Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"
Оценка 4.8

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
Детсад—11 кл
23.04.2017
Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"
Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. С произведениями писателя учащихся знакомит «специалист» по данному вопросу. Выступление сопровождается презентацией, подготовленной данным обучающимся. В презентации рассказывается о книге, ее содержании, раскрывается проблематика повести, используются фотографии театральных постановок произведения. Ключевые мысли класс записывает в тетрадь. После показа презентации идет обсуждение выделенных проблем. Активизирует обсуждение критик. Проблемы повести учащиеся связывают с подготовкой задания 25 ЕГЭ по русскому языку.Конспект урока литературы в 11 классе по творчеству В. Распутина
Урок литературы в 11 классе.doc
Нравственные проблемы в произведениях  Валентина Распутина Урок­дискуссия по литературе в 11 классе                                                    Инякова Анна Викторовна, учитель русского и литературы    Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.Г. Распутина, познакомить учащихся с нравственным  миром  его лучших героев, развивать умение оценивать поступки героев и  отстаивать свою точку зрения, находить проблемы и определять их актуальность,  воспитывать активную жизненную позицию на примере жизни и творчества Валентина  Распутина. Оформление:    книжная выставка   эпиграф на доске:  “Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!  Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!  Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”                                                                                    (В.Г.Распутин) портрет писателя;    фотографии и слайды  «Программки урока» (каждому участнику)  Класс поделен  Ход урока  Биограф – 1   Специалисты  по произведениям: 1 – «Последний срок»,  2 – «Живи и помни», 2 –  «Прощание с Матерой», 1 – «Дочь Ивана, мать Ивана»  Критик – 1   Активные участники дискуссии – весь класс  Гости – зрители  I. Вступительное слово учителя: актуальность темы. Обращение к эпиграфу, выставке.             В.Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души юных читателей,  передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека, живущего  на  ней, за происходящее. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об  1 истоках его жизни и, конечно, его произведения.  Некоторые мысли Валентина Распутина я  разместила на развороте программки. Думаю, они вам пригодятся. II. Выступления биографа – рассказ о писателе с использованием презентации:  Валентин Григорьевич Распутин (1937) ­ один из признанных мастеров “деревенской  прозы”, один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно­ философских проблем. И снова слово самого писателя:  “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но  оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к  реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу  за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно  брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес –  большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была  она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни”.   III. Учитель:    Первое произведение, о котором мы поговорим, ­ это повесть  «Последний срок» Выступление и презентация *. Учащиеся работают в тетрадях. 2 Учитель: Почему это произведение волнует читателей? (ответы учащихся)                   Какие проблемы поднимет автор в этом произведении? (учащиеся называют  проблемы, определяют их актуальность, связывают проблемы с текстами на ЕГЭ)                  Анна проводила на фронт троих сыновей и все они сложили свои головы за  Родину. Анна вырастила пятерых детей. Одна,   без мужа,  подняла их. Всю свою  жизнь она честно трудилась. Что же она сделала не так, что дети ее оказались не  способны по­человечески проводить свою мать в последний путь? Критик: Мать всю жизнь трудилась для своих детей, ей некогда было их                 воспитывать, поэтому они и стали такими бездушными и черствыми. Учитель:  Согласны ли вы с этими словами? Почему? • Почему повесть называется «Последний срок?» Что это за срок? • Чему учит это произведение современных детей, молодых и совсем уже  взрослых? IV. Повесть «Живи и помни» представляет * (рассказ о произведении и презентация). Повесть “Живи и помни” была написана в 1974 году и родилась из соприкосновения  пережитого писателем в детстве с его сегодняшними размышлениями о деревне военных  лет. Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает  писатель о цене предательства. Предательства, которое выросло из небольших уступок  совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых  людей. Учитель: В основе презентации экранизация повести. Совпало ли ваше  представление о героях с их экранными образами? Кого вы представляете по­ другому?   (выступления учащихся) 3 В чем смысл названия повести? О чем нужно помнить?    Почему Андрей Гуськов стал дезертиром? Можно ли его оправдать?    А что думает по этому поводу наш критик? Кто ему возразит? Критик: А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего  ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на  свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками? (учащиеся  возражают критику, обязательно приводят аргументы, основанные на личной позиции).    