Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
10.06.2018
Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Предмет Музыка Класс 4 Тема урока Музыка народов Прибалтики Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков Цель урока: формирование представлений о музыкальном языке разных народов мира на примерах музыки России, Белоруссии, народов Прибалтики. Задачи: 1. Знакомство учащихся с музыкальной культурой народов Прибалтики; 2. Содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать музыкальные произведения разных народов; 3.Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважения к музыке разных народов мира Оборудование: синтезатор, мультимедийный проектор. Музыкальный материал: «Колыбельная» Р.Паулс, «Цыплята»Гусейнли ; «Лезгинка» г.н.танец, «Вей ветерок»- латышская народная песня; М.Чюрлёнис «Фуга соль минор»; «Солнышко проснется, мама улыбнется»Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
конспект.docx
Предмет Музыка                Класс  4 Тема урока Музыка народов Прибалтики Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков Цель урока: формирование представлений о музыкальном языке разных  народов мира на примерах музыки России, Белоруссии, народов Прибалтики. Задачи: 1.  Знакомство учащихся с музыкальной культурой народов Прибалтики; 2. Содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать  музыкальные произведения разных народов; 3.Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважения к музыке  разных народов мира Оборудование: синтезатор, мультимедийный проектор. Музыкальный материал:  «Колыбельная» Р.Паулс, «Цыплята»Гусейнли ;  «Лезгинка» г.н.танец, «Вей ветерок»­ латышская народная песня; М.Чюрлёнис «Фуга соль минор»;  «Солнышко проснется, мама улыбнется» Этапы работы Содержание этапа 1. Организационный  момент. Цель: 2.  Опрос учащихся по  заданному материалу Этап актуализации  субъективного опыта  учащихся. Музыкальное приветствие ­ Музыка­ это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают  свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и  разговорный (литературный). И если разговорный язык понятен не всем, то музыкальный­  понятен всем народам без перевода, в чём мы с вами на уроке еще раз убедимся. ­  Сегодня мы совершим путешествие в мир музыки разных народов. И попытаемся понять  их музыкальный язык. Поможет нам переместиться в разные точки земного шара  волшебный глобус. Начинаем наше путешествие. ­ Мы живем, растем в  стране под названием Россия в Республике Татарстан Ранее мы  слушали, говорили о русской народной музыке, созданной в России, русским народом,  русскими композиторами. Вспомните, в чем характерная особенность русских песен?  (Плавность, певучесть, напевность, раздольность, мягкость, песенность, лиричность,  широта). Русскую, украинскую, а так же белорусскую музыку питают общие истоки­  музыка древних восточных славян, много общего и между разговорной речью этих  народов Вспомните, в чем характерная особенность татарских народных   песен?  1 (Плавность,наличие мелизмов, певучесть, напевность, мягкость, песенность). Наше путешествие продолжается. Из России мы переместились в Закавказье. Какие  народы относятся к народам Закавказья. Что же мы узнали о Закавказской  музыке? ­ На протяжении многих веков создавал свои песни Закавказские  народы. В них  отразились любовь к свободе, стойкость, вера в добро и справедливость.  Назовите  характерные черты грузинских народных песен. На дом вам было задано рассказать о  музыкальных инструментах закавказских народов  ( тар,зурна,кяманча,нагара,дхол,пандури,чонгури,чианури).Какую песню мы разучили на  прошлом уроке? «Цыплята». Исполним её. Исполнение.                                                                                                                                  1.Определить характер песни.                                                                                                       