Урок математики
Учащиеся 4 класса
Учитель: Хужамова Наталья Михайловна
Тема урока: Время.
Тип урока – Изучение нового материала
Цели и задачи урока:
Образовательные:
· расширить знания детей о календарном времени; закрепить умение детей выполнять действия с величинами.
Развивающие:
· развивать творческие способности, умение наблюдать, анализировать
Воспитательные:
· воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения;
· прививать у детей стремление рационально использовать время; воспитывать бережное отношение ко времени; развивать внимание, находчивость, логическое мышление
Планируемые результаты:
предметные:
метапредметные:
личностные:
Формируемые УУД:
познавательные — выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; владение логическими действиями; осуществление сравнения, обобщения; поиска необходимой информации;
коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; способность работать в паре, согласовывая свою позицию с позицией участников по работе, корректно отстаивают свою позицию;
регулятивные — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности; осуществление контроля, волевой саморегуляции в ситуации затруднения.
личностные — осуществление смыслообразования; осознание ответственности за общее дело; проявление познавательного интереса к изучению учебного материала
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, презентация.
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Межпредметные связи: окружающий мир: познавательный материал об измерении времени.
Использованные компоненты УМК:
для учителя:
для учащихся: учебник М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. Математика. 4 класс. Ч.1.
Организационная структура (сценарий) урока
Учебник, с.47
Этапы урока |
Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Формируемые умения (УУД) |
Проме-жуточ-ный конт-роль |
1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования: эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прежде чем работать сесть, -У нас сегодня необычный урок. Пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения.
|
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. |
Фронтальная, индивидуальная |
К -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л — понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности |
1.Самоопределение к деятельности Отгадывание загадки
2.Целеполагание Прочтение стихотворения
Беседа
3.Актуализация знаний ИКТ
Взаимопроверка по слай-ду. Выставление оценок в лист само-оценки, ори-ентируясь на критерии.
|
-Отгадайте загадку. Без ног, а бежит, не кончается, Никогда назад не возвращается.
-Что идёт, не двигаясь с места?
-Послушайте внимательно стихотворение, после его прочтения ответите на мои вопросы. Мы знаем время растяжимо Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. Бывают у него застои А иногда оно течет Ненагружённое, пустое Часов и дней напрасный счет. Пусть равномерны промежутки Что разделяют наши сутки Но положив их на весы Находим долгие минутки И очень краткие часы.
-Ребята о чем я прочитала стихотворение? -О каких единицах времени говорит автор? -Что он хотел рассказать о них?
-Так о какой величине мы сегодня будем говорить? -Что мы уже знаем об этой величине?
-Что бы вы хотели узнать об этой величине? -Да сегодня мы поговорим о некоторых единицах измерения времени и решим задачи с использованием этих величин. И на нашем уроке мы отправимся в путешествие по космосу на космической ракете. (Слайд №2)Каждый из вас получил билет, на обратной стороне билета находится ваш бортовой журнал, в котором вы будете фиксировать все свои космические баллы, полученные на уроке. Также нам понадобится техническая документация – это будут ваши учебники и тетради и письменные принадлежности. Но для того чтобы отправиться в путь, вам необходимо пройти предстартовую проверку, проверить какие величины вы уже знаете и как умеете с ними работать.
Задание 1. Укажите единицы измерения в порядке возрастания: (Слайд № 3) км, дм, мм, см, м -Какую величину можно измерить данными единицами измерения?
Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания:(Слайд № 4) ц, г, кг, т -Где используют данные единицы измерения?
Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: (Слайд № 5) месяц, сутки, год, неделя.
-Поменяйтесь тетрадями. Проверим правильность выполнения (Слайд №6). -В бортовом журнале зафиксируйте свои космические баллы по критериям.
