Конспект урока "Л.Н.Толстой. Страницы жизни и творчества" (10 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
24.04.2017
Первый урок знакомства с писателем можно провести в виде лекции, беседы, заранее подготовить презентацию, выступления учащихся. Хочу предложить нестандартную форму - урок- открытие. Предлагаю на основании высказываний писателя создать характеристику личности писателя и в конце урока определить имя. Для этого на слайдах презентации появляются высказывания, правила жизни, задачи на ближайшее время, жизненное кредо писателя.Открытие имени писателя через его высказывания, жизненные правила.
урок по Толстому.doc
Первый урок по теме «Л.Н.Толстой. Страницы жизни и творчества»
Первый урок знакомства с писателем можно провести в виде лекции, беседы, заранее
подготовить презентацию, выступления учащихся. Хочу предложить нестандартную
форму урок открытие.
Не называя тему, создаю интригу. Говорю, что произведение этого писателя я прочитала
пять раз, обращаясь к нему не только тогда, когда нужно было изучать, но и просто для
души. Любопытство порождает интерес. Что же это за произведение, кто его автор?
Никому из учеников и в голову не приходит, что можно столько раз читать «Войну и мир».
Предлагаю на основании высказываний писателя создать характеристику личности
писателя и в конце урока определить имя. Для этого на слайдах презентации появляются
высказывания, правила жизни, задачи на ближайшее время, жизненное кредо писателя и т.д.
По ходу работы над слайдами в тетрадях появляются наброски характера, личности
писателя.
Слайд 1.
Писатель стал свидетелем исторических событий
годы смерти А.С. Пушкина (1837), М. Ю. Лермонтова (1841), Н. В. Гоголя (1852),
1853 – 1856 – Крымская война,
1855 – смерть Николая I ,
1861 – «Крестьянская реформа» ,
1871 – Парижская коммуна,
1876 – возникновение общества «Земля и воля»,
1877 – 1878 – русскотурецкая война;
1881 – смерть Александра II,
1887 – попытка покушения на Александра III;
1904 – 1905 – русскояпонская война,
1905 — 9 января. Кровавое воскресенье.
Слайд 2.
Что можно сказать о человеке, записавшем в дневнике для себя следующие правила
жизни?
1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.
2) Что исполняешь, исполняй хорошо.
3) Никогда не справляйся в книге, если чтонибудь забыл, а старайся сам припомнить.
4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.
5) Читай и думай всегда громко.
6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают... и т. д. Слайд 3.
Ему показалось недостаточным образование в университете, и он определил для себя
задачи на ближайшие два года
1)Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в
университете.
2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5) Изучить историю, географию, статистику.
6) Изучить математику, гимназический курс.
7) Написать диссертацию.
8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
Самое интересное, что почти всё запланированное было выполнено. Что вы можете
добавить к уже сложившейся характеристике писателя?
Слайд 4.
Он сам сформулировал своё жизненное кредо. Как вы понимаете эти слова, какую
грань характера писателя они открывают?
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться; биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять
начинать и опять бросать, И вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная
подлость».
Слайд 5.
Русское общество давно ищет ответ на вопрос «Что делать?». Наш же герой
попытался на него ответить ещё в XIX веке. Согласны ли вы с ним? Какой человек
их сказал?
«Что делать? спрашивают одинаково и властители, и подчиненные, и революционеры, и
общественные деятели, подразумевая под вопросом «Что делать?»... всегда вопрос о том,
что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой».
Слайд 6.
Его можно назвать борцом с насилием. Можно привести множество цитат,
характеризующих его отношение к этой проблеме. Остановимся на одной из них. Как
она характеризует человека, написавшего её, согласны ли вы с ним?
«Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, одним только нельзя освободиться от
него: насилием».
Слайд 7. Он был требователен к каждой личности, потому что считал, что каждый наделён
какимто талантом, но не каждый открывает его в себе. Как характеризует писателя
следующее высказывание, готовы ли вы с ним согласиться?
«Каждый человекалмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в
которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться
светить, но стараться очищать себя».
Слайд 8.
Кто же сможет ответить, о ком мы сегодня говорили?
Слайд 9.
Л.Н. Толстой человек, мыслитель, писатель.
Его дневниковые записи, мысли, разобранные нами на уроке, мы найдём на страницах
знаменитого романа «Война и мир», любимые герои Толстого будут «путаться; биться,
ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать». Другие будут жить
спокойно, не меняясь, то есть, по Толстому, «душевно подло». Мы увидим его отношение
к войне и соотнесём с высказыванием о насилии. И сделаем ещё много открытий... Роман
Толстого вечен, потому что неисчерпаем, именно это мы с вами, думаю, и определим на
последних уроках по теме.
Слайд 10.
Домашнее задание – напишите сочинениеразмышление по одному из высказываний
Толстого.
Конспект урока "Л.Н.Толстой. Страницы жизни и творчества" (10 класс)
Конспект урока "Л.Н.Толстой. Страницы жизни и творчества" (10 класс)
Конспект урока "Л.Н.Толстой. Страницы жизни и творчества" (10 класс)
Конспект урока "Л.Н.Толстой. Страницы жизни и творчества" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.