Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".
Оценка 4.8

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
04.11.2019
Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".
Урок посвящён творчеству С.В.Рахманинова. Идёт закрепление терминов: вокализ, романс, песня. Ценность урока музыки заключается в межпредметной интеграции музыки, литературы, изобразительного искусства. На урока использованы видео ряд, иллюстрации, художественное слово. Эффективен приём пластического интонирования. В завершении урока проведён небольшой тест на закрепление темы урока.
4 класс Счасть в сирени живёт.docx
Еськова Ирина Васильевна, учитель музыки высшей категории МБОУ «ОБоянская СОШ №1» Курской области Урок музыки в 4 классе. Тема урока: «Счастье в сирени живёт» Раздел: «В концертном зале» Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова. Задачи: Обучающая: закрепить понятие: музыкальные жанры: песня,  романс, вокализ. Развивающие:  ­   развивать   эмоционально­ценностное   отношение   к   жизни   через   искусство; способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно творчества С. Рахманинова. Воспитательные:    ­ воспитание любви и уважения к Родине через призму творчества С.В. Рахманинова; интереса к музыке композитора, желание слушать её не только на уроке, но и вне его. Коммуникативная:   понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной. Регулятивные:  оценивать   правильность   выполнения   действия   по   заданным   внешним   и сформированным внутренним критерием;   вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы  на уроке: слушание, пение, импровизация, пластическое интонирование.  Комплексно – методическое обеспечение: ИКТ, инструмент, фонохрестоматия. Новизна идей: метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.) Ход урока: Слушание.  1.Звучит  музыкальный фрагмент  ­ «Вокализ» ­ С. Рахманинова. Учитель читает на фоне музыки:  «Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка… У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха». ­Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать? Дети: Это Сергей Рахманинов – «Вокализ» Учитель: Верно. Сергей Рахманинов написал много незабываемых музыкальных произведений. В начале учебного года мы познакомились   с мелодией 1­ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром ­ С. Рахманинова, с «Вокализом».  Что такое вокализ? Дети: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов. ­   Продолжим   знакомство   с   творчеством   замечательного   русского   музыканта,   композитора, дирижера, прекрасного пианиста ­ С.В. Рахманинова.  Откройте  рабочие тетради, запишите число, оставьте строчку для темы урока, которую мы с вами сформулируем. Знакомясь с биографическими фактами жизни композитора, всегда можно найти их отражения ­ в творчестве.   Предлагаю вам послушать сообщение о композиторе, которые подготовили ваши одноклассники.  Дети: выступают с короткими  сообщениями о жизни и творчестве С.В. Рахманинова. Учитель:   Молодцы!   (дети   получают   наклейки.)   Как   вы   думаете,   анализируя   сообщения одноклассников, какой жанр  музыкального произведения мы   будем слушать? Почему вы так решили? Как оно может называться? Дети:  Наверное,   мы   будем   слушать,   произведение   вокального   жанра,   т.к.   в   последнем сообщении говорилось о любви композитора к поэзии, а поэзия – это стихи, а слова – это песня. Романсы Рахманинова. Учитель:  Мы   с   вами,   сегодня   знакомимся   с   одним   из   самых   известных   романсов   С. Рахманинова   –   «Сирень».   Романс   был   написан   композитором   в   1902г.,   когда   композитор решил обвенчаться с Н.А. Сатиной. Душевное состояние влюбленного композитора, вылилось в прекрасное, лирически утонченное, музыкально­живописное вокальное произведение на стихи поэтессы Екатерины Бекетовой.   Запишите название романса и автора слов ­ в тетрадь.     Цитата:  «…в творчестве Рахманинова, этот романс выделяется своей поэтичностью, возвышенностью и особой одухотворенностью. Мелодия его и проста, и напевна, а мысль, выраженная   в   романсе,   вопреки   содержанию   стихов,   положенных   в   основу,   светла   и жизнеутверждающая». Слушаем романс в исполнении превосходной, уже теперь бывшей, солистки БТ – Елизаветы Владимировны Шумской.  (после прослушивания)  ­Каково ваше впечатление? ­Кто из вас искал своё счастье, в пяти лепестках цветка сирени? Ответы детей.  Учитель:  Для того, что бы понять произведение, необходимо разобраться с вокальным жанром – «романс». (пишу слово на доске) Какое у этого слова определение?! Обратимся за знаниями к различным источникам.  Задание: 1  и 3 ряд ищет значение этого слова в дополнительной литературе (раздаю книги), 2 ряд – в энциклопедии, а Кирилл в интернете.  Дети:  В  книгах мы нашли, что романс – это ….   Энциклопедия трактует слово романс, как …. Интернет ресурс – романс – это…    Отвечают «по руке», получают наклейки.  Учитель: Запишите в тетрадь понравившееся вам определение.                 