-Итак, проверка закончена и вы все допущены к полету. Пристегнитесь, взлетаем, и первая планета на которую мы совершим путешествие называется «ВРЕМЯ»(Слайд № 7). |
Внимательно слушают
-Время
Внимательно слушают
-О времени -Час, день, минуты, сутки -Каждая единица времени протекает по своему, но содержимое времени зависит от человека и что тратить его попусту не стоит -О времени и единицах измерения времени -Знаем такие единицы времени, как год, месяц, неделя, сутки
Ответы детей
мм, см, дм, м, км
т, ц, кг, г
сутки, неделя, месяц, год
Фиксируют отметки в листе самооценки в соответствии с правильностью выполнения задания Отметка "5+" - без ошибок. Отметка "4+" - 1 ошибка и 1 исправление. Отметка "3+" – 2-3 ошибки и 1 исправление. Отметка "2+" – 4 и более ошибок.
|
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная, индивидуальная
Индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная |
П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез. К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера ти собственных действий; обмениваются мнениями; могут работать в паре Р - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи. Л -осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала
Р — принимают и сохраняют учебную задачу. К — проявляют готовность слушать. Л — имеют установку на здоровый образ жизни |
Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией
Наблюдение учителя, устные ответы, знание единиц измерения длины, массы, времени
Работа с учебной информацией
Выполненное задание.
Устные ответы, записи в тетради (решение текстовой арифметической задачи
Выполнение движений согласно инструкции |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. |
1.Сообщение учащихся
2Работа по учебнику, с.47
Устное решение задачи
Решение задачи
Физкультминутка |
-Ребята, а вы знаете, как люди учились измерять время? Об этом нам расскажет Катя.
-Наш навигатор дал сбой и чтобы продолжить путешествие надо выполнить задание учебника у красной черты. -Прочитайте информацию «Вспомни» на с.47.
-Рассмотрите рисунок на полях и назовите: -по порядку все месяцы в году; -зимние (весенние, летние, осенние) месяцы; -месяцы, в которых по 30 дней (сколько их?) -месяцы, в которых по 31 дню (сколько их?); -сколько дней бывает в феврале. -Ребята, кто из вас знает, сколько в году суток? -прочитаем материал в рамке учебника. Правильно ли мы ответили на этот вопрос?
-Молодцы! Наш навигатор готов к работе.
№217(устно) -Прочитайте задание. -Кто уже может ответить на вопрос? В каком году это будет?
-Мы попали в электромагнитную бурю и наши бортовые часы могли сбиться. Нам необходимо их проверить. Пользуясь технической документацией, то есть учебником выполним задание №218. -Прочитаем задачу. -Из каких частей состояли каникулы Юры?
-Как узнать, сколько дней Юра гостил у бабушки? -Как узнать, сколько он пробыл на турбазе? -Сколько еще дней осталось до занятий?
-Мы успешно справились с задачей и восстановили работу наших бортовых часов.
Организует проведение физкультминутки. |
Подготовленный учащийся делает сообщение «Как люди учились измерять время» (Приложение 1)
Выполняют задание
Ответы детей.
- в 2012г., 2016г.
Ученик работает у доски. -У бабушки, на турбазе, и время, которое осталось. -июнь-30 дней, июль — 31 день. Сложением. -по 12 дней 2 смены. -1 неделя или 7 дней. Решение: 1)30+31=61(дн.) 2)12х2=24(дн) 3)61+24+7=92 (дн.) Ответ: каникулы длились 92 дня.
Выполняют под руководством дежурных детей или учителя. |
|||
4. Практическая дея-тельность |
1.Работа по учебнику, с.83
Работа у доски
Работа в парах
Индивидуальная работа
Работа в парах по рядам.
|
-Профилактика проведена, все неполадки исправлены и мы можем совершить следующую посадку на астероиде «Правильных вычислений» №221 Первая строка-коллективное выполнение. Следит за правильностью выполнения. 23000+25=23025 7050-7000=50 69875-800-70=69005
-Примеры второй строки выполните в парах. 18000+350=18350 6080-6000=80 43546-40000-40=3506 Проверка.
