Поговорим
об экологии...
Теперь, когда мы
уже научились
летать по
воздуху, как птицы,
плавать под водой,
как рыбы, нам не
хватает только
одного: научиться
жить на земле, как
люди.
Б. Шоу
Экологическая проблема – это…
• Нарушение взаимосвязей внутри
экосистемы или необратимые
явления в биосфере, вызванные
антропогенной деятельностью и
угрожающие существованию
человека как вида.
«Счастье- это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.»
Л.Н.Толстой.
“Человеку нужно не три аршина
земли, не усадьба, а весь земной
шар, вся природа, где на просторе
он мог бы проявить все свойства и
особенности своего свободного
духа.”
А.П.Чехов
Человек и природа в произведении
В.Астафьева «Царь-рыба»
Жестокость к животным одно из
средств уничтожения моральной
чувствительности. Человек и природа, их
единство и противоборство стержневая
тема в произведениях Виктора Астафьева.
Автор выступает с позиции добра,
гуманности. В каждой строке он остаётся
поэтом человечности. В нём живёт
необыкновенное ощущение цельности,
взаимосвязанности всего живого на земле,
настоящего и будущего, сегодняшнего и
завтрашнего.
Настоящим событием в жизни и в
литературе стало произведение «Царь
рыба», отмеченное Государственной
премией СССР.
Человек и природа в произведении
В.Астафьева «Царь-рыба»
Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней
природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так:
Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей ."И в этот миг заявила о себе
рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из
борта лодки высекло. За кормой взбурлило грузное тело рыбины, вертанулось,
забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья".
“Чтото редкостное, первобытное” было в этой рыбе. Царьрыба
прародительница, которая выступает как символ живой природы.
Страсть рыбака берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни
стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке
собственной снасти.
Перед лицом смерти Игнатьич вспоминает о своих грехах и просит прощения,
после чего он спасается.
Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника
к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без
греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не
застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.
«Господи! Да разведи
ты нас! Не по рукам
она мне!» Царь –
рыбу может добыть
только человек с
чистыми помыслами,
не запятнавший свою
душу ничем, а если
совершил «варначий»
поступок, лучше
отпустить царь-рыбу.
Многочисленны образы
браконьеров,
губящих всё живое.
Каждый рассказ о браконьерстве
заканчивается
наказанием.
Природа в повести “Прощание с Матерой”
Валентина Распутина
•
“Если земля — территория, и только, то отношение к ней соответствующе.
Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию
захватывают... Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы:
пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?”
Природа в повести “Прощание с Матерой”
Валентина Распутина
Матера это не просто земля, остров, определенная территория, которую
должны затопить. Матера это образсимвол. В нем звучит и чтото материнское,
ласкововластное, и зрелость, и возмужалость, матерость. “Но от края до края,
от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и
дикости, и всякой твари по паре всего, отделившись от материка, держала
она в достатке не потому ли и звалась громким именем Матера?”
Матера это часть материка, остатки исчезающего,
вытесняемого временем пласта истории, народной
жизни.
Триста лет стояла деревня Матера, а сколько лет
острову, на котором она стоит, никто не знает. И вот
люди решают, что проблему обеспечения района
электроэнергией можно решить, только затопив ее, как
в свое время были затоплены сотни больших и малых
сел, деревень, станиц, хуторов, городов.
Только Дарья чувствует
ответственность за судьбу
Матёры: «Я ж тут была, на
мне лежит доглядливость. И
что водой зальёт, навроде
тоже как я виноватая».
Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не
ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже,
рыскательней,
его
существование.
искательней,
будет
а
не
В. Распутин
Природа в произведениях Михаила
Михайловича Пришвина
• В "Лесной капели" Пришвин
пишет о черемухе, которую во
время цветения так неразумно
ломают горожане, унося
охапки белых душистых
цветов. Ветки черемухи в
домах простоят день два и
отправятся в мусорные бачки, а
черемуха погибла и больше не
порадует своим цветением
будущие поколения.
Человек и природа в романе Ч.Айтматова
«Плаха»
В этом произведении автор
хорошо понимает природу
такой жестокости человека в
отношении к окружающей
среде. Это элементарная
алчность.
Произведение “Плаха”
призыв одуматься, осознать
свою ответственность за все,
что беспечно разрушено
человеком в природе.
Примечательно, что
проблемы экологии писатель
рассматривает в романе
неразрывно с проблемами
разрушения человеческой
личности.
Человек и природа в произведении
Ч.Айтматова «Плаха»
• Роман “Плаха” начинается с темы описания жизни волчьей семьи, потом
перерастающей в тему гибели саванны по вине человека, так как он
врывается в нее как хищник, бессмысленно и грубо уничтожающий все
на своем пути. Волки здесь очеловечены, наделены нравственной силой,
благородством и разумом, которых лишены люди.
Избиение сайгаков читатель видит
глазами волчицы Акбары: “Страх достиг
таких апокалиптических размеров, что
волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов,
казалось, что весь мир оглох и онемел,
что везде воцарился хаос и само
солнце ... тоже мечется и ищет
спасения и что даже вертолеты вдруг
онемели и уже без грохота и свиста
беззвучно кружатся над уходящей в
бездну степью, подобно гигантским
безмолвным коршунам...”
Поединок добра и зла
Поединок
добра и зла
будет
продолжаться,
зло будет
побеждать до
тех пор, пока
будут жить
равнодушные
люди,
жаждущие
своей выгоды
за счёт другого
человека, его
горя и смерти.
Дисгармония между природой и человеком носит как
экологический, так и нравственный характер.
Говорят есть места на свете,
Где природа с тобой говорит,
Где становимся мы словно дети,
Разум спит и душа не болит.
Я хочу посетить это место,
Посидеть в абсолютной тиши,
Разобраться в себе. Если честно,
От реальности в сказку уйти...
В этой сказке нет зла, нет
насилья,
Нет обмана, не ходит там смерть,
Там не надо кричать от бессилья,
На страданья и муки смотреть.
Я хочу, чтоб у каждого в жизни
Был такой потайной уголок!
Чтоб он смог "причесать" свои
мысли,
Чтоб хранил его и берег.