2.Какие элементы музыкальной речи подчёркивают   песенность мелодии? 3. Изучение нового  учебного материала Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в страны Балтии. Прибалтика ­ край янтаря и песен Прибалтика как страна янтаря была известна уже финикийцам и древним грекам. Янтарь  в древности ценился наравне с золотом, и торговцы старались скрывать свои пути. Волны, выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят собирать все  бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с происхождением  янтаря Древнегреческий миф рассказывает грустное и поэтичное предание о сыне бога солнца  Гелиоса, юноше Фаэтоне, который упросил отца разрешить ему всего лишь один день  управлять его огненной колесницей, запряженной четверкой коней. Но когда неопытный  возница выронил возжи и кони понесли, солнце опалило землю, загорелись леса и  пересохли реки. Чтобы не допустить гибели земли, Зевс поразил Фаэтона молнией, и он  упал в реку Эридан . Сестры Фаэтона, Гелиады, пришедшие сюда оплакать брата,  превратились в лиственницы, а их слезы стали янтарем. С тех пор янтарь называют в  мифах слезами Гелиад или золотыми слезами Аполлона. 2 . Одна из них рассказывает о божественной деве Юрате, дочери бога, которая жила на дне морском в прекрасном янтарном дворце. Однажды на вечерней заре она купалась в море и ее увидал молодой красивый рыбак Каститис. Она строго сказала ему, чтобы не трогал ее  рыбок, иначе утонет, а он смотрел на чудесную деву и не мог наглядеться. И она смотрела на него и не могла оторвать взгляд. Поцеловала Юрате смертного, и поднялся вихрь,  забушевали волны, напоминая, что нельзя богам любить смертных. Погрузились  влюбленные на дно морское, стали жить в янтарном дворце и забыли обо всем на свете,  кроме своей любви; но Перкунас­громовержец, увидев их с небес, разгневался, метнул  молнию в море, и оно разверзлось, и попала молния в янтарный дворец. Раскололся  дворец, а Каститиса подняла волна на берег и стала целовать его, и до смерти зацеловала.  А море с той поры выносит на берег кусочки янтаря – частицы того янтарного дворца; и  девушки, собирая янтарь, вспоминают о страстной и нежной любви Каститиса и Юрате. А когда море неспокойно, говорят, что это божественная дева плачет о своем  возлюбленном. А другая легенда, которую можно услышать в местах, где находится национальный парк  «Гауя» в Латвии, по­своему видит историю янтаря. В глухом непроходимом лесу на  берегу Янтарного моря, на самой верхушке старого бука жила синяя птица Гауя. Она  прятала прекрасное янтарное украшение у себя в гнезде. В этом янтаре отражались  древние города и таинственные народы, если смотреть на него с одной стороны; моря,  горы и леса – когда повернуть его другой стороной; с третьей стороны видны были  облака, поля и равнины, реки с белыми лебедями, а с четвертой – персиковые деревья в  садах, тенистые рощи. Узнал о Гауе и ее янтаре тосканский король, послал своего  вассала, знаменитого охотника Косо, с приказанием добыть ему волшебный янтарь.  Приплыл охотник на своем паруснике к берегам Янтарного моря, подкрался к гнезду  Гауи, дождался, когда та улетела, схватил янтарь и поплыл домой. Но Гауя настигла его,  схватила когтями и подняла высоко в небо. Взмолился тут Косо, чтобы не губила его  птица. Ответила ему Гауя: «Янтарь, что ты украл, земля дала тем людям, которые  работают на ней своими мозолистыми руками и умеют добывать этот прекрасный камень  своим умом и трудом, а не тем, кто имеет длинные руки». Разжала когти Гауя, и выпал из  них охотник. И хотя легким был янтарь, но, как самая большая тяжесть, потащил он вора  на дно. Испугался Косо и выронил янтарь. Вернулся он в Тосканию ни с чем и был  жестоко наказан королем. Гауя же навсегда улетела из этих мест, а от того янтаря  появились деревья, ветви которых плачут янтарными слезам по улетевшей прекрасной  синей птице, и каждая слеза напоминает о том сказочном мире, который