Конспект урока литературы по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей»
Оценка 4.9

Конспект урока литературы по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
20.02.2018
Конспект урока  литературы  по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция  среди серых камней. Общение Васи с Валеком  и Марусей»
раскрыть учащимся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепить знания о художественно-изобразительных средствах: эпитет, сравнение; развитие творческих способностей, речи, памяти; воспитание милосердия, сострадания, гуманного отношения к людям.мы продолжаем изучение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Тема нашего урока - Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Своим творчеством писатели и поэты пытаются пробудить в нас добрые чувства. В.Г. Короленко в своей повести сумел показать, что самый великий дар человека – это чуткое сердце. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие.Конспект урока литературы по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей»
Конспект урока литературы по теме.docx
Конспект урока  литературы  по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком  и Марусей» Класс:  5 Дата проведения: 29.01.2015 Учитель: Куртдеде З.И. Цели   урока:   раскрыть   учащимся   тонкие     душевные   переживания   героев, показать   сложность   человеческих   взаимоотношений,   раскрыть   мотивы поведения персонажей; закрепить  знания о художественно­изобразительных средствах:   эпитет,   сравнение;   развитие   творческих   способностей,   речи, памяти; воспитание милосердия, сострадания, гуманного отношения к людям. Оборудование:   учебник   под   ред.   В.Я.Коровиной;   иллюстрации,   толковый словарь,   вырезанные   сердечки   и   камни,   серый   камень,   синие   и   красные листочки.                              Самого главного глазами не увидишь. Зорко  одно лишь сердце.  (Антуан де­Сент Экзюпери Ход урока: I.Орг. момент   Приветствие. Настрой на работу. II. Сообщение темы 1. Ребята, мы продолжаем изучение повести  В.Г.Короленко «В дурном  обществе». Тема нашего урока ­ Жизнь семьи Тыбурция  среди серых  камней. Общение Васи с Валеком  и Марусей. Своим творчеством  писатели  и поэты  пытаются пробудить в нас  добрые чувства. В.Г. Короленко в своей повести  сумел показать, что  самый великий дар человека – это чуткое сердце. В основе его  мироощущения  лежат  сострадание, сочувствие. 2. Словарная работа.  Давайте познакомимся с новыми словами: милосердие, нравственность,  сочувствие. (работа с толковым словарем). Мы должны понять, какие изменения  происходят в сердце Васи под  влиянием общения с новыми друзьями. Какие нравственные  уроки мы  можем извлечь из урока. 3. Звучит  песня одинокого бродяги («Генералы песчаных карьеров») ­ Какое настроение навевает песня? ­ Кто из героев  повести мог бы петь эту песню? 4.Работа над темой 1) Роль пейзажной зарисовки ­ Почему , прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в  первой главе  город? (настраивает, готовит к восприятию) ­ Как  автор подчеркнул мрачность  и трагичность повести? (через  пейзажную зарисовку) ­ Когда пейзаж бывает печален? ( когда человеку грустно) ­ Что означала в этом городе фраза «живет в замке»? 2) Драма Тыбурция  и  его детей. ­ Что думает автор о людях, которые отвергнуты себе подобными?  ( автор называет их несчастливцами, они вызывают авторское  сочувствие) ­ Кого автор считает замечательной личностью среди  несчастливцев?  (Тыбурция)  О пане Тыбурции  автор рассказывает много и подробно. В чем же его  драма? (Рассказ ученика о Тыбурции) ­ Чем занимались дети Тыбурция? ( Валек ворует, а Маруся чахнет в  подземелье.) ­ Так в чем же состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила их воровать.) 3) Драма Васи и его отца. ­Васин  отец – судья. Какова роль судьи в обществе? ( Он судит людей, переступивших грань дозволенного , т.е. преступников.) ­ Почему же в глазах человека, занимающего солидное положение в  обществе, «глубокая неустанная печаль»? ­ Каково мнение о нем в городе? (Честный) ­ А что происходит с ним дома? ( Отталкивает своего сына,  безразличен к его одиночеству) ­ Ребята, а не нарушает ли сам судья законы? Какие? (Нарушает   нравственные законы). Работа с текстом. Прочитайте, как судья становится преступником. ­ На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.) ­ В чем заключается драма Васи и отца? ( В ощущении одиночества.) 