Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"
Оценка 5

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
18.10.2017
Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"
Урок обычно проводится при изучении современной литературы на уроках или факультативных занятиях. Материал может быть использован при подготовке учащихся к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ на экзамене по русскому языку (задание 26) для аргументации учащимися собственного мнения по многим нравственным проблемам.Конспект урока
Ах, война, что ты сделала, подлая (Емелюшина В.Н.).doc
Конспект урока литературы  в 11 классе «Ах, война, что ты сделала, подлая…». (По рассказу Юрия Буйды «Ева Ева») Автор разработки: Емелюшина Валентина Николаевна,  учитель   русского   языка   и литературы МОУ СОШ № 2 г. Меленки Контактная информация:         602102 г. Меленки, ул.  Маяковского, д.24, кВ. 13 тел. 8­49 247­2­47­85,  89065646386, эл.адрес: kni    55   ga   15@   rambler    .  ru  Тема урока: «Ах, война, что ты сделала, подлая…» (По рассказу Юрия Буйды «Ева Ева»).  Цели урока. 1. Познакомить учащихся с малоизвестными страницами «военной прозы» на примере рассказа Ю.Буйды «Ева Ева». 2. Формировать жизненную позицию учащихся по отношению к вечным ценностям в меняющемся мире, организуя   диалог с автором. 3.   Развивать умения интерпретировать   текст     художественного произведения для выявления авторской позиции. Предварительное домашнее задание:       «биографическая справка» (ученик­биограф); сообщение   о   присоединении   Восточной   Пруссии   к   Советскому   Союзу (ученик­историк); толкование слов депортация, остракизм (ученик­языковед); выразительное   чтение   эпизодов   «Приезд   «Усыновление» (ученики­декламаторы);   Евы   Евы   в   городок»   , инсценирование  эпизода «Депортация» (члены театрального кружка). Ход урока. Учитель:   Война страшна – вот основная мысль каждого произведения о ней. Страшна, потому   что   на   ней   погибают   и   теряют   родных   и   близких.   Победа,   принесшая   мир.… Закончилась ли война 9 мая? Что впереди у тех, кому посчастливилось выжить?   Какая она, послевоенная действительность?  (Слайд 1)  Ученик­историк  с   сообщением   об   образовании   Калининградской   области   на   месте бывшей Восточной Пруссии. Учитель:  Был Кенигсберг – стал Калининград, был Велау – стал Знаменск.… В нем через десять лет после Победы родился современный писатель Юрий Буйда и, может быть, его предназначение именно в том и состоит, чтобы воспроизвести для нас атмосферу жизни в таких городках, ведь он слышал рассказы очевидцев и сам был свидетелем происходящего. Ученик­биограф с сообщением о жизни Ю. Буйды и его творчестве. 2 (Слайд 2) Учитель: Итак, Велау – Знаменск  ­ это городок, в котором живут истосковавшиеся по дому русские солдаты и офицеры всех родов войск, молчаливые, шатающиеся от голода коренные   жители   этого   города   немцы,   ребятишки­детдомовцы,   расстреливающие   их   из рогаток, и переселенцы. !Слайд 3)  Это место действия всех рассказов Буйды, входящих в сборник «Прусская невеста».  ( Слайд 4, 5)  «Переселенец ­ это человек, переселяющийся, переселившийся  или переселяемый  куда­нибудь»  (словарь Ушакова).  В каком значении необходимо взять причастие из толкования слова  переселенцы?  Почему? (Переселяемый, ибо по собственной воле вряд ли  возможно переселяться эшелонами).  Именно в таком городке происходит действие рассказа Буйды, именно туда с первым  эшелоном приезжает героиня рассказа Ева Ева.  Что хочет сказать писатель названием рассказа? (Имя героини говорящее. Ева, первая  женщина  на земле, ­  матерь  человечества.  Дважды повторено для того, чтобы подчеркнуть,  что основное в героине – это женское начало.  Главное для нее, таким образом, как и для любой женщины, ­ любовь, дети, дом).  Работа  с текстом рассказа.   (Слайд 6,7) Знакомство с героиней: чтение подготовленным учеником эпизода «Приезд Евы Евы в городок».  Оправдались ли наши ожидания? (Да: златоглазая красавица, магнитная женщина, вызывающая   у   всех   предчувствие,     ощущение   щедрой   любви   и   неисчерпаемого счастья.  