Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"
Оценка 4.9

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
30.04.2017
Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"
Урок литературы в 11 классе содержит один из возможных вариантов организации работы по анализу лирического стихотворения одного из самых романтичных и загадочных поэтов 20 века. Важное место занимает на уроке использование созданного учителем видеоролика по стихотворению поэта. Видеоролик создан на основе песни в исполнении Елены Ваенга.Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Жираф"
Конспект урока литературы в 11 классе.docx
Конспект урока литературы в 11 классе  Анализ стихотворения Николая Гумилева «Жираф» Цели:   формирование  интереса  к  личности и творчеству Николая  Гумилева;    постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Гумилева и внутреннего мира  самого поэта;  приобщение  старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного  века через осознание индивидуальности творческого мира  Н. С. Гумилёва. Задачи: • • • • развивать навыки осмысления и анализа поэтического текста;  активизировать ассоциативное мышление учащихся;  выявить  сложные  внутренние связи  содержания и формы  поэтического текста;  развивать навыки интерпретации поэтического произведения в контексте художественной  культуры и традиций  с использованием   видеоряда  и информационно­визуального  материала         Сегодня мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче Гумилеве. Яркий  представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы,  один из метров акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь. "Как упоительны, мелодичны и экзотичны стихи Гумилева, каждое слово ­  жемчужина."  (И.Анненский) деятельность учителя деятельность учащихся Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф»          Стихотворение «Жираф» (1907) вошло в сборник «Романтические   цветы»   и,   надолго   стало   «визитной карточкой»   Гумилёва   в   русской   литературе.   Это стихотворение Гумилев считал своим самым любимым в   сборнике.   Он   писал   И.   Анненскому:   «...   я   хочу особенно поблагодарить Вас за лестный отзыв о  моем любимом   стихотворении.   Из   всех   людей,   которых   я знаю,   только   Вы   увидели   в   нем   самую   суть...» Попробуем   и   мы   увидеть   в   этом   прекрасном стихотворении его суть….      Прочитаем  стихотворение.  Беседа по вопросам ­ Понравилось ли оно вам? ­  Каково настроение стихотворения?  ­  Какие ассоциации вызвало оно у вас?   С.   Есенин,   поэт   иных   устремлений, ­   Как­то   восхищался   первыми   строками   этого   стихотворения. Чем, по­вашему, они необычны? Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, Читают стихотворение Отвечают на вопросы Предполагаемые ответы:   (1­я строка – инверсия, 2­я строка – нарушение грамматической нормы). Повторяется   наречие   «особенно»   со значением   «не   как   всегда,   не   как И руки особенно тонки, колени обняв. обычно». ­   Каково   значение   лексического   повтора?   (особенно тонки, особенно грустен)          В первом   случае   оно относится   к   краткому прилагательному  «грустен» (твой взгляд) и усиливает семантику психологического состояния героини.      Во втором ­ к другому  краткому  прилагательному «тонки» (руки). ­ Каково лексическое значение слова «тонкий»?  О чем говорит поза героини? ­  Видите ли вы в этом предложении синтаксическую ошибку? (А.   Блок   считал,   что   «...   душевный   строй   поэта выражается   во   всем,   вплоть   до   знаков   препинания». Вероятно,   эта   «оплошная»   конструкция   передает спонтанную, эмоциональную речь лирического героя). Герой   крайне   взволнован:   ОНА   ему   слишком небезразлична, и, начиная «сказку», он переживает... Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.   ­ Какую функцию выполняет эпитет «изысканный»? ­ Что означает это слово?  ­ С каким словом ассоциативно перекликается этот  эпитет?     Объясняют значение слова Руки особенно тонки… Это   многозначное   слово:   1) «худощавы»;   2)   «нежны,   красиво очерчены»;  3) «изысканны, негрубы».  Руки не могут быть «сегодня...  более тонки», чем всегда, это их постоянное свойство.       