Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы в 11 классе содержит один из возможных вариантов организации работы по анализу лирического стихотворения одного из самых романтичных и загадочных поэтов 20 века. Важное место занимает на уроке использование созданного учителем видеоролика по стихотворению поэта. Видеоряд помогает восприятию очень непростого стихотворения.Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Заблудившийся трамвай"
Иконка файла материала Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. Заблудившийся трамвай.docx
№/№ Слайда   Слайды 1 ­  21 Конспект урока литературы в 11 классе   Гумилев Н.С. «Заблудившийся трамвай Деятельность учителя Деятельность учащихся Слушают  Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай»      Одним из самых загадочных и потому самых интересных стихотворений  поэта является стихотворение «Заблудившийся трамвай», вошедшее в  сборник «Огненный столп».       Попытаемся  расшифровывать строки этого стихотворения так, будто  они – разобранный пазл, собрав который, можно увидеть скрытые в нем  смыслы… Стоит обратиться к истории и вспомнить, как был написан «Заблудившийся трамвай». Вот что вспоминает ученица Гумилёва Ирина Одоевцева:   «Я и сейчас не понимаю, как это произошло. Я шел по мосту через Неву –  заря, и никого кругом. Пусто. Только вороны каркают. И вдруг мимо меня  совсем близко пролетел трамвай. Искры трамвая, как огненная дорожка на  розовой заре. Я остановился. Меня что­то вдруг пронзило, осенило. Ветер  подул мне в лицо, и я как будто что­то вспомнил, что было давно, и в то же время как будто увидел то, что будет потом. Но все так смутно и  томительно. Я оглянулся, не понимая, где я и что со мной. Я постоял на  мосту, держась за перила, потом медленно двинулся дальше, домой. И тут­ то и случилось. Я сразу нашел первую строфу, как будто получил ее  готовой, а не сам сочинил. Слушайте:  Шел я по улице незнакомой  И вдруг услышал вороний грай,  И звоны лир, и дальние громы —  Передо мной летел трамвай.    Я продолжал идти. Я продолжал произносить строчку за строчкой, будто  читаю чужое стихотворение. Все, все до конца. Садитесь! Садитесь и  слушайте!    Я сажусь тут же в кухне за стол, а он, стоя передо мной, взволнованно  читает:  Как я вскочил на его подножку,  Было загадкою для меня.  – Оттого, должно быть, что я не спал всю ночь, пил, играл в карты – я ведь  очень азартный – и предельно устал, оттого, должно быть, такое  сумасшедшее вдохновение. Я все еще не могу прийти в себя. У меня головакружится...» Ирина Одоевцева «На берегах Невы».      Логика произведений, написанных на одном дыхании, всегда несколько  иррациональна, необъяснима.  Они гениальны – и ни один критик на свете  не в состоянии их «разобрать» и доказать, объяснить, разложить на  составляющие их гениальность. Этим они и прекрасны…  Поэтому,  встречаясь с такими произведениями, целесообразно подходить к ним не с  установкой на анализ с пристрастием, а с установкой на чтение, на  максимальную эмпатию и открытость. Чтобы понять это стихотворение,  нужно двинуться в путешествие на «Заблудившемся трамвае» вместе с  автором и посмотреть, куда приведёт этот путь.   ­ О чем говорит название стихотворения? «Заблудившийся трамвай» ­  предположите, о чем стихотворение? Может ли трамвай заблудиться? ­ Читаем стихотворение. ­ Прочитать «Заблудившийся трамвай» вслух, акцентируя или отстукивая  ударения.  ­ Определите стихотворный размер.  ­ Почему был выбран именно этот размер. ­ Для чего здесь нужны неравномерные интервалы между ударными  слогами?  Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, — Передо мною летел трамвай. ­ Какие звуки сопровождают появление трамвая? ­ Это реальные звуки, сопровождающие движение трамвая? ­ А в символической системе координат, что означают эти звуки?  ­ Анализируя «Волшебную скрипку», мы ответили на вопрос: «Что такое  эта скрипка?» ­ А вороний грай?  Какие ассоциации вызывает это словосочетание? Размышляют, предполагают, высказывают,  аргументируют (Как может заблудиться трамвай, ведь он идёт по  рельсам, по уже проторенной, заранее известной дороге?  А может,  это и вовсе не трамвай?) Учащиеся читают стихотворение Читают вслух, отбивая ритм, определяют размер,  отвечают  Отвечают на вопросы звуков три: вороний грай, звоны лютни, дальние громы­ Дальние громы…    Какие ассоциации вызывает это словосочетание?     