4. Защита рисунка (индивид. задание) ­ Какой эпизод изобразил на своем рисунке? Почему выбрал такую  цветовую гамму? III. Эвристическая  беседа 1)­ Почему знакомство  с Валеком и Марусей   так  увлекло Васю?( Он  почувствовал радость от новой дружбы.) ­ Какой увидел Вася Марусю? Выборочное чтение ­ Какие средства художественной выразительности  использует автор?  (Эпитеты, сравнения) Работа с текстом. ­ Чем бедные дети не  похожи на обычных детей, которых знал Вася?  ( Валек отличался «своими манерами взрослого человека», Маруся  редко смеялась, играть не любила). ­ Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: « Серый  камень высосал из нее жизнь»? ( Вася жил в достатке. Он  не представлял в  каких ужасных  условиях могут жить дети.) ­ Когда  раскрылась мальчику эта загадка?  ( Когда Вася попал в  подземелье). Чтение описания подземелья. ­ Как  вы понимаете  выражение « серые камни высосали жизнь из  Маруси»? Назовите слова, которые у вас ассоциируются с холодным  серым  камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень? ( Жесткий, серый,  холодный…) ­ Что «высасывало» румянец, блеск глаз  девочки? Давайте запишем эти слова на синих листочках ( Голод, холод, боль, страх,  несправедливость…) Серый камень – символ жестоких, несправедливых законов общества. 2) Работа с текстом ­ Какое чувство испытывает Вася , познакомившись не только с тем, где живут  его друзья, но и с тем, как они добывают средства к  существованию? (Потрясение) Чтение по ролям диалога  мальчиков из 5 главы. ­ Что переживает Вася, узнав, что его друзья  нищие и воры?  ( Ушел домой и горько плакал) ­ Что понял Вася? ( Люди не всегда совершают плохие поступки  потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал  задумываться  над  понятиями справедливости, верности и  человеческой  любви). ­ Ребята, серому камню противостоит  в повести  человеческое сердце.  Какие ассоциации  у вас вызывает  слово сердце? Давайте запишем эти  слова на красных листочках ( Доброта, сочувствие, милосердие,  справедливость, понимание…). Вывод: если серый  камень является символом жестоких,  несправедливых законов общества, то сердце является нашей  совестью. 3) Творческая работа (составление синквейна) 1 ряд  составляет  синквейн к слову Вася 2 ряд  составляет  синквейн к слову Маруся Вася                                                              Маруся Добрый, понимающий                             Грустная, худенькая Помогает, страдает, угощает                Болеет, плачет, голодает Приносит детям яблоки                      Камень высасывает жизнь Милосердие                                                      Нищета 4)Как общение с Тыбурцием    и друзьями  помогло  наладить  отношения с отцом? ­ Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси? (Образ Маруси   стал символом  любви и человеческого сострадания.)   Перед нами  всегда есть  нравственный выбор. ­ Ребята, кто из вас поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца?  (Прикрепите на доску сердце) ­ Кто не определился в собственном выборе, прикрепите серый камень. IV.Итог урока Как  вы понимаете слова Экзюпери, которые являются эпиграфом  нашего урока? ­ Давайте разорвем синие листочки с символами зла и выбросим их,  чтоб у вас в сердце и в жизни не было ничего, связанного с этими  словами. ­ А теперь закончите предложение: « Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке – это…» V. Домашнее задание 1. Выполнить задания практикума из раздела «Поразмышляем о  прочитанном» 2. Попробуйте  переписать  финал  повести.

Конспект урока литературы по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей»

Конспект урока  литературы  по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция  среди серых камней. Общение Васи с Валеком  и Марусей»

Конспект урока литературы по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей»

Конспект урока  литературы  по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция  среди серых камней. Общение Васи с Валеком  и Марусей»

Конспект урока литературы по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей»

Конспект урока  литературы  по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция  среди серых камней. Общение Васи с Валеком  и Марусей»

Конспект урока литературы по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей»

Конспект урока  литературы  по теме «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция  среди серых камней. Общение Васи с Валеком  и Марусей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018