видел  принадлежавший ей янтарь. Много красивых песен и легенд в этих краях. Крестоносцы, вторгшиеся в Прибалтику в  конце 12­начале 13 вв., нашли здесь народы, глубокими узами связанные с родной землей,  деревьями, полями, лесами, морем, поэтично их воспевающие, поклоняющиеся им и  силам природы, которые рождают, отнимают, учат. 3 Во всех трех республиках любят и сохраняют фольклор, в том числе народную  музыкальную культуру. Народные музыкальные инструменты Латвии – кокле (гусли),  дуда (волынка), джига (струнный смычковый инструмент), тридекснис (ударный)  Вообще, прибалтийцы старались привить любовь к музыке у своих детей с самого детства.   У   каждого   мальчика   и   девочки   был   какой­нибудь   небольшой   рожок   или другой инструмент, поскольку, верят эстонцы, в качестве звучащей и милой игрушки, та  же флейта  поможет развить  музыкальный   слух,  память  и  координацию  мелких мышц. И это действительно так. Мало какому ребенку будет интересно проводить дни, часы и минуты в музыкальной школе. А вот если вы подарили малышу красивую губную гармошку или флейту, он с радостью начнет на ней дудеть, свистеть, в общем, играть.В   Эстонии   музыкальные   инструменты,   помимо   всего   прочего,   часто использовались   и   в   качестве   рабочего   «оборудования».   Например,   для   пастухов, которые буквально управляли своими рожками стадом. Или для охотников, который подавал определенный охотничий сигнал – тоже в музыкальный инструмент. А когда вся семья собиралась вечером дома, после нехитрого, но сытного ужина,  можно было и расслабиться. Молодежь, а то и глава семьи, доставали свои волынки,  гитары или каннели, а вся остальная семья наслаждалась печальными и веселыми  мелодиями. Да и все обряды, начиная от рождения ребенка и заканчивая свадьбами и  похоронными процессиями, тоже сопровождались музыкой. В деревнях частенько  устраивались танцы – и там, естественно, без музыки не обходилось.   Народные танцы – яндалс, руцавиетис, судмариняс, ачкупс, мугурданцис. Латышские  народные песни, в основном, лирические; одни из особенно любимых ­ купальские, с  припевом «лиго», распеваемые в ночь на 24 июня. И в Литве популярен песенный жанр – дайна. Особый вид песни – сутартине. Во второй  половине 18 века развивается многоголосие. Народные танцы Литвы: массовые –  суктинис, ионкелис; мужские – ожялис, джигунас; женские – блездингеле, кепурине.  Народные музыкальные инструменты – канклес (струнный щипковый), скудутис, бирбине, тримитас (деревянные духовые), ожрагис (рог). Народная музыка Эстонии одноголосна, лишь на юго­востоке страны встречается  многоголосие. Из народных танцев популярны лабаяла­вальс, полька, каэраян. Народные  музыкальные инструменты – каннель (струнный щипковый), волынка, дудки, пастушьи  рожки (духовые). Певучая душа прибалтийских народов, возможно, особенно явственно выразилась в песне. 4 Вероятно, поэтому в Прибалтике с особым вниманием и трепетом относятся к певческим  фестивалям и праздникам, в подготовке которых занят, по выражению прекрасного  латышского композитора Раймонда Паулса, «практически весь народ» , в которых  участвуют оркестры, хоровые и танцевальные коллективы, солисты – десятки тысяч  исполнителей и десятки тысяч слушателей.   Латышское народное творчество представлено многими музыкальными жанрами. Это и  обрядовые песни (свадебные, похоронные, колядные) и трудовые (пахотные,  пастушеские, рыбацкие) Напевы латышских песен можно разделить на 2 группы: речетативные и песенного склада. Латышские мелодии никогда не начинаются с затакта. В них нет распевных слогов. Это  зависит от особенностей латышского языка,где ударение приходится на первый слог  слова. Развитию латышской музыки способствовали связи с русской музыкой. Большинство  композиторов Латвии училось в русских консерваториях. Прослушаем латышскую народную песню «Вей, ветерок» О чем поется в песне? Какие черты латышского народа, своеобразие природы раскрываются в песне? Назовите элементы музыкальной речи, которые придают национальный оттенок в музыке.  