Конспект урока по обществознанию на тему: «Мораль ». , 8 класс. Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.Задачи.
Образовательные:
• познакомить учащихся с понятием «мораль»;
• дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».
Развивающие:
• развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
• развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.
Воспитательные:
• воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
• сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
мораль.docx
Конспект урока
Класс: 8
Предмет: Обществознание
Тема: «Мораль»
Учитель: Корелина С.С.
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме
поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.
Задачи.
Образовательные:
Развивающие:
познакомить учащихся с понятием «мораль»;
дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».
развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали,
проводить анализ сходных явлений;
развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки
зрения по проблеме.
Воспитательные:
воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач
при уважении целей и задач других людей.
1
2
Мораль, нравственность.
Добро и зло.
План урока.
Эпиграф урока:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»
В.О.Ключевский.
I.
Проверка домашнего задания.
1 ученик работает у доски задание на соотношение терминов и сфер общественной
жизни;
2 ученик выполняет задание на Смартдоске, составляя анаграмму «Фазы социализации
личности» (проверка на прочность знаний)
68 учащихся выполняют тест «Духовная сфера общества»
Работа с классом:
Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной
жизни)
Какие еще сферы общественной жизни знаете?
Что отличает духовную сферу от других сфер общества?
Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
( сообщение учащегося)
Актуализация знаний и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду и объясните свой
выбор – книга, скульптура, воображение, картина (воображение относится к внутренней
культуре, а что еще …?)
Презентация
Слайды 1 2 Прав ли Иммануил Кант (17241804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в
разработку проблем нравственности.
Может быть ктото догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
II.Объявление темы и целей урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»
Слайды 34.
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…
простые понятия, что же они означают?
Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными
категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и
«нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.
(В тетради записать тему и план урока)
III. Знакомство с новым материалом.
1.«Корзина идей».
Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».
Какие ассоциации у вас возникли?
Вывод:
Мораль правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.
Мораль и право
Вопросы для сравнения Право
Кто вырабатывает
Где закреплено?
Каковы последствия
нарушения?
Выполнение
Что регулирует?
Государство
В законах государства
Наступает юрид.
ответственность
Обязательно
служат для регулирования и оценки поступков человека.
Мораль
Общество
Нет письменного закрепления
Общественное осуждение, критика,
“угрызение” совести
Не обязательно
Слайды 56
Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение
человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции
добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)
Стр. 3738 с опорой на текст учебника – объясните понятие.
Каково происхождение морали?
Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста,
политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали
задолго до появления самого термина «мораль». Опираясь на текст учебника, докажите это.
(стр. 3839 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое
гласит:
Не делай другому того, чего себе не желаешь.
Слайды 710
2.Мораль, нравственность.
Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно
поставить знак =, а ктото утверждает, что это не одно и то же.
А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.
Слайды 1114
Мораль
правила поведения
(как надо поступать)
Нравственность
практические поступки людей
У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?
Основное противоречие морали между знанием и поступком, человек знает моральные
нормы, но склонен поступать зло
3.Стимулы нравственного поведения.
Слайды 1516.
Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей?
Выберите вариант ответа:
Боязнь общественного осуждения
Совесть, чувство долга
Одобрение окружающих
Желание делать, как все
Боязнь наказания
Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать,
что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются
добро и зло.
Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные
поступки людей? (Нет)
Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее,
регулируют жизнедеятельность людей.
IV. Добро и зло.
Слайд 16
1.Прием «мозговой штурм».
Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.
А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..
2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.
Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не
утихают споры и в наше время.
Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос: Что вкладывается в понятие добра и зла
Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по
«лучику», на котором нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).
Слайды 1720
V.Закрепление изученного материала.
1.Притча «Ведро яблок»
Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.
Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок?
Ответить на этот вопрос нам поможет притча «Ведро яблок».
В чем смысл этой притчи?
3.Портрет доброго человека.
В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?
Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.
(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества
доброго человека, прикрепить к доске)
Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен
помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как
поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.
4. Домашнее задание
Слайд 21
Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5
учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на
выбор (за заданием подойти в конце урока).
Д/З на выбор:
подобрать материалы из средств массовой информации или художественной
литературы о моральном выборе человека (добро и зло) или
написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когданибудь делать выбор между
добром и злом?» VI.Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?
Какие выводы вы для себя сделали?
Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и
заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама
жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом»,
которое гласит:
(хором)
Не делай другому того, чего себе не желаешь!
Притча о мудром Мастере.
Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.
Давнодавно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный
из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать
ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между
ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей
истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:
Все в твоих руках.
Конспект урока: «Мораль ». , 8 кл
Конспект урока: «Мораль ». , 8 кл
Конспект урока: «Мораль ». , 8 кл
Конспект урока: «Мораль ». , 8 кл
Конспект урока: «Мораль ». , 8 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.