Конспект урока литературы в 5 классе.
Оценка 4.8

Конспект урока литературы в 5 классе.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
02.02.2017
Конспект урока литературы в 5 классе.
Урок литературы в 5 классе. Тема урока: «Красота общения людей. (По главе «Масленица из книги И.С.Шмелёва «Лето Господне» Урок литературы в 5 классе по теме: «Красота общения людей". (По главе «Масленица" из книги И.С.Шмелёва «Лето Господне») Цели урока: 1. познакомить учащихся с творчеством и личностью И.С. Шмелёва; 2. развитие навыка анализа художественного текста; 3. воспитание чувства любви к Родине, уважения к русским традициям, духовной близости со своими предками.
Лето Господне.docx
Урок   литературы в 5 классе. Тема урока: «Красота общения людей. (По главе «Масленица из книги И.С.Шмелёва  «Лето Господне» Цели урока: 1. познакомить уч­ся с творчеством и личностью И.С.Шмелёва; 2. развитие навыка анализа художественного текста; 3. воспитание чувства любви к Родине, уважения к русским традициям, духовной  близости со своими предками. Оборудование:1) портрет И.С.Шмелёва,  2) репродукция картины Кустодиева «Масленица», 3) фонограмма. Чайковский «Времена года». 4) Панорама Кремля и Замоскворечья конца 19 века, Троице – Сергиевой Лавры.                                                                Эпиграф:                                           И люди ласковые такие, будто мы все родные.                                                                                      И.С.Шмелёв 1.Сообщение учителем темы и цели урока. Вступительное слово. Масленица. Этому православному празднику посвящали свои творения художники  слова, живописи, музыканты.  Самые трогательные страницы этому удивительному празднику посвятил русский  писатель И.С.Шмелёв. «Масленица» ­ это маленькая глава большой и интересной книги «Лето Господне».  Хотели бы вы узнать об этой книге и о человеке, её написавшем? Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово,  ведь литературное произведение – вполне самостоятельный живой организм. У него  есть сердце – идея, ткань его – слово. 2. Рассказ учителя о И.С.Шмелёве. И.С.Шмелёв принадлежит к числу талантливых русских писателей, чьи произведения  многие годы были под запретом по причине воспевания в них дореволюционного  прошлого. После Октября 1927 года он эмигрировал за границу. Жизнь за границей  была полна страданий и тоски по России. Именно ей, России, он посвящает свои  рассказы, повести. Темы их разнообразны. Но главное в них – внимание к человеку, страстная любовь к родной земле и её истории. Главная его книга – «Лето Господне». Она была создана более 70 лет назад в Париже,  но лишь в конце 80­х годов была напечатана в России. Сейчас у многих читателей она  лежит на ночном столике рядом с молитвословом. О ней говорят: «Это «душа просит».  Она – утоление голода духовного. А самого писателя называют учителем церковным.  Почему так? Откуда истоки духовности Шмелёва? Все нравственные ценности человека воспитываются в семье, истоки духовности  человека – в его детстве. 3. Сообщение учащегося, работавшего с биографическим материалом. Шмелёв родился в Москве в 1873 году в семье подрядчика. Отец, Сергей Иванович,  строил дома, мосты, бани, ледяные горы. Он был глубоко верующим человеком. Умер,  когда Ване было 7 лет. Но о его доброте ко всем людям писатель помнил всю жизнь и  мог рассказывать об отце бесконечно. Семья Шмелёвых отличалась патриархальностью и большой религиозностью. «В доме я  не видел книг, кроме Евангелия,»­ вспоминает Шмелёв. Религиозны были и слуги. Они  рассказывали Ване истории о жизни святых, они сопровождали его в путешествии в  Троице ­ Сергееву Лавру, знаменитый монастырь, основанный Сергием Радонежским.  (Обращение к фотоальбому) Москва – глубинный исток творчества писателя. Шмелёв великолепно знал и любил этот город. Именно самые ранние детские впечатления заронили в его душу и мартовскую  капель, и вербную неделю, и «стояние» в церкви, и путешествие по старой Москве. Он  жил в районе Москвы – Замоскворечье (Обращение к фотоальбому).