конспект урока "Маскарад" М.Ю. Лермонтова как романтическая драма"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок должен дать представление об основных признаках романтической драмы, полной сильных страстей и трагических ошибок. Важно подчеркнуть многозначность названия пьесы, вспомнить, где у Лермонтова появляется мотив маскарада, в каком контексте это слово употребляется в комедии «Горе от ума» и рома-не «Евгений Онегин». Исследовательская работа учащихся может быть организована в группах.
Иконка файла материала Уроки 1.doc
М.   Ю.   Лермонтов.   «Маскарад»   как   романтическая   драма.   Проблема   гордости   и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы. Урок должен дать представление об основных признаках романтической драмы, полной сильных страстей и трагических ошибок. Необходимо выявить связь «Маскарада» с комедией Грибоедова «Горе от ума», трагедией Шекспира «Отелло» и драмой Шиллера «Коварство   и   любовь».   Сильные   учащиеся   подготовятся   к   сопоставлению   этих произведений. Важно подчеркнуть многозначность названия пьесы, вспомнить, где у Лермонтова появляется мотив маскарада, в каком контексте это слово употребляется в комедии «Горе от ума»  и  романе  «Евгений  Онегин». Исследовательская  работа  учащихся  может  быть организована в группах. Группа 1. Светское общество: Казарин, Шприх, князь Звездич, баронесса Штраль. 1. Проанализируйте сцену игры (действие первое, сцена первая, выход второй). Дайте общую характеристику Казарину и князю. Чем на них не похож Арбенин? 2.   Проанализируйте   диалог   баронессы   и   князя  (действие   второе,   сцена   первая, выходы пятый — восьмой). Каковы жизненные принципы представителей света? В чем их порочность и безнравственность? 3. Проанализируйте диалог Казарина и Арбенина (действие второе, сцена вторая, выход пятый). Какие принципы светского общества утверждает Казарин? Согласен ли с ними Арбенин? Группа 2. Арбенин и Нина. 1.   Проанализируйте   диалог   Арбенина   и   Нины   (действие   первое,   сцена   третья, выходы   третий—пятый).   Докажите,   что   Арбенин   не   принимает   «мнений   света»   и одновременно живет по его законам. В чем нравственное превосходство Нины? 2. Проанализируйте диалог князя и Нины (действие второе, сцена первая, выход четвертый) со слов князя «Вот время объясненья!..» до слов «И я своей достигну цели». Как в этой сцене показана искренность Нины и порочность князя? 3. Проанализируйте  диалог  Арбенина  и Нины перед  смертью (действие  третье, сцена вторая, выход второй). Как в ней проявились характеры Арбенина и Нины? Группа 3. Неизвестный. 1.   Проанализируйте   диалог   князя   и   неизвестного   (действие   четвертое,   сцена первая, выход седьмой). Докажите, что неизвестный исповедует законы света. 2. Проанализируйте диалог Арбенина и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход восьмой). Какова смысловая роль образа неизвестного в драме? Итоговые вопросы уроков 1. Почему и Арбенин, и Нина становятся жертвами света? 2. Какой смысл приобретают в драме ее бытовой и философский планы? 3. В чем символический смысл маскарада? 4. Как развенчиваются в драме богоборческие стремления Арбенина? 5. В чем драма «Маскарад» близка романтическим произведениям и чем от них отличается? Итог   уроков.  Автор   драмы   осуждает   порочность   светского   общества,   его губительность   для   человеческой   души.   Свет   —   это   толпа,   законам   которой   трудно противостоять. Главные герои драмы — Арбенин и Нина — хотят жить в свете, не надевая масок, и становятся жертвами маскарада жизни. Нина гибнет от своей простосердечности и естественных чувств. Арбенин — оттого, что решил отделить себя от света, но остался его порождением.   Маскарад   —   символ   разрушенного   общества,   пораженного   порочными страстями. В философском плане маскарад — это арена испытаний человека в схватке добра и зла. Нина, не испорченная светом, остается невинной жертвой, а Арбенин, теряярассудок,   становится   снова   представителем   света,   от   которого   он   пытался   убежать. Взращенный   светом,   он   так   и   не   смог   встать   выше   его.   Новаторство   Лермонтова выразилось в том, что романтическая теория «высокого зла» и мести поставлена им под сомнение, а стремления героя занять место Бога на земле потерпели крах.

Посмотрите также