Конспект урока музыки в 5 классе по теме "Кюй- классическое искусство тюркских народов"
Оценка 4.8

Конспект урока музыки в 5 классе по теме "Кюй- классическое искусство тюркских народов"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
07.01.2017
Конспект урока музыки в 5 классе по теме "Кюй- классическое искусство тюркских народов"
В данном материале подробно рассматриваются стили исполнения казахской домбровой музыки. С традиционными стилями игры - щертпе и токпе, учащиеся знакомятся на творчестве великого казахского композитора-кюйши Курмангазы Сыгырбаева. На уроке использован метод проблемного изложения материала, где учащиеся определяют характерные особенности каждого стиля добровой музыки.В данном материале подробно рассматриваются стили исполнения казахской домбровой музыки. С традиционными стилями игры - щертпе и токпе, учащиеся знакомятся на творчестве великого казахского композитора-кюйши Курмангазы Сыгырбаева. На уроке использован метод проблемного изложения материала, где учащиеся определяют характерные особенности каждого стиля добровой музыки.
музыка 5 класс.doc

Урок музыки в 5 классе

Тема: «Кюй – классическое искусство тюркских народов»

Тип урока:  урок формирования новых знаний.

Цель: расширить рамки знаний о казахском инструментальном жанре – «кюй»

Задачи образовательные:

-знакомство со стилями  исполнения  казахской  домбровой музыки.

-знакомство с творчеством кюйши  Курмангазы

Задачи воспитательные:

 - воспитывать эстетический интерес к   музыкальному наследию казахского народа;

 Задачи развивающие:

- взаимодействия, коммуникации

- музыкально – слуховых представлений

Репертуар:

1.Казахский народный кюй  «Мұңды  қыз»

2. Кюй «Би»  композитора А. Тастанова,

3.  Казахский народны кюй  «Аққу»          

4.  Казахская народная песня «Сыбызгы коныр»

5.  Курмангазы  кюи «Сарыарка», «Балбрауын»     

6.  «Школьный корабль»  Муз. Г. Струве, слова К. Ибраева

 

Методы: проблемного изложения материала, гностический, частично-поисковый.

Формы работы:  коллективная, групповая

Этапы  урока:

•        Организационный этап

•        Актуализация знаний

•        Этап  изучения нового материала

•        Этап обобщения и систематизации  новых знаний

•        Этап подведения итогов урока

•        Выставление   оценок

ТСО:  мультимедийное оборудование, домбра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 Организационный момент:

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!», «Здравствуйте учитель».

Звучит кюй «Сары - Арка»   Курмангазы

Целеполагание:

Слайд 1 Учитель: Ребята! Вы, конечно, узнали кюй  «Сары – Арка» великого кюйши Курмангазы. Прозвучал кюй совсем не случайно,  ведь сегодня на уроке мы познакомимся со стилями исполнения кюя домбровой традиции, а также закрепим вокальные произведения. Итак, начинаем распеваться.

Слайд 2   Распевка:

- дыхательное упражнение «Цветок»;

-звукоряд  C – dur вверх и вниз на прием исполнения legato, staccato, non legato.

Исполнение песни  «Школьный корабль»  Муз. Г. Струве, слова К. Ибраева.

Актуализация знаний

Слайд 3  Учитель: Ребята, дайте пояснения следующим музыкальным терминам:                                           «инструментальная музыка», «кюй», «кюйши» (учащиеся дают пояснения музыкальным терминам).

 Изучение нового материала. Учитель:    Отличительная особенность традиционной культуры казахского народа высокоразвитая инструментальная музыка. Чисто инструментальные жанры народной музыки встречаются у народов, которые длительный исторический период вели кочевой образ жизни. К их числу относятся казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки и другие. Культура этих народов имела много общего и была объединена единой тюркской языковой группой, близкими религиозными представлениями, совпадающими народными обычаями, свадебными тоями, похоронными обрядами. Инструментальное искусство родственных тюркских народов являет собой единую музыкальную культуру, в которой казахские кюи, киргизские кюю и туркменские сазы, как бы представляют различные исторические стороны одной инструментальной традиции.

       Кюи бывают народные и авторские. Кюй – инструментальная пьеса, исполняемая народными музыкантами на различных музыкальных инструментах – кобызе, сыбызгы, домбре. Кюй звучит не более 2-3 минут. Содержание кюев разнообразно.  В казахской культуре больше всего сохранилось кюев для  домбры. Они исчисляются сотнями. Принято считать, что существуют два основных стиля инструментальной музыки – Стиль щертпе  и токпе.    

Слайд 4 Вашему вниманию предлагаю прослушать  халық күйі  «Мұңды  қыз», исполняемый в стиле щертпе ( от слова шертiп ойнау – игра щипком)      и  кюй «Би»  композитора     А. Тастанова,  исполняемый  в стиле  токпе   ( от слова тогу – льющейся).

Слайд 5 Задание:

Определите характеры, настроения  музыкальных образов, рисуемых  кюями;                                                                                                                            а также диапазон  задействованных   перне в каждом из кюев;

(учащиеся, наблюдая за игрой учителя, отмечают особенности стилей, их взаимосвязь с музыкальными образами, и совещаясь в  группах, приходят к выводу,  что кюй, исполняемый стилем щертпе -лирического характера,  а в стиле токпе – яркого, энергичного)                                                                                                                                                                                                          

Учитель: Да, действительно, кюи шертпе характеризует песенный склад, утонченное, мягкое щипковое звукоизвлечение передает глубокие человеческие переживания, изящные женские образы.   А кюи в стиле токпе отражают  яркие события, сильные образы.                                                                                                                                                                             Какой же диапазон задействованных перне был в исполняемых кюях? (предполагаемый  ответ учащихся: диапазон задействованных перне в кюе  в стиле щертпе – меньше, чем в кюе в  стиле токпе.)