Там проживали  купцы, мещане и множество мастерового люда. Самые поэтические книги писателя о  Москве, о Замоскворечье. 4. Слово учителя о книге «Лето Господне». Повествование ведётся от лица рассказчика, шестилетнего мальчика Вани, прототипом  которого был сам писатель – мальчик Ваня Шмелёв. Основа повести – впечатления  детства. Главный образ – образ Красоты. Красоту мира писатель видит в обычных  явлениях. По мнению Шмелёва, мир полон чудес, и эти чудеса рядом. Первая глава книги называется «Праздники» Христианские праздники были  спутниками русского народа. Они помогали в труде, не давали прерваться традициям  поколений. Один из рассказов этой главы посвящён празднику Масленицы.  5. Работа с текстом главы «Масленица». Аналитическая беседа. 1. Какое впечатление произвело на вас содержание этой главы? Всё, о чём пишет  Шмелёв привычно для вас? 2. Какой след оставил праздник в душе Вани? ( Чтение текста «Масленица…Я и  теперь ещё чувствую это слово»… до –« и я был со всеми связан»). ­Какая важная мысль звучит в отрывке? (Красота духовного общения – вот что  главное) ­Как автор достигает выразительности текста? Какие средства художественной  выразительности он использует? 3. Какие традиции празднования Масленицы были в семье Шмелёвых? 4. Выразительное чтение в лицах отрывка « Просторная мастерская, откуда вынесены  станки и ведёрки с красой… ­ гудят, весёлые». 5. Частыми гостями в доме были служители церкви. Что замечает писатель в их  облике и поведении? (Своеобразие, талантливость) ­Найдите в тексте описание пения протодиакона. Какие средства выразительности  автор использует, с какой целью? 6)Что ещё мы узнаём о праздновании Масленицы?                             Чтение эпизода «Катание с горки» ­Какое настроение у Вани? Почему? ­Каковы особенности языка? Почему автор использует разговорный стиль? Найдите в тексте яркие метафоры. Какова их роль? 6. Как заканчивалась Масленица? Как называется её последний день? Откуда такое  название? 7. С каким чувством пишет писатель о последнем дне Масленицы? (Текст) В чём  особенность выразительности речи? Какой эпитет повторяется? Почему? («живая»). ­Понял ли Ваня тогда, почему масленица «живая»? Когда он это понял? (Чтение  текста «Пряник… ­ да не земля ли это, с лесами и горами, со зверями?). Вывод: пряник – символ Родины, символ весны. 8. Найдите строки, рисующие состояние души в Прощёное воскресение. 9. Какое настроение у Вани, когда он ложится спать? Почему? 10. О чём книга « Лето Господне»? (О жизни, о человеке, о природе) 7. Изображение Масленицы в произведениях музыки и живописи. 1.Звучит пьеса П.И.Чайковского «Февраль. Масленица» из симфонической сюиты  «Времена года». Вопросы классу: ­ Какое настроение создаёт музыка? Какие картины вы представляете, слушая музыку? 2.Сравните изображение Масленицы на репродукции Б.М.Кустодиева и в описании  Шмелёва. Из чего строится произведение живописи? Что для него является тканью? Чем оно  отличается от произведений музыки, литературы? 8. Итог урока. Работа с эпиграфом урока  ­ Каков смысл высказывания Шмелёва? О чём эти слова? Учитель: Эти слова о красоте и родстве человеческих душ. Автор даёт совет нам всем: будьте добры друг к другу, живите в мире и согласии. Книга помогает лучше понять нашу историю,  пробуждает в нас чувство любви к своему прошлому, учит видеть красоту мира,  чувствовать её во всех проявлениях жизни. Вот для того, чтобы такое действие оказала на нас книга, мы и учились быть Читателями.  Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя.  Надеюсь, что в дальнейшем мы научимся проникать в тайну каждого слова, научимся  сопереживать писателю и его героям. 9. Домашнее задание. 1.Чтение рассказа Шмелёва « Мартовская капель». Выписать из текста средства  художественной выразительности, указать их роль.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.