Конспект урока математики на тему: "Время" (4 класс, математика)
Оценка 5

Конспект урока математики на тему: "Время" (4 класс, математика)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
4 кл
17.03.2018
Конспект урока математики на тему: "Время" (4 класс, математика)
Данный урок входит в раздел "Величины" в курсе "Математика" М.И.Моро и построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На данном уроке применяется системно-деятельностный метод обучения, который реализуется в следующих видах деятельности: учебной и учебно-практической. На всех этапах урока ученики вовлекаются в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям необходимо не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска и исследования четвероклассников, соответствует их жизненному опыту.Конспект урока математики в 4 классе на тему: "Время"
4класс математика Время.doc

Урок математики

Учащиеся  4  класса

Учитель: Хужамова Наталья Михайловна

Тема урока:  Время.

Тип урока Изучение нового материала

 

Цели и задачи урока:

 Образовательные:

  • систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год), расширять круг изученных единиц времени;

·          расширить знания детей о календарном времени; закрепить умение детей выполнять действия с величинами.

Развивающие: 

  • способствовать развитию умений называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие;
  • развивать умения логически мыслить, рассуждать;

·         развивать творческие способности, умение наблюдать, анализировать

Воспитательные:  

·         воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения;

·         прививать у детей стремление рационально использовать время; воспитывать бережное отношение ко времени; развивать внимание, находчивость, логическое мышление

 

Планируемые результаты:

предметные:

  • обобщать знания о единицах времени: год, месяц, неделя, сутки;
  • усваивать соотношения между единицами измерения времени и уметь применять их при решении задач;
  • решать задачи изученных видов.

метапредметные:

  • соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • получать информацию из текста учебника, сообщений учащихся, обсуждать ее, формулировать выводы.

личностные:

  • понимать смысл математических способов познания мира;
  • проявлять интерес к математике: к количественным и пространственным отношениям, к зависимостям между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Формируемые УУД:

познавательные выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; владение логическими действиями; осуществление сравнения, обобщения; поиска необходимой информации;

коммуникативные инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; способность работать в паре, согласовывая свою позицию с позицией участников по работе, корректно отстаивают свою позицию;

регулятивныепостановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности; осуществление контроля, волевой саморегуляции в ситуации затруднения.

личностные —  осуществление смыслообразования; осознание ответственности за общее дело; проявление познавательного интереса к изучению учебного материала

 

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, презентация.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

 

Межпредметные связи: окружающий мир: познавательный материал об измерении времени.

Использованные компоненты УМК:

для учителя:

  • учебник М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. Математика. 4 класс. Ч.1.
  • Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по математике. 4 класс к УМК М.И.Моро и др. («Школа России»).
  • рабочая программа

для учащихся: учебник М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. Математика. 4 класс. Ч.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Организационная структура (сценарий) урока

Учебник, с.47

 

Этапы урока

Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования: эмоционально  настраивает на учебную деятельность.

Прежде чем работать сесть,
Посмотрите, всё ли есть.

-У нас сегодня необычный урок. Пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения.

 

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Фронтальная, индивидуальная

К -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л — понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

2.Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности

1.Самоопределение к деятельности Отгадывание загадки

 

 

2.Целеполагание

Прочтение стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Актуализация знаний ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка по слай-ду. Выставление оценок в лист само-оценки, ори-ентируясь на критерии.

 

 

 

-Отгадайте загадку.

Без ног, а бежит, не кончается,

Никогда назад не возвращается.

 

-Что идёт, не двигаясь с места?

 

 

-Послушайте внимательно стихотворение, после его прочтения ответите на мои вопросы.

Мы знаем время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои

А иногда оно течет

Ненагружённое, пустое

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки

Что разделяют наши сутки

Но положив их на весы

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

 

-Ребята о чем я прочитала стихотворение?

-О каких единицах времени говорит автор?

-Что он хотел рассказать о них?

 

 

 

 

 

-Так о какой величине мы сегодня будем говорить?

-Что мы уже знаем об этой величине?

 

 

 

-Что бы вы хотели узнать об этой величине?

-Да сегодня мы поговорим о некоторых единицах измерения времени и решим задачи с использованием этих величин.

И на нашем уроке мы отправимся в путешествие по космосу на космической ракете. (Слайд №2)Каждый из вас получил билет, на обратной стороне билета находится ваш бортовой журнал, в котором вы будете фиксировать все свои космические баллы, полученные на уроке. Также нам понадобится техническая документация – это будут ваши учебники и тетради и письменные принадлежности. Но для того чтобы отправиться в путь, вам необходимо пройти предстартовую проверку, проверить какие величины вы уже знаете и как умеете с ними работать.

