Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс
Оценка 5

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
19.03.2018
Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс
Урок литературы для 11 класса «Златокудрый витязь русской поэзии. Цветовая символика лирики С. Есенина». Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького. На уроке учащиеся, опираясь на знание биографии поэта и его произведений, сделают вывод о красках лирики Есенина в разное время его творчества. Цели: систематизация знаний о цветописи в лирике Сергея Есенина; обучение анализу цветовой символики Есенина с дальнейшим выходом на творчество других поэтов; совершенствование навыка выразительного чтения лирических стихотворений.
11 кл. Литература. С.Есенин.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал  с.Лозовое с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область Разработка открытого урока литературы  для 11 класса  на тему «Златокудрый витязь  русской поэзии. Цветовая символика  лирики С. Есенина»                                     Подготовила учитель русского языка и  литературы  Ефимова Нина Васильевна 1 Литература. 11 класс.  Сл. Сл. Тема урока: «Златокудрый витязь русской поэзии.                       Цветовая символика лирики С. Есенина» Цели и задачи  Систематизировать знания о цветописи лирики Сергея Есенина  Выделить доминирующие цвета.  Провести параллель стихов Есенина с древнерусским искусством.  Рассмотреть смысловую нагрузку лирики Есенина через цветовое восприятие.  Научиться анализировать цветовую символику Есенина, с дальнейшим выходом на  творчество других поэтов. I. Орг. момент Объявление темы и целей урока. Ход урока Сл. II. Проверка д/задания Наж.накаж.воп А) Проверка знаний учащихся путем тестирования 1. Когда родился  Сергей Есенин ?   (3.10.95) 2. Где родился Сергей Есенин?  (Рязанской губернии, в селе Константинове) 3. Кем были родители поэта?   (крестьяне) 4. Какое образование получил поэт?   (Сначала Сергей закончил земское училище,      потом  церковно­ учительскую школу. В 1913­1914 годы поступил в Университет     Шанявского, где пробыл всего 1,5 года.)  5. Когда он начал писать стихи?   (с 9 лет, но сознательно с16 – 17) 6. Встреча с каким поэтом определило творчество Есенина?   (Блоком) 7. Как относился поэт к Октябрьской революции?   (воспевает, но с крестьянским  уклоном) 8. Назовите основные мотивы лирики Есенина?   (любовь к русской природе, к родине,     к женщине, тема революции). 9. С какими русскими поэтами дружил Есенин?    (Клюев, Городецкий) 10. Какая знаменитая танцовщица была музой поэта?    (Айседора  Дункан) 11. Сколько детей было у Есенина от брака с Зинаидой Райх?     (2) 12. Как называется лироэпическая поэма С.Есенина?    («Анна Снегина»)  13. Когда и где закончилась жизнь великого поэта?   (Петербург, гост. «Англетер» 28.10.25)  14. Назвать исторических лиц, которым посвящал свои произведения поэт.          (Пушкин, Пугачев, Ленин)   15. Сколько лет прожил великий поэт?    (30) Б) Прослушивание  романса  на  стихотворение «Отговорила роща золотая…». Сл. Сл. III. Новый материал. 1) Работа с эпиграфом.     Лирика С.Есенина сверкает всеми цветами радуги 2) Вступительное слово учителя.                 Сергей Есенин  (чтение учителем) В летних зорях, в золоте осеннем, 2 В каждом зарождающемся дне Скачет по святой Руси Есенин На крылатом  розовом коне. Он с метелями летит над нами, Возрождается весной в цветах, Человек с небесными глазами, С песнею медовой на устах. Как рождается поэт? С чего начинается «пробуждение творческих дум»? С красоты,  не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием неведомого и  чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем горестям и «слезам людским»?  Кто знает? Но без умения видеть мир по­своему, без способности сопереживания, без  впечатлительности и искренности нет поэта.  Сл. Так начинался Сергей Есенин.   Еще А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую  природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей  Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами. 1.    (ТяглоА.) В том краю, где желтая крапива И сухой  плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Там в полях, за синей гущей лога, В зелени озер, Пролегла песчаная дорога До сибирских гор.  Сл. 3) Анализ цветовой гаммы , используемой в лирике Есенина. Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно  используемая в фольклоре и древнерусской живописи Доминирующие цвета: синий,  красный и желтый   (круг с разноцветными секторами) Сл. «Под красным вязом крыльцо и двор» «На синих окнах накапал лик»  « Луна под крышей, как злат бугор» Синий цвет.  Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает  древнерусскую фресковую живопись. Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала  его ведущей красочной тональностью . Самым распространённым эпитетом оказался “  синий.  Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно  стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой,  до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка,  узнавали его руку. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно. “В прозрачном холоде заголубели долы”  “Летний вечер голубой”  “Голубизна презримой гущи”  “Синяя вьюга” 3 Сл. Сл. Сл. 2. (Ерохин О)   Заметался пожар голубой,  Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить 3. (Захаревич Н.) “Гой ты Русь, моя родная,   Хаты – в ризах образа…  Не видать конца и края  Только синь сосёт глаза”   Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как  выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое. Ведь именно  излюбленная синева Есенина напоминает древнерусскую фресковую живопись.  «Несказанное, синее, нежное…».  Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть  «синее что­то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и  зеленую шаль.  Зеленый цвет Этот цвет  ­ цвет молодости, цвет юности 4. (Тягло А.) Зеленая прическа, Девическая грудь.  О тонкая березка, Что загляделась в пруд?  5. (Тягло А.) Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Желтый цвет. Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто­золотому. В этой гамме выдержаны  все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запёртом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень –  весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире.   Для поэта это не цвет осени и увяданья ­ кстати, желтой палитрой поэт даже  рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи» И поскольку молодому Есенину его судьба видится в «золототканом цветении», то,  естественно, акцент делается на значении весень: жёлтая, осенняя появляется редко,  мельком, а там, где не обойтись без жёлтого, он употребляет, не жалея, золота:  «Зелень золотистая».  «Осень – золотых дел мастер – «златит холмы». «Луна под крышей, как злат бугор»,  «Мне снились реки златых долин», 4 «Хвойная позолота» «Лижут сумерки золото солнца» 6. (Лихунов М.) Край любимый!  Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. 7. (Перепелица Н.) «Песнь о собаке»  Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд,  Семерых ощенила сука,  Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый  Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток,  Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать... И так долго, долго дрожала  Воды незамерзшей гладь. А когда чуть плелась обратно Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий  И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег,    <1915>  Сл.     Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый складывается из  множества оттенков: рыжие щенята, ржаной закут, злотые глаза – в «Песне о  собаке», багряные кусты, алый сок ягод, розовый закат – в «Не бродить, не мять в  кустах багряных».  Наж Чтение мастером стихотворения (аудиозапись)  Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, 5 Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук. В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи ­ К светлой тайне приложил уста Малиновый цвет  Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет:  «О Русь – малиновое поле…»,  «Тлеется дым у малиновых сел».  Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще  пользуется другими красками:    Красной водой поливает восход»,  «На закат ты розовый похожа…» 8. (Лихунов М.) Выткался на озере алый свет зари.  На бору со звонами плачут глухари. Плачет где­то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется ­ на душе светло Белый и черный цвета Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской  литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Это нашло свое отражение в поэме  «Черный человек», где злые силы поэт выделил только этой краской.  Сл. Сл. «Черный человек» (учитель) Черный человек, Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, Читает мне жизнь  Какого­то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек, Черный, черный!  Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у  Наж Есенина ­ как «белоснежное перо».  «Снежная равнина» (учитель) Снежная равнина, белая луна, 6 Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Размывание цветов Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте  цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в  стихотворении «Дымом половодье» общим фоном является желтый: «Жёлтые поводья  Месяц уронил»,  который затем переходит в рыжий «Церквами у прясел  Рыжие стога», а заканчивается стихотворение в черных и темно­синих тонах:  9. (Капчинская О.) «Чёрная глухарка  К всенощной зовет  Роща синим мраком  Кроет голытьбу». В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение:  «красный конь» – символ революции  «черный конь» – всегда несущий смерть.  «розовый конь» – образ молодость Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее.  Его цветовая гамма  Сл. Сл. Наж Сл. способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости,  придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не  охватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских,  запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело  открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и  переливается в есенинских стихах 4) Связь цвета в лирике  поэта с его  внутренним миром. Сергей Александрович Есенин — яркий и талантливый поэт. В своем творчестве он  разрабатывает поэтическую концепцию человека в этом огромном и пестром мире.  