Конспект урока на тему "А.С.Пушкин. Зимнее утро"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока литературного чтения по теме: "А.С.Пушкин. Зимнее утро". Урок разработан по технологии развивающего обучения Эльконина-Давыдова, соответствует всем требованиям ФГОС НОО и возрастным особенностям учащихся. Материал может быть полезен как учителям начальных классов, так и учителям литературы, причем работающим по разным УМК. Необычная структура урока дает возможность каждому ученику быть активным участником образовательного процесса.
Иконка файла материала КОНСПЕКТ Пушкин Зимнее утро.docx
КОНСПЕКТ урока чтения в 3 классе  УЧИТЕЛЬ: Дрягина Татьяна Александровна ТЕМА: А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Акцентное вычитывание стихотворения. ЦЕЛИ:  1.   Подвести   к   пониманию   того,   как   следует   выразительно   прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», учитывая его способы создания картины   жизни   (лексику,   синтаксис,   образ   рассказчика,   настроение   героя, ритмику стиха, рифму и т.д.); 2. Воспитывать внимательное отношение к слову, подвести к пониманию того, что   в   художественном   произведении   невозможна   подмена   одного   слова другим; 3. Работать над умением находить главное, существенное, обобщать и делать выводы.  ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, учебник, чистые листы А­4, листы с   заготовками   (для   вычитывания   ИВС),     маркеры,   мяч,   «Словарики настроений» учащихся, магниты, «Толковый словарь» Ожегова.Этап урока 1. Орг.  момент.  Нацеливание.  Мотивация.  2. Словарная  работа.  3. Анализ  стихотворени я Содержание Примечание ­ Добрый день, ребята. Вспомните, каким было ваше Д/з и определите тему нашего урока. Действительно, на уроке литературного чтения мы будем работать со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро». Вы все уже выучили его наизусть к сегодняшнему уроку.  ­А   достаточно   ли   просто   выучить   стихотворение наизусть? Почему? ­ Начнем урок с игры. Вот этот мяч передавайте друг другу по «цепочке» и расскажите при этом, что бы вы могли   с   ним   сделать.   (подбросить,   уронить,   сжать, катать, метать и т.д.) ­   Молодцы!   А   теперь   так   же   по   «цепочке» расскажите, что можно сделать со стихотворением. (прочитать,   определить   рассказчика,   настроение, представить картину жизни, определить ритм и т.д.) ­   Скажите,   а   поможет   ли   нам   это   в   том,   чтобы научиться   читать   стихотворение   выразительно? (выслушиваем   разные   мнения,   учитель   подводит   к мысли о том, что все это важно учитывать при чтении стихотворения) ­ Я просила вас заранее найти в стихотворении слова, значение   которых   вам   непонятно   и  выписать   их   на доску. Посмотрите, у  нас  получился  такой  список: пороша, клюка, шаль. Кто сможет объяснить значение 1­го   слова?   2­го?   3­го?   (дети   объясняют,   учитель комментирует, читает словарные статьи в толковом словаре) ­ Скажите, а если слово вам непонятно или по каким­ либо   причинам   вам   трудно   его   произнести,   в художественном   произведении   его   можно   заменить другим?   Почему?   (нельзя,   это   только   в   фольклоре можно создавать варианты, а художественном тексте важно   сохранить   все   таким,   как   придумал   автор, чтобы правильно понять его точку зрения) ­   Для   правильного   чтения   стихотворения   нам необходимо   понять   картину   жизни,   созданную автором, а значит, и настроение рассказчика.  ­   Кто   рассказчик   в   данном   художественном произведении?   (РГ,   «предадимся   бегу»   вместе   с Слайд №1 Мяч.  Слова  записаны на  доске  учащимися. Работа в  группахсобеседником). Такой герой называется лирическим. ­   Каково  настроение  ЛГ?   Давайте   проследим,   как оно   меняется   от   строфы   к   строфе.   Работаем   в группах:  1 строфа – 1гр.,  2 строфа – 2 гр.,  3 строфа – 3 гр.,  4 строфа – 4 гр.  5 строфа – 5 гр. ­ Ответы ищите в «Словариках настроений», если же там нет необходимого слова, добавьте его в общий список. Ответы от группы оформляем на листах. Проверка   работы   групп:   листы   на   доску   +   по слайдам.  Слайды ­  проверка ­   Какие   образы   рисует   нам   автор?   Какие выразительные  слова  использует?   Работаем   в   тех же группах с теми же строфами.  Проверка:   по   слайду   дети   называют   ИВС,   учитель дополняет, комментирует.  Слайды  № 6,7,8,9 ­   Какова   же   точка   зрения   рассказчика,   как   вы поняли? ­ А точка зрения автора? ­   Итак,   что   необходимо   учитывать   при   чтении стихотворения? (передать настроение ЛГ, т.е. читать надо ………(см. на доску), ритм (выделять голосом), рифму……….(см.   на   доску),   т.е.   выразить   точку зрения ЛГ и автора, нельзя заменять слова – хорошо знать текст). Обсуждение критериев оценки – учитель записывает на доску:  Знание текста – 5 б., Интонации – 1 б., Эмоции – 1 б.,  Паузы – 1 б., Громкость – 1 б., Темп – 1 б. Итого 10 баллов. 1) чтение и обсуждение вслух – желающие учащиеся по 1 из каждой группы; 4. Вырази­ тельное  чтение  стихотворени я5. Итог.  6. Д/з. 2)  чтение и обсуждение в группах; ­ Чье чтение вам понравилось больше? Почему? ­ А помогут ли эти знания о стихотворении написать отзыв? Почему? ­ Давайте вспомним, из каких частей состоит отзыв? Что необходимо раскрыть в основной части? ­ Чтобы вы этого не забыли, я подготовила для вас памятки с вопросами, на которые вы должны будете ответить в своем сочинении. Прочитайте. 1.   Какое   настроение   и   мысли   вызывает   у рассказчика (ЛГ) увиденное?  2. Какие настроения и мысли вызывает у тебя это стихотворение? 3. Считаешь ли ты стихотворение выразительным и   красивым?   В   чем,   по­твоему,   заключается   его выразительность   и   красота?   Почему   ты   так думаешь? ­   Итак, стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро».    дома   напишите   сочинение­отзыв   о Слайд 10. Раздать  листы с  памяткой  для  написания  отзыва. 7. Рефлексия. Игра с мячом «Продолжи фразу…» Мяч  ­ «Сегодня я узнал, что…» «Мне было интересно…» «Мне было трудно…» «Меня удивило, что…» «Мне захотелось…» «Мне понравилось…» «Я смог…»