Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Оценка 5

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
20.06.2017
Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Данный урок знакомит учащихся с детством поэта и условиями, в которых формировался решительный характер юного Лермонтова. Дети узнают о необыкновенных дарованиях мальчика и трагической судьбе. Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова, обращаемся к истории его создания, узнаем с детьми жанр стихотворения, основную идею, способ стихосложения, рифму, средства выразительности языка.Конспект урока
Конспект 6 класс Лермонтов Парус.doc
Урок в 6 классе «М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. ДЕТСТВО ПОЭТА. «ПАРУС» Цели урока: знакомство с творчеством поэта.  Задачи:   ­   познакомить   учащихся   с   детством   поэта,   условиями,   в   которых   формировался характер решительный, вольный и страстный одновременно; ­  дать первое представление о своеобразии лирики Лермонтова;  ­ повторить понятие рифмы. План урока: 1. Словарная работа. 2. Знакомство с биографией поэта. 3. Чтение и анализ стихотворения «Парус». Повторение понятия рифмы. Словарная работа: вольный, мятежный, одаренный, трагичный (слова записаны на  доске). Эпиграф                                                                               Мой дом везде, где есть небесный свод,                                                                               Где только слышны звуки песен,                                                                               Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,                                                                               Но для поэта он не тесен. М.Ю.Лермонтов Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукции его картин. ХОД УРОКА 1. ­   Здравствуйте,   ребята!  Читая Пушкина, мы невольно  обращались к другому   поэту.   Не   припомните,   к   кому?  (к   Лермонтову)   Верно.   Сегодня   мы познакомимся с детством поэта, узнаем, в каких условиях формировался характер М.Ю.   Познакомимся   со   стихотворением   «Парус».   Узнаем   поэтический   прием антитезу. Повторим понятие рифмы.  Эпиграфом урока будет отрывок стихотворения Лермонтова (читаю), т.е. мы  поговорим о поэтическом мире Лермонтова. Для начала проведем  словарную работу, объяснив значение слов, записанных на доске. Они станут опорными в нашем рассказе о личности и судьбе Лермонтова. ­ Вольный – свободный, стремящийся на волю, к свободе. ­ Мятежный – беспокойный, волнующийся, бунтующий.  ­ Одаренный – талантливый.  ­ Трагичный – переживающий несчастья, беды. 2. А теперь мы вместе вспомним, что знаем о жизни поэта. Детство   М.Ю.   Лермонтова   прошло   в   селе   Тарханы   Пензенской   области. Лермонтову шел третий год, когда умерла его мать. Он остался с бабушкой, которая не поладила с отцом мальчика, и отец вынужден был расстаться с сыном. Ссора самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка. Позже он писал:                                    Ужасная судьба отца и сына –                                    Жить розно и в разлуке умереть…   Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева – горячо любила внука   и   старалась   сделать   все,   чтобы   он   не   чувствовал   себя   сиротой.   В   доме постоянно жили мальчики­сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими   ребятами   играли,   строили   и   брали   штурмом   снежные   крепости, скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов – командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту и верность в дружбе.  Друзья вспоминали, что он был небольшого роста, но очень сильным и ловким. Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших темных глаз приводил в смущение того, на кого он долго смотрел.  Как   было   принято   в   дворянских   семьях,   мальчик   учился   дома.   Бабушка пригласила к нему лучших учителей. Подрастая, Мишель, как называли его в семье, любил слушать рассказы крепостных слуг о старине: об Иване Грозном, о Разине, о Пугачеве,   о   пожаре   Москвы   в   1812   году,   о   волжских   разбойниках.   Любил воображать себя то храбрым рыцарем, то разбойником где­нибудь в дремучих лесах. В детстве он часто болел, и бабушка возила его лечиться. Куда? (на Кавказ) Верно.   