Нет: переселенка, значит дома нет; приехала одна – видимо, нет и детей).   Какие художественные средства, использованные автором в этом эпизоде, помогают ему передать то всеобщее обожание, что вызвала Ева Ева? (Трансформация имени: Евдокия   Евгеньевна   Небесихина   –   Евдокия   Евгеньевна   –   Ева   Ева;   градация: предчувствие   –предощущение;   эпитеты:   любовь   щедрая,   счастье   неисчерпаемое; эпитеты­сравнения: женщина магнитная, красавица златоглазая…)  Какой смысл,   по­вашему, вложил автор в это определение глаз героини? (Глаза светятся, сияют, привлекают к себе внимание выражением любви и доброты) Учитель: Итак, прелестная, роскошная женщина чудесной победной весной в ожидании счастья. Дома нет, своих детей, видимо, тоже… Но это не страшно, все впереди: война 3 окончена, героиня молода и всеми любима. И то, что она «уверенным шагом» направилась к детдому, говорит о том, что в ней очень сильно женское начало.   Какими   художественными   средствами   показывает   автор   животворящие   токи, идущие   от   героини?   (Показывает   одинаково   любовное   отношение   к   ней   таких разных людей: мужчин, детей и даже женщин)  Как это характеризует Еву Еву ?   (Златоглазая красавица излучает свет, тепло, любовь, она открыта, доброжелательна…)  Каким   был   городок   до   ее   приезда?   (Разбитый,   сожженный,   исстрадавшийся, скукоженный, обгорелый городишко)  Что произошло с появлением Евы Евы? (Городишко ожил:  вдруг зацвели яблони и каштаны, вдруг вернулись птицы, вдруг…). Златоглазая   красавица,   весна,   толпы   ухаживающих   генералов   и   солдат,   офицеров   и интендантов всех родов войск...  Женщина в ожидании любви…Всем, и нам в том числе, интересно:   Какой   выбор   сделает   героиня,   «женщина,   при   взгляде   на   которую   тотчас свихивались   все   существа   мужского   пола   от   генералов   до   воробьев»?   (Ганс– недотепистый, длиннорукий, немой; сторож, истопник, садовник и скотник).  Как характеризует Еву этот выбор? (Смелая:   немец в послевоенное­то время!)   Что подтолкнуло ее к этому выбору? («Люблю. Жалею»).      И эти слова – яркая констатация национальности героини, Ева – просто Евдокия, а «в селах Рязанщины, в селах Смоленщины слово люблю непривычно для женщины», женщина скажет, любовь затая: «Жалею тебя!»      Итак, любовь пришла. Изумление и возмущение всего городка,   попытка подвергнуть любимицу остракизму (Ученик­языковед  с толкованием слова остракизм: народный суд над неугодными, непохожими…) закончилась неудачей.   Как вышла героиня из создавшегося положения? (Ева Ева все потуги «парализовала смехом»)  Как   вы   понимаете   это   выражение?   (Неприятие   осталось,   но   выказывать   его перестали…) Учитель: Право на любовь отвоевано. Ева – женщина, «матерь человечества», так что ее желание иметь ребенка так естественно!  Но: «Шло время, а Ева не беременела».  Что предпринимает Ева Ева? («Усыновила однорукого десятилетнего мальчика»).  Как   характеризует   героиню   выбор   ребенка?   Не   девочку,   не   малыша,   ничего   не понимающего в сложных людских отношениях, не здорового мальчика ­ инвалида? 4 (Выбор   обусловлен   личностными   качествами   героини:   жалостливостью, стремлением отогреть того, кто в данный момент нуждается больше всех). И что же из этого получилось? «Немецкая   шлюха!   Гитлеровская   подстилка!»:  чтение   подготовленным   учеником эпизода «Усыновление».  Принесло   ли   героине   счастье   появление   ребенка?   Какими   художественными средствами автор показывает это? (Нет, она, с таким достоинством   несшая свою красоту,   любимица   всех   и   вся,     «покорно  сносила   его   оскорбления,  покорно дожидалась возвращения домой» Лексический повтор).   Почему она была столь покорна? (Жалела, винила не мальчика, а войну, надеялась растопить сердечко искалеченного войной ребенка).  Как характеризуют детей их игры? (Война искалечила их: жестокость и ненависть поселились в их сердцах).  