Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
20.06.2017
Данный урок знакомит учащихся с детством поэта и условиями, в которых формировался решительный характер юного Лермонтова. Дети узнают о необыкновенных дарованиях мальчика и трагической судьбе. Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова, обращаемся к истории его создания, узнаем с детьми жанр стихотворения, основную идею, способ стихосложения, рифму, средства выразительности языка.Конспект урока
Конспект 6 класс Лермонтов Парус.doc
Урок в 6 классе «М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. ДЕТСТВО ПОЭТА. «ПАРУС»
Цели урока: знакомство с творчеством поэта.
Задачи:
познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался
характер решительный, вольный и страстный одновременно;
дать первое представление о своеобразии лирики Лермонтова;
повторить понятие рифмы.
План урока:
1. Словарная работа.
2. Знакомство с биографией поэта.
3. Чтение и анализ стихотворения «Парус». Повторение понятия рифмы.
Словарная работа: вольный, мятежный, одаренный, трагичный (слова записаны на
доске). Эпиграф
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
М.Ю.Лермонтов
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукции его картин.
ХОД УРОКА
1.
Здравствуйте, ребята! Читая Пушкина, мы невольно обращались к
другому поэту. Не припомните, к кому? (к Лермонтову) Верно. Сегодня мы
познакомимся с детством поэта, узнаем, в каких условиях формировался характер
М.Ю. Познакомимся со стихотворением «Парус». Узнаем поэтический прием
антитезу. Повторим понятие рифмы.
Эпиграфом урока будет отрывок стихотворения Лермонтова (читаю), т.е. мы
поговорим о поэтическом мире Лермонтова.
Для начала проведем словарную работу, объяснив значение слов, записанных
на доске. Они станут опорными в нашем рассказе о личности и судьбе Лермонтова.
Вольный – свободный, стремящийся на волю, к свободе.
Мятежный – беспокойный, волнующийся, бунтующий.
Одаренный – талантливый.
Трагичный – переживающий несчастья, беды.
2. А теперь мы вместе вспомним, что знаем о жизни поэта.
Детство М.Ю. Лермонтова прошло в селе Тарханы Пензенской области.
Лермонтову шел третий год, когда умерла его мать. Он остался с бабушкой, которая
не поладила с отцом мальчика, и отец вынужден был расстаться с сыном. Ссора самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка. Позже он
писал:
Ужасная судьба отца и сына –
Жить розно и в разлуке умереть…
Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева – горячо любила
внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. В доме
постоянно жили мальчикисверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с
деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости,
скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов –
командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту и верность в дружбе.
Друзья вспоминали, что он был небольшого роста, но очень сильным и ловким.
Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших
темных глаз приводил в смущение того, на кого он долго смотрел.
Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. Бабушка
пригласила к нему лучших учителей. Подрастая, Мишель, как называли его в семье,
любил слушать рассказы крепостных слуг о старине: об Иване Грозном, о Разине, о
Пугачеве, о пожаре Москвы в 1812 году, о волжских разбойниках. Любил
воображать себя то храбрым рыцарем, то разбойником гденибудь в дремучих лесах.
В детстве он часто болел, и бабушка возила его лечиться. Куда? (на Кавказ)
Верно. Уже с детства ему нравились снежные вершины гор, бурные горные
речки, темные ночи с яркими звездами, песни, сказки, предания горцев. Позднее
Лермонтов писал:
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили
меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю о вас да о небе».
Учился Лермонтов охотно, много читал, учил языки. Какие? (французский,
немецкий). Во всем он проявлял необычайное упорство и настойчивость. Ребята,
чем увлекался Лермонтов в детстве? (математикой, играл в шахматы, рисовал,
лепил, играл на фортепиано и на скрипке) Верно. Особенно любил лепить из
крашеного воска. Однажды он вылепил целую сцену охоты на зайца, в другой раз
изобразил битву Александра Македонского – там были многочисленные воины,
слоны, колесницы. А зимой ребята лепили фигуры из снега. Был у мальчиков и
самодельный кукольный театр.
Когда Лермонтову пошел 14й год, бабушка решила отдать его в Благородный
пансион при Московском университете. Это была замечательная школа, вроде
Царскосельского Лицея. Особенно любили воспитанники литературу. Они читали и
обсуждали стихи и прозу, пробовали сами сочинять, издавали рукописные журналы.
Литературу Лермонтов знал прекрасно. Кого из поэтов больше всего любил
Лермонтов? (Пушкина) Да. Вскоре Лермонтов сделался признанным поэтом среди
учащихся пансиона…
В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет, но не окончил
его…
Вскоре его спокойная жизнь ломается. Лермонтову пришлось уйти из
университета, переехать в Петербург и поступить в военную школу. Трудным был
этот перелом. Поэт тоскует по друзьям, по Москве. Неизвестно, что ждет его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. В эти дни создано
стихотворение «Парус».
3. Знакомство со стихотворением «Парус»
Однако впервые опубликовано было стихотворение лишь после смерти поэта, в
1841 году. И с этого времени оно становится одним из самых популярных
произведений Лермонтова. Но к нему мы еще вернемся, поговорив об увлечении
поэта живописью.
Очень рано пробудились у Лермонтова любовь к природе и стремление выразить
средствами искусства живые, зрительные впечатления. Вспомните, ребята, когда
он создает свой первый пейзаж с парусом? (В 11 лет). Верно. Репродукция этой
работы есть в учебнике с.183. Что на ней изображено? (Это небольшая акварель.
