Конспект урока "Маскарад" М.Ю. Лермонтова как романтическая драма"
Оценка 4.7

Конспект урока "Маскарад" М.Ю. Лермонтова как романтическая драма"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока "Маскарад" М.Ю. Лермонтова как романтическая драма"
Урок должен дать представление об основных признаках романтической драмы, полной сильных страстей и трагических ошибок. Важно подчеркнуть многозначность названия пьесы, вспомнить, где у Лермонтова появляется мотив маскарада, в каком контексте это слово употребляется в комедии «Горе от ума» и рома-не «Евгений Онегин». Исследовательская работа учащихся может быть организована в группах.
Уроки 1.doc
М.   Ю.   Лермонтов.   «Маскарад»   как   романтическая   драма.   Проблема   гордости   и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы. Урок должен дать представление об основных признаках романтической драмы, полной сильных страстей и трагических ошибок. Необходимо выявить связь «Маскарада» с комедией Грибоедова «Горе от ума», трагедией Шекспира «Отелло» и драмой Шиллера «Коварство   и   любовь».   Сильные   учащиеся   подготовятся   к   сопоставлению   этих произведений. Важно подчеркнуть многозначность названия пьесы, вспомнить, где у Лермонтова появляется мотив маскарада, в каком контексте это слово употребляется в комедии «Горе от ума»  и  романе  «Евгений  Онегин». Исследовательская  работа  учащихся  может  быть организована в группах. Группа 1. Светское общество: Казарин, Шприх, князь Звездич, баронесса Штраль. 1. Проанализируйте сцену игры (действие первое, сцена первая, выход второй). Дайте общую характеристику Казарину и князю. Чем на них не похож Арбенин? 2.   Проанализируйте   диалог   баронессы   и   князя  (действие   второе,   сцена   первая, выходы пятый — восьмой). Каковы жизненные принципы представителей света? В чем их порочность и безнравственность? 3. Проанализируйте диалог Казарина и Арбенина (действие второе, сцена вторая, выход пятый). Какие принципы светского общества утверждает Казарин? Согласен ли с ними Арбенин? Группа 2. Арбенин и Нина. 1.   Проанализируйте   диалог   Арбенина   и   Нины   (действие   первое,   сцена   третья, выходы   третий—пятый).   Докажите,   что   Арбенин   не   принимает   «мнений   света»   и одновременно живет по его законам. В чем нравственное превосходство Нины? 2. Проанализируйте диалог князя и Нины (действие второе, сцена первая, выход четвертый) со слов князя «Вот время объясненья!..» до слов «И я своей достигну цели». Как в этой сцене показана искренность Нины и порочность князя? 3. Проанализируйте  диалог  Арбенина  и Нины перед  смертью (действие  третье, сцена вторая, выход второй). Как в ней проявились характеры Арбенина и Нины? Группа 3. Неизвестный. 1.   Проанализируйте   диалог   князя   и   неизвестного   (действие   четвертое,   сцена первая, выход седьмой). Докажите, что неизвестный исповедует законы света. 2. Проанализируйте диалог Арбенина и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход восьмой). Какова смысловая роль образа неизвестного в драме? Итоговые вопросы уроков 1. Почему и Арбенин, и Нина становятся жертвами света? 2. Какой смысл приобретают в драме ее бытовой и философский планы? 3. В чем символический смысл маскарада? 4. Как развенчиваются в драме богоборческие стремления Арбенина? 5. В чем драма «Маскарад» близка романтическим произведениям и чем от них отличается? Итог   уроков.  Автор   драмы   осуждает   порочность   светского   общества,   его губительность   для   человеческой   души.   Свет   —   это   толпа,   законам   которой   трудно противостоять. Главные герои драмы — Арбенин и Нина — хотят жить в свете, не надевая масок, и становятся жертвами маскарада жизни. Нина гибнет от своей простосердечности и естественных чувств. Арбенин — оттого, что решил отделить себя от света, но остался его порождением.   Маскарад   —   символ   разрушенного   общества,   пораженного   порочными страстями. В философском плане маскарад — это арена испытаний человека в схватке добра и зла. Нина, не испорченная светом, остается невинной жертвой, а Арбенин, теряя рассудок,   становится   снова   представителем   света,   от   которого   он   пытался   убежать. Взращенный   светом,   он   так   и   не   смог   встать   выше   его.   Новаторство   Лермонтова выразилось в том, что романтическая теория «высокого зла» и мести поставлена им под сомнение, а стремления героя занять место Бога на земле потерпели крах.

Конспект урока "Маскарад" М.Ю. Лермонтова как романтическая драма"

Конспект урока "Маскарад" М.Ю. Лермонтова как романтическая драма"

Конспект урока "Маскарад" М.Ю. Лермонтова как романтическая драма"

Конспект урока "Маскарад" М.Ю. Лермонтова как романтическая драма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018