Конспект урока на тему "Былины"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала конспект.docx
1.Орган изацион ный  этап Здравствуйте ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.  Прошу вас садиться. На уроке будь старательным  Приветствуют. Принимают позицию ученика. Приложение Будь спокойным и внимательным.  От ребят не отставая,  Слушай, не перебивая.  Говорите четко, внятно,  Чтобы было все понятно.  Если друг стал отвечать,  2.Актуа лизация  знаний. Не спеши перебивать .Сегодня у вас всё получится, вы приобретёте новые знания. Я в вас верю. (На доске жёлтый кружок «Фольклор» по сторонам него белые лепестки с  номерками сзади) ­Ребята, обратите внимание на доску. Какое слово находится внутри желтого  круга? ­Верно, а что такое «фольклор»? ­Ребята, назовите жанры фольклора. (Уч­ся называют­я переворачиваю лепестки «ромашки») ­Фольклор. ­Фольклор­это устное народное творчество,  народное искусство. ­Сказки, потешки, былины, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, песни, частушки… ­В былине есть герой­богатырь. ­Всё верно. Скажите, а чем отличается жанр былина от всех остальных жанров  фольклора? ­Верно.  (Слайд: Былина­?) ­Ребята, дайте определение понятию «былина», что это такое? ­Жанр русского народного фольклора, героико­ патриотическая песня о богатырях и  исторических событиях. 3.Поста новка  цели  задач  ­Все верно. Ребята, обратите внимание на слайд. Былины бывают авторские и  народные. Скажите, чем они отличаются? ­Верно. Ребята, сегодня мы будем изучать авторскую былину, а чтобы узнать  чью именно, пожалуйста, обратите внимание на слайд.  ­У авторской былины есть конкретный автор, а  народную сочинил народ. ­Лев Николаевич Толстой.урока.  Мотива ция  учебной деятель ности  учащихс я. 4.Перви чное  усвоени е новых  знаний    ­Чей портрет представлен на слайде?  ­Верно, что вы о нём можете сказать? Кем он был?  Где он родился? ­Русский писатель, философ. Родился в Ясной  Поляне. Приложение ­Все верно. Для того чтобы узнать какое произведение Льва Николаевича  толстого мы будем сегодня изучать, нам необходимо поработать в парах, но  для начала давайте вспомним правила работы в парах. (Опрос учащихся,  слайд). ­ Итак, у вас на парте лежит карточка №1. Возьмите ее. Ваша задача пользуясь  таблицей найти каждой цифре соответствующую букву. Вам понятно как  выполнять это задание? Пожалуйста приступайте, время на работу 1­2 мин. ­Время вышло, что у вас получилось? ­Верно, ребята. Тема нашего урока: Разно­жанровые произведения. Былина  «Как боролся русский богатырь». ­Какие цели вы ставите перед собой на урок?  ­Ребята я разделила ваши цели на шаги, которые мы в течение урока должны  выполнить.  ­Откройте свои учебники на стр.142. Возьмите в руки простые карандаши.  Сейчас я буду читать былину, а ваша задача внимательно следить и  подчеркивать слова, которые вам не понятны или значение которых вы не  знаете.  (Первичное чтение) ­Ребята, вам понравилась былина? А чем она понравилась именно? ­Ребята, перечислите слова, которые вы подчеркнули. печенеги, покорись ты со всей своей землею, сам­четверт, не показалось,  однова   мял   воловью   шкуру,  одолеет,  сошлись,  побрани   его,  кушаки, шмякнул  ­Все правильно, чтобы узнать значение этих слов, обратитесь к карточкам  №2.   Ваша   задача   соотнести   понятие   с   его   определением.   Всем   ясно   как выполнять   данное   задание?   Пожалуйста,   приступайте.   Время   на   работу­1 минута. ­Говорят правила работы в парах (первая парта­«Как боролся…», вторая  парта­«Русский богатырь») ­Формулируют цели. Ответы учащихся. .­Ребята, время вышло, пожалуйста, что у вас получилось? ­Ребята, я вижу, что вы устали, встаньте. Мы устали не на шутку Проведём физкультминутку. Раз­два, потянулись. Влево, вправо повернулись. Ножками потопали, Ручками похлопали, Наклонились, поклонились, А потом присели. Влево, вправо повернулись И тихонько сели. Приложение (Соотносят понятия с его определением.) печенеги  –   так   назывались   в   древние   времена племена   кочевников,   которые   жили   в   низовьях Волги и Урала; покорись   ты   со   всей   своей   землею  –   признай меня победителем; сам­четверт – я сам четвертый; однова мял воловью шкуру – однажды; одолеет – победит; сошлись – встретились, подошли друг к другу; побрани его – поругай; кушаки – матерчатый, широкий пояс; шмякнул  –   уронил   или   бросил   со   шлепающим звуком. ­Итак, сейчас мы с вами будем читать эту былину по цепочке, а чтобы нам  хорошо говорить надо провести речевую гимнастику. Перед каждым из вас  лежит карточка №3. Возьмите ее, пожалуйста. Прочитайте про себя данную  скороговорку. Сейчас скороговорку прочитает 1 ряд . Итак, 1 ряд, вы готовы?  Тащил Авдей мешок гвоздей, Тащил Гордей мешок груздей. Авдей Гордею дал гвоздей. Гордей Авдею дал груздей.Раз, два, три­начали. (Аналогично 2­ой, 3­ий ряды) ­Закончили, вы молодцы, а теперь начнём читать былину по цепочке. Один  читает, остальные внимательно следят.  (читают былину) Приложение 5.Перви чная  проверк а  пониман ия ­Ребята, скажите, о ком эта былина?  ­Как автор описывает главного героя?  ­Как автор описывает печенега, который вышел на бой с Иваном? ­   Можно   ли   сказать,   что   Автор   противопоставляет   двух   героев?   (белый   – черный, невелик­ великан) ­Для чего автор использует эти цвета? (белый ­ добро, Русь. Чёрный ­ зло, враг) ­Где происходят события? ­Кто напал на русскую землю? ­Какой уговор был принят до начала боя? О чем договорились печенежский и  киевский князи?  ­ Как князь Владимир решил испытать силу Ивана? ­Чем закончился поединок? ­Ребята, чему учит нас эта былина? 6.Перви чное  закрепл ение ­ Ребята, вы будете работать индивидуально. Обратитесь к карточке №4. Вам  представлен кроссворд.  (Приложение 2) Вам необходимо решить данный кроссворд. Всем ясно, что нужно сделать? Приступайте, время на работу 1­2 минуты.  ­Все готовы, пожалуйста обменяйтесь карточками и проверьте работу по  эталону (Включаю слайд) (Запасное задание­синквейн на данную тему) Отвечают на вопросы учителя. Былина учит тому, что прежде, чем вступать в  схватку, необходимо проверить свои силы. Так  поступил князь Владимир и Иван: прежде чем  отправлять Ивана на поединок с печенегом, они  проверили Ивана на быке. Иван в отличие от  печенега был реалистом, он честно сказал, что не  знает своей силы. Если бы Иван лишь хвастался,  то подвел бы князя и все войско и свою родную  землю. Решают кроссворд. Обмениваются карточками, проверяют работу по  эталону)Отвечают на вопросы учителя. Приложение Возвращаемся к плану (включаю слайд) ­Ребята, предлагаю вам вернуться к нашему плану.  Скажите, мы прочитали былину? (да)  Мы назвали героев былины, дали им характеристику? (да)  Определили главную мысль?(да) ­Сейчас я вам предлагаю продолжить предложения:  (Слайд ) Сегодня на уроке я узнал.... Мне было трудно…. Мне понравилось… Я хорошо работал на уроке… Откройте дневники, запишите домашнее задание:  Приготовить пересказ былины «Как боролся русский богатырь»  (пересказ по плану: 1. Печенеги в России. 2.Русский силач. 3. Борьба двух  силачей.) На дополнительную отметку * Написать сочинение­рассуждение «Можно ли  Ивана назвать богатырём?» Записывают д/з.  7.Рефле ксия  (подвед ение  итогов) 8.Инфо рмация   о  домашн ем  задании, инструк таж по  его  выполне нию  2 мин

Посмотрите также