Конспект урока "Музыкальные инструменты. Скрипка, Виолончель"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Базовый учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина Музыка. 4 класс Тип урока: открытие новых знаний. Тема и номер урока в теме: «В концертном зале», 3 четверть,1 урок. Цели урока: научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) по тембру на примере произведений Бородина, Чайковского, Паганини; познакомить с жанром квартета, ноктюрна. Задачи урока: Личностные: развивать духовно-эстетические потребности ребенка; обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка; развивать интерес к искусству; воспитывать музыкальную культуру учащихся. Метапредметные: умение определять и осознавать цель урока; умение планировать задачи на урок; Предметные: учить размышлять о содержании музыкального произведения; определять средства музыкальной выразительности; учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду; учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины; знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского, Паганини. Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, портреты композиторов.
Иконка файла материала 5.doc
Тема Урока: Музыкальные инструменты (скрипка и виолончель). Базовый учебник:  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина  Музыка. 4 класс Тип урока: открытие новых знаний. Тема и номер урока в теме: «В концертном зале», 3 четверть,1 урок. Цели урока: научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)  по тембру на примере произведений Бородина, Чайковского, Паганини; познакомить с  жанром квартета, ноктюрна. Задачи урока: Личностные:  развивать духовно­эстетические потребности ребенка;  обогащать эмоционально­волевую сферу ребенка;    развивать интерес к искусству; воспитывать музыкальную культуру учащихся. Метапредметные:  умение определять и осознавать  цель урока;   умение планировать задачи на урок; Предметные:  учить размышлять о содержании музыкального произведения;   определять средства музыкальной выразительности;  учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;  учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;  знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского, Паганини. Необходимое оборудование: фортепиано,  компьютер, проектор, портреты композиторов.   ХОД УРОКА Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.Учитель:  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о самом загадочном и красивом  инструменте – скрипке. Постараемся разобраться в историческом происхождении  инструмента, услышим музыкальные произведения для скрипки, некоторые из них вы  исполните сами.  фоном звучит “Адажио” А. Вивальди В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие,  короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать  их, чтобы выразить свои мысли и чувства – возникла музыка. Не бывает музыки без  музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. Сегодня мы с вами поговорим об одном из них – о скрипке.       Про всё, что людям дорого от века,       Кто нам споёт душевней и нежней?     Прижата плотно к подбородку дека,     Как буквы S ­ два выреза на ней.     Упругих струн смычок коснулся гибкий ­     И замер ты, дыханье затая:     Взволнованный и тёплый голос скрипки    Неповторим, как голос соловья.      Так откуда же появилась скрипка? Какой инструмент предшествовал появлению её на  свет? На самом деле был такой, имя его ­ виола.  Виола стала предшественницей не только скрипки, но и всех смычковых. В Европу её  завезли арабы примерно в 14­15­м веках. Во время игры виолу или держали на плече, или  ставили на пол.  У виолы был нежный, мягкий голос, но, увы, очень слабый. Сейчас этот старинный  инструмент музыканты не используют, он уступил свои позиции другому ­ скрипке. Однако очень долго виола не знала себе равных и была любима многими музыкантами.      Появление скрипки сопровождается множеством легенд и загадок. Тайной осталась и  история её возникновения. Такого инструмента не знали ни древние греки, ни римляне.  Возможно, родиной скрипки была Индия. Струнно­смычковый инструмент “саранги”  относится к семейству скрипок.       Предлагаю прослушать звучание саранги.В славянских странах Европы скрипка известна уже с 9­го века. Тембр её голоса походил на звуки, издаваемые ослом, петухом, и потому её называли инструментом простолюдинов.    Звучит  В. Кырвер “Весёлая полька”      Действительно, звучала эта простушка со своим диким, грубым, некрасивым голосом на  деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. Признаком дурного  тона было остановиться в карете на площади, желая послушать "пение" скрипки. Так  продолжалось вплоть до 16­го века. Именно тогда произошло её "второе рождение".     По­настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16­17­го веков.  Благодаря их, скрипке удалось наконец­то победить виолу и доказать, что она достойна  звучать не только на площадях и ярмарках, но и на сцене.   Звучит    З.Фибих “Поэма”      История сохранила имена великих итальянцев, мастеров изготовления скрипичных  инструментов. Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это  Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе Гварнери... фоном звучит “ Мелодия” из оперы “Орфей и Эвридика” композитора К. Глюка  ­ В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— как рассказывает одна старинная легенда, ­ в одном итальянском городе Кремоне волшебник, проходя мимо маленького домика,  услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу,  который играл на скрипке, только что им сделанной. Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,—сказал волшебник. Я хочу жить вечно,— ответил юноша. Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных  инструментов, но на тысячном ты умрёшь. Я согласен! Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел.  Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил: ­ Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я  им отдал свою душу, всю свою жизнь.  Имя этого мастера известно всему миру — Антонио Страдивари.Именем Антонио Страдивари – самого знаменитого скрипичного мастера ­ подписаны  более тысячи инструментов. Известно, что мастера очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей, выбирали “поющие”,  т.е. примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали докторской  трубкой, чтобы оценить певучесть. Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И не валили, а бережно опускали на землю. Секрет изготовления инструментов хранили в тайне и  передавали от отца к сыну, от мастера – к ученику. В оркестре скрипка главный  инструмент – царица самых известных концертных залов. Ж.­Б. Акколлаи Концерт №1 ля минор I ч.  Да, эти знаменитые итальянцы оставили нам в наследство великолепные инструменты и...  множество загадок. Её величество скрипка живёт в дружной семье смычковых. Её ближайшими  родственниками были и остаются альт, виолончель и контрабас.  ­ А теперь зададимся вопросом: как делают скрипку? Казалось, нехитрое дело:  Смычок, струны, корпус неброский —  Умелец из дерева сделал  Его грубовато и просто. Простой инструмент деревянный,   А как зазвучал он чудесно!   Не зря полюбили славяне   Его задушевную песню. Рождённый в любви и надежде,   Смеялся, и пел он, и плакал:   В избе — грубоватый, как прежде,   И в замке — сверкающий лаком. А мастер трудился, и стружка   Ложилась на пол завитком,   И струны звенели послушно   Под тонким изящным смычком.Простые, умелые руки   Вложили в скрипичное соло   Живые, поющие звуки —   Почти человеческий голос. В нём — все интонации речи,   И слёзы, и грусть, и улыбка...   И мир в восхищении шепчет:   “Ваше Величество Скрипка!” С. Рахманинов “Вокализ”         Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой  скрипке ­ более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на  трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями,  тонкой “талией”. Важнейшая часть скрипки ­ её смычок.  Струны для него изготавливают из конского волоса. На Востоке в 8­м веке существовал  пятиструнный смычковый инструмент ­ крота. Уже тогда музыканты перед выступлением  натирали смычок смолой, чтобы звук получался плавным, а сам смычок ­ более прочным.  Сейчас для натирания смычка тоже используют твёрдую смолу из сока хвойных деревьев ­  канифоль.  Не торопливо, не спеша  Скрипичный мастер скрипку ладит.  Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,  Поправит деку, завиток,  Покроет лаком осторожно.  Теперь он сделал всё, что мог  Теперь играть на скрипке можно!  Пой, королева, смейся, плач,  Твой голос и стан твой строен.  Какой счастливчик твой скрипачПусть будет он тебя достоин!           Н. Манушкина “Скрипка” А. Лядов “Прелюдия”  Подведение итогов: Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. А помогут нам в этом  загадки. В лесу росла,  Домой пришла,  На печи высохла,  Без слез заплакала. (Скрипка) Назовите без ошибки   Инструмент чуть больше скрипки.   Он ее ближайший друг,   Но немного ниже звук.   Есть и струны, и смычок,   В музыке не новичок! (Альт) Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.  Мне дивный инструмент поможет, по­разному звучать он может:  То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.  Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,   Не контрабас и не свирель, зовут его... (Виолончель) Скрипке он как старший брат,  Ей помочь в оркестре рад.  Он и альту верный друг,  У него басовый звук.Он смычковый исполин,  Крупный важный господин (Контрабас) Этот исполнитель юный   С нотной грамотой знаком.   Он по нежным тонким струнам   Водит маленьким смычком. (Скрипач) Инструментов много в нем:   Манят струнные смычком,   Это ­ флейты, а соседи ­   Группа труб из красной меди.   Есть в нем группа из альтов,   Арфы перебор ­   К выступленью он готов.   Браво, дирижер! (Оркестр) Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.  назовите смычковые инструменты, расположив их “по росту” от самого маленького до  самого большого. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).  назовите итальянских мастеров, которые изготавливали самые лучшие скрипки в мире.  (Страдивари, Амати, Гварнери))  почему, на ваш взгляд, к скрипке обращаются: “Ваше Величество”? что нового узнали на уроке? что больше всего понравилось и запомнилось? Всем спасибо за внимание. И до новых встреч.