Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"
Оценка 4.8

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл—5 кл
19.02.2018
Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"
В конспекте урока описано, как раскрывается образ матери, изображенный в разных жанрах искусства - живописи, поэзии, и, конечно же, музыки. Какими красками, словами, музыкальными интонациями пользуются художники, поэты и композиторы, чтобы передать самый дорогой в жизни каждого человека образ - образ матери.Конспект урока в формате doc
Урок музыки в 3 Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.doc
Урок музыки в 3­м классе  Тема: Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве Образ матери в музыке, стихах поэтов, картинах художников.  Моя Россия­разучивание Словарь: поэзия Компьютер, иллюстрации, аудиозаписи, синтезатор Цель: Рассмотреть, как музыка, поэзия и живопись разными путями идут к созданию образа  матери. Задачи: Воспитательные: 1. формирование чувства любви и гордости к матери, Родине, России. 2. воспитания чувства любви к прекрасному; 3. воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости  отношений в семье. 4. привить любовь и интерес к своей Родине. Образовательные: 1.знакомство с русской музыкальной, литературной и изобразительной культурами; 2. знакомство с композитором – классиком, и его музыкальным альбомом на примере  одного из произведений – «Мама». Развивающие: 1. развивать эмоционально­ценностное отношение к матери, Родине через музыкальные  произведения разных композиторов. 2. развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и  ребенка в мировой культуре. Коррекционные: 1. Работа над совершенствованием слухового внимания и памяти. Оборудование:  Презентация, аудиозаписи, компьютер, текст песни на листочках по количеству детей. Планируемый результат: формирование эстетического отношения к действительности, которое способствует  воспитанию уважения к старшим, умению выражать свои чувства к близким, к матери,  формированию лучших качеств у детей (доброта, отзывчивость, терпимость); формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение,  основанное на межпредметных связях урока изобразительного искусства с музыкой и  литературным словом. Музыкальный материал: Видео ­ песня из к/ф «Волк и семеро козлят», Франц Шуберт  “Аве Мария” (в исп. Роберта Лоретти); Пьеса «Мама» из «Детского альбома» П. И.  Чайковского, песня «Моя Россия» Георгия Александровича Струве (сл. Поэтессы Нины  Соловьевой). Дополнительный материал: репродукции картин ­ Рафаэль Санти «Сикстинская  мадонна»,  Пьер Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», Маковский Константин  Егорович «Семейный портрет», Татьяна Ниловна Яблонская «Материнство»,  Федор  Павлович Решетников «Опять двойка», Пабло Пикассо «Мать и дитя»,  Иван Андреевич  Пелевин «Первенец», Эмиль Монтье «Мать и дитя» 1 ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Учитель: Что мы с вами должны сделать в начале урока музыки? Распеться. 1. Дыхательная гимнастика. Правильно. Чтобы научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать и  распеваться. Сегодня мы с вами разучим новые упражнения на дыхание. «Паровозик». Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом.  Распеваясь, ровный медленный выдох (через рот на звук –У­). Повторить упражнение 2 – 3  раза. «Мышка». Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится  понемногу резкими рывками на звук – пи­пи­пи ­ активно работая диафрагмой. Повторить  упражнение 2 – 3 раза.  2. Артикуляционная гимнастика 1. «Футбол» с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки. 2. «Туча» и «Солнышко». Вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в  широкой улыбке. Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой. Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны  быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.   Распевка «Самолет».   Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт.  Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло. Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели  естественным голосом. Презентация. Идет видеоролик с отрывком из песни «Мама – первое слово» Слайд № 2  Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: «Образ матери в музыке, поэзии,  изобразительном искусстве» Образ матери – великая тема искусства.  Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись  художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью. Поэтому задача  нашего урока – задуматься, достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам. Сегодня мы с вами вглядимся, как музыка, поэзия и живопись создают образ матери. 2 Звучит Шуберт «Аве Мария». Слайд № 4 ­ Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка, поэзия и живопись живут очень дружно и  охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и  музыкантов, писателей, а музыка будит фантазию художников и поэтов. Тема материнства  всегда волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. ­ Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” ­ одна из самых прекрасных картин на земле. ­ В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги.  ­ Вы сейчас слышали “Аве Марию” австрийского композитора Франца Шуберта в  исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти. Музыка и картина как – бы  слились вместе, для того, чтобы сильнее и ярче раскрыть образ мамы. Музыка и картина  стали как гимн женской красоте. Матери. Удивительное сочетание простоты и величия. Звучит музыка Richard Clayderman «Tell him» Слайд № 5 Огюст Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми” ­ А сейчас перед вами картина французского художника Огюста Ренуара. Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что  играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит  тепло, уют, любовь.) Слайд № 7 Художник ­ Татьяна Ниловна Яблонская. Картина называется  «Материнство». И эта картина, тоже написанная русской художницей, передаёт  материнскую заботу и любовь. Посмотрите, сколько света, тепла и уюта создала мать для  своих детей!  