Представлена разработка урока литературного чтения по теме: "А.С.Пушкин. Зимнее утро". Урок разработан по технологии развивающего обучения Эльконина-Давыдова, соответствует всем требованиям ФГОС НОО и возрастным особенностям учащихся. Материал может быть полезен как учителям начальных классов, так и учителям литературы, причем работающим по разным УМК. Необычная структура урока дает возможность каждому ученику быть активным участником образовательного процесса.
КОНСПЕКТ
урока чтения в 3 классе
УЧИТЕЛЬ: Дрягина Татьяна Александровна
ТЕМА: А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Акцентное вычитывание стихотворения.
ЦЕЛИ:
1. Подвести к пониманию того, как следует выразительно прочитать
стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», учитывая его способы создания
картины жизни (лексику, синтаксис, образ рассказчика, настроение героя,
ритмику стиха, рифму и т.д.);
2. Воспитывать внимательное отношение к слову, подвести к пониманию того,
что в художественном произведении невозможна подмена одного слова
другим;
3. Работать над умением находить главное, существенное, обобщать и делать
выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, учебник, чистые листы А4, листы
с заготовками (для вычитывания ИВС),
маркеры, мяч, «Словарики
настроений» учащихся, магниты, «Толковый словарь» Ожегова.Этап урока
1. Орг.
момент.
Нацеливание.
Мотивация.
2. Словарная
работа.
3. Анализ
стихотворени
я
Содержание
Примечание
Добрый день, ребята. Вспомните, каким было ваше
Д/з и определите тему нашего урока. Действительно,
на уроке литературного чтения мы будем работать со
стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро». Вы все
уже выучили его наизусть к сегодняшнему уроку.
А достаточно ли просто выучить стихотворение
наизусть? Почему?
Начнем урок с игры. Вот этот мяч передавайте друг
другу по «цепочке» и расскажите при этом, что бы вы
могли с ним сделать. (подбросить, уронить, сжать,
катать, метать и т.д.)
Молодцы! А теперь так же по «цепочке»
расскажите, что можно сделать со стихотворением.
(прочитать, определить рассказчика, настроение,
представить картину жизни, определить ритм и т.д.)
Скажите, а поможет ли нам это в том, чтобы
научиться читать стихотворение выразительно?
(выслушиваем разные мнения, учитель подводит к
мысли о том, что все это важно учитывать при чтении
стихотворения)
Я просила вас заранее найти в стихотворении слова,
значение которых вам непонятно и выписать их на
доску. Посмотрите, у нас получился такой список:
пороша, клюка, шаль. Кто сможет объяснить значение
1го слова? 2го? 3го? (дети объясняют, учитель
комментирует, читает словарные статьи в толковом
словаре)
Скажите, а если слово вам непонятно или по каким
либо причинам вам трудно его произнести, в
художественном произведении его можно заменить
другим? Почему? (нельзя, это только в фольклоре
можно создавать варианты, а художественном тексте
важно сохранить все таким, как придумал автор,
чтобы правильно понять его точку зрения)
Для правильного чтения стихотворения нам
необходимо понять картину жизни, созданную
автором, а значит, и настроение рассказчика.
Кто рассказчик в данном художественном
произведении? (РГ, «предадимся бегу» вместе с
Слайд №1
Мяч.
Слова
записаны на
доске
учащимися.
Работа в
группахсобеседником). Такой герой называется лирическим.
Каково настроение ЛГ? Давайте проследим, как
оно меняется от строфы к строфе. Работаем в
группах:
1 строфа – 1гр.,
2 строфа – 2 гр.,
3 строфа – 3 гр.,
4 строфа – 4 гр.
5 строфа – 5 гр.
Ответы ищите в «Словариках настроений», если же
там нет необходимого слова, добавьте его в общий
список. Ответы от группы оформляем на листах.
Проверка работы групп: листы на доску + по
слайдам.
Слайды
проверка
Какие образы рисует нам автор? Какие
выразительные слова использует? Работаем в тех
же группах с теми же строфами.
Проверка: по слайду дети называют ИВС, учитель
дополняет, комментирует.
Слайды
№ 6,7,8,9
Какова же точка зрения рассказчика, как вы
поняли?
А точка зрения автора?
Итак, что необходимо учитывать при чтении
стихотворения? (передать настроение ЛГ, т.е. читать
надо ………(см. на доску), ритм (выделять голосом),
рифму……….(см. на доску), т.е. выразить точку
зрения ЛГ и автора, нельзя заменять слова – хорошо
знать текст).
Обсуждение критериев оценки – учитель записывает
на доску:
Знание текста – 5 б.,
Интонации – 1 б.,
Эмоции – 1 б.,
Паузы – 1 б.,
Громкость – 1 б.,
Темп – 1 б.
Итого 10 баллов.
1) чтение и обсуждение вслух – желающие учащиеся
по 1 из каждой группы;
4. Вырази
тельное
чтение
стихотворени
я5. Итог.
6. Д/з.
2) чтение и обсуждение в группах;
Чье чтение вам понравилось больше? Почему?
А помогут ли эти знания о стихотворении написать
отзыв? Почему?
Давайте вспомним, из каких частей состоит отзыв?
Что необходимо раскрыть в основной части?
Чтобы вы этого не забыли, я подготовила для вас
памятки с вопросами, на которые вы должны будете
ответить в своем сочинении. Прочитайте.
1. Какое настроение и мысли вызывает у
рассказчика (ЛГ) увиденное?
2. Какие настроения и мысли вызывает у тебя это
стихотворение?
3. Считаешь ли ты стихотворение выразительным
и красивым? В чем, потвоему, заключается его
выразительность и красота? Почему ты так
думаешь?
Итак,
стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро».
дома напишите сочинениеотзыв о
Слайд 10.
Раздать
листы с
памяткой
для
написания
отзыва.
7. Рефлексия. Игра с мячом «Продолжи фразу…»
Мяч
«Сегодня я узнал, что…»
«Мне было интересно…»
«Мне было трудно…»
«Меня удивило, что…»
«Мне захотелось…»
«Мне понравилось…»
«Я смог…»