Уже   с   детства   ему   нравились   снежные   вершины   гор,   бурные   горные речки, темные ночи с яркими звездами, песни, сказки, предания горцев. Позднее Лермонтов писал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили  меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,  и я с той поры все мечтаю о вас да о небе». Учился Лермонтов охотно, много читал, учил языки. Какие? (французский, немецкий). Во всем он проявлял необычайное упорство и настойчивость. Ребята, чем увлекался Лермонтов в детстве?  (математикой, играл в шахматы, рисовал, лепил,   играл   на   фортепиано   и   на   скрипке)   Верно.   Особенно   любил   лепить   из крашеного воска. Однажды он вылепил целую сцену охоты на зайца, в другой раз изобразил   битву   Александра   Македонского   –   там   были   многочисленные   воины, слоны, колесницы. А зимой ребята лепили фигуры из снега. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр. Когда Лермонтову пошел 14­й год, бабушка решила отдать его в Благородный пансион   при   Московском   университете.   Это   была   замечательная   школа,   вроде Царскосельского Лицея. Особенно любили воспитанники литературу. Они читали и обсуждали стихи и прозу, пробовали сами сочинять, издавали рукописные журналы. Литературу   Лермонтов   знал   прекрасно.  Кого   из   поэтов   больше   всего   любил Лермонтов? (Пушкина) Да. Вскоре Лермонтов сделался признанным поэтом среди учащихся пансиона… В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет, но не окончил его… Вскоре   его   спокойная   жизнь   ломается.   Лермонтову   пришлось   уйти   из университета, переехать в Петербург и поступить в военную школу. Трудным был этот   перелом.   Поэт   тоскует   по   друзьям,   по   Москве.   Неизвестно,   что   ждет   его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. В эти дни создано стихотворение «Парус». 3. Знакомство со стихотворением «Парус»  Однако впервые опубликовано было стихотворение лишь после смерти поэта, в 1841   году.   И   с   этого   времени   оно   становится   одним   из   самых   популярных произведений Лермонтова. Но к нему мы еще вернемся, поговорив об увлечении поэта живописью. Очень рано пробудились у Лермонтова любовь к природе и стремление выразить средствами искусства живые, зрительные впечатления.  Вспомните, ребята, когда он создает свой первый пейзаж с парусом? (В 11 лет). Верно. Репродукция этой работы есть в учебнике с.183. Что на ней изображено? (Это небольшая акварель. Он   нарисовал   озеро,   окруженное   горами,   берега,   заросшие   кустарником   и деревьями. На водной глади парусная лодка). ­   Акварель   отражает   яркие   впечатления   будущего   поэта   от   пребывания   с бабушкой в Горячеводске (Пятигорск), от поразивших мальчика Кавказских гор. Прошло около пяти лет. Лермонтов уже твердо знал, что его призвание – поэзия. Но не   оставляет   он   и   своих   занятий   рисунком   и   живописью.   Он   пишет   еще   одну акварельную картину, получившую название «Морской вид с парусом». Иногда ее называют просто «Парус», видимо, под влиянием созданного позже стихотворения. Обратите   внимание,  что   в  этом  рисунке  пространство   расширяется.  Здесь   парус изображен на фоне моря. Итак, послушайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения «Парус» учителем. Перечитайте стихотворение. Попробуем проанализировать его. ­ Какие картины представляются вам во время чтения стихотворения? (очень  живописные картины поэта). ­ Какое состояние природной стихии и с помощью каких слов передает нам поэт? (На   море   спокойствие   «В   тумане   моря   голубом»,   легкий   ветерок   от   этого «играют волны», погода солнечная, ничто не предвещает ненастья «под ним струя светлей лазури». ­ Перечитайте две последние строки каждой строфы. О чем они? Каким словом  заменено существительное «парус»? (местоимением он). ­ Выпишите существительные, сочетающиеся с местоимением «он» (он ищет, он кинул, он не ищет и бежит, он просит). ­ Можно ли так говорить о неодушевленном предмете? (Нет, так говорят о живом  существе). ­ Какие эпитеты заставляют думать о парусе как о живом существе? (парус  одинокий, он мятежный). Запишем их в тетрадь. ­ Видите ли вы за строчками этого стихотворения личность и судьбу самого  поэта? Почему? (Здесь показано часто переживаемое поэтом трагическое чувство одиночества, мятежный дух, стремление к внутренней свободе)  ­ В своем  стихотворении  поэт не только нарисовал  картину, но и заставил  нас проникнуться   сочувствием   к   одинокому   парусу.   