Обратите   внимание,   на   сопровождение     романса:   в   нем   –   завораживающее   своей неизменностью легкое колыхание ­  ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени. Слышно начальную   интонацию   романса.   Послушайте   нижний   басовый   голос   сопровождения,   как   он вторит светлому сопрано.         Напомню: Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос.   Бас   (от   итал.   basso   —   «низкий»)   —   наиболее   низкий   мужской   певческий   голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.   ­Послушайте и подумайте, что это – музыкальный монолог или диалог голосов? Попытайтесь услышать кульминацию романса. Что такое кульминация? Дети: Вершина в музыке. Учитель:  Кульминация  – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения,   наиболее   яркого   и   сильного   раскрытия   образа;   кроме   того   вершина   подъёма мелодической линии. Слушаем.        Дети:   (за правильные  ответы – получают наклейки).   Кульминация  в ярком звучании аккомпанемента и голоса «Мое бедное счастье…»         Учитель:  споем  первые   два   предложения   романса,   ориентируясь   на   нотную   запись   в учебнике – стр.80. Исполним еще раз – только спокойно и непринужденно. (стр. 80 учебника проецируется на экран (доску), для того, чтобы посадка ученика, во время исполнения, соответствовала правильному звукообразованию – спина ровная, плечи расправлены). Пластическое интонирование с элементами импровизации. Учитель: А теперь мы немного подвигаемся. Встаньте и  попробуйте проинтонировать  романс «Сирень»   пластическими,   танцевальными   движениями   ­   импровизируйте   движениями. Движения плавные, покачивающиеся, большей частью – руками, поклоны, повороты. Двигаемся под музыку. Хорошо   у     вас   получилось   точно   уловить   темп;   некоторые   интересно   импровизируют. Попробуем   все   вместе   продирижировать     предложения.   Внимание:   на   первую   долю   – приходится пауза – смотрите в учебник на нотную запись.  Дирижируем. Молодцы! Садитесь, ребята, продолжим наш урок. ­С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал,  ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины. Посмотрите на портрет С.В. Рахманинова – художника К. Сомова.   (стр.80 учебника)   Композитор   изображен     на   фоне   родной   природы,   не   в   интерьере   в   стиле   рококо,   не   на однотонном   темном фоне – а именно весной в саду. Может это потому, что   в его музыке удивительные музыкальные пейзажи?! Послушаем, что сказал сам художник о замысле этой картины.  Один из учеников класса, зачитывает цитату. (Сообщение). Учитель:  Назовите произведение С.В. Рахманинова, которое также как и романс «Сирень» ­ пронизано русской песенностью, любовью к родной природе, к Родине. Дети:  Это   мелодия   1­ой   части   Третьего   концерта   для   фортепиано   с   оркестром   –   С. Рахманинова. Учитель:  Послушайте   фрагмент   этого   произведения,   услышьте   русскую   песенность инструментальной мелодии Рахманинова. Помните, что  главное качество музыки романса – песенность. Постарайтесь для себя отметить особенные черты музыки Рахманинова, чтобы по ним потом отличить ее, вспомнить.  Рефлексия. Учитель: Для того чтобы закрепить наши знания, давайте ответим на следующие вопросы.  1. Что такое «романс»? А) Вокальное сочинение. Б) Темп  музыки. В) Веселый танец. 2.Какое название цветов­кустарников использует Рахманинов для названия своего романса: А) Роза. Б) Жасмин. В) Сирень. 3.На стихи, какой поэтессы написан романс Сирень? А) Анны Ахматовой. Б) Екатерины Бекетовой.  В) Агнии Барто. 4.  Какой художник написал портрет С. Рахманинова в весеннем саду? А) И.Е. Репин. Б)  Б.М. Кустодиев. В) К. Сомов. 5. Чем романс отличается от песни? А)  Текст   романса   более   точно   и   детально   отражён   в   музыке.   Аккомпанемент   дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля. Б) Ничем. Учитель: Вы молодцы!  Сформулируйте и запишите тему  урока.   Учитель:  Елизавета,   раздай,   пожалуйста,   одноклассникам,   миниатюрный   портрет   Сергея Васильевича. Дома, вы приклейте портрет композитора в тетрадь «под темой урока». Я советую Вам прочитать повесть Ю. Нагибина «Рахманинов», особенно 1­ую часть – «Белая сирень»; послушать и другие романсы Рахманинова (всего 83 романса) –   «Не пой, красавица,   при   мне»   на   стихи   А.Пушкина,   романс   на   слова   Константина   Бальмонта «Островок», «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной.  Можно посмотреть кинофильм «Ветка сирени». Вывод:  Мы сегодня снова послушали музыку замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И вновь оценили потрясающую мелодичность, русскую песенность его произведений. Познакомились с вокальным жанром – романс. 6. Домашнее задание: выучить слова двух предложений романса «Сирень» ­ исполнять.  7. Оценки за урок.  (Оценка «5»: за 5 наклеек; за полноту и оригинальность ответов, за сообщения; за исполнение и импровизацию и т.д.)

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Счастье в сирени живёт".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2019