Конспект урока музыки на тему «У каждого человека своя интонация» (2 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
2 кл
01.12.2018
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 5 урока 2 четверти.
Цель: Формирование культуры личности школьников на основе высших гуманистических ценностей человечества посредством искусства.
Задачи:
• расширить представления учащихся об интонационной природе музыки (как её родовой природе) и о русском культурном наследии; приобщать детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки;
• дать понятие интонации как художественного выражения человеческого измерения мира - связать понимание гуманистической интонации с образом, масштабным по своим деяниям - образом Иисуса Христа;
• познакомить с особенностями праздника Рождества Христова, его обрядом;
• разучить фрагмент «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова («Богородице Дево, радуйся!») и народную рождественскую песню «Мать Мария», учить интонационно выразительно их исполнять;
• закреплять навыки выразительного исполнения знакомых (разученных ранее) песен предпраздничной зимне-новогодней тематики («Снежная песенка», муз. Львова-Компанейца; «Падает снег», Ю. Верижникова);
• воспитывать осознанное чувство уважения к материнству и к традициям своего народа.
Мокшанова_Урок 5. Своя интонация.doc
Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс
2 четверть
Урок 5. У каждого человека своя интонация
Цель:
Формирование культуры личности школьников на основе высших
гуманистических ценностей человечества посредством искусства.
Задачи:
расширить представления учащихся об интонационной природе музыки (как
её родовой природе) и о русском культурном наследии; приобщать детей
через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки;
дать понятие интонации как художественного выражения человеческого
измерения мира связать понимание гуманистической интонации с образом,
масштабным по своим деяниям образом Иисуса Христа;
познакомить с особенностями праздника Рождества Христова, его обрядом;
разучить фрагмент «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова («Богородице
Дево, радуйся!») и народную рождественскую песню «Мать Мария», учить
интонационно выразительно их исполнять;
закреплять навыки выразительного исполнения знакомых (разученных ранее)
песен предпраздничной зимненовогодней тематики («Снежная песенка»,
муз. ЛьвоваКомпанейца; «Падает снег», Ю. Верижникова);
воспитывать осознанное чувство уважения к материнству и к традициям
своего народа.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 54—57.
2. Музыкальный материал:
С.В. Рахманинов. «Богородице Дево, радуйся!» / учебник, с. 103; ЭФУ, с. 54;
фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 155.
Народная песня «Мать Мария» / учебник, с. 56. ХОД УРОКА
I.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент
1) Музыкальное приветствие
2) Проверка домашнего задания
Исполнение песен «Снежная песенка» (муз. ЛьвоваКомпанейца), «Падает
снег», (муз. Ю. Верижникова).
С какой интонацией исполняли песни?
Интонация «Снежной песенки» радостная, лёгкая, весёлая, игривая, а в песне
«Падает снег» мягкая, плавная, мелодичная, напевная, как будто «покачивается».
Напомню, ребята, «петь выразительно» это значит, что исполнитель соблюдает в
точности все указания композитора в музыкальном тексте, понимает главную мысль и
выражает это в пении мастерски.
2. Мотивация
Ребята, какова общая тема только что исполненных вами песен?
Это песни о зиме.
Совершенно верно, зимнее время года – это то, что объединяет эти песни.
Как вы могли бы описать зиму?
Холодная, снежная, красивая, волшебная, нарядная, весёлая, праздничная.
Совершенно верно. Зима дарит нам не только чудо преображения природы. Зима –
ещё и весёлое время года, потому что дарит нам много праздников. Сегодня, в
предпраздничное время, мы продолжим знакомиться с зимненовогодней музыкой, разучим
с вами новые песни на эту тему.
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Развитие темы
Назовите зимние месяцы.
Декабрь, январь, февраль.
Первый месяц зимы декабрь связан с самым торжественным и значимым
праздником православных. Это Рождество.
Что вы знаете об этом празднике? Какой это праздник – церковный или
гражданский? Почему вы так считаете? Ответы детей.
Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот
праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала
православной.
Давайте разберемся с датами. В Европе Рождество празднуют 25 декабря. А в
России – 7 января. Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает
православные праздники по новому календарю григорианскому. А в Европе церковные
праздники до сих пор отмечают по старому юлианскому календарю. Разница составляет 13
дней.
Что же такое Рождество? И чье рождение мы празднуем так торжественно?
Ответы детей.
Верно, ребята. Считается, что в этот день в далеком городе Вифлееме родился
Иисус Христос.
Просмотр фрагмента мультфильма «Рождество Христово».
2. «Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинова
Интонация, которую вы сейчас услышите, немногословна и скромно выражена, но
заключает в себе глубокий, фундаментальный смысл: рождение нового человека — это
рождение новой интонации!
Её авторство принадлежит великому русскому композитору С.В. Рахманинову.
1) Прослушивание молитвы С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!» (из
«Всенощного бдения)
2) Интонационномузыкальный анализ
Подумайте, где можно услышать эту музыку?
В церкви (вариант в концертном зале). Это молитва.
Кто исполняет это музыкальное произведение?
Хор.
Есть ли инструментальное сопровождение?
Нет.
Как называется такое исполнение песни без инструментального сопровождения?
Акапелла.
В каком характере звучит интонация молитвы С. Рахманинова? Какими чувствами
охвачены поющие люди?
Интонация возвышенная, благородная, скорбная, строгая, тихая (пиано),
печальная. Хор «Богородице Дево, радуйся!» является частью большого произведения С.В.
Рахманинова, предназначенного для церковной службы, – «Всенощного бдения», которое
целиком звучит без инструментального сопровождения (a’capella), что является
отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви.