Казалось   бы,   какие   простые слова! Но в том­то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Один из излюбленных приемов Лермонтова – прием контраста. На нем он строит многие свои стихотворения. В теории литературы этот прием называется антитеза. (На доске: «Антитеза – контраст, противопоставление понятий, картин, чувств. Антитеза   усиливает   эмоциональную   окраску   речи   и   подчеркивает высказываемую   с   ее   помощью   мысль.»)   Благодаря   антитезе   предметы сопоставляются   друг   с   другом,   в   них   открываются   новые   свойства. Стихотворение «Парус» построено на антитезе. В первой строфе: ищет – кинул, в   стране    далекой  –   в   краю  родном.  А   теперь   попробуйте   найти   примеры контраста во второй и третьей строфах (он счастия  не ищет  – не от счастия бежит; буря – покой). Запишите в тетрадь определение антитезы и примеры из стихотворения. Итак, ребята, мы с вами познакомились с поэтическим приемом – антитезой. Благодаря противопоставлению мы убеждаемся, что под парусом в этом стихотворении подразумевается личность самого поэта. И глядя на слова, которые мы записали, понимаем, что поэт стремится к внутренней свободе   и   переживает   трагическое   чувство   одиночества.  Это   и   является главной мыслью стихотворения. ­ На   текст   стихотворения   «Парус»   композитор   Александр   Егорович   Варламов написал   романс,   ставший   народной   песней.   Действительно,   ведь   не   всякое стихотворение   может   стать   песней.   Это   связано   с   особенностями   рифмовки. Ребята, что такое рифма?  (Рифма –это созвучия стихотворных строк). А какие   виды   рифм   вы   знаете?   (перекрестная,   парная,   кольцевая).   Определите рифму   стихотворения   «Парус»   (перекрестная   абаб).   В   заключение,   я   хочу, чтобы вы услышали музыкальное произведение на стихотворение Лермонтова. ­ Итак, сегодня вы узнали новые факты биографии Лермонтова, познакомились со стихотворением «Парус», с поэтическим приемом антитезой, повторили понятие рифмы. 4. Итогом   сегодняшней   беседы   будет  домашнее   задание:   выучить   стихотворение «Парус», что такое антитеза и ответить на вопрос 8 с.185. САМОАНАЛИЗ УРОКА Урок «М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. «Парус» является вводным в изучении  творчества поэта в 6 классе. Здесь проводится знакомство с фактами биографии  Лермонтова, знание которых необходимо для понимания смысла лирики поэта. Учащиеся получили задание на предыдущем уроке ознакомиться со статьей  учебника «О поэте», что помогло им в беседе с учителем. Задачи урока: знакомство с неизвестными ученикам фактами биографии поэта;  ­ ­ дать первое представление о своеобразии лирики Лермонтова; ­ познакомить с понятием «антитеза», ролью антитезы в стихотворении «Парус» и  в целом как поэтического приема; ­ повторить понятие рифмы, ее роли в создании музыкальных произведений на  литературной основе; воспитывать интерес к творчеству русского поэта; ­ ­ развивать умение выразительно читать стихотворные произведения. Выбранная структура урока является вполне рациональной для решения  поставленных задач и достижения намеченных целей, то есть в течение беседы­рассказа ожизни поэта проверено домашнее задание, во время анализа стихотворения «Парус»  учащиеся определили основную мысль стихотворения, связав ее с трагической судьбой  поэта, познакомились с понятием «антитеза» и сумели самостоятельно найти примеры  этого приема в произведении, что должно стать объектом прочного усвоения.  На уроке были использованы портрет поэта, репродукция акварели, созданной  Лермонтовым, запись романса на стихи поэта, работа с учебником. Для обеспечения работоспособности учащихся  был подобран материал,  соответствующий возрастным особенностям детей (о детстве поэта).

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017