Конспект урока по музыке для 5-х классов
УМК - Искусство: Музыка. 5 класс. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2015.
Тема: «Мир русской песни»
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Цели урока:
Предметные УУД
1. Получить представления о богатстве мира русской песни.
2. Выделять взаимосвязь между музыкой и поэзией.
3. Рассмотреть аспекты русской жизни отраженной в песне.
Метапредметные УУД
1. Регулятивные – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно - практической. Применять установленные правила в жизни, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Прививать любовь и интерес к пению.
2. Познавательные – работа с текстом, делать анализ и отбор информации. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную деятельность. Делать выводы.
3. Коммуникативные – умение общаться и взаимодействовать друг с другом (ставить вопросы, предлагать помощь, работать в паре, группе). Развивать вокально – хоровые навыки.
Личностные УУД – включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне, осознание ответственности обучающихся за результат группы и класса. Уметь выражать и отстаивать свою эстетическую позицию. Использовать полученные знания во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.
Межпредметные связи:
Опора на знания по литературе, ИЗО.
Методы, используемые на уроке: стимулирующие (проблемно – поисковый), метод вариативности ответов, различные формы импровизации, метод размышления о музыке, образное сравнение, метод выхода за пределы музыки. Словесные методы( беседа, рассказ), практический метод.
Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах, учебник для 5 класса по музыке Т.И.Науменко, В.В.Алеев.
1. Этап. Организационный.
Музыкальное приветствие детей.
2 этап. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, я очень рада новой встрече с вами. Сегодня наш урок хотела бы начать с таких стихотворных строчек:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
- К какому виду искусства относится это произведение? Назовите автора и название (литература, А.С. Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье»).
- А теперь послушайте еще одно произведение.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье», муз. М.И.Глинка.
- А это произведение к какому жанру относится? (музыка)
- Но вы только что сказали, что это стихотворение и относится к жанру литература? (музыка накладывается на слова и получается вокальный жанр песня или романс).
Творчество композитора превратило стихотворение в музыкальное произведение. Так, поэзия становится частью музыки.
- Ребята, а кто-то из вас пробовал писать стихи, или думал обэтом?
Вот сегодня на уроке мы с вами, на примере жанра песни, узнаем, каким же образом слова и музыка взаимодействуют друг с другом. И может быть, когда-то на ваши стихи композиторы смогут написать песню.
3 этап. Актуализация знаний.
Песня является верным спутником человека всю его жизнь. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. И первые песни нам поют мамы.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
- Ребята, что это за песня? Как она называется, о чем она? (старинная колыбельная, на простой текст мамы складывают мелодию, поют своим деткам и убаюкивают их).
- А давайте еще послушаем колыбельную песню, только уже современную. Надеюсь, вы ее сразу узнаете.
Просмотр видеоролика «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка» композитор Е.Крылатов.
Определить название и автора.
- Я предлагаю вам ее исполнить.
4 этап. Формирование знаний. Изучение нового материала.
Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Ребята, откройте учебник на стр. 58, и прочитайте стихотворение русского поэта 19 века Ивана Сурикова:
Как кому на свете
Дышится, живется-
Такова и песня
У него поется…
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки.
Даст ли день роскошный.
Тьму ли без рассвета-
То и отразится
В песне у поэта.
- Выразите главную мысль автора,
что он хотел этим сказать?
(человек поет о том, что
его окружает, какая жизнь.
Песня утешает человека в
трудную минуту, поддерживает его
в радостях).
То же самое можно сказать и о песне народной. Издавна, люди пели о своей жизни, о том, что их вокруг окружало.
Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Ведь все, что волнует нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.
- А что мы понимаем под названием «народная песня»?
Народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития культуры любого народа. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
- А теперь посмотрите на экран (просмотр картины Шишкина)
- Ребята, а это какой вид искусства? (живопись, ИЗО).
- Какой можно сделать вывод: оказывается, можно писать музыку не только на стихотворный текст, но еще ее и изобразить.
Как называется живописный сюжет и кто его автор", "Что изобразил художник",
(живописный сюжет называется "Среди долины ровная" автор картины Иван Шишкин. Художник изобразил просторный русский пейзаж)
Живёт и русская народная песня "Среди долины ровная" давайте послушаем ребята. (прослушивание песни)
Игровой момент.
Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен. А вспомните вы тогда, когда соберете слоги в слова.
Класс делится на группы по 4 человека.
1.Игра «Собери слоги – назови жанр» (написать на листе бумаги)
Е ис ри то чес
Дат ски сол е
До тру вы е
со вы пля е
ри чес ли ки е
е точ ны шу
е деб сва ны
туш час ки
- А теперь угадайте жанр народной песни песни.
1. Во кузнице (трудовые)
2. Во поле береза стояла (плясовые, хороводные)
3. Солдатушки, браво ребятушки (солдатские)
4. На горе - то калина. (Исполнение каноном)
Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов
(Чтение стихотворения всем классом)
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.
- Давайте посмотрим, как выглядит музыкальный текст? Учебник стр. 60. Что вы можете сказать? (на нотной записе мы видим аккомпанемент песни, значит будет солировать один голос; длительности четвертные, половинные, и даже целые. Значит песня будет звучать медленно, широко, раздольно).
- Народные песни всегда исполнялись либо народом, либо певцами, выходцами из народа, такими как Шаляпин Ф., Лемешев С., Зыкина Л., Русланова
- Но, я предлагаю послушать русскую народную песню в исполнении современного хора Турецкого, и убедиться, как простая старинная песня не утратила актуальности и в наши дни.
- Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе?
В вашем ответе вам будет помогать иллюстрация И.Левитана "Вечерний звон"
Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.
Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные. Сейчас я вам прочитаю о песне, жанр которого вы должны определить.
Итак. Это жанр произошел от слова «частый». Это – короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в ней четкий и танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью. (Частушки)
- О каком жанре я сейчас говорю.
- Вначале урока, я не даром спросила у вас, кто сочиняет стихи. Потому, что ваше домашнее задание будет сочинить частушки, но а сейчас мы с вами порепетируем. У вас уже готовые частушки, только надо их собрать.
Класс делится на группы, собирают частушку. А затем один ребенок ее исполняет.
Творческое задание «Собери частушку».
Не смотрите так, девчонки,
Мы не заволнуемся,
Мы поучимся на славу
И посоревнуемся.
Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Да к тому же мастера мы
Петь частушки для девчат.
Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.
Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.
Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой,
И в учебе все в порядке –
Скоро буду я герой.
Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела,
Все контрольные работы
На пятерочки сдала.
- Каждая группа исполняет свою частушку.
Домашнее задание.
Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о себе, своих друзьях, своем классе. Для тех, кто не любит сочинять
Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.
Игра-тест «Верите ли вы, что…»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».
- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?
- Верители вы, что русская песня поется только хором?
- Верите, ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов называется частушкой?
- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства?
(Да, поэзия и музыка)
А теперь внимание на экран. Сами ставим себе оценку.
Критерии оценивания:
1. Определил вид искусства в произведениях.
2. Узнал автора и название произведения.
3. Вспомнил жанры народных песен.
4. Составил частушки.
5. Хорошо спел.
Спасибо за урок! До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.