Поэзия Есенина многоцветна, но не просто наделена красками, а органически слита  музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим  пространством, в котором он живет и творит.  В его ранней поэзии, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и  зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи” Наж Чтение мастером (аудиозапись)  Сыплет черемуха снегом   Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой,  вы, луга и дубравы,­ 7 Я одурманен весной. Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу Сл. Сама Русь, величавая и неторопливая, шагнула на страницы есенинской лирики. Она  еще спящая, безмятежная, освещенная золотыми лучами месяца. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей  души», в перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет:  Весной и солнцем на лугу Обвита жёлтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога. Жёлтая дорога – дорога в никуда. Жёлтая, потому что замкнулся жизненный круг,  окончен жизненный цикл – от зимы до осени, ­ по жёлтой дороге возвращаются:  умирать… Жёлтая, несмотря на то, что обвита весной и солнцем! 10. (Капчинская О.) Я не скоро, не скоро вернусь!  Долго петь и звенеть пурге,  Стережет голубую Русь  Старый клен на одной ноге.   Но знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иные краски — серую и  черную, золотистый цвет становится тускло­желтым, врываются резкие, контрастные  цвета. Город чужд поэту, с его любовью к шири и простору необъятных полей: Сл. 11. (Бутовский К.) ...Бродил я в каменной пещере,  Как искушаемый монах.  Как муравьи кишели люди  Из щелей выдолбленных глыб,  И, схилясь, двигались их груди.  Что чешуя скорузлых рыб.  Как об ножи стальной дорогой  Рвались на камнях сапоги,  И я услышал зык от Бога:  “Забудь, что видел, и беги” Сл. Вновь в поэзии Есенина звучат деревенские мотивы, дорогие с детства картины  всплывают в его душе. Но уже другие цвета появляются в его стихотворениях.  Действительность отрезвила поэта, показала разные стороны жизни. На смену  безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования.  Отныне в его стихах будут преобладать красно­бордовые оттенки, цвета, политые  золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом. Наж (звучит  романс на стихи Есенина)     Не жалею, не зову, не плачу,      Все пройдет, как с белых яблонь дым.      Увяданья золотом охваченный,  8 Я не буду больше молодым.      Я теперь скупее стал в желаньях,      Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?      Словно я весенней гулкой ранью      Проскакал на розовом коне. Сл. Поэт  безмерно любит свою “убогую” Русь, не надо ему другой земли, но как  истинный художник и патриот он хочет перемен к лучшему. Прогресса не остановить,  что бы он ни нес с собой. Поэт с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину,  привычную, безмятежно дремлющую, но уже погибающую под напором прогресса. 12. (Захаревич Н.) Видели ли вы,  Как бежит по степям,  В туманах озерных кроясь,  Железной ноздрей храпя.  На лапах чугунный поезд?  А за ним  По большой траве,  Как на празднике  отчаянных гонок,  Тонкие ноги закидывая к голове,  Скачет красногривый жеребенок?  Милый, милый, смешной дуралей,  Ну куда он, куда он гонится?  Неужель он не знает, что живых коней  Победила стальная конница? Повзрослевший поэт смотрит на окружающий мир мудрыми, все понимающими  глазами. Его охватывает грусть от быстротечности времени. “Все мы, все мы в этом  мире тленны”, но бег времени не остановить, и поэт принимает данность такой, какая  она есть. Ему жаль времени, растраченного впустую, может быть, поэтому краски в его  стихах резко поменяли свои цвета. Отныне бордово­красный и золотой будут  основными в его стихах. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он  сравнивал с осенью года. Это красивая и яркая пора, но она грустна, так как за ней  идет зима — старость с контрастными белым и черным цветами. Нет уже того буйства  цвета и “половодья чувств”.  В 1925 году как­то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Есенина. Он  старается достойно завершить начатое, но грусть прорывается в каждом  стихотворении. Неизбежность ухода почти фатальная. Поэт как бы видит свой конец,  ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное. Из творчества исчезают краски, стихи его звучат, как прощание, как грусть по уходящей жизни. Сл. 13. (Бутовский К.) До свиданья, друг мой, без руки, без слова.  Не грусти и не печаль бровей,—  В этой жизни умирать не ново,  Но и жить, конечно, не новей. 9 Сл. Вывод по теме: Но для читателей Есенин остался все же молодым и необычайно лиричным поэтом.  Его стихи, наполненные любовью к России, учат нас быть преданными ей, стране,  которую он так любил. Поэт завещает нам нести эту любовь и преданность России —  великой стране, нашей общей Родине.  Живая, празднично – яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с  отвлечённым», которое Блок считал спасительным для русской поэзии.  