Лирический герой оказывается пассажиром трамвая помимо своей воли:  «Как я вскочил на его подножку, / Было загадкою для меня». Этот трамвай, ворвавшийся в реальность со звуками – явными символами потустороннего, представляет собою некую силу, которая гораздо больше и могущественнее человека. Недаром и в воздухе за трамваем остаётся огненная дорожка…  ­ Но что это за сила, и куда трамвай движется?  Лютня, как и волшебная скрипка – символ миссии поэта  (как лира в поэзии Пушкина) Вороний грай – очевидно: смерть, гибель, рок, плохое  предзнаменование.  Гром – война, битва, земная или небесная, а также знак  присутствия сверхъестественной силы. ­ Выделите ключевые слова строф. Мчался он бурей темной, крылатой,  Он заблудился в бездне времен…  Остановите, вагоновожатый,  Остановите сейчас вагон.  Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня. ­ Есть ли вагоновожатый у этого трамвая? Кто он? В контексте творчества Гумилёва образ  «бездна времён» уже встречался у  Гумилёва не раз. Вот, например, в стихотворении «Стокгольм»: И понял, что я заблудился навеки  В слепых переходах пространств и времен,  А где­то струятся родимые реки,  К которым мне путь навсегда запрещен.      Вот они, «слепые переходы пространств и времён», в которых герой  «заблудился навеки» – и стихотворение, о котором мы говорим, совсем не  случайно называется «Заблудившийся трамвай».  В стихотворении  «Египет» есть такая строфа:  Там, взглянув на пустынную реку,  Ты воскликнешь: «Ведь это же сон!  Не прикован я к нашему веку,  Если вижу сквозь бездну времён.  Состояние сна как бы высвобождает время, и вместо одномерной  привычной реальности герой оказывается в «бездне времён». Отвечают на вопросы, наблюдают текст Только что трамвай был на улице, пусть и незнакомой – и  вдруг он уже мчится «бурей тёмной, крылатой».     Главное, ключевое здесь – что он «заблудился в бездне  времён». Отвечают на вопросы, размышляют Вагоновожатый есть, но он безучастен и на просьбу героя  остановиться не реагируетГерою снится его собственная жизнь, стремительно проносясь перед ним за  окнами трамвая.  Поздно. Уж мы обогнули стену, Мы проскочили сквозь рощу пальм, Через Неву, через Нил и Сену Мы прогремели по трем мостам. И, промелькнув у оконной рамы, Бросил нам вслед пытливый взгляд Нищий старик, — конечно, тот самый, Что умер в Бейруте год назад. ­ Где блуждает наш трамвай? ­ Разрушается обычное представление о хронологии и географии.  Соединяются  все места, где бывал поэт. Лирический герой встревожен, в  смятении, которое все более усиливается. Вывеска… кровью налитые буквы  Гласят ­ зеленная, ­ знаю, тут  Вместо капусты и вместо брюквы  Мертвые головы продают.    В красной рубашке, с лицом, как вымя,  Голову срезал палач и мне,  Она лежала вместе с другими  Здесь, в ящике скользком, на самом дне.  ­ Голову срезал палач и мне… ­ что это? Предсказание собственной  смерти? ­ Выстройте ассоциативную цепочку : палач ­ срезанные головы – ящик или  корзина…      Отвечают на вопрос , рассуждают, предполагают Нева, Нил, Сена Это поэтическая исповедь лирического героя о самом  себе. Жизнь его во многом совпадает с биографией  автора (экспедиции к Нилу, поездки в Париж).Высказывают предположения Выстраивают ассоциативную цепочку      Палач – срезанные головы – ящик или корзина – …  гильотина – Французская революция – революция в  России – бунт – «русский бунт, бессмысленный и  беспощадный» – XVIII век, Пушкин, «Капитанская  дочка»…        В финале «Капитанской дочки» также присутствует сцена с отсечением  головы: Гринёв «присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в  толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и  окровавленная, показана была народу…»  Читаем дальше:  А в переулке забор дощатый,  Дом в три окна и серый газон…  Остановите, вагоновожатый,  Остановите сейчас вагон!    Машенька, ты здесь жила и пела,  Мне, жениху, ковер ткала,  Где же теперь твой голос и тело,  Может ли быть, что ты умерла!    Как ты стонала в своей светлице,  Я же с напудренною косой  Шел представляться Императрице  И не увиделся вновь с тобой.  ­ Найдите антитезу в этих строфах. ­ Как вы понимаете дважды повторяющуюся трагическую  ­ восклицание      восклицание лирического героя: «Остановите, вагоновожатый, /  Остановите сейчас вагон!».     