Урок литературы в 5 классе.
Тема урока: «Красота общения людей. (По главе «Масленица из книги И.С.Шмелёва «Лето Господне»
Урок литературы в 5 классе по теме: «Красота общения людей". (По главе «Масленица" из книги И.С.Шмелёва «Лето Господне»)
Цели урока:
1. познакомить учащихся с творчеством и личностью И.С. Шмелёва;
2. развитие навыка анализа художественного текста;
3. воспитание чувства любви к Родине, уважения к русским традициям, духовной близости со своими предками.
Лето Господне.docx
Урок литературы в 5 классе.
Тема урока: «Красота общения людей. (По главе «Масленица из книги И.С.Шмелёва
«Лето Господне»
Цели урока:
1. познакомить учся с творчеством и личностью И.С.Шмелёва;
2. развитие навыка анализа художественного текста;
3. воспитание чувства любви к Родине, уважения к русским традициям, духовной
близости со своими предками.
Оборудование:1) портрет И.С.Шмелёва,
2) репродукция картины Кустодиева «Масленица»,
3) фонограмма. Чайковский «Времена года».
4) Панорама Кремля и Замоскворечья конца 19 века, Троице – Сергиевой Лавры.
Эпиграф:
И люди ласковые такие, будто мы все родные.
И.С.Шмелёв
1.Сообщение учителем темы и цели урока.
Вступительное слово.
Масленица. Этому православному празднику посвящали свои творения художники
слова, живописи, музыканты.
Самые трогательные страницы этому удивительному празднику посвятил русский
писатель И.С.Шмелёв.
«Масленица» это маленькая глава большой и интересной книги «Лето Господне».
Хотели бы вы узнать об этой книге и о человеке, её написавшем?
Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово,
ведь литературное произведение – вполне самостоятельный живой организм. У него
есть сердце – идея, ткань его – слово.
2. Рассказ учителя о И.С.Шмелёве.
И.С.Шмелёв принадлежит к числу талантливых русских писателей, чьи произведения
многие годы были под запретом по причине воспевания в них дореволюционного
прошлого. После Октября 1927 года он эмигрировал за границу. Жизнь за границей
была полна страданий и тоски по России. Именно ей, России, он посвящает свои
рассказы, повести. Темы их разнообразны. Но главное в них – внимание к человеку, страстная любовь к родной земле и её истории.
Главная его книга – «Лето Господне». Она была создана более 70 лет назад в Париже,
но лишь в конце 80х годов была напечатана в России. Сейчас у многих читателей она
лежит на ночном столике рядом с молитвословом. О ней говорят: «Это «душа просит».
Она – утоление голода духовного. А самого писателя называют учителем церковным.
Почему так? Откуда истоки духовности Шмелёва?
Все нравственные ценности человека воспитываются в семье, истоки духовности
человека – в его детстве.
3. Сообщение учащегося, работавшего с биографическим материалом.
Шмелёв родился в Москве в 1873 году в семье подрядчика. Отец, Сергей Иванович,
строил дома, мосты, бани, ледяные горы. Он был глубоко верующим человеком. Умер,
когда Ване было 7 лет. Но о его доброте ко всем людям писатель помнил всю жизнь и
мог рассказывать об отце бесконечно.
Семья Шмелёвых отличалась патриархальностью и большой религиозностью. «В доме я
не видел книг, кроме Евангелия,» вспоминает Шмелёв. Религиозны были и слуги. Они
рассказывали Ване истории о жизни святых, они сопровождали его в путешествии в
Троице Сергееву Лавру, знаменитый монастырь, основанный Сергием Радонежским.
(Обращение к фотоальбому)
Москва – глубинный исток творчества писателя. Шмелёв великолепно знал и любил этот
город. Именно самые ранние детские впечатления заронили в его душу и мартовскую
капель, и вербную неделю, и «стояние» в церкви, и путешествие по старой Москве. Он
жил в районе Москвы – Замоскворечье (Обращение к фотоальбому).Там проживали
купцы, мещане и множество мастерового люда. Самые поэтические книги писателя о
Москве, о Замоскворечье.