На слайде сейчас вы видите исторически значимую для России икону —
Владимирской Божией Матери. В иконе, как и в строгой, возвышенной интонации молитвы
Рахманинова, ощущается строгая византийская традиция изображения святых:
возвышенное благородство, скорбь и умиление одновременно. В иконе, как и в интонации
Рахманинова, в образе Младенца запечатлена высшая ценность человечества образ,
который масштабен своими деяниями: он пожертвовал собой за грехи всего человечества.
В преддверии Рождества Христова такая строгая и возвышенная интонация хора и
представляет нам то общее, что человечество определило как свою высшую ценность и
опредметило в образе Младенца.
А к кому обращена эта молитва?
К Богородице.
А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?
Ответы детей.
Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. При
её рождении её матери Анне возвестили, что Мария даст спасение всему миру. Когда
девочке исполнилось три года, родители привели её в храм, и как только она вошла в храм,
он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу.
Однажды, читая священное писание, перед Марией предстал Архангел Гавриил. Он
сказал ей:
Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своей скромностью, добротой и
любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать
его Иисус. Он – Сын Божий, и придёт на землю, чтобы спасти всех людей от зла и греха.
Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию?
Ответы учащихся.
Господь выбрал Марию за чистоту её души и помыслов, за кроткий нрав,
долготерпение и святость.
3) Разучивание и исполнение фрагмента Хора Рахманинова «Богородице
Дево, радуйся!»
Вообще, значение понятия «материнство» — общечеловеческое: это продолжение
жизни, Материнство и Детство. Сейчас мы с вами разучим и попробуем напеть эту
изумительную мелодию из Хора Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»
На слайде вы видите нотную запись фрагмента произведения. Разбираем нотный
текст. Давайте попробуем спеть первую фразу.
(Учитель поёт, наигрывает мелодию на фортепиано, затем разучивает первую
фразу с детьми, акцентируя внимание на выразительном пении, интонации
обращения, выделить слова «Богородице Дево», обратить внимание на слог «ра» в
слове радуйся.) Этот распев в слоге «ра» придаёт мелодии большую радость и широту звучания.
Постарайтесь спеть возвышенно, выразительно, торжественно, нежно и светло.
4) «Всенощная» С. Рахманинова
Православие всегда играло исключительно важную роль в жизни русских людей.
Ктонибудь из вас, ребята, слышал о таком понятии как соборность?
Это понятие не сводится только к тому, что в церкви все собираются вместе, поют
вместе. Оно, прежде всего, связано с осознанным ощущением себя в единстве со всем
человечеством.
Соборность всегда считалась характерной чертой русского
мировосприятия.
Давайте прослушаем «Всенощную» С.В. Рахманинова и попробуем ощутить свою
причастность к людям в целом, к русским людям, попробуем понять себя как частицу
русского народа.
Прослушивание «Всенощной» в исполнении смешанного хора.
3. «Матушка Мария» (народная рождественская песня)
Рассмотрите репродукцию ещё одной иконы «Богоматерь с младенцем»
Дионисия. Отличается ли она своим колоритом от Владимирской?
Эта икона более светлая и радостная по своим краскам. Имеет более мягкие
цвета (тона).
Вот и мелодия народной рождественской песни «Матушка Мария», которую мы с
вами сегодня разучим, имеет также более радостный и праздничный настрой интонации по
сравнению с музыкой С.В. Рахманинова.
Но хочу обратить ваше внимание, ребята, что при всех различиях в музыкальных
интонациях обоих произведений и тонких нюансах внутреннего света икон, всё же,
сердечность и праздничность в них — одна и та же, из общего корня!
1)Прослушивание песни в исполнении фолкгруппы.
Старинная традиция, издавна существовавшая в нашем народе, в Рождество
ходили по домам Христа славить. По форме этот обряд напоминает народные новогодние
поздравления, а сюжеты песен связаны с православным содержанием. В результате и
родились песни, жанр которых можно представить как мирскую интерпретацию церковных
песнопений. Эти народные песни просты и незатейливы по своей интонации.
В Евангелии – церковной книге сказано: «Будьте как дети!»
Давайте последуем этому наказу представим себя на месте крестьянских детишек
и светло, незатейливо, просто и подетски непосредственно обратимся к Матери Марии,
прося у неё таких простых, но жизненно необходимых в крестьянском быту вещей —
хлеба, здоровья, добра… Постараемся спеть сердечно и празднично.
2) Разучивание и исполнение песни «Матушка Мария». Вокальнохоровая
работа. III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
О каких зимних праздниках вы хотели бы узнать больше?
Что было непонятно?
Выставление оценок.
Домашнее задание: Выучить стихотворение на выбор (о Рождестве, колядку или
зимненовогодней тематики). Повторять разученные песни о зиме, зимних праздниках.
2. Итог
Русский народ издавна отождествлял свои мысли и чувства с теми, которые завещал
нам Христос.
Миролюбие, добро, незлобивость, забота о других – всё это является человеческими
чертами характера Иисуса Христа, и потому является общечеловеческой интонацией,
которая должна рождаться в душах всех русских людей.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
1) https://multiurok.ru/index.php/allfiles/muzika/
2) https://omolitvah.ru/wpcontent/uploads/
3) http
:// www
. niceimage
. ru / pic
/201305/1920
x 1200/
niceimage
. ru 20912.
jpg
4) https://youtu.be/hC34gbMe0Do
5) https://сезоныгода.рф
Конспект урока музыки на тему «У каждого человека своя интонация» (2 класс)
Конспект урока музыки на тему «У каждого человека своя интонация» (2 класс)
Конспект урока музыки на тему «У каждого человека своя интонация» (2 класс)
Конспект урока музыки на тему «У каждого человека своя интонация» (2 класс)
Конспект урока музыки на тему «У каждого человека своя интонация» (2 класс)
Конспект урока музыки на тему «У каждого человека своя интонация» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.