боишься? Все ж ночью. ­ Светло ведь. ­ Светло, аха. И соловьи… ­  Ну уж и соловьи. Я вот на восток ездил – там соловьи! А тут – пигалки. ­  А ты когда опять едешь? ­  Через месяц. ­ Подыщешь там какую­нибудь, детей заведешь, специальность получишь – и больше не вспомнишь. До нас ли… Греби –ко давай скорее! ­ Не надо. Ты, Оля , не смейся… ­ Эх, Ваня… Но я напишу тебе. Ладно? Ну что ты? Ты говори, говори… Чего ты?..Ваня­я­я, ты бы все же не ездил… ­ Что  же я здесь выроблю? А там, может, на траулер уйду… По крайней мере – океан. Ты понимаешь меня – океан! ­ А я как? Как же я тут без тебя? 7. Продолжение беседы. ­«Как   же   я   тут   без   тебя?»   В   этих   словах   все:     боль   от   предстоящего расставания и любовь.  ­ Какие чувства испытывают герои, узнав, что они оба любимы? (Раньше Ваня и представить себе не мог, что нравится Оле, и приблизиться к ней боялся.  А теперь в нем  укрепилось желание не ехать.) ­   Как пейзажные зарисовки помогают передать перемены настроения Вани? (Работа с текстом.)   Река как море, как океан; вода белая, глубокая, даже кружится голова;  соловьи сделались тише, смирнее;   Река делалась все шире, огромней; луна все светлее; соловьи то пели, то замолкали;  Соловьи закричали громче.Вывод:    природа     не   отпускает   Ваню   в   чужие   края.   И   он   наконец­то слышит свое сердце. ­ Родная река становится похожей на океан. Не кажется ли вам, что этот образ приобретает символическое звучание? (Океан – это олицетворение жизни, счастья и любви.) ­ Где это счастье обретут Ваня и Оля? ( Дома.  В родной деревне, которая «вся в березках», «в диком малиннике», где люди простые и доброжелательные.) 8. Итог урока. Заключительное слово учителя.    Так простая и ясная мысль утверждается в рассказе:   не логика, не расчет, а сердце   подсказывает   ,   где   человек   может   обрести   настоящее   счастье.   На малой родине. 9. На дом: сочинение­рассуждение на тему: «Каким я вижу будущее русской деревни?»

Посмотрите также