Как автор описывает смерть Сусика? (Сухо, лаконично, лишь инверсия в последней фразе поднимает накал повествования). Беда не приходит одна: узнавшую о смерти Сусика и потерявшую сознание Еву Ганс на руках принес в больницу и…  Что узнали мы из диалога героини с доктором Шеберстовым? (Предысторию Евы: оказывается,   она   воевала,   была   санинструктором   в   пехоте,   так   что   браунинг   с дарственной надписью маршала Жукова на рукоятке – свидетельство   ее военных подвигов, о которых она никому не рассказывала).  Что в  ваше  восприятие  характера   героини  добавила  эта информация?  (Понятно стало,   откуда   уверенность   в   поведении;   поразило   то,   что   Ева­женщина   сумела победить в себе Еву­бойца).  Что узнала Ева? (У нее из­за ранения не может быть детей).  Что не может понять Ева   в этой ситуации? (Зачем тогда ей красота и за что так наказывает ее судьба). Ева Ева! Думала ли она, вытаскивая на фронте раненых из­под огня, что чудом оставшись жива, словно для того, чтобы дожить, долюбить за тех, кто погиб, что ей это не суждено? И о чем думала, лежа «ничком на кровати … тупо вслушиваясь в шум крови», мы тоже не узнаем. Судьба приготовила ей еще испытание… Инсценирование   эпизода   «Депортация»:  от   слов:   «Ева,   ­   позвала   кастелянша Настенька…» до слов: «Пойдем, миленькая… спасибочки, товарищ кавалер…Пойдем…» Учитель: Когда­то Ева просто пришла к полковнику Милованову, посадившему Ганса в кутузку,  просто  взяла   ключи   со   стола   в   комендатуре   и  просто  освободила   немого… 5 Просто, потому что в той ситуации   вступили в конфликт человек и человек и, надо признаться,   разрешили   его   тоже   по­человечески….   В   этой   же   ситуации   столкнулись государственная машина и человек….  Даже видавший виды гэбист, явно сочувствующий Еве, шепотом произносит слово приказ.    Что   было   бы,   если   бы   телеграфисточка   приняла   у   героини   телеграмму   молнию Сталину?  Учитель: Война окончена, но гремят выстрелы, и снова погибают люди. Погибают не враги, а боевые офицеры:  «Полковник Милованов застрелился. Из­за Эльзы своей…». Погибают  в   нелепых   и   жестоких   играх   дети:  «…ребята   повесили   Сусика   на сосне…».Погибает  и златоглазая красавица Ева Ева.   На фронте выжила, душу свою из огня и крови вынесла светлой, чистой, открытой….  А в мирное время…   Чтение учителем финальной сцены рассказа «Смерть Евы».  Почему Ева Ева покончила с собой?  Можно ли было завершить рассказ по­иному? (Слайд 8) Подведение итогов урока. Подготовка к написанию сочинения в формате творческого задания ЕГЭ  (Слайд 9)  Итак, какова же тема этого послевоенного рассказа? (Война).  Какие  проблемы  поднимает   автор?   (Война   и   дети,   война   и   женщина,   война   и народы).  Какова  идея  этого   рассказа?   (Как   и   в   любом   другом   произведении     о   войне, основная мысль произведения: война страшна. Страшна, потому что жестокость и ненависть поселились в нескольких поколениях;   потому что женщина не может выполнить   свое   высшее   предназначение   –   родить   ребенка;     потому   что   она разрушает любовь, счастье, лишает людей Родины). (Слайд 10)  Каков  пафос    рассказа?   (Конечно   же,   трагический:   гибель   героини   вызывает   у читателей острейшее чувство сострадания).  Что   характерно    для   композиции    произведения?   (Во­первых,   кольцевая композиция,    нужна  автору, может быть, для  того, чтобы, вновь  обратившись  в конце рассказа к «предчувствию, предощущению щедрой любви и неисчерпаемого счастья», выразить   надежду, что когда­нибудь   они все­таки станут явью.   Во­ вторых,   в   рассказе   не   одна   кульминационная   сцена,   а   цепь   кульминационных 6 событий.  И расположены  они   с  использованием  приема  градации  для  усиления трагизма судьбы Евы Евы и достижения особой эмоциональности повествования). Домашнее   задание:  сочинение   по   рассказу   Юрия   Буйды   «Ева   Ева»   в   формате   ЕГЭ (условие: для комментария выбирается одна проблема) (Слайд 11, 12) 7

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"

Конспект урока литературы в 11 классе "Ах, война, что ты сделала подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "ЕВА ЕВА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.