14. (Барон С.) Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси ­ Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси? Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. IV. Закрепление материала.  В каких аспектах рассматривали мы лирику С.Есенина? (цветопись  в лирике  поэта и связь цвета с внутренним миром поэта)  Какие доминирующие цвета характерны для его стихотворений?  Что сближает лирику поэта с древнерусским искусством?  Как меняется цветовая гамма в произведениях Есенина  в зависимости от периода  жизни поэта? V. Итог урока.  (оценки за урок) Достигли ли мы поставленных целей?  Систематизировать знания о цветописи лирики Сергея Есенина(что такое  цветопись)  Выделить доминирующие цвета.  Провести параллель стихов Есенина с древнерусским искусством.  .  Научиться анализировать цветовую символику Есенина, с дальнейшим  выходом на творчество других поэтов. VI. Домашнее задание  Прочитать биографию В.Маяковского 10 Дополнительный материал (прослушивание песен на стихи С.Есенина) В разные годы певцы и актеры исполняли песни на стихи Сергея Есенина. Каждое их этих выступлений индивидуально и каждое наполнено любовью к поэзии  Есенина. Послушайте, и Вам обязательно понравится! Литература. 1. Учебник «Русская литература XIX века» 11 класс, в двух частях. Автор  Г.И.Ионин.  Москва. «Мнемозина».2009 год. 2. Пособие для учителя к учебнику и хрестоматии. 11 класс. Москва.  «Мнемозина».2001 год. 3. Свободная энциклопедия ВИКИПЕДИЯ – https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%95%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_ %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_ %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD %D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 4. Сборник стихотворений С.Есенина. 11 5. Аудиозаписи стихотворений С.Есенина в исполнении С.Безрукова и др. Цветовая символика лирики С. Есенина. Стихи Сергей Есенин   В летних зорях, в золоте осеннем, В каждом зарождающемся дне Скачет по святой Руси Есенин На крылатом  розовом коне. Он с метелями летит над нами, Возрождается весной в цветах, Человек с небесными глазами, С песнею медовой на устах. *   *   * В том краю, где желтая крапива И сухой  плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Там в полях, за синей гущей лога, В зелени озер, Пролегла песчаная дорога До сибирских гор.  *   *   * Заметался пожар голубой,  Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить *   *   * “Гой ты Русь, моя родная,  12 Хаты – в ризах образа…  Не видать конца и края  Только синь сосёт глаза”   *   *   * Зеленая прическа, Девическая грудь.  О тонкая березка, Что загляделась в пруд?  *   *   * Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. *   *   * Край любимый!  Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.      «Песнь о собаке»  Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд,  Семерых ощенила сука,  Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый  Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток,  Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать... И так долго, долго дрожала  Воды незамерзшей гладь. А когда чуть плелась обратно Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий  И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег,    <1915>       *   *   * Выткался на озере алый свет зари.  На бору со звонами плачут глухари. Плачет где­то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется ­ на душе светло  «Черный человек»  Черный человек, Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, Читает мне жизнь  Какого­то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек, Черный, черный!   «Снежная равнина» Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? *   *   *  «Чёрная глухарка  К всенощной зовет  Роща синим мраком  Кроет голытьбу». *   *   * Я не скоро, не скоро вернусь!  Долго петь и звенеть пурге,  Стережет голубую Русь  Старый клен на одной ноге.   *   *   * 13 ...Бродил я в каменной пещере,  Как искушаемый монах.  Как муравьи кишели люди  Из щелей выдолбленных глыб,  И, схилясь, двигались их груди.  Что чешуя скорузлых рыб.  Как об ножи стальной дорогой  Рвались на камнях сапоги,  И я услышал зык от Бога:  “Забудь, что видел, и беги” Ну куда он, куда он гонится?  Неужель он не знает, что живых коней  Победила стальная конница? *   *   * До свиданья, друг мой, без руки, без слова.  Не грусти и не печаль бровей,—  В этой жизни умирать не ново,  Но и жить, конечно, не новей. *   *   * Видели ли вы,  Как бежит по степям,  В туманах озерных кроясь,  Железной ноздрей храпя.  На лапах чугунный поезд?  А за ним  По большой траве,  Как на празднике  отчаянных гонок,  Тонкие ноги закидывая к голове,  Скачет красногривый жеребенок?  Милый, милый, смешной дуралей,  *   *   * Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси ­ Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси? Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. 14

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс

Конспект урока литературы «Цветовая символика лирики С. Есенина». 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018