 

Задание 1. Укажите единицы измерения в порядке возрастания: (Слайд № 3)

км, дм, мм, см, м

-Какую величину можно измерить данными единицами измерения?

 

Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания:(Слайд № 4)

ц, г, кг, т

-Где используют данные единицы измерения?

 

Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: (Слайд № 5)

месяц, сутки, год, неделя.

 

-Поменяйтесь тетрадями. Проверим правильность выполнения (Слайд №6).

-В бортовом журнале зафиксируйте свои космические баллы по критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Итак, проверка закончена и вы все допущены к полету. Пристегнитесь, взлетаем, и первая планета на которую мы совершим путешествие называется «ВРЕМЯ»(Слайд № 7).

Внимательно слушают

 

-Время

 

 

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О времени

-Час, день, минуты, сутки

-Каждая единица времени протекает по своему, но содержимое времени зависит от человека и что тратить его попусту не стоит

-О времени и единицах измерения времени

-Знаем такие единицы времени, как год, месяц, неделя, сутки

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мм, см, дм, м, км

 

 

 

 

 

 

 т, ц, кг, г 

 

 

 

 

 

 

сутки, неделя, месяц, год

 

 

 

Фиксируют отметки в листе самооценки в соответствии с правильностью выполнения задания

Отметка "5+" - без ошибок.

Отметка "4+" - 1 ошибка и 1 исправление.

Отметка "3+" – 2-3 ошибки и 1 исправление.

Отметка "2+" – 4 и более ошибок.

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез.

К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера ти собственных действий; обмениваются мнениями; могут работать в паре

Р - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи.

Л -осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р — принимают и сохраняют учебную задачу.

К — проявляют готовность слушать.

Л — имеют установку на здоровый образ жизни

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение учителя, устные ответы, знание единиц измерения длины, массы, времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебной информацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполненное задание.

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы, записи в тетради (решение текстовой арифметической задачи

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение движений согласно инструкции

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Сообщение учащихся

 

 

 

 

2Работа по учебнику, с.47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устное решение задачи

 

 

 

 

 

 

Решение задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 -Ребята, а вы знаете, как люди учились измерять время? Об этом нам расскажет Катя.

 

 

 

-Наш навигатор дал сбой и чтобы продолжить путешествие надо выполнить задание учебника у красной черты.

-Прочитайте информацию «Вспомни» на с.47.

 

-Рассмотрите рисунок на полях и назовите:

-по порядку все месяцы в году;

-зимние (весенние, летние, осенние) месяцы;

-месяцы, в которых по 30 дней (сколько их?)

-месяцы, в которых по 31 дню (сколько их?);

-сколько дней бывает в феврале.

-Ребята, кто из вас знает, сколько в году суток?

-прочитаем материал в рамке учебника. Правильно ли мы ответили на этот вопрос?

 

-Молодцы! Наш навигатор готов к работе.

 

№217(устно)

-Прочитайте задание.

-Кто уже может ответить на вопрос? В каком году это будет?

 

-Мы попали в электромагнитную бурю и наши бортовые часы могли сбиться. Нам необходимо их проверить. Пользуясь  технической документацией, то есть учебником выполним задание №218.

-Прочитаем задачу.

-Из каких частей состояли каникулы Юры?

 

-Как узнать, сколько дней Юра гостил у бабушки?

-Как узнать, сколько он пробыл на турбазе?

-Сколько еще дней осталось до занятий?

 

 

 

 

 

 

-Мы успешно справились с задачей и восстановили работу наших бортовых часов.

 

Организует проведение физкультминутки.

Подготовленный учащийся делает сообщение  «Как люди учились измерять время» (Приложение 1)

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

- в 2012г., 2016г.

 

 

 

 

 

 

Ученик работает у доски.

-У бабушки, на турбазе, и время, которое осталось.

-июнь-30 дней, июль — 31 день. Сложением.

-по 12 дней 2 смены.

-1 неделя или 7 дней.

Решение: 1)30+31=61(дн.)

2)12х2=24(дн)

3)61+24+7=92 (дн.)

Ответ: каникулы длились 92 дня.

 

 

 

Выполняют под  руководством дежурных детей или учителя.

4. Практическая дея-тельность

1.Работа по учебнику, с.83

 

 

Работа у доски

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах по рядам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Профилактика проведена, все неполадки исправлены и мы можем совершить следующую посадку на астероиде «Правильных вычислений»

№221

Первая строка-коллективное выполнение. Следит за правильностью выполнения.

23000+25=23025

7050-7000=50

69875-800-70=69005

 

-Примеры второй строки выполните в парах.

18000+350=18350

6080-6000=80

43546-40000-40=3506

Проверка.

 

-Примеры третьей строки выполните самостоятельно.