Он нарисовал озеро, окруженное горами, берега, заросшие кустарником и
деревьями. На водной глади парусная лодка).
Акварель отражает яркие впечатления будущего поэта от пребывания с
бабушкой в Горячеводске (Пятигорск), от поразивших мальчика Кавказских гор.
Прошло около пяти лет. Лермонтов уже твердо знал, что его призвание – поэзия. Но
не оставляет он и своих занятий рисунком и живописью. Он пишет еще одну
акварельную картину, получившую название «Морской вид с парусом». Иногда ее
называют просто «Парус», видимо, под влиянием созданного позже стихотворения.
Обратите внимание, что в этом рисунке пространство расширяется. Здесь парус
изображен на фоне моря. Итак, послушайте стихотворение.
Выразительное чтение стихотворения «Парус» учителем.
Перечитайте стихотворение. Попробуем проанализировать его.
Какие картины представляются вам во время чтения стихотворения? (очень
живописные картины поэта).
Какое состояние природной стихии и с помощью каких слов передает нам поэт?
(На море спокойствие «В тумане моря голубом», легкий ветерок от этого
«играют волны», погода солнечная, ничто не предвещает ненастья «под ним струя
светлей лазури».
Перечитайте две последние строки каждой строфы. О чем они? Каким словом
заменено существительное «парус»? (местоимением он).
Выпишите существительные, сочетающиеся с местоимением «он» (он ищет, он
кинул, он не ищет и бежит, он просит).
Можно ли так говорить о неодушевленном предмете? (Нет, так говорят о живом
существе).
Какие эпитеты заставляют думать о парусе как о живом существе? (парус
одинокий, он мятежный). Запишем их в тетрадь.
Видите ли вы за строчками этого стихотворения личность и судьбу самого
поэта? Почему? (Здесь показано часто переживаемое поэтом трагическое чувство
одиночества, мятежный дух, стремление к внутренней свободе)
В своем стихотворении поэт не только нарисовал картину, но и заставил нас
проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые
слова! Но в томто и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Один из
излюбленных приемов Лермонтова – прием контраста. На нем он строит многие
свои стихотворения. В теории литературы этот прием называется антитеза. (На доске: «Антитеза – контраст, противопоставление понятий, картин, чувств.
Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает
высказываемую с ее помощью мысль.») Благодаря антитезе предметы
сопоставляются друг с другом, в них открываются новые свойства.
Стихотворение «Парус» построено на антитезе. В первой строфе: ищет – кинул,
в стране далекой – в краю родном. А теперь попробуйте найти примеры
контраста во второй и третьей строфах (он счастия не ищет – не от счастия
бежит; буря – покой). Запишите в тетрадь определение антитезы и примеры из
стихотворения. Итак, ребята, мы с вами познакомились с поэтическим приемом –
антитезой. Благодаря противопоставлению мы убеждаемся, что под парусом
в этом стихотворении подразумевается личность самого поэта. И глядя на
слова, которые мы записали, понимаем, что поэт стремится к внутренней
свободе и переживает трагическое чувство одиночества. Это и является
главной мыслью стихотворения.
На текст стихотворения «Парус» композитор Александр Егорович Варламов
написал романс, ставший народной песней. Действительно, ведь не всякое
стихотворение может стать песней. Это связано с особенностями рифмовки.
Ребята, что такое рифма? (Рифма –это созвучия стихотворных строк). А
какие виды рифм вы знаете? (перекрестная, парная, кольцевая). Определите
рифму стихотворения «Парус» (перекрестная абаб). В заключение, я хочу,
чтобы вы услышали музыкальное произведение на стихотворение Лермонтова.
Итак, сегодня вы узнали новые факты биографии Лермонтова, познакомились со
стихотворением «Парус», с поэтическим приемом антитезой, повторили понятие
рифмы.
4. Итогом сегодняшней беседы будет домашнее задание: выучить стихотворение
«Парус», что такое антитеза и ответить на вопрос 8 с.185. САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок «М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. «Парус» является вводным в изучении
творчества поэта в 6 классе. Здесь проводится знакомство с фактами биографии
Лермонтова, знание которых необходимо для понимания смысла лирики поэта.
Учащиеся получили задание на предыдущем уроке ознакомиться со статьей
учебника «О поэте», что помогло им в беседе с учителем.
Задачи урока:
знакомство с неизвестными ученикам фактами биографии поэта;
дать первое представление о своеобразии лирики Лермонтова;
познакомить с понятием «антитеза», ролью антитезы в стихотворении «Парус» и
в целом как поэтического приема;
повторить понятие рифмы, ее роли в создании музыкальных произведений на
литературной основе;
воспитывать интерес к творчеству русского поэта;
развивать умение выразительно читать стихотворные произведения.
Выбранная структура урока является вполне рациональной для решения
поставленных задач и достижения намеченных целей, то есть в течение беседырассказа
ожизни поэта проверено домашнее задание, во время анализа стихотворения «Парус»
учащиеся определили основную мысль стихотворения, связав ее с трагической судьбой
поэта, познакомились с понятием «антитеза» и сумели самостоятельно найти примеры
этого приема в произведении, что должно стать объектом прочного усвоения.
На уроке были использованы портрет поэта, репродукция акварели, созданной
Лермонтовым, запись романса на стихи поэта, работа с учебником.
Для обеспечения работоспособности учащихся был подобран материал,
соответствующий возрастным особенностям детей (о детстве поэта).
Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.