4. Слово учителя о книге «Лето Господне».
Повествование ведётся от лица рассказчика, шестилетнего мальчика Вани, прототипом
которого был сам писатель – мальчик Ваня Шмелёв. Основа повести – впечатления
детства. Главный образ – образ Красоты. Красоту мира писатель видит в обычных
явлениях. По мнению Шмелёва, мир полон чудес, и эти чудеса рядом.
Первая глава книги называется «Праздники» Христианские праздники были
спутниками русского народа. Они помогали в труде, не давали прерваться традициям
поколений. Один из рассказов этой главы посвящён празднику Масленицы.
5. Работа с текстом главы «Масленица».
Аналитическая беседа.
1. Какое впечатление произвело на вас содержание этой главы? Всё, о чём пишет
Шмелёв привычно для вас?
2. Какой след оставил праздник в душе Вани? ( Чтение текста «Масленица…Я и
теперь ещё чувствую это слово»… до –« и я был со всеми связан»).
Какая важная мысль звучит в отрывке? (Красота духовного общения – вот что
главное) Как автор достигает выразительности текста? Какие средства художественной
выразительности он использует?
3. Какие традиции празднования Масленицы были в семье Шмелёвых?
4. Выразительное чтение в лицах отрывка « Просторная мастерская, откуда вынесены
станки и ведёрки с красой… гудят, весёлые».
5. Частыми гостями в доме были служители церкви. Что замечает писатель в их
облике и поведении? (Своеобразие, талантливость)
Найдите в тексте описание пения протодиакона. Какие средства выразительности
автор использует, с какой целью?
6)Что ещё мы узнаём о праздновании Масленицы?
Чтение эпизода «Катание с горки»
Какое настроение у Вани? Почему?
Каковы особенности языка? Почему автор использует разговорный стиль?
Найдите в тексте яркие метафоры. Какова их роль?
6. Как заканчивалась Масленица? Как называется её последний день? Откуда такое
название?
7. С каким чувством пишет писатель о последнем дне Масленицы? (Текст) В чём
особенность выразительности речи? Какой эпитет повторяется? Почему? («живая»).
Понял ли Ваня тогда, почему масленица «живая»? Когда он это понял? (Чтение
текста «Пряник… да не земля ли это, с лесами и горами, со зверями?).
Вывод: пряник – символ Родины, символ весны.
8. Найдите строки, рисующие состояние души в Прощёное воскресение.
9. Какое настроение у Вани, когда он ложится спать? Почему?
10. О чём книга « Лето Господне»? (О жизни, о человеке, о природе)
7. Изображение Масленицы в произведениях музыки и живописи.
1.Звучит пьеса П.И.Чайковского «Февраль. Масленица» из симфонической сюиты
«Времена года».
Вопросы классу:
Какое настроение создаёт музыка?
Какие картины вы представляете, слушая музыку?
2.Сравните изображение Масленицы на репродукции Б.М.Кустодиева и в описании
Шмелёва.
Из чего строится произведение живописи? Что для него является тканью? Чем оно
отличается от произведений музыки, литературы? 8. Итог урока.
Работа с эпиграфом урока
Каков смысл высказывания Шмелёва? О чём эти слова?
Учитель:
Эти слова о красоте и родстве человеческих душ. Автор даёт совет нам всем: будьте добры
друг к другу, живите в мире и согласии. Книга помогает лучше понять нашу историю,
пробуждает в нас чувство любви к своему прошлому, учит видеть красоту мира,
чувствовать её во всех проявлениях жизни.
Вот для того, чтобы такое действие оказала на нас книга, мы и учились быть Читателями.
Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя.
Надеюсь, что в дальнейшем мы научимся проникать в тайну каждого слова, научимся
сопереживать писателю и его героям.
9. Домашнее задание.
1.Чтение рассказа Шмелёва « Мартовская капель». Выписать из текста средства
художественной выразительности, указать их роль.
Конспект урока литературы в 5 классе.
Конспект урока литературы в 5 классе.
Конспект урока литературы в 5 классе.
Конспект урока литературы в 5 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.