Какую роль играет фактура? Какой хор исполняет песню? ( Песенность — характерная черта прибалтийской музыки, что сближает ее с русской.  Однако ребята могут почувствовать и отличие — иной характер многоголосия,  отсутствие богато развитых подголосков, более сдержанный, строгий характер звучания) Продолжим знакомство с прибалтийской культурой. Р.П улсаа деятель. Народный артист СССР  — советский и латышский композитор, дирижёр Автор музыки множества эстрадных хитов, мелодий к фильмам. Инициатор  международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала» и  «Новая волна». Песни Раймонда Паулса исполнялиЛ.Долина,Р. Ибрагимов, Пугачёва, А.Малинин,В.Леонтьев,Т. Буланова, «детский ансамбль « Вальдемарович уже в детстве играл на фортепиано. С трёх лет посещал детский сад 1­го  музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора. Был министром культуры ЛССР, выдвигался на пост президента Латвии кандидатуру. Сегодня мы познакомимся с очень известным произведением композитора  «Колыбельная 5 песня». Слушание песни.  Разучивание песни. Продолжим знакомство с прибалтийской культурой. ­Основателем литовской национальной классики является Микалоюс Чюрлёнис.  Собиранию и обработке литовских народных песен он отдал много сил. В искусстве мало таких одаренных людей, как М.Чюрлёнис. Его творческие интересы  лежали одновременно в двух областях­ музыке и живописи.  Как никто другой, Микалоюс Чюрлёнис сумел передать образы родной природы. С  детства он любил убегать на побережье Балтийского моря, дышать свежим морским  воздухом, слушать лесные голоса и шум соснового бора. Сочиняя музыку, Чюрлёнис воспринимал звучание любого аккорда в «цвете». «Цветной  слух» помогал создавать ему живописные музыкальные картины. Не оставляя сочинения  музыки, Чюрлёнис пишет много картин (около 300 полотен). Даже в названиях своих  картин он подчеркивал единство музыки и живописи. Так, свою первую картину он назвал «Музыка леса». Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу. «Соната моря»­ серия  живописных картин. Три картины составляют «Сонату моря»­ Аллегро, Анданте и Финал. Картины и рукописи Ч. хранятся в Каунасском художеств. музее, носящем его имя Фуга соль минор М. Чюрлёнис – слушание. 1. Какие чувства переданы в музыке? ­ Эстония известна своими праздниками песни, которые проводятся в Таллине. На  Певческом поле собираются до 30 тысяч исполнителей, сотни тысяч слушателей от  мала до велика.На Празднике звучат песни разных народов мира, а голоса певцов  слышны на несколько километров. Мы познакомимся и послушаем эстонскую народную песню «У каждого свой  музыкальный инструмент» Слушание песни. Какие элементы музыкальной речи придают мелодии национальный оттенок? Придумайте инсценировку песни. Разучивание песни. И снова мы в России. В завершении нашего путешествия исполним песню «Детство начинается…». Постарайтесь передать песенно­ танцевальный характер и веселое, радостное настроение  песни. Выставление оценок. 4. Закрепление учебного  материала Этап первичной проверки понимания изученного. ­ Музыку каких народов слушали на уроке?                                                                                6 ­ С какими новыми понятиями познакомились?                                                                          ­ О творчестве какого композитора узнали? ­ Почему музыкальный язык одного народа понятен другим народам?                                    ­ Как музыкальный язык объединяет разные народы?                                                                 ­ Назовите элементы музыкального языка, которые используют музыканты любой страны. Выполнить иллюстрацию к колыбельной песне , прозвучавших на уроке. Этап обобщения и  систематизации знаний Задание на дом 5.  7

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2018