Тема:«Уроки французского» - уроки доброты» (по рассказу В. Г. Распутина)
Автор: Стафеева Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
развитие умения анализировать художественный текст, выявлять нравственные и философские проблемы;
развитие навыков исследовательской работы;
выявление нравственных и философских проблем, поднимаемых автором
воспитание нравственны качеств, художественного восприятие мира.
Дать понятие о духовных
ценностях, которые делают человека богаче и щедрее.
Постараться помочь детям обнаружить в окружающих людях, в самих себе
неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.
Оборудование урока: мультимедийная презентация проектор
Ход урока.
Вступление
Слово учителя:
Слайд №1
-Сегодня мы подводим итоги по прочитанному
произведению В. Г. Распутина «Уроки французского». Мы поговорим о тех духовных
ценностях, которые делают богаче и щедрее человека вообще и наших героев
рассказа в частности.
-На сегодняшнем уроке будут работать не только наша память, но также душа и сердце.
-Наш урок назван «Уроки доброты». Именно так названа и вступительная статья писателя, к которой мы ещё вернёмся.
Слайд 2.
-Рассказ назван « Уроки французского». Почему?
Слайд 3.И начать разговор я хочу словами Валентина Распутина: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».
«Мне нужно было вернуть людям
то добро,
которое в свое время они сделали для меня». В. Распутин
-Среди этих уроков были и уроки доброты.
Своеобразно отозвался о доброте поэт А.Чепуров, послушаем эти стихи:
Слайд 4 (читает
учитель)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Учитель: Помните, что доброта, милосердие формировались в людях в течение
столетий для того, чтобы общение приносило радость. Так надо жить каждому из
нас.
Слайд 5
Для того чтобы поговорить об этом, растолковать все эти понятия:« доброта», «духовные ценности», «душевная щедрость», «достоинство», «милосердие», «деликатность» урока не достаточно. Остановимся понятиях «добро», «доброта».
Растолкуем это понятие.
Вопрос классу:
-Что такое доброта?
Слайд 6
Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро.
Какие пословицы и поговорки, придуманные народом о добре, вы знаете?
( учащиеся называют), например:
Слайд 7
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу, и тело.
Добрые умирают, а дела их живут.
-Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым)
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит.
А какой человек может быть добрым?
(Только тот, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый всегда учитывает интересы других людей).
-Какие высказывания на эту тему можно вспомнить?
Слайдм 8
Беседа-диспут по прочитанному:
-А теперь мы обратимся к рассказу и подумаем, кому же из героев присуще это качество?
-Напомню: самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен.
Слайд 9
Одиннадцатилетний
мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые
оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска
и тяга домой. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не
только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан,
“самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков
подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое -
послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно
только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от
малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком,
у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого
сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по
этому рассказу был поставлен кинофильм.
Ответьте, используя текст рассказа, на
вопросы:
Слайд 10
Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
-Почему мальчик оказался в райцентре?
-Какие испытания ожидали его?
-Как он учился?
-Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы…?» (тоска по дому)
-Почему мальчик не убежал в деревню? (не хотел подводить мать, было стыдно перед односельчанами за неоправданное доверие, надежды, возложенные на него всеми, проявил стойкость).
Слайд 11
-Почему мальчик стал играть в
«чику»? (нужны были деньги на питание)
-Кто такой Вадик?
-Как относились к этой игре
Вадик и рассказчик? (Разница в поведении Вадика и рассказчика: рассказчик
постоянно испытывает голод, у Вадика цель - корыстная)
-Почему Вадик и Птаха избивают его? Найдите слова, передающие состояние
мальчика в тот момент.
Слайд 12
- Как отнеслась Лидия Михайловна к внешнему виду нашего героя после драки? (с юмором, сумела деликатно подойти к его несчастью, а Тишкина - поставить на место, явно не одобряя его предательства).
Слайд 13-14
-Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это? Ведь, как утверждает герой рассказа, «в школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали, что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех»… (Мальчик ещё не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она решила помочь.).
- Расскажите об этих занятиях.
- Какова была следующая хитрость Лидия Михайловна по отношению к мальчику, чтобы накормить его?
- По каким признакам он понял, от кого пришла ему посылка?
Слайд 15
-Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? (уважая его достоинство, решила оказать ему помощь, не унижая достоинства того, кому эта помощь адресована).
-Обратим внимание на детали, которые выдавали учительницу.
Слайд 16-17
- Чем заканчивается рассказ? (В финале изгнанная из школы учительница присылает своему ученику посылку, в ней были яблоки. Невиданные, напоённые нездешним солнцем плоды среди холода сибирской зимы. Это ещё одно напоминание о возможности иной, более совершенной и гармоничной жизни, которой достоин главный герой).
Выводы:
-Почему рассказ называется «Уроки французского»?
Слайд 18
Какой жизненный урок сумела дать Лидия Михайловна своему ученику? (милосердия и стойкости, деликатности и взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована, доброты).
Смысл заглавия (выводы учеников).
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Нравственное значение рассказа – в воспевании вечных ценностей – доброты и человеколюбия. - умение почувствовать боль ближнего
Что значит «уроки доброты»?
Слайд 20
- готовность прийти на помощь
- не отступничество, а заступничество
- готовность пожертвовать чем-то важным ради человека, за которого несёшь ответственность
Попробуем сформулировать Законы доброты:
Слайд 21
-Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;
-добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;
-добро возвращается добром.
Слайд 22
-Почему надо помогать людям?
-Всегда ли мы помогаем нуждающимся в помощи?
Слайд23
Как хорошо, что доброта
Живёт на свете вместе с нами.
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.
Слайд 24
-Какие принципы добра называет В. Распутин (По вступительной статье писателя в учебнике).
Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе, а ты изволь помогать мне), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.
Уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.
Слайд 26
«Спешите делать добро» - эти красивые слова принадлежат главврачу московских тюремных больниц Ф. П. Гаазу. Он очень много сделал по облегчению условий жизни заключённых. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, который установлен в 1909 году в Москве.
Вопрос классу:
-«Спешите делать добро»… Подумайте, что вы сделали в жизни хорошего? Чем помогли людям.
-Запишите на бумажном «яблоке» ваш добрый поступок. Соберём свою «посылку добра» (Зачитываются учителем).
Слайд 27
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)
Иди дорогою добра!
Поэт Л. Мартынов написал стихотворение, которое так и называется «След» и посвящается человеческой жизни.
А ты?
Входя в дома любые-
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след.
-Наш разговор о доброте- это разговор о смысле жизни.
А вот строки стихотворения поэта И. Романова:
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
- Спасибо, за участие в нашем диспуте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.