Тема урока: « И все-таки жизнь продолжается!»
Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии В.Потанина; рассмотреть идейно-тематическое и художественное своеобразие произведения; развивать навыки анализа текста; посредством художественного слова воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование к уроку:
Распечатка рассказа В. Потанина «На реке».
Портрет писателя.
Фрагмент документального фильма Ольги Дубовой «Герои нашего времени».
Эпиграф к уроку: «Молись и верь, Земля родная, проглянет солнце из-за туч…» /В.Костров/Конспект урока
Конспект урока литературы по рассказу Виктора Потанина «На реке»
Тема урока: « И всетаки жизнь продолжается!»
11 класс
Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии В.Потанина;
художественное своеобразие
рассмотреть идейнотематическое и
произведения;
посредством
художественного слова воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование к уроку:
развивать навыки анализа текста;
1. Распечатка рассказа В. Потанина «На реке».
2. Портрет писателя.
Фрагмент документального фильма Ольги Дубовой «Герои нашего
времени».
Эпиграф к уроку: «Молись и верь, Земля родная, проглянет солнце
изза туч…» /В.Костров/
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Всем известно, как много проблем в современном мире. И кто же, если не
великие русские писатели, классики и современники, поможет нам , молодым,
в решении наболевших проблем.
Нужно признать, стремление многих молодых людей приблизиться к жизни
материально обеспеченного круга общества вызывает двоякое отношение:
уважение и разочарование.
Вспомним гоголевского Чичикова. Какова его жизненная цель? Довольство
и счастливая жизнь. Какой путь он избрал для достижения цели?
Сомнительный… Путь, по которому идут «мертвые души» Гоголя.
Так вот, суматошная погоня за деньгами, другими благами приводит к
потере чегото очень важного… А носители культуры: книги, телевидение,
радио и даже театры – зачастую не могут восполнить упущенное.
«Чичиковщина» процветает.
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из документального фильма Ольги
Дубовой «Герои нашего времени».
Фрагмент из фильма.
3. Обсуждение.
Ваше мнение о фильме: сюжет жизненный или это выдумка режиссера?
4. Слово о писателе. Итак, поговорим о жизни вместе с героями рассказа В. Потанина. Несколько
слов о самом писателе.
Выступление ученика.
Виктор Федорович Потанин – русский писатель, мастер короткого рассказа.
Живет в Зауралье, в городе Курган. В настоящее время преподает в местном
педагогическом институте. И его студенты тоже стали пробовать себя в
литературе: вышел коллективный сборник прозы и поэзии «Первый вагон».
В. Потанину присуждена первая шукшинская премия за огромный вклад в
русскую литературу.
Рассказ «На реке» для В.Потанина – один из самых значимых.
«Большинство моих нынешних рассказов очень грустные. А этот стоит
особнячком, признается автор. Писался он с какойто внутренней радостью
– всетаки жизнь продолжается…»
5.Аналитическая работа.
Чем вам запомнился Ваня Шевалдышев?
( Простой парень. Не очень образованный. Добрый. И чувства, и мысли его
чистые, светлые. Любит свою деревню.)
Способен ли он оценить окружающую красоту?
( Да. Видит и понимает красоту «океана»: «Солнце из воды встает. Как
вишенье, вода горит. А потом загорается весь океан».
Как вы оцениваете решение Вани уехать из деревни?
Ответы неоднозначные.
Трудно ему дается решение об отъезде. Он внушает себе, что
вдалеке ему будет хорошо, но проститься с родными краями
нелегко.
Для романтичного Вани работа перевозчика скучна и малоинтересна.
Да и заработать хорошо нельзя. Не зря же он говорит Оле : « Что я
здесь выроблю?» Дядя, который работает на консервном заводе,
обещал устроить на траулер. Он будет плавать на большом корабле!
От такого выгодного предложения грех отказываться.
Ребята, характер героя художественного произведения раскрывается в его
отношении к другим героям. Давайте начнем с образа тети Нюры. Как она
относится к Ване?
( Она любуется Ваней. Рада, что Ваня влюблен в ее дочь Олю.
Меркантильных интересов с ее стороны и быть не может: денег у Вани нет.Но человек он трудолюбивый. Надежный. Хороший. Умное материнское
сердце подсказывает: у дочки все будет как надо.)
Каким образом писатель подчеркивает сильную любовь молодого человека к
милой девушке?
( У Вани перехватывает дыхание, когда он обнаруживает, что Оли на перевозе
нет. Глагол «замирает» и подчеркивает силу любви.)
Какая она Оля, Леля?
6.Сценка.
Ты очень устаешь, Ваня? Очень?
Привыкший.
А ночью не боишься? Все ж ночью.
Светло ведь.
Светло, аха. И соловьи…
Ну уж и соловьи. Я вот на восток ездил – там соловьи! А тут – пигалки.
А ты когда опять едешь?
Через месяц.
Подыщешь там какуюнибудь, детей заведешь, специальность получишь – и
больше не вспомнишь. До нас ли… Греби –ко давай скорее!
Не надо. Ты, Оля , не смейся…
Эх, Ваня… Но я напишу тебе. Ладно? Ну что ты? Ты говори, говори… Чего
ты?..Ваняяя, ты бы все же не ездил…
Что же я здесь выроблю? А там, может, на траулер уйду… По крайней мере
– океан. Ты понимаешь меня – океан!
А я как? Как же я тут без тебя?
7. Продолжение беседы.
«Как же я тут без тебя?» В этих словах все: боль от предстоящего
расставания и любовь.
Какие чувства испытывают герои, узнав, что они оба любимы?
(Раньше Ваня и представить себе не мог, что нравится Оле, и приблизиться к
ней боялся. А теперь в нем укрепилось желание не ехать.)
Как пейзажные зарисовки помогают передать перемены настроения Вани?
(Работа с текстом.)
Река как море, как океан; вода белая, глубокая, даже кружится голова;
соловьи сделались тише, смирнее;
Река делалась все шире, огромней; луна все светлее; соловьи то пели, то
замолкали;
Соловьи закричали громче.Вывод: природа не отпускает Ваню в чужие края. И он наконецто
слышит свое сердце.
Родная река становится похожей на океан. Не кажется ли вам, что этот
образ приобретает символическое звучание?
(Океан – это олицетворение жизни, счастья и любви.)
Где это счастье обретут Ваня и Оля?
( Дома. В родной деревне, которая «вся в березках», «в диком малиннике»,
где люди простые и доброжелательные.)
8. Итог урока. Заключительное слово учителя.
Так простая и ясная мысль утверждается в рассказе: не логика, не расчет, а
сердце подсказывает , где человек может обрести настоящее счастье. На
малой родине.
9. На дом: сочинениерассуждение на тему: «Каким я вижу будущее русской
деревни?»