Конспект урока литературы с элементами диспута
Оценка 4.7

Конспект урока литературы с элементами диспута

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
11.01.2017
Конспект урока литературы с элементами диспута
Конспект урока литературы в 6 классе "Уроки французского" - уроки доброты. На материале рассказа В. Распутина, его анализа в форме беседы с элементами диспута рассматриваются понятия "добро" и "доброта".Особенность материала урока в том. что его можно использовать при подготовке к экзаменационному сочинению- рассуждению(задания 15.3 и 15.2 ОГЭ)
Конспект урока по рассказу В. Распутина.docx

Тема:«Уроки французского» - уроки доброты» (по рассказу В. Г. Распутина)

Автор: Стафеева Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

развитие умения анализировать художественный текст, выявлять нравственные и философские проблемы;

развитие навыков исследовательской работы;

выявление нравственных и философских проблем, поднимаемых автором

воспитание нравственны качеств, художественного восприятие мира.

 

Дать понятие о духовных ценностях, которые делают человека богаче и щедрее. 
Постараться помочь детям обнаружить в окружающих людях, в самих себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты. 

Оборудование урока: мультимедийная презентация проектор

                                                  Ход урока.

Вступление 

Слово учителя

Слайд №1 
-Сегодня мы подводим итоги по прочитанному произведению В. Г. Распутина «Уроки французского».  Мы поговорим о тех духовных ценностях, которые делают богаче и щедрее человека вообще и наших героев рассказа в частности.

-На сегодняшнем уроке будут работать не только наша память, но  также душа и сердце.

-Наш урок назван  «Уроки  доброты». Именно так названа и вступительная статья писателя, к которой мы ещё вернёмся.

Слайд 2.

-Рассказ назван « Уроки французского». Почему?

Слайд 3.И начать разговор я хочу словами Валентина Распутина: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки  лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

«Мне нужно было вернуть людям то добро,
 которое в свое время они сделали для меня». В. Распутин
     

-Среди этих уроков были и уроки доброты.

Своеобразно отозвался о доброте поэт А.Чепуров, послушаем эти стихи

Слайд 4 (читает учитель)
Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту! 


Учитель: Помните, что доброта, милосердие формировались в людях в течение столетий для того, чтобы общение приносило радость. Так надо жить каждому из нас. 

Слайд 5

Для того чтобы поговорить об этом, растолковать все эти понятия:« доброта», «духовные ценности», «душевная щедрость», «достоинство», «милосердие», «деликатность» урока не достаточно. Остановимся понятиях «добро», «доброта».

Растолкуем это понятие.

 

Вопрос классу:

-Что такое доброта?

Слайд 6

Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро.

Какие пословицы и поговорки, придуманные народом о добре, вы знаете?

( учащиеся называют), например:

Слайд 7

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро - будешь сам без беды.

Доброе дело питает и душу, и тело.

Добрые умирают, а дела их живут. 

-Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым)

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит.

А какой человек может быть добрым?

(Только тот, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый всегда учитывает интересы других людей). 

-Какие высказывания на эту тему можно вспомнить?

Слайдм 8

Беседа-диспут по прочитанному:

-А теперь мы обратимся к рассказу и подумаем, кому же из героев присуще это качество?

 -Напомню: самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен.

Слайд 9

Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни.  Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.

Ответьте,  используя текст рассказа,  на вопросы:  

Слайд 10

Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

-Почему мальчик оказался в райцентре? 

-Какие испытания ожидали его? 

-Как он учился? 

-Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы…?» (тоска по дому) 

-Почему мальчик не убежал в деревню? (не хотел подводить мать, было стыдно перед односельчанами за неоправданное доверие, надежды, возложенные на него всеми, проявил стойкость). 

Слайд 11

-Почему мальчик стал играть в «чику»? (нужны были деньги на питание) 
-Кто такой Вадик?  

-Как относились к этой игре Вадик и рассказчик? (Разница в поведении Вадика и рассказчика: рассказчик постоянно испытывает голод, у Вадика цель - корыстная) 
-Почему Вадик и Птаха избивают его? Найдите слова, передающие состояние мальчика в тот момент. 

