Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина
Цель урока: показать динамику развития любовной лирики Есенина.
Оборудование урока: песни и романсы на стихи Есенина.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, аналитическое чтение.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Сопоставляем стихотворения Тютчева, Фета, Есенина.
II. Слово учителя
О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых — в
песенном
русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу...»,
1910). Любовь к
женщине — лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая
часто
представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа —
олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, /
Девическая грудь,
/ О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В
цветах любви
весна-царевна / По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, / Хочу любить,
любить
весну» («Чары», 1913—1915).
III. Читаем стихотворения и комментируем их
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город
оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим
переживанием, а
земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот
оно, глупое
счастье»):
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая»
(1923):
Сыпь, гармоника. Скука... Скука...
Гармонист пальца льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали —
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Или в морду хошь?
Поэтичность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как
отчаяние.
Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения —
жалобное
раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости... прости...».
Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) Отмечается
отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К
лирическому герою
приходит обновление:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
…
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная
гамма
эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее
неосуществимости:
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
«Персидские мотивы» (1924—1925) — попытка обрести согласие с самим собой и с
миром.
Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию
Пушкина и
Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ
любви
персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму
природу, она
исключительна.
Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее
Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом,
мечтой
(«Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой
цвет почти
исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем /
Этих
северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуси»)
соответствовала
идеалу: «Хорошо бродить среди покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские
мотивы» —
противовес «Москве кабацкой»:
Улеглась моя былая рана —
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
…
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.
Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи,
Путник, в лазурь уходящий,Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по
полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»;
«Красной розой
поцелуи веют, / Лепестками тая на губах».
Однако Персия в художественном воображении поэта — лишь временный покой. Одна
из
тем цикла — ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится
образ родины,
любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим,
как собак»;
«Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере
девушка тоже
/ На тебя она страшно похожа»; «Сердцу снится страна другая».
Вспомним «Соловьиный сад» Блока. Персидский «сад» Есенина (и там есть «песня
соловьиная», «розу кличет соловей») — не более чем миф, греза. Постепенно
наступает
разочарование:
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья...
Глупое, сердце, не бейся.
…
Многие видел я страны,
Счастья искал повсюду,
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Глупое сердце, не бейся.
Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет — динамику,
развитие чувств и настроений лирического героя.
IV. Анализ поэмы «Письмо к женщине» (1924)
Литературоведы относят «Письмо к женщине», наряду с некоторыми другими
произведениями, написанными в 1924—1925 гг. (после «Москвы кабацкой»), к
совершенно новому
периоду творчества С. Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее
страны. Так
считали критики — современники Есенина, так считают и многие исследователи его
творчества
сегодня.
— Какова основная тема этого произведения?
(Эта поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического
перелома. Своеобразие ее формы связано с мотивировкой рассказа о прошлом и
настоящем
героя: обращение к оставившей его женщине. В поэме две части, не только
разделенные
отточием, но и противопоставленные по содержательному и эмоциональному
признакам.
«Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя:
мучительное,
плачевное непонимание смысла происходящего и праздник обретения смысла
существования,
связанного с осознанием себя частицей истории «земли».)
— Каковы особенности размерного строения поэмы?(Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения; а
«лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в
начале или
середине строки:
Я стал не тем,
Кем был тогда...
…
Простите мне...
Я знаю: вы не та...)
— Каким мы видим лирического героя в этом произведении?
(Герой, подписывающийся под письмом: «Знакомый ваш / Сергей Есенин»,
максимально
приближен к автору. Но в то же время для создания его образа использованы только
две
автобиографические черты: чувство потерянности в «гуще бурь и вьюг», приводящее
его в
«трюм» жизни — «русский кабак» и выстраданное осознание событий, переменившее
его
отношение к ним и себе. Герой не поэт (характеристика «зрело знающий работу»
относится к
его возрасту, свидетельствует, о том, что он встречает «роковое» время уже
сложившимся
человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внимание не акцентируется на
творческом начале его жизни, в характеристике не использованы основные
лирические мотивы
— чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое
соотнесение
с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением
образа
человека, ищущего путь «В развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с
«роком»,
судьбой.)
Благодаря исповедальной интонации, пересечению общественной и личной коллизий,
повествование о том, «Каков... был / И что... сталось» с героем, приобретает особую
проникновенность. Он вспоминает о прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь
объяснить
«любимой» свое состояние «тогда» — «шальную жизнь», «скандалы», «угар пьяный»,
измучившие ее и приведшие к разрыву. Об этом она «помнит», «говорила», бросая ему
«что-то
резкое / В лицо» и предрекая, что его «удел — / Катиться дальше, вниз». Она
совершила свой
выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную
причину:
Любимая!
Меня вы не любили.
…
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий...
Герой, чувствовавший себя, «как лошадь, загнанная в мыле, / Пришпоренная смелым
ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на
краю «кручи»,искал понимания, сочувствия, любви, сам страдая о тех, кто оказался рядом. Но в
«любимой» все
это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры поддержки, ее
отпугнула
«маета» духовных исканий. Сам герой, пойдя через мучения, падения, «угар»,
«избежал паденья с
кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. / И чувствую и мыслю
по-иному»,
«Я стал не тем...»).
Суть нового взгляда на мир состоит в приятии исторической закономерности поиска
«новой жизни», «новой славы». В современных общественных преобразованиях герой
увидел
стремление воплотить вечные ценности — «вольность и светлый труд». Такая оценка
событий,
ставшая возможной только «на расстоянье» («Лицом к лицу /Лица не увидать. /
Большое видится
на расстоянье») привела к изменению общественной позиции:
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик...
— Как понимаете определение яростный? Какой смысл приобретает это слово в
данном
контексте?
— Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта?
(Обсуждение.)
Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя.
Согласие с
ходом истории для него не внешнее примирение с общественными условиями.
Несмотря на
оставшуюся горечь от осознания того, что «Ни капельки не нужен» любимой
женщине,
отказавшейся от него «тогда» и не интересующейся тем, что с ним «сталось»
«теперь», он готов
винить во всем только себя:
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше...
…
Простите мне...,
не решаясь вмешиваться в ее жизнь:
Живите так,
Как вас ведет звезда...
Важным следствием исторического взгляда на современные события является оценка
«рулевого» «с опытной душой» («Хвала и слава рулевому!»). Герои поэм Есенина этого
периода,
как и ранее, далеки от политики, от «Премудрости скучных строк» Маркса («Стансы»,
1924).
Авторские представления о «Суровом гении» «страны родной» («Ленин», 1924)
связаны с
пушкинскими мотивами.
Стихотворения конца 1925 года (вскоре Есенин погибнет) проникнуты грустью,
разочарованием, ностальгией по утраченному счастью:
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность!
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.…
Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.
Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.
Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью
нашей жизни.
V. Прослушивание песен и романсов на стихи С. Есенина.
Домашнее задание
1. Проследить динамику сюжета «Персидских мотивов».
2. Возможен доклад (индивидуальное задание): «Прототипы есенинской лирики».
3. Читать поэму «Анна Снегина».__