37000+480=37480

8090-8040=50

93648-3000-8=90640

 

-Проверьте, правильно ли вы сделали вычисления. (Слайд № 8.)

-Оцените свои достижения и занесите баллы в бортовой журнал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное задание.

№220

-Прочитайте задание.

-Выполните вычисления в парах: первый ряд — первый столбик; второй ряд — второй столбик.

Проверка.(Слайд № 9)

70:8=8(ост.6)

747:7=106 (ост.5)

80:30=2(ост.20)

59:57=1(ост.2)

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют у доски.

 

 

 

 

 

Работают в парах.

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

Оценивают выполненные задания по критериям, выставляют отметку.

Отметка "3+" - без ошибок.

Отметка "2+" - 1 ошибка.

Отметка "1+" – 2 ошибки

 

 

 

Выполняют вычисления в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре

П — владеют логическими действиями; осуществляя сравнение, обобщение; поиск необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Ксогласовывают свою позицию с позицией участников по работе в паре, корректно отстаивают свою позицию.

Р — принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Л — осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Устные ответы, записи в тетради (решение примеров)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рефлексия учебной деятельности. Итог занятий.

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок.

-Наше космическое путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой. По прибытию домой мы встретили корреспондента (Слайд № 10) из газеты и он попросил ответить на несколько его вопросов-заданий.

-На с.47 под красной чертой расположены эти вопросы — задания: 4 года — это сколько месяцев; 2 года 3 месяца — сколько месяцев. Выполните это задание  самостоятельно. При затруднении обратитесь к материалу у красной черту вверху страницы.

Проверка (слайд № 11).

4года=48 мес.

2 года 3 мес.=27 мес.

-Поставьте набранные баллы в бортовой журнал.

 

 

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Что узнали нового?

-Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

-Что осталось непонятным?

-Оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

Оценивают выполненное задание.

 

Работают с листом самооценки, выставляют оценки.

 

-Единицы времени

 

 

 

 

Работают с листом самооценки, выставляют оценки.

Фронтальная, индивидуальная

П-ориентируются в своей системе знаний.

Р-оценивают собственную деятельность на уроке.

Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Устные ответы, записи в тетради

6. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

№222, с.47

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Р-принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки

Этапы урока

Критерии оценки, задание

Выставленная оценка

Максимальный балл

Предстартовая проверка

Отметка "5+" - без ошибок.

Отметка "4+" - 1 ошибка

Отметка "3+" – 2-3 ошибки

Отметка "2+" – 4 и более ошибок.

 

«5+»

Астероид «Правильных вычислений»

Отметка "3+" - без ошибок.

Отметка "2+" - 1 ошибка.

Отметка "1+" – 2 ошибки

 

 

«3+»

Задание корреспондента

Отметка "2+"без ошибок

Отметка "1+"- 1 ошибка

 

«2+»

Оценка за урок

10-9+ - «5»

8-7+ - «4»

6-5+ -»3»

 

«10+»

 

 

Приложение 1

Как люди учились измерять время

Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто - один, два, три ... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавлива­гись и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день - не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени- год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь, и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. Нa этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).

Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!

А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам,которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам: суббота - день Сатурна;

воскресенье - день Солнца;

понедельник - день Луны;

вторник - день Марса;

среда - день Меркурия;

четверг - день Юпитера;

пятница - день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной си­стемы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9, 10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.

Итак, самое сложное - найти мерки времени - было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только на­зынают их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от по­рядкоиого номера дня:

понедельник - по неделе, день, начинающий неделю:

вторник - второй день;

среда - середина недели:

четверг - четвертый день;

пятница - пятый день;

суббота, воскресенье - эти названии взяты из церковного словаря. Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали  у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.

 

 

 

 

 

 


У рок математики Учащиеся 4 класса

У рок математики Учащиеся 4 класса

Формируемые УУД: познавательные — выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения…

Формируемые УУД: познавательные — выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения…

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Целеполагание Прочтение стихотворения

Целеполагание Прочтение стихотворения

Актуализация знаний ИКТ

Актуализация знаний ИКТ

Взаимопроверка по слай-ду. Выставление оценок в лист само-оценки, ори-ентируясь на критерии

Взаимопроверка по слай-ду. Выставление оценок в лист само-оценки, ори-ентируясь на критерии

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная П - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения…

Фронтальная П - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения…

Работа в парах по рядам. -Профилактика проведена, все неполадки исправлены и мы можем совершить следующую посадку на астероиде «Правильных вычислений» №221

Работа в парах по рядам. -Профилактика проведена, все неполадки исправлены и мы можем совершить следующую посадку на астероиде «Правильных вычислений» №221

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Лист самооценки Этапы урока

Лист самооценки Этапы урока

А семидневная неделя возникла в

А семидневная неделя возникла в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018