Слайд 12

- Как отнеслась Лидия Михайловна к внешнему виду нашего героя после драки? (с юмором, сумела деликатно подойти к его несчастью, а Тишкина - поставить на место, явно не одобряя его предательства).

Слайд 13-14

 -Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это? Ведь, как утверждает герой рассказа, «в школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали, что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех»… (Мальчик ещё не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она решила помочь.).

- Расскажите об этих занятиях. 

- Какова была следующая хитрость Лидия Михайловна по отношению к мальчику, чтобы накормить его? 

- По каким признакам он понял, от кого пришла ему посылка?

Слайд 15

-Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? (уважая его достоинство, решила оказать ему помощь, не унижая достоинства того, кому эта помощь адресована). 

-Обратим внимание на детали, которые выдавали учительницу.

Слайд 16-17

- Чем заканчивается рассказ? (В финале изгнанная из школы учительница присылает своему ученику посылку, в ней были яблоки. Невиданные, напоённые нездешним солнцем плоды среди холода сибирской зимы. Это ещё одно напоминание о возможности иной, более совершенной и гармоничной жизни, которой достоин главный герой).

Выводы: 


-Почему рассказ называется «Уроки французского»?

Слайд 18

Какой жизненный урок сумела дать Лидия Михайловна своему ученику? (милосердия и стойкости, деликатности и взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована, доброты).

Смысл заглавия (выводы учеников).

Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Нравственное значение рассказа – в воспевании вечных ценностей – доброты и человеколюбия. - умение почувствовать боль ближнего

Что значит «уроки доброты»?

Слайд 20

 - готовность прийти на помощь

 - не отступничество, а заступничество

 - готовность пожертвовать чем-то важным ради человека, за которого несёшь ответственность

Попробуем сформулировать Законы доброты:

Слайд 21

-Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

-добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

-добро возвращается добром.

Слайд 22

-Почему надо помогать людям?

-Всегда ли мы помогаем нуждающимся в помощи?

Слайд23

Как хорошо, что доброта

Живёт на свете вместе с нами.

Без доброты – ты сирота,

Без доброты – ты серый камень.

Слайд 24

-Какие принципы добра  называет В. Распутин (По  вступительной статье писателя в учебнике).

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.

  На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе, а ты изволь помогать мне), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.

  Уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.

Слайд 26

«Спешите делать добро» - эти красивые слова принадлежат главврачу московских тюремных больниц Ф. П. Гаазу. Он очень много сделал по облегчению условий жизни заключённых. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, который установлен в 1909 году в Москве.

Вопрос классу:

-«Спешите делать добро»… Подумайте, что вы сделали в жизни хорошего? Чем помогли людям.

-Запишите на бумажном «яблоке»  ваш добрый поступок. Соберём свою «посылку добра» (Зачитываются учителем).

Слайд 27

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою 

Доброты

И радость помоги найти кому-то.    (И. Романов)

Иди дорогою добра!

Поэт Л. Мартынов написал стихотворение, которое так и называется «След» и посвящается человеческой жизни.

А ты?

Входя в дома любые-

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или 

Незримый прочный след.

 

-Наш разговор о доброте- это разговор о смысле жизни.

А вот строки стихотворения поэта И. Романова:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою 

Доброты

И радость помоги найти кому-то.

- Спасибо, за участие в нашем диспуте.


 

Тема:«Уроки французского» - уроки доброты» (по рассказу

Тема:«Уроки французского» - уроки доброты» (по рассказу

Слайд 4 ( читает учитель ) Давайте поклоняться доброте!

Слайд 4 ( читает учитель ) Давайте поклоняться доброте!

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит

Почему мальчик стал играть в «чику»? (нужны были деньги на питание) -Кто такой

Почему мальчик стал играть в «чику»? (нужны были деньги на питание) -Кто такой

Какой жизненный урок сумела дать

Какой жизненный урок сумела дать

Слайд 24 - Какие принципы добра называет

Слайд 24 - Какие принципы добра называет

И в серые, И в голубые, Всходя на лестницы крутые,

И в серые, И в голубые, Всходя на лестницы крутые,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.