ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953). «ЦИФРЫ»
Цели: познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, непревзойденного мастера русского языка, языка точного, простого, выразительного; определить темы творчества.
Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение 2–3 работ учащихся, прослушивание выразительного чтения стихотворений о природе.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Работа по новой теме: изучение жизни и творчества Бунина.
1. Слово учителя.
С начала XX в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт.
Демонстрируется портрет Бунина, выставка его книг.
Сила изобразительности Бунина просто необыкновенна! Он тонко улавливал связь человека с историей, с далью времен, со всей вселенной. Многие бунинские страницы пронизаны мыслью о родине, о ее бессмертной красоте.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Откуда такое поэтическое отношение к природе? Как складывалась литературная судьба Бунина? Каковы темы его произведений?
На эти и многие другие вопросы поможет нам ответить статья в учебнике (с. 3–5, II ч.).
2. Работа по учебнику, с. 3–5.
Задание: зачитать 4-й абзац статьи, ее комментарий (тишина, просторы полей, зеленые, а затем желтые, обилие снегов – отсюда поэтическое отношение к природе).
– Как складывалась литературная судьба Бунина? (Его хвалили, называли «певцом осени, грусти и дворянских гнезд».)
– Каковы темы его произведений? (Темы: природа, ее увядание, увядание и разорение «дворянских гнезд», нищета и убогость жизни деревни.)
– Какова особенность поэтического языка Бунина? («Язык прост, почти скуп, чист и живописен». Пример – стихотворение «Родина». Учебник, I ч.)
3. Слово учителя.
«Я всю жизнь испытываю муки Тантала. Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется… как сказать обо всей этой красоте, как передать. Эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба…»
– Как же требователен к себе писатель, проникнувший в тайны природы, в ее сокровенные уголки, одухотворивший ее (то есть наделивший ее душой).
И не мог этот чуткий писатель не попытаться проникнуть в тайны человеческой души, не рассказать, какие страсти бушуют в ней, которые выливаются в дела и поступки – хорошие или плохие.
В рассказе «Цифры» Бунин обнаружил себя знатоком психологии детской души, рассказал о сложности взаимоотношений взрослых и детей.
4. Чтение глав рассказа учителем.
5. Аналитическая беседа по вопросам.
– Какая мечта охватила всю душу ребенка? (Иметь собственные цветные карандаши, книжки с картинками, научиться читать, рисовать и писать цифры. Дети не могут исполнение своей мечты «получать» по частям, им нужно все и сразу. Это желание никак не отвечало желанию взрослого.
С. 9–10. «Не сегодня… Нет, покажи сейчас».)
– Зачитайте диалог.
– Какая мысль пришла дяде? («Сердце говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех…»)
Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)
– Во что вылилась эта месть? (Крики, прыжки, в откровенное издевательство: «Покажешь? Непременно покажешь. «Ты крикнул снова… Я в бешенстве вскочил со стула.
– Перестань! – рявкнул…») (С. 11–12.)
– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть не только у каждого взрослого человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)
– «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)
Задание: зачитать сцену примирения.
Вывод. Не всегда совпадают желания детей и взрослых, но мудрость, житейский опыт взрослого должны подсказать правильное решение, предусмотреть последствия, просчитать все на шаг вперед, и выполнение данного слова – непременное условие не только в отношении детей, но и в отношении всех.
V. Подведение итогов уроков.
– Какие чувства возникли у вас при чтении этого рассказа? Над чем он заставляет задуматься?
– Какими смысловыми оттенками обогащается слово «деликатный» в повествовании Бунина и в высказываниях героев? Используете ли вы это слово в своей речи? При каких обстоятельствах? (Деликатный – 1) вежливый, мягкий в обращении. Он деликатный человек; 2) затруднительный. Требующий чуткого, тактичного отношения. Деликатный вопрос.)
Домашнее задание: прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»; поразмышлять, что хотел сказать ими писатель; напишите отзыв на один из них.
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО»СТИХОТВОРЕНИЯ О ПРИРОДЕ. «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ»
Цели: познакомить со стихотворениями поэтов; подчеркнуть их любовь к Родине, народу, русской природе; отметить поэтичность языка; повторить понятия «эпитеты», «метафора», «сравнение».
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как работал Толстой над тем, что написал?
Пересказ статьи, с. 295–296.
– А как работали над домашним заданием вы?
– Объясните значение слов.
Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-, чему-нибудь.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Согласие – 1) разрешение, утвердительный ответ на просьбу;
2) единомыслие, общность точек зрения;
3) дружественные отношения, единодушие;
4) соразмерность, стройность, гармония.
Самопожертвование – пожертвование своими личными интересами ради других.
– Расскажите о доме вашего детства.
III. Сообщение новой темы.
1. Слово учителя.
Родина, родной дом, дом детства, родная природа – эти понятия неразрывно связаны между собой. Помните песню:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
А может, она начинается с первой песни мамы, ее улыбки, таких ее нежных рук… А может, с белоствольной березки, легкого ветерка, трели жаворонка, теплого дождя, сверканья вод…
2. Чтение статьи учебника.
3. Беседа по вопросам.
– Что означают в поэзии времена года? (Весна – пробуждение, надежда, вера в будущее; лето – радость, веселье; осень – приближение грусти, печали, сожаление; зима – замирает, холод в душе, оцепенение. С. 313.)
– Как понимать: «здесь краски неярки и звуки нерезки…»? (С. 313, 2-й абз.).
4. Сообщение о Жуковском (1783 – 1852).
(«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль» –
так сказал о В. А. Жуковском А. С. Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека.
Жуковский любил русскую природу, воспел ее красоту в своих стихах; он отметил неразрывную связь состояния природы с душевными переживаниями человека.)
5. Чтение подготовленными учащимися стихотворения «Приход весны».
6. Задание: нарисовать устную картину.
(Начало весны, свежая зеленая трава на нивах (полях), лепет (заметьте: не шум, а лепет!) молодой листвы на деревьях; короткий теплый дождь, сверкает на солнце вода; и жаворонок в небе, он не машет крыльями, он застыл на месте, трепеща крыльями. В первых трех строках только существительные, нет ни одного глагола. Это и понятно. Человек замер, изумленный картиной весны. Затем – риторический вопрос. Ответ не нужен, он уже прозвучал («Вас назвавши…). Для поэта приход весны – «жизнь души», пробуждение надежд, безотчетная радость. Приход весны у Жуковского – это, как у А. С. Пушкина, «жизнь, и слезы, и любовь».)
7. Анализ стихотворения А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край…».
– Какова тема стихотворения? (Эта тема шире, тема родины, ее бескрайних просторов, над которыми с криком проносится журавлиная стая. Неотъемлемая часть этих просторов – «конский бег на воле» и «волчий вой в поле». Для стихов Алексея Константиновича Толстого характерны простота и задушевность народного поэтического стиля. Поэтому в стихотворении обращения к неодушевленным предметам: «родина моя», «край ты мой», «бор дремучий», распространенное былинное обращение «Гой ты…», которое здесь употреблено два раза для усиления восхищения.)
Поэт А. К. Толстой (1817–1875), проведший многие годы на Брянщине, видел и леса дремучие, и степи раздольные, слышал «свист полночный соловья» и звон колоколов пятиглавого храма.
8. Чтение стихотворения «Благовест». (Благо вещать – предсказывать.)
Задание: устное рисование.
(Среди дубрав затерялся храм, видны только его купола, блестящие крестами. Звон колоколов храма призывный, унылый, звучит дивно, напоминая о тех, кого давно уже нет, о родном благодатном, но забытом крае. Напоминая о прошлом, звон неодолимо зовет и манит, заставляет грустить, молиться, каяться, отказываться от злых дел. Слыша звон, наш лирический герой «мечтой чудесною» возвращается из далеких странствий. Радость заполняет сердце, которое «дрожит и тает», «пока звон благостный не замирает».)
– Поэт А. К. Толстой в этом стихотворении писал о своих чувствах, которые испытывал, находясь за границей на дипломатической и на военной службе.
Стихотворения Толстого близки к песне. Более 70 стихотворений его положено на музыку русскими композиторами: Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым. Близко к песне и стихотворение «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». Сколько здесь метафор-олицетворений! Живыми представляются и гром, и гроза, и солнце, и цветы. И опять обращение к читателю! (С. 298.)
Задание: определение метафоры-олицетворения. (II ч. учебника,
с. 295).
9. Чтение стихотворения учащимися.
– Какие авторские чувства выражают строчки этого стихотворения?
– Какие эпитеты, метафоры выражают их? (Восторг. «Светлеют небеса» (не небо!), «засияла (не проглянула!) лазури полоса», дрожат (не качаются!) цветы, «пылью (пыльца) золотой». Красота эта хрупка, она не устоит перед силой человека.
Просьба звучит: береги ее!)
