Урок должен дать представление об основных признаках романтической драмы, полной сильных страстей и трагических ошибок.
Важно подчеркнуть многозначность названия пьесы, вспомнить, где у Лермонтова появляется мотив маскарада, в каком контексте это слово употребляется в комедии «Горе от ума» и рома-не «Евгений Онегин». Исследовательская работа учащихся может быть организована в группах.
М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Проблема гордости и
одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы.
Урок должен дать представление об основных признаках романтической драмы,
полной сильных страстей и трагических ошибок. Необходимо выявить связь «Маскарада» с
комедией Грибоедова «Горе от ума», трагедией Шекспира «Отелло» и драмой Шиллера
«Коварство и любовь». Сильные учащиеся подготовятся к сопоставлению этих
произведений.
Важно подчеркнуть многозначность названия пьесы, вспомнить, где у Лермонтова
появляется мотив маскарада, в каком контексте это слово употребляется в комедии «Горе
от ума» и романе «Евгений Онегин». Исследовательская работа учащихся может быть
организована в группах.
Группа 1. Светское общество: Казарин, Шприх, князь Звездич, баронесса Штраль.
1. Проанализируйте сцену игры (действие первое, сцена первая, выход второй).
Дайте общую характеристику Казарину и князю. Чем на них не похож Арбенин?
2. Проанализируйте диалог баронессы и князя (действие второе, сцена первая,
выходы пятый — восьмой). Каковы жизненные принципы представителей света? В чем их
порочность и безнравственность?
3. Проанализируйте диалог Казарина и Арбенина (действие второе, сцена вторая,
выход пятый). Какие принципы светского общества утверждает Казарин? Согласен ли с
ними Арбенин?
Группа 2. Арбенин и Нина.
1. Проанализируйте диалог Арбенина и Нины (действие первое, сцена третья,
выходы третий—пятый). Докажите, что Арбенин не принимает «мнений света» и
одновременно живет по его законам. В чем нравственное превосходство Нины?
2. Проанализируйте диалог князя и Нины (действие второе, сцена первая, выход
четвертый) со слов князя «Вот время объясненья!..» до слов «И я своей достигну цели».
Как в этой сцене показана искренность Нины и порочность князя?
3. Проанализируйте диалог Арбенина и Нины перед смертью (действие третье,
сцена вторая, выход второй). Как в ней проявились характеры Арбенина и Нины?
Группа 3. Неизвестный.
1. Проанализируйте диалог князя и неизвестного (действие четвертое, сцена
первая, выход седьмой). Докажите, что неизвестный исповедует законы света.
2. Проанализируйте диалог Арбенина и неизвестного (действие четвертое, сцена
первая, выход восьмой). Какова смысловая роль образа неизвестного в драме?
Итоговые вопросы уроков
1. Почему и Арбенин, и Нина становятся жертвами света?
2. Какой смысл приобретают в драме ее бытовой и философский планы?
3. В чем символический смысл маскарада?
4. Как развенчиваются в драме богоборческие стремления Арбенина?
5. В чем драма «Маскарад» близка романтическим произведениям и чем от них
отличается?
Итог уроков. Автор драмы осуждает порочность светского общества, его
губительность для человеческой души. Свет — это толпа, законам которой трудно
противостоять. Главные герои драмы — Арбенин и Нина — хотят жить в свете, не надевая
масок, и становятся жертвами маскарада жизни. Нина гибнет от своей простосердечности и
естественных чувств. Арбенин — оттого, что решил отделить себя от света, но остался его
порождением. Маскарад — символ разрушенного общества, пораженного порочными
страстями. В философском плане маскарад — это арена испытаний человека в схватке
добра и зла. Нина, не испорченная светом, остается невинной жертвой, а Арбенин, теряярассудок, становится снова представителем света, от которого он пытался убежать.
Взращенный светом, он так и не смог встать выше его. Новаторство Лермонтова
выразилось в том, что романтическая теория «высокого зла» и мести поставлена им под
сомнение, а стремления героя занять место Бога на земле потерпели крах.