Мы   понимаем,   что   эти слова   характеризуют   психологическое состояние лирического героя. Размышляют, высказывают свои предположения (Скульптурность, статичность отражают   ее   душевное   состояние. Руки, колени, напоминают кольцо или круг. Человек замыкается,   избегает чужого     Или сосредоточена на чем­то своем. Может быть,   испытывает   душевный   холод   ­ нуждается   в   понимании   близкого человека.)   закрывается, вмешательства. рассуждают,       обнимающие   Отвечают на вопрос, объясняют   Это   слово   означает   «утонченный,   Ученик   работает   с   толковым словарем   изящный» Слово   ассоциативно   перекликается   с третьим   краткого прилагательного   «тонки»:   «...   руки особенно тонки». Получается, что для лирического   героя   ,     который   Так видит,   несомненно,   близки   образы героини   и   жирафа.   Они   изысканны, утончённы,   то   есть отличаются «нездешностью». значением     изящны, Это   уникальная   художественная   находка   поэта! Лирический   герой   рассказывает   о   жирафе,   чтобы развеять ЕЕ печаль. Но жираф соотносим не только с героиней.              Интересно,   что   фигура   животного   ассоциативно напоминала   внешность   самого   поэта.   Современники Гумилева   отмечали,   что   он   был   необычен   по телосложению ­ долговязый и некрасивый. Поражал в нем контраст между непривлекательной внешностью и загадочным внутренним миром. ­ Какие средства выразительности использует поэт во 2­м четверостишии? Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. ­ Как описан жираф? ­ В чем смысл сравнения жирафа с луной? .  Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. ­ Какие ассоциации вызывают сравнения: «подобен  цветным парусам корабля»,  его бег «как радостный  птичий полет»?   Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что­нибудь, кроме дождя. ­   В   чем   смысл   противопоставления:   Там   ­   страсть, любовь «черной девы» и «молодого вождя», а здесь ­ ХОЛОДНОСТЬ,   непонимание   грустной   героини   и сильного,   уверенного   (или   лишь   желающего   таковым казаться?) поэта?   – Что выражает риторический вопрос:  И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав?..  ­ Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Развернутые  сравнения  и сложные  синтаксические  конструкции. Они  создают калейдоскопичность  зрительного ряда. Сказочное  пространство наполняется красками. Луна ­ излюбленный образ романтиков, символизирующий,   как   правило,   избранничество   по одиночество, отношению ко всему на свете...  Свобода, счастье, гармония Одиночество вдвоем Передает   отчаяния,   безысходности.     сложную   интонацию почти мольбы, Теперь   она   уже   другая,   не   такая закрытая   и   застывшая,   как   в   начале стихотворения. Может быть, они стали чуть   ЕЕ   молчание, сопровождавшее   весь   его   монолог,   ближе... ­ Что значат слезы героини?     перешедшее   в   плач,   ­   это   ее противостояние   лирическому   герою. потому плач ­ это, вероятно, некоторая динамика   героини.   Она   открывается для героя, они теперь чуть ближе друг к   другу.   Может   быть,   это   слезы просветления,   начала   понимания?.. Высказывают   свои   впечатления, делают выводы  ­ Так о чем же стихотворение Гумилева? Стихотворение   не   только   о   красотах   земли,   об отношениях   юноши   и   девушки,   но   и   о   том,   как   не похожи   люди.   Насколько   одни   романтичны   и мечтательны,   настолько   другие   приземлены   и конкретны.   Одни   довольствуются   лишь   черно­белой картинкой за окном, другим мало целого мира. Кому­ то дождик кажется трагедией, поводом для слез, а кто­ то каждый раз раскрывает над своим сердцем  яркий зонтик мечтаний и фантазий. Стихотворение «Жираф» ­ вызов существующим устоям, упоминание о другой жизни.   Жираф   способен   спасти   от   безысходности, согреть   озябшую   душу,   но   для   этого   в   него   надо верить!  Гумилев верил и всем своим творчеством убеждал в этом читателя.  Посмотрите,   пожалуйста, ­   видеоролик   по стихотворению Гумилева. В нем использована песня в исполнении Елены Ваенга. ­   Согласны   ли   вы   с   интерпретацией   стихотворения Гумилева в данном ролике?

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Жираф"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017