Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
10.06.2018
Предмет Музыка Класс 4
Тема урока Музыка народов Прибалтики
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков
Цель урока: формирование представлений о музыкальном языке разных народов мира на примерах музыки России, Белоруссии, народов Прибалтики.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с музыкальной культурой народов Прибалтики;
2. Содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать музыкальные произведения разных народов;
3.Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважения к музыке разных народов мира
Оборудование: синтезатор, мультимедийный проектор.
Музыкальный материал: «Колыбельная» Р.Паулс, «Цыплята»Гусейнли ; «Лезгинка» г.н.танец, «Вей ветерок»- латышская народная песня; М.Чюрлёнис «Фуга соль минор»; «Солнышко проснется, мама улыбнется»Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
конспект.docx
Предмет Музыка Класс 4
Тема урока Музыка народов Прибалтики
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков
Цель урока: формирование представлений о музыкальном языке разных
народов мира на примерах музыки России, Белоруссии, народов Прибалтики.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с музыкальной культурой народов Прибалтики;
2. Содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать
музыкальные произведения разных народов;
3.Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважения к музыке
разных народов мира
Оборудование: синтезатор, мультимедийный проектор.
Музыкальный материал: «Колыбельная» Р.Паулс, «Цыплята»Гусейнли ;
«Лезгинка» г.н.танец, «Вей ветерок» латышская народная песня; М.Чюрлёнис
«Фуга соль минор»; «Солнышко проснется, мама улыбнется»
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный
момент.
Цель:
2. Опрос учащихся по
заданному материалу
Этап актуализации
субъективного опыта
учащихся.
Музыкальное приветствие
Музыка это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают
свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и
разговорный (литературный). И если разговорный язык понятен не всем, то музыкальный
понятен всем народам без перевода, в чём мы с вами на уроке еще раз убедимся.
Сегодня мы совершим путешествие в мир музыки разных народов. И попытаемся понять
их музыкальный язык. Поможет нам переместиться в разные точки земного шара
волшебный глобус.
Начинаем наше путешествие.
Мы живем, растем в стране под названием Россия в Республике Татарстан Ранее мы
слушали, говорили о русской народной музыке, созданной в России, русским народом,
русскими композиторами. Вспомните, в чем характерная особенность русских песен?
(Плавность, певучесть, напевность, раздольность, мягкость, песенность, лиричность,
широта). Русскую, украинскую, а так же белорусскую музыку питают общие истоки
музыка древних восточных славян, много общего и между разговорной речью этих
народов
Вспомните, в чем характерная особенность татарских народных песен?
1 (Плавность,наличие мелизмов, певучесть, напевность, мягкость, песенность).
Наше путешествие продолжается. Из России мы переместились в Закавказье. Какие
народы относятся к народам Закавказья. Что же мы узнали о Закавказской музыке?
На протяжении многих веков создавал свои песни Закавказские народы. В них
отразились любовь к свободе, стойкость, вера в добро и справедливость. Назовите
характерные черты грузинских народных песен. На дом вам было задано рассказать о
музыкальных инструментах закавказских народов
( тар,зурна,кяманча,нагара,дхол,пандури,чонгури,чианури).Какую песню мы разучили на
прошлом уроке? «Цыплята». Исполним её.
Исполнение.
1.Определить характер песни.
2.Какие элементы музыкальной речи подчёркивают песенность мелодии?
3.
Изучение нового
учебного материала
Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в страны Балтии.
Прибалтика край янтаря и песен
Прибалтика как страна янтаря была известна уже финикийцам и древним грекам. Янтарь
в древности ценился наравне с золотом, и торговцы старались скрывать свои пути. Волны,
выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят собирать все
бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с происхождением
янтаря
Древнегреческий миф рассказывает грустное и поэтичное предание о сыне бога солнца
Гелиоса, юноше Фаэтоне, который упросил отца разрешить ему всего лишь один день
управлять его огненной колесницей, запряженной четверкой коней. Но когда неопытный
возница выронил возжи и кони понесли, солнце опалило землю, загорелись леса и
пересохли реки. Чтобы не допустить гибели земли, Зевс поразил Фаэтона молнией, и он
упал в реку Эридан . Сестры Фаэтона, Гелиады, пришедшие сюда оплакать брата,
превратились в лиственницы, а их слезы стали янтарем. С тех пор янтарь называют в
мифах слезами Гелиад или золотыми слезами Аполлона.
2 . Одна из них рассказывает о божественной деве Юрате, дочери бога, которая жила на дне
морском в прекрасном янтарном дворце. Однажды на вечерней заре она купалась в море и
ее увидал молодой красивый рыбак Каститис. Она строго сказала ему, чтобы не трогал ее
рыбок, иначе утонет, а он смотрел на чудесную деву и не мог наглядеться. И она смотрела
на него и не могла оторвать взгляд. Поцеловала Юрате смертного, и поднялся вихрь,
забушевали волны, напоминая, что нельзя богам любить смертных. Погрузились
влюбленные на дно морское, стали жить в янтарном дворце и забыли обо всем на свете,
кроме своей любви; но Перкунасгромовержец, увидев их с небес, разгневался, метнул
молнию в море, и оно разверзлось, и попала молния в янтарный дворец. Раскололся
дворец, а Каститиса подняла волна на берег и стала целовать его, и до смерти зацеловала.