Почему Настена стала помогать мужу? Можно ли ее судить?   Старый Михеич чувствовал, что с сыном беда, просил Настену дать им  встретиться. Почему Настена не пошла на это?                Почему погибает именно Настена?     К кому обращена эта повесть? Чему она учит?    Какие проблемы поднимает писатель в этом произведении? Учащиеся  перечисляют проблемы, увиденные ими, определяют их актуальность, отношение  автора к проблемам, связывают с Частью С ЕГЭ) v. Повесть «Прощание с Матерой» представляет *. Выступление. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни» - это слова Дарьи. Запишите их. У нас часто встречаются тексты об исторической и людской памяти. 1. Какие общечеловеческие проблемы поднимает автор в этой повести? Учащиеся  перечисляют проблемы, увиденные ими, определяют их актуальность, отношение автора к  проблемам, связывают с Частью С ЕГЭ) 4 2. Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время ­ это время испытаний человека. Как писатель выявляет, кто есть кто? 3. Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается? 4. Что значит для героев и для вас малая родина? Учитель: Послушайте в исполнении * поэтический отклик Станислава Куняева  на  “Прощание с Матерой». Валентину Распутину На родине, как в космосе, не счесть Огня и леса, камня и простора, Все не вместишь, не потому ли есть У каждого из нас своя Матера, Своя Ока, где тянет холодок В предзимний день от влаги загустевшей, Где под ногой еще хрустит песок Крупнозернистый и заиндевевший… Прощай, Матера! Быть или не быть Тебе в грядущей жизни человечьей – Нам не решить, но нам не разлюбить Твоей судьбы непостижимо вещей. Я знаю, что необозрим народ, Что в нем, как в море, света или мути, Увы, не счесть… Да будет ледоход, Да будут после нас иные люди!  Прощай, Матера, боль моя, прощай, Прости, что слов заветных не хватает, Чтоб вымолвить все то, что, через край Переливаясь, в синей бездне тает…  V. Учитель: С  повестью В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”вас познакомит *.    Давайте все вместе подумаем и попытаемся  ответить на вопрос: в чем же  заключается правда последней повести Распутина?  5 Критик после просмотра презентации:   Невозможно согласиться с прославлением  героини повести Тамары Ивановны, невозможно оправдать выстрел.  Если, по логике  повести все беды от рынка, от торгашества, от продажности ­ и насилие совершается на его задворках – и “правосудие” там же, ­ то почему умная и волевая мать не уберегла дочь  раньше? Почему разрешила уйти из школы, которой не верила. Почему пустила на рынок,  не помогла искать другую профессию? Мать борется за будущее – но почему не защитила  раньше? Почему не думает, как воскресить душу дочери, а, уходя в тюрьму, оставляет  наедине с собой…Кроме того, образ сына Ивана не совсем убедителен. В большинстве  примеров он, на мой взгляд, идет простым, легким путем и взволнован ли он тем, как  сложиться судьба матери, Тамары Ивановны, сможет ли он утешить сестру? Если  внимательно проанализировать поступки Ивана, то увидишь, что у него нет воли к добру, а  есть только рассуждения. И он отправляется работать не в школу, где нужен, но где  слишком трудно, а выбирает путь более простой. Учитель: В ходе обсуждения повести мы попытаемся ответить и на вопросы критика.  Как вы думаете, почему автор назвал свою книгу “Дочь Ивана, мать Ивана”? • • Почему автор много внимания уделяет  детству  героини? • Что послужило причиной убийства? Что подтолкнуло героиню к такому  поступку? •  Как по­вашему, виновата ли Тамара Ивановна?  • Чему учит это произведение? • Героя  какого  изученного нами произведения напоминает Тамара Ивановна? • Могли ли они избежать преступления? Какие проблемы поднимает писатель в этом произведении? Учащиеся  перечисляют проблемы, увиденные ими, определяют их актуальность, отношение  автора к проблемам, связывают с Частью С ЕГЭ) VI.  Дискуссия «Уроки Валентина Распутина сегодня» 6 Что роднит между собой произведения Распутина? Чем они похожи?  Учащиеся  называют общие для рассмотренных произведений проблемы, определяют отношение к ним автора.      Чему учит нас замечательный русский писатель? Нужны ли его повести и  рассказы современной молодежи?       Насколько актуальны произведения Валентина Распутина? Кто не согласен?       Что каждый из вас возьмет сегодня для себя  в свою взрослую жизнь? VII. Заключительное слово учителя. Дорогие ребята, благодарю вас за урок, за ваши  неравнодушие и искренность.  Каждым из вас была проделана огромная работа, но это не напрасно. Я уверена, творчество Валентина Распутина поможет вам не только на  экзамене по русскому языку, о чем вы сегодня много говорили,  но и сбережет вас в  вашей  взрослой жизни от многих  поступков. А это самое главное. VIII. Домашнее задание: написать сочинение­благодарность В. Распутину за  произведение, которое оказало на вас наибольшее впечатление 7

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"

Конспект урока литературы в 11 классе "Нравственные проблемы в произведениях Валентина Распутина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017