Итак, герой тоскует, что ошибся, решив идти «представляться  Императрице», ощущает в этом своём решении нечто роковое – после чего  перед ним распахивается внеземное пространство, космос, бесконечность:  Понял теперь я: наша свобода —Только оттуда бьющий свет,  Люди и тени стоят у входа  В зоологический сад планет.  ­ Найдите ключевые слова в этой строфе. ­ Новое понимание образа – «оттуда», то есть с неба «бьющий свет». И это  говорит об изменениях, произошедших в мироощущении поэта,  укреплении веры.  ­ Куда привез трамвай лирического героя?    ­ «Люди и тени стоят у входа» ­ как вы понимаете эту строчку?      У входа в космический сад стоят «люди и тени» – живые и мёртвые –  снова, уже не впервые в стихотворении, вместе, на равных. В этом отрывке  смерть понимается не как прекращение жизни, а как выход на высший  уровень жизни, туда, где нет земных пределов и границ, туда, где возможна  настоящая свобода.       А дальше снова появляется Петербург, Медный всадник, как ещё один  отзвук Пушкина, напоминание о пушкинской теме – и возвращение к ней:  И сразу ветер знакомый и сладкий,  И за мостом летит на меня  Всадника длань в железной перчатке  И два копыта его коня.    Верной твердынею православья  Врезан Исакий в вышине,  Там отслужу молебен о здравии  Машеньки и панихиду по мне.    И всё ж навеки сердце угрюмо,  И трудно дышать, и больно жить…  Машенька, я никогда не думал,  Что можно так любить и грустить.  ­  Как вы понимаете значение слов «молебен о здравии» и панихида»? Находят антитезу С одной стороны – частное («в переулке забор дощатый, /  Дом в три окна и серый газон), личное, скромное,  безыскусное, связанное с любовью (Машенька), а с другой – официальное, требовательное (Императрица),  торжественное (напудренная коса), значительное,  престижное, связанное с властью, притягательное Отвечают на вопрос, размышляют, предполагают      Попытка совершить выбор – при полной  невозможности выбора Находят ключевые слова Ключевое в строфе про «зоологический сад планет», –  «наша свобода — / Только оттуда бьющий свет». Отвечают на вопрос, предполагаютТрамвай вывез лирического героя за пределы земной  жизни «Люди и тени» – живые и мёртвые ­ Почему лирический герой служит молебен о здравии  умершей,  а  панихиду по себе ­ живому?     Таким способом утверждается мысль о Бессмертии любви. Возвещается  о смерти того, кто ее потерял. Молебен о здравии – знак жизни, панихида ­  смерти. Это метафора – прежняя душа умерла, а с нею и радость жизни.  Тоска и угрюмость – знаки новой жизни.  ­ О чем говорят последние строки стихотворения?       Тайн поэтического колдовства в «Заблудившегося трамвая» не счесть.  Но они возникают на одном пути, трудном в своей главной цели ­  проникнуть в истоки человеческой природы, желанные  перспективы  жизни, в сущность бытия. Мироощущению Гумилева было далеко до  оптимизма. Сказалось личное одиночество, чего он никогда не мог ни  избежать, ни преодолеть. Переломы революционного времени обостряли  былые разочарования в частной судьбе и целом мире. Свои мучительные  переживания автор  запечатлел в гениальном и простом образе  «заблудившегося трамвая». ­ Символом чего является трамвай? Почему именно этот образ вынесен в  заглавие?    ­ Предлагаю вам посмотреть ролик по стихотворению Гумилева. Борис  Ветров читает стихотворение Гумилева на фоне музыкальной композиции  замечательного итальянского композитора Нино Рота. Ученик выписывает из Толкового словаря Молебен ­ это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или  благодарят Бога за получение благ. Панихида — это церковная служба по умершему.Д.з.  1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.          2. Найдите пропущенную строфу стихотворения в исполнении Б.  Ветрова.            Какова микротема этой строфы? Какую роль играет она в раскрытии            идейного содержания стихотворения? Запишите свои мысли. Отвечают на вопросы, размышляют В финале стихотворение лирический герой внезапно  приходит к озарению.  Внезапно лирический герой  говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и не подозревал, что  любовь может быть — такой… Трамвай – природная стихия, живущая по собственным  законам.  Трамвай – революция, ломающая все законы,  смешивающая времена, несущая смерть.  Трамвай – человеческая душа, заблудившаяся в вихре  событий, потерявшая смысл существования.  Трамвай – Вселенная, вагоновожатый – Бог.  Трамвай – своеобразная «машина времени»,  заблудившаяся в бездне времен.  Смотрят, высказывают свое мнение

Посмотрите также