А море с той поры выносит на берег кусочки янтаря – частицы того янтарного дворца; и
девушки, собирая янтарь, вспоминают о страстной и нежной любви Каститиса и Юрате. А
когда море неспокойно, говорят, что это божественная дева плачет о своем
возлюбленном.
А другая легенда, которую можно услышать в местах, где находится национальный парк
«Гауя» в Латвии, посвоему видит историю янтаря. В глухом непроходимом лесу на
берегу Янтарного моря, на самой верхушке старого бука жила синяя птица Гауя. Она
прятала прекрасное янтарное украшение у себя в гнезде. В этом янтаре отражались
древние города и таинственные народы, если смотреть на него с одной стороны; моря,
горы и леса – когда повернуть его другой стороной; с третьей стороны видны были
облака, поля и равнины, реки с белыми лебедями, а с четвертой – персиковые деревья в
садах, тенистые рощи. Узнал о Гауе и ее янтаре тосканский король, послал своего
вассала, знаменитого охотника Косо, с приказанием добыть ему волшебный янтарь.
Приплыл охотник на своем паруснике к берегам Янтарного моря, подкрался к гнезду
Гауи, дождался, когда та улетела, схватил янтарь и поплыл домой. Но Гауя настигла его,
схватила когтями и подняла высоко в небо. Взмолился тут Косо, чтобы не губила его
птица. Ответила ему Гауя: «Янтарь, что ты украл, земля дала тем людям, которые
работают на ней своими мозолистыми руками и умеют добывать этот прекрасный камень
своим умом и трудом, а не тем, кто имеет длинные руки». Разжала когти Гауя, и выпал из
них охотник. И хотя легким был янтарь, но, как самая большая тяжесть, потащил он вора
на дно. Испугался Косо и выронил янтарь. Вернулся он в Тосканию ни с чем и был
жестоко наказан королем. Гауя же навсегда улетела из этих мест, а от того янтаря
появились деревья, ветви которых плачут янтарными слезам по улетевшей прекрасной
синей птице, и каждая слеза напоминает о том сказочном мире, который видел
принадлежавший ей янтарь.
Много красивых песен и легенд в этих краях. Крестоносцы, вторгшиеся в Прибалтику в
конце 12начале 13 вв., нашли здесь народы, глубокими узами связанные с родной землей,
деревьями, полями, лесами, морем, поэтично их воспевающие, поклоняющиеся им и
силам природы, которые рождают, отнимают, учат.
3 Во всех трех республиках любят и сохраняют фольклор, в том числе народную
музыкальную культуру. Народные музыкальные инструменты Латвии – кокле (гусли),
дуда (волынка), джига (струнный смычковый инструмент), тридекснис (ударный)
Вообще, прибалтийцы старались привить любовь к музыке у своих детей с самого
детства. У каждого мальчика и девочки был какойнибудь небольшой рожок или
другой инструмент, поскольку, верят эстонцы, в качестве звучащей и милой игрушки,
та же флейта поможет развить музыкальный слух, память и координацию мелких
мышц. И это действительно так. Мало какому ребенку будет интересно проводить
дни, часы и минуты в музыкальной школе. А вот если вы подарили малышу красивую
губную гармошку или флейту, он с радостью начнет на ней дудеть, свистеть, в общем,
играть.В Эстонии музыкальные инструменты, помимо всего прочего, часто
использовались и в качестве рабочего «оборудования». Например, для пастухов,
которые буквально управляли своими рожками стадом. Или для охотников, который
подавал определенный охотничий сигнал – тоже в музыкальный инструмент.
А когда вся семья собиралась вечером дома, после нехитрого, но сытного ужина,
можно было и расслабиться. Молодежь, а то и глава семьи, доставали свои волынки,
гитары или каннели, а вся остальная семья наслаждалась печальными и веселыми
мелодиями. Да и все обряды, начиная от рождения ребенка и заканчивая свадьбами и
похоронными процессиями, тоже сопровождались музыкой. В деревнях частенько
устраивались танцы – и там, естественно, без музыки не обходилось.
Народные танцы – яндалс, руцавиетис, судмариняс, ачкупс, мугурданцис. Латышские
народные песни, в основном, лирические; одни из особенно любимых купальские, с
припевом «лиго», распеваемые в ночь на 24 июня.
И в Литве популярен песенный жанр – дайна. Особый вид песни – сутартине. Во второй
половине 18 века развивается многоголосие. Народные танцы Литвы: массовые –
суктинис, ионкелис; мужские – ожялис, джигунас; женские – блездингеле, кепурине.
Народные музыкальные инструменты – канклес (струнный щипковый), скудутис, бирбине,
тримитас (деревянные духовые), ожрагис (рог).
