Урок математики по теме «Свойства предмета»
Цель и задачи:
ХОД УРОКА
1. Подготовительный этап.
2. Постановка учебной задачи.
- Школа - необычный, удивительный мир, которой мы с вами "открывать". К нам тоже часто будут приходить гости. Сегодня мы впервые открываем дверь в прекрасную страну "Математика".
- КТО пришел нас поздравить с нашим первым уроком математики?
Открывается шторка:
(На доске висят рисунки зверей :еж. белка, заяц, лиса, медведь.)
Дети называют зверей.
- Как назвать их всех одним словом? (Звери, животные.)
- Что у них общего? (Живут в лесу.)
- Чем каждый из них отличается от остальных? (Еж - с иголками, белочка скачет по деревьям и т.д.)
- Сколько их всего? Кто первый? Кто посередине? Кто последний?
- Один из зверьков приглашает нас в гости. Отгадайте, кто это:
Рыжая,
пушистая,
Шубка золотистая...
Ответы детей.
По
деревьям скачет
И орешки прячет. (Белка.)
- А может, это все-таки лисичка? Почему?
- Как догадались, что белочка? Что вам помогло?
- Что вы еще знаете об этом зверьке?
Учитель подводит итог обсуждению и формулирует задачу урока:
- Не только у зверьков, но и у всех предметов есть отличительные свойства. Уметь их видеть и рассказывать о них нас сегодня поучит белочка.
2. Изучение нового материала.
· Сравнение предметов по цвету
- Отправимся в гости к белочке, заглянем к ней в дупло. Перечислите предметы, которые вы видите. (Ягоды,грибы,игрушки.)
- Кто сможет сосчитать?
- Перед приходом гостей белочка задумала невеста порядок, разложить все предметы в шкаф по местам. (Учитель открывает штору, за который нарисована таблица 3х3, изображающая белочкин шкаф, и сам выкладывает желтые предметы на первую полку.) Что интересного заметили? (все предметы желтые.)
- Как расположены предметы?
- В таком случае говорят: в строчку. Какие предметы белка положила во второй строке? (Красные.) В третьей? (зеленые.)
- Какие еще цвета вы знаете? Назовите предметы из окружающей обстановки розового, голубого, коричневого цветов.
- Назовите предметы из окружающей обстановки такого же цвета, как машина.
- Внимательно присмотритесь к белкиному шкафу. В нем есть строчки, а есть столбцы. Кто догадался, где первый столбец, второй, третий?
- Белка- хозяйка интересно расположила предметы постолбикам . Вы заметили это?(Грибы, игрушки, плоды.)
· Ориентировка в таблице
- Какой предмет находится в первой строке и втором столбце?
- Какой предмет расположен в третьей строке, но не в первом столбце?
- Назовите по памяти предметы третьей строки.
· Работа с таблицей из учебника.
Откроем учебник на стр 1
Рассмотрите верхнюю часть – таблицу с белкой.
- Что общего у всех предметов 1-й, 2-й, 3-й строки?
- Что общего у всех предметов 2-го, 1-го, 3-го,4-го столбцов?
- Назовите предмет такого же цвета, как огурец, как мяч, как платье.
- Какой предмет расположен во 2-ом столбце и 3 -й строке? Какого он цвета?
- Назовите каждый желтый предмет.
- Обведите линией все желтые предметы.
4) Счет предметов. Понятия цвет, размер, форма
· Работа по слайдам
- Что нарисовано на слайде? (треугольники, квадраты, круги)
- Назови одним словом (фигуры геометрические).
- Чем отличаются? (цветом, размером, формой)
- Чего больше кругов, треугольников или четырехугольников? (кругов)
- Каких меньше?(четырехугольников)
- Каких больше фигур больших или маленьких? (маленьких)
- Фигур какого цвета больше всего? Меньше всего?
- Эти фигуры плоские или объемные? (плоские)
- А это какие фигуры? (объемные)
· Работа по учебнику
- Что нарисовано ниже? (круги)
- Чем отличаются? (Цветом, размером.)
- Посчитайте белочкины круги в учебнике.
- Сколько синих?
- Сколько красных, зеленых?
- Сколько некрасных?
- Чем различаются? (цветом, размером)
-Что важного узнали о фигурах?
!!! Фигуры могут быть плоские и объемные. Есть понятия форма, цвет, размер.
5) Физкультминутка.
6) Игра «Угадай предмет».
а)- Вы любите загадки?
Белка в своих загадках описывает предметы, перечисляя их свойства. Вот одна из них:
«Этот предмет находится у меня на кухне... красный в белой горошек, у вас может быть другого цвета...он сделан из металла... в него наливают воду... он не прочь погреться на плите и посвистеть в свой носик».
После названия каждого свойства учитель делает небольшую паузу, дожидаясь от детей их вариантов ответов. В результате устанавливается, что это чайник.
Дома учитель предлагает детям самим придумать загадку про какой- нибудь предмет окружающий обстановки.
б) Аналогичная игра проводится с предметами из белкиного шкафа. Ученик загадывает предмет, а учитель перечисляет его свойства и угадывает. После этого, наоборот, предмет задумывает учитель, а дети называют его свойства:" Он зеленый? Круглый? Его едят? В итоге выясняется, что это орех.
7) Сравнение предметов по форме.
На столе у учителя 5-6 предметов, из которых 3-4 имеют одинаковую форму. В руках - жетон зеленого цвета и орех. Учитель предлагает сравнить жетон и яблоко.
- Есть ли что-нибудь общее у этих предметов?
- Чем отличаются?
(Разный размер; орех съедобный, а жетон нет; оба круглые, но жетон плоский, а орех выпуклый.)
Посмотрите, есть ли у белочки предметы, имеющие такую же форму, как орех?(Мяч, яблоко, шарик.)
!!!Говорят, что эти предметы имеют форму шара. (Дети повторяют хором.)
- Есть ли шарообразные предметы в нашем классе?
8)Работа с таблицей из учебника.
Смотрим в учебник рядом с цифрой 2 таблица, которую показывает белка.
- Перечислите предметы 1-й строки. Что интересного заметили?
- Что общего у предметов 2, 3 строки? Как называется форма этих предметов
- Что интересного в предметах, расположенных по столбцам?
- Какой предмет расположен в 1-й строке и 3-м столбце?
- Задумаете предмет и расскажите его адрес.
4. Работа в прописи (М-1, часть1, стр.1)
-Рассмотрите клетчатое полотно. Что видим на первой клеточной строке?
Рисунок повторяем вместе Точка, точка, горизонтальная палочка, точка. Продолжаем до конца.
-Что видим на второй строке? Вертикальная палочка, вторая, точка посередине клетки, повторяем до конца.
5. Работа в тетради в клетку
Ориентировка в тетради
Нарисуй простым карандашом два больших круга, один маленький. Маленький круг заштрихуй.
Графический диктант «Слон»
Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:
4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.
5. Итог урока.
- Попрощаемся с белкой. Чему она нас сегодня научила?
- Вы довольны?
- Скажем ей: «Спасибо!»
Оцените свою работу смайликом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.