Слайд 6  Учитель: Существуют различные региональные инструментальные традиции. В этих традициях даже сам инструмент – домбра – отличался по своим размерам и  форме.                                                                                                                                          

Чтобы  изобразить  музыкальный  образ лирического характера для инструмента достаточно небольшого диапазона - такие домбры, с маленьким грифом в  7-9 перне существовали несколько веков назад . Стиль исполнения щертпе был распространен на территории Центрального и  Восточного Казахстана. А вот  территории Западного Казахстана преобладал стиль токпе и, как вы уже заметили,  для яркого музыкального образа необходим  был большой диапазон, с большим грифом - вот такие, как современная домбра.

 Пожалуйста, откройте  тетради, запишите тему урока и особенности региональных домбровых  традиций.

Слайд 7 (учащиеся выполняют запись в тетрадь: токпе –стиль игры, распространенный в Западном Казахстане. Образы: мужественные, волевые

Стиль щертпе:  характерен для всех остальных регионов республики . Образы: лирические.)

Слайд 8  Учитель: В инструментальной культуре тюркских народов кобызовая музыка занимает особе  положение. Дело в том, что кобыз  был всегда священным инструментом. Его в руках держали казахские бахсы – шаманы. Бахсы  лечили людей и животных, сопровождая свои «лечебные» ритуальные действия музыкой – игрой на кобызе.  Кобыз был также инструментом жырау, на нем играли, сопровождая эпос.                                                                                                  Сейчас в казахской музыке насчитывается не более 20 кобызовых кюев. Предлагаю послушать кобызовый кюй «Аққу»   ( после прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями.)

Слайд 9  Сыбызгы - казахский духовой музыкальный инструмент в виде свирели, изготавливаемый из тростника или дерева.  В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным. Кюев для сыбызгы мало, как и для кобыза.                                                                                                                                              Эта инструментальная традиция почти исчезла в двадцатом веке. Сыбызговые кюи хранят в себе ранние пласты казахской музыки: они, как правило, связаны с древними легендами – мифами, священными животными.  В настоящее время традиция игры на сыбызгы в Казахстане возрождается. Сыбызгы входит в состав музыкально-этнографических коллективов.

Прослушивание казахской народной песни «Сыбызгы коныр» (фрагмент)

 

Слайд 10 Запись в тетрадь: Сейчас в казахской музыке насчитывается не более 20 кобызовых кюев, кюев для сыбызгы. В настоящее время традиция игры на сыбызгы в Казахстане возрождается. Сыбызгы входит в состав музыкально-этнографических коллективов

Учитель: В 19 веке казахская инструментальная музыка переживает период своего расцвета: развивается индивидуальное авторское творчество кюйши. В творениях кюйши отражается современная им жизнь, чувства и переживая человека, радость и боль размышления о смысле жизни. Так, легенды и мифы уступают место злободневным темам.

Слайд 11 С творчеством великого сына казахского народа, который обогатил домбровую музыку новыми образами и темами, расширил палитру выразительных средств национальной музыки мы сегодня познакомимся на уроке. Имя его – Курмангазы Сыгырбаев.  Курмангазы – гениальный композитор – кюйши 19 века. С его именем связаны выдающиеся достижения казахской инструментальной музыки. Благодаря полном мощи и динамики кюям «Сарыарка», «Адай», жизнерадостному кюю «Балбырауын» в мире узнали о казахской музыке.                                            

Слайд 12  Прослушивание кюев «Сарыарка», «Балбрауын» композитора - кюйши Курмангазы 

(после прослушивания учащиеся  делятся своими впечатлениями).

Сейчас я предлагаю вам выполнить музыкально – ритмическую разминку

( учащиеся ритмично выполняют  движения  под музыку)

Слайд 13  Вопросы   на закрепление   новых знаний:

1.Назовите стили исполнения, существующие в домбровой музыке.

2. Для каких  казахских инструментов существует наименьшее количество кюев?

3.Назовите период расцвета казахской инструментальной музыки?

4. С чьим именем связано развитие домбровой музыки?

Слайд 14  Домашнее задание: подготовить информацию об одном из  выдающихся кюйши

Оценка работы учащихся.

Слайд 15  На этом наш урок окончен. Спасибо за работу! До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок музыки в 5 классе Тема: «

Урок музыки в 5 классе Тема: «

Организационный этап •

Организационный этап •

Ход урока Организационный момент:

Ход урока Организационный момент:

Кюи бывают народные и авторские

Кюи бывают народные и авторские

Чтобы изобразить музыкальный образ лирического характера для инструмента достаточно небольшого диапазона - такие домбры, с маленьким грифом в 7-9 перне существовали несколько веков назад

Чтобы изобразить музыкальный образ лирического характера для инструмента достаточно небольшого диапазона - такие домбры, с маленьким грифом в 7-9 перне существовали несколько веков назад

Прослушивание казахской народной песни «Сыбызгы коныр» (фрагмент)

Прослушивание казахской народной песни «Сыбызгы коныр» (фрагмент)

С чьим именем связано развитие домбровой музыки?

С чьим именем связано развитие домбровой музыки?

Конспект урока музыки в 5 классе по теме "Кюй- классическое искусство тюркских народов"

Конспект урока музыки в 5 классе по теме "Кюй- классическое искусство тюркских народов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017