Народная музыка Эстонии одноголосна, лишь на юговостоке страны встречается
многоголосие. Из народных танцев популярны лабаялавальс, полька, каэраян. Народные
музыкальные инструменты – каннель (струнный щипковый), волынка, дудки, пастушьи
рожки (духовые).
Певучая душа прибалтийских народов, возможно, особенно явственно выразилась в песне.
4 Вероятно, поэтому в Прибалтике с особым вниманием и трепетом относятся к певческим
фестивалям и праздникам, в подготовке которых занят, по выражению прекрасного
латышского композитора Раймонда Паулса, «практически весь народ» , в которых
участвуют оркестры, хоровые и танцевальные коллективы, солисты – десятки тысяч
исполнителей и десятки тысяч слушателей.
Латышское народное творчество представлено многими музыкальными жанрами. Это и
обрядовые песни (свадебные, похоронные, колядные) и трудовые (пахотные,
пастушеские, рыбацкие)
Напевы латышских песен можно разделить на 2 группы: речетативные и песенного склада.
Латышские мелодии никогда не начинаются с затакта. В них нет распевных слогов. Это
зависит от особенностей латышского языка,где ударение приходится на первый слог
слова.
Развитию латышской музыки способствовали связи с русской музыкой. Большинство
композиторов Латвии училось в русских консерваториях.
Прослушаем латышскую народную песню «Вей, ветерок»
О чем поется в песне?
Какие черты латышского народа, своеобразие природы раскрываются в песне?
Назовите элементы музыкальной речи, которые придают национальный оттенок в музыке.
Какую роль играет фактура?
Какой хор исполняет песню?
( Песенность — характерная черта прибалтийской музыки, что сближает ее с русской.
Однако ребята могут почувствовать и отличие — иной характер многоголосия,
отсутствие богато развитых подголосков, более сдержанный, строгий характер звучания)
Продолжим знакомство с прибалтийской культурой.
Р.П улсаа
деятель. Народный артист СССР
— советский и латышский композитор, дирижёр
Автор музыки множества эстрадных хитов, мелодий к фильмам. Инициатор
международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала» и
«Новая волна». Песни Раймонда Паулса исполнялиЛ.Долина,Р. Ибрагимов,
Пугачёва, А.Малинин,В.Леонтьев,Т. Буланова, «детский ансамбль «
Вальдемарович уже в детстве играл на фортепиано. С трёх лет посещал детский сад 1го
музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора.
Был министром культуры ЛССР, выдвигался на пост президента Латвии
кандидатуру.
Сегодня мы познакомимся с очень известным произведением композитора «Колыбельная
5 песня». Слушание песни.
Разучивание песни.
Продолжим знакомство с прибалтийской культурой.
Основателем литовской национальной классики является Микалоюс Чюрлёнис.
Собиранию и обработке литовских народных песен он отдал много сил.
В искусстве мало таких одаренных людей, как М.Чюрлёнис. Его творческие интересы
лежали одновременно в двух областях музыке и живописи.
Как никто другой, Микалоюс Чюрлёнис сумел передать образы родной природы. С
детства он любил убегать на побережье Балтийского моря, дышать свежим морским
воздухом, слушать лесные голоса и шум соснового бора.
Сочиняя музыку, Чюрлёнис воспринимал звучание любого аккорда в «цвете». «Цветной
слух» помогал создавать ему живописные музыкальные картины. Не оставляя сочинения
музыки, Чюрлёнис пишет много картин (около 300 полотен). Даже в названиях своих
картин он подчеркивал единство музыки и живописи. Так, свою первую картину он назвал
«Музыка леса».
Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу. «Соната моря» серия
живописных картин. Три картины составляют «Сонату моря» Аллегро, Анданте и Финал.
Картины и рукописи Ч. хранятся в Каунасском художеств. музее, носящем его имя
Фуга соль минор М. Чюрлёнис – слушание.
1. Какие чувства переданы в музыке?
Эстония известна своими праздниками песни, которые проводятся в Таллине. На
Певческом поле собираются до 30 тысяч исполнителей, сотни тысяч слушателей от
мала до велика.На Празднике звучат песни разных народов мира, а голоса певцов
слышны на несколько километров.
Мы познакомимся и послушаем эстонскую народную песню «У каждого свой
музыкальный инструмент»
Слушание песни.
Какие элементы музыкальной речи придают мелодии национальный оттенок?
Придумайте инсценировку песни.
Разучивание песни.
И снова мы в России.
В завершении нашего путешествия исполним песню «Детство начинается…».
Постарайтесь передать песенно танцевальный характер и веселое, радостное настроение
песни.
Выставление оценок.
4.
Закрепление учебного
материала
Этап первичной проверки понимания изученного.
Музыку каких народов слушали на уроке?
6 С какими новыми понятиями познакомились?
О творчестве какого композитора узнали?
Почему музыкальный язык одного народа понятен другим народам?
Как музыкальный язык объединяет разные народы?
Назовите элементы музыкального языка, которые используют музыканты любой страны.
Выполнить иллюстрацию к колыбельной песне , прозвучавших на уроке.
Этап обобщения и
систематизации знаний
Задание на дом
5.
7
Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.