Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)
Оценка 5

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл—2 кл
01.02.2017
Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)
Данный конспект можно использовать не только для проведения уроков Окружающий мир, но и для внеурочных занятий с учащимися начальных классов. Материал, представленный в конспекте, учит бережному отношению к природе, знакомит с миром насекомых. Содержание урока связано с презентацией "Тайны царства насекомых", которая позволит провести его интереснее и нагляднее.
Кто такие насекомые .docx
Тема занятия : Насекомые.   Цель занятия:    Познакомить учащихся с жизнью насекомых, рассмотреть взаимосвязи в природе,  повторить экологические правила;  развивать мышление, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.    Используемое оборудование:  Компьютер, мультимедиапроектор. Используемые ЦОР:  Электронное пособие "Классные часы в начальной школе" Издательство  "Учитель" www.uchitel­ixd.ru   Электронная презентация