-Примеры третьей строки выполните самостоятельно. 37000+480=37480 8090-8040=50 93648-3000-8=90640
-Проверьте, правильно ли вы сделали вычисления. (Слайд № 8.) -Оцените свои достижения и занесите баллы в бортовой журнал.
Дополнительное задание. №220 -Прочитайте задание. -Выполните вычисления в парах: первый ряд — первый столбик; второй ряд — второй столбик. Проверка.(Слайд № 9) 70:8=8(ост.6) 747:7=106 (ост.5) 80:30=2(ост.20) 59:57=1(ост.2)
|
Выполняют у доски.
Работают в парах.
Выполняют самостоятельно.
Оценивают выполненные задания по критериям, выставляют отметку. Отметка "3+" - без ошибок. Отметка "2+" - 1 ошибка. Отметка "1+" – 2 ошибки
Выполняют вычисления в парах. |
Работа в паре
Фронтальная, индивидуальная
Работа в паре |
П — владеют логическими действиями; осуществляя сравнение, обобщение; поиск необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. К— согласовывают свою позицию с позицией участников по работе в паре, корректно отстаивают свою позицию. Р — принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Л — осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
Устные ответы, записи в тетради (решение примеров)
|
5. Рефлексия учебной деятельности. Итог занятий. |
Самостоятельная работа
Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок. |
-Наше космическое путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой. По прибытию домой мы встретили корреспондента (Слайд № 10) из газеты и он попросил ответить на несколько его вопросов-заданий. -На с.47 под красной чертой расположены эти вопросы — задания: 4 года — это сколько месяцев; 2 года 3 месяца — сколько месяцев. Выполните это задание самостоятельно. При затруднении обратитесь к материалу у красной черту вверху страницы. Проверка (слайд № 11). 4года=48 мес. 2 года 3 мес.=27 мес. -Поставьте набранные баллы в бортовой журнал.
-Над какой темой мы сегодня работали? -Что узнали нового? -Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? -Что осталось непонятным? -Оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.
|
Выполняют задание
Оценивают выполненное задание.
Работают с листом самооценки, выставляют оценки.
-Единицы времени
Работают с листом самооценки, выставляют оценки. |
Фронтальная, индивидуальная |
П-ориентируются в своей системе знаний. Р-оценивают собственную деятельность на уроке. Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. |
Устные ответы, записи в тетради |
6. Домашнее задание |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
№222, с.47 |
Задают уточняющие вопросы. |
Фронтальная, индивидуальная |
Р-принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
Лист самооценки
Этапы урока |
Критерии оценки, задание |
Выставленная оценка |
Максимальный балл |
Предстартовая проверка |
Отметка "5+" - без ошибок. Отметка "4+" - 1 ошибка Отметка "3+" – 2-3 ошибки Отметка "2+" – 4 и более ошибок. |
|
«5+» |
Астероид «Правильных вычислений» |
Отметка "3+" - без ошибок. Отметка "2+" - 1 ошибка. Отметка "1+" – 2 ошибки
|
|
«3+» |
Задание корреспондента |
Отметка "2+" – без ошибок Отметка "1+"- 1 ошибка |
|
«2+» |
Оценка за урок |
10-9+ - «5» 8-7+ - «4» 6-5+ -»3» |
|
«10+» |
Приложение 1
Как люди учились измерять время
Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто - один, два, три ... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавливагись и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день - не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени- год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь, и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. Нa этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).
Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!
А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам,которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам: суббота - день Сатурна;
воскресенье - день Солнца;
понедельник - день Луны;
вторник - день Марса;
среда - день Меркурия;
четверг - день Юпитера;
пятница - день Венеры.
Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9, 10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.
Итак, самое сложное - найти мерки времени - было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только назынают их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от порядкоиого номера дня:
понедельник - по неделе, день, начинающий неделю:
вторник - второй день;
среда - середина недели:
четверг - четвертый день;
пятница - пятый день;
суббота, воскресенье - эти названии взяты из церковного словаря. Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.