Слайд № 8 Федор Павлович Решетников «Опять двойка». Не совсем обычный слайд  перед нами…. Ребенок пришел домой из школы с плохой отметкой…. Мама, конечно, …  расстроена. Но, как вы думаете, продолжает ли она любить своего ребенка? Простит ли она его? И что же вы можете сделать, чтобы не расстраивать свою маму?... Слайд № 10 Картина Ивана Андреевича Пелевина «Первенец». Она написана довольно  давно. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень  нежный образ матери с ребёнком на руках. 3 Слайд № 12  Учитель: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет  человека самого близкого, дорогого, единственного. Ребята, материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы  слабому, сомневающегося вдохновляет на подвиг. Учитель: А теперь мы обратимся к поэзии, и послушаем, какие же смогли подобрать  слова поэты, для того, чтобы рассказать о матери. Поэт, которого вы все знаете – Агния Барто написала стихотворение, которое  называется «Мама поет»: Мама по комнатам  В фартуке белом  Неторопливо пойдет,  Ходит по комнатам,  Занята делом  И, между делом,  Поёт.  Чашки и блюдца  Перемывает,  Мне yлыбнyться  Hе забывает  И напевает.  Hо вот сегодня  Голос знакомый  Словно совсем и не тот:  Мама по­пpежнемy  Ходит по дому,  Но по­иному поёт.  Голос знакомый  С особенной силой  Вдpyг зазвyчал в тишине.  Доброе что­то  В сердце вносил он…  Hе pазpеветься бы мне. У поэта Расула Гамзатова есть стихотворение «Берегите матерей» У Убайда Раджаба ­ стихотворение «Мамочка» Поэт Николай Рыленков написал такое трогательное и прекрасное стихотворение о  матери. Послушайте отрывок из него: Я помню руки матери моей, Суровой ласки редкие мгновенья. 4 Я становился лучше и сильней От каждого её прикосновенья. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете! ­ Хорошо, вы все были очень внимательны, вы молодцы! А сейчас давайте немного  отдохнём. Музыкальная разминка “Делай как я”. Слайл № 17 Учитель: И теперь мы с вами, конечно же, должны познакомиться и с образом матери в  музыке Слайд № 18 Учитель: На экране – портрет одного из самых известных русских композиторов – Петра  Ильича Чайковского (1840 – 1893).  А теперь, ребята, перед вами портрет русского композитора П.И.Чайковского. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь  Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Мы с вами знакомились с его произведениями из цикла «Времена года». А сегодня я вам  расскажу немного о его «Детском альбоме».  Петр Ильич очень любил своего маленького племянника – пианиста. И специально для него написал небольшой сборник легких пьес для детского исполнения, каждой пьеске из него  он дал свое очень интересное и яркое название. Например,  Игра в лошадки». «Мама». «Марш деревянных солдатиков». «Болезнь куклы». «Нянина сказка». «Баба­Яга» Мы сегодня послушаем пьесу под названием «Мама». Слайд № 19 с сопровождением пьесы в оркестровом исполнении. Учитель:  «Мама». Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы.  Душевные переживания находят свое отражение в нежной интонации. Мелодичным  звучанием передает общение с мамой музыка. «Мама» Чайковского проникнута богатыми  оттенками детских переживаний и маминых чувств. Учитель: Ребята, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира,  спокойствия, красоты).  А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная). Учитель: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей  маме, и передал нам образ мамы через свою музыку. 5 Мама ­ это значит нежность, Это ласка, доброта, Мама ­ это безмятежность, Это радость, красота! Мама ­ это на ночь сказка, Это утренний рассвет, Мама ­ в трудный час подсказка, Это мудрость и совет! Мама ­ это зелень лета, Это снег, осенний лист, Мама ­ это лучик света, Мама ­ это значит ЖИЗНЬ!  Слайд № 20  Учитель: Предлагаю еще раз прослушать произведение П. И. Чайковского из «Детского  альбома» «Мама». Хочу, чтобы вы все обратили внимание – произведение звучит так же,  или что – то изменилось в его звучании?... Слайд № 21 Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота,  Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать,  Материнская. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. И об этом так же создают  свои песни композиторы и поэты. И сегодня мы с вами будем разучивать песню  Георгия  Александровича Струве (сл. Поэтессы Нины Соловьевой). Раздача листочков с текстом и разучивание по куплетам. Текст песни разучивать  приемом «Эхо». Вопросы: 1. Какие средства выразительности помогли композитору передать образ матери?  (красивая мелодия, спокойный, умеренный темп) 2. Если бы надо было исполнить песню без слов, какой инструмент вы бы выбрали для  исполнения мелодии? (певучие инструменты, например, флейта, скрипка) Учитель: ­ Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают  ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые  матери. Слайд № 22 ДОСТОИНСТВО МИР РАДОСТЬ 6 ВЕЛИЧИЕ ПРОСТОТА КРАСОТА БЛАГОРОДСТВО ТИШИНА СПОКОЙСТВИЕ ЛЮБОВЬ      (Ответы детей) Слайд № 23 Учитель: ­ Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в  своём воображении. Хорошо ли вы их помните? ­ Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и  поступками. 3. Найдите в тексте песни слова, в которых говорится, чем красива каждая мама.  Красива по­своему каждая мама ­ любовью своей материнской красива). 5. Итог урока. Музыка, поэзия и изобразительное искусство разными средствами выразительности  создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и  слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений. Хочется сказать слова благодарности всем мамам, которые дарят свою любовь,  добро, нежность и ласку. Ребята, чаще говорите теплые слова вашим любимым мамам! Оценки за урок. 7 Учитель: Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два. Развернули руки шире, повернулись – три, четыре, Крепко их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть. 8

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"

Конспект урока музыки в 3 классе: "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018