10. Тема родины нашла свое отражение и в стихотворении И. А. Бунина «Родина» (Иван Алексеевич Бунин. 1870–1953).
Бунин продолжал традиции А. А. Фета, А. К. Толстого, Я. П. Полонского.
Поэзия его – это песнь о родине, о ее бедных поселениях и необъятных лесах, которые в Орловской губернии, где он родился, тянулись без конца и без края.
Чтение учителем стихотворения «Родина».
Задание: устная картина зимы. (Небо серое и тяжелое (свинец – серый тяжелый металл). Неживое (оно и не может быть живым – эпитет) – неподвижное. На склоне дня (сумерки) зимний день. И куда бы ни глянул – «нет конца лесам сосновым». Деревни далеко друг от друга, и все кажется неживым. Нарушает неподвижность снежной пустыни молочно-синий туман, который напоминает чью-то грусть, печаль, и только он смягчает, делает приветливее, живее «сумрачную даль».)
– Какое настроение создают эпитеты? (Грусти, безысходности, нет выхода, все плохо.)
– О ком и о чем писал И. Бунин? (Жизнь крестьян была тяжела, бедна и безысходна. Деревни старые, печальные, одинокие.)
– Что олицетворяет зима? (Замирание, оцепенение жизни, холод в душе. Именно это мы и чувствуем после прочтения этого стихотворения.)
Вывод. Как велика сила слова. Слово может окрылить, заставить радоваться, петь, любить и может опечалить, убить желание, вселить в душу сомнение, недоверие.
Поэты это понимали, поэтому тщательно работали над отбором словесного материала, чтобы донести до нас свои мысли и чувства.
IV. Подведение итогов урока.
– Рассмотрите репродукции картин, помещенных на форзацах учебника.
– Какие краски используют поэты и художники для описания природы?
– Объясните пословицы, данные в задании 3 учебника, с. 316.
Домашнее задание: описать дом своего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые радовали или огорчали, ввести в свой рассказ слова «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие», предварительно объяснив их лексическое значение.
Цели: познакомить с содержанием повести, ее героями, подчеркнуть жестокость не только взрослых, но и детей, жадность; показать влияние окружающей среды на характеры и поступки детей; рассказать о добрых людях, которые оставались ими и в этих условиях.
Методические приемы: работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение текста, подбор цитат.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение 2–3 отзывов на рассказы Бунина «Лапти».
– Что же хотел сказать нам автор этими рассказами?
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение новой темы.
1. Чтение материала учебника (с. 19–20).
2. Беседа по вопросам.
– Что рассказал писатель о своем детстве?
– Что значит трилогия? (1913 – «Детство», 1916 – «В людях», 1922 – «Мои университеты».)
– Что поразило Горького в детстве? (Бессмысленная жестокость.)
Задание: зачитать высказывание о книгах: (С. 21 «…в ней заключена писавшего…», «иную жизнь показывали», «…обещания помочь людям»…)
– Что советует нам писатель? («Учитесь… Читайте…» «Читайте больше…». С. 21.)
3. Слово учителя.
Автобиографическая проза, как вы помните, основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений.
Повесть «Детство» – произведение автобиографического характера. Горький заявлял: «Не про себя я рассказываю». Именно социальная природа горьковского героя, общность его судьбы с народом отличают данную повесть от других произведений автобиографического жанра. (Л. Толстого, С. Аксакова, Н. Гарина-Михайловского, А. Н. Толстого), где уделялось основное внимание изображению внутреннего мира ребенка.
Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.
4. Чтение учителем I главы повести.
5. Работа по главе.
Беседа по вопросам.
– Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка казалась ему излучающей свет, тепло, радость. «Светилась изнутри…»)
– Какую роль сыграла она в его жизни, новой жизни? (С. 22. «До нее, как будто спал я… силой для трудной жизни».)
– О чем говорят ее восклицания: «… как хорошо-то!»? (Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез. Ее рассказы как бы вливали в сердце мальчика силу.)
Задание: зачитать строчки о знакомстве с дедом.
– Почему не понравился дед? (Разговор с матерью, с Алешей; «…выдернул» из толпы, «…отодвинул…», «Что-о, дура…», «… скулы – те отцовы… Нарастающее в душе чувство одиночества и отчуждения накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной…».)
Вывод. Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, сразу почувствовал одиночество и отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты, чистой и ясной.
V. Подведение итогов урока.
– Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей?
Домашнее задание: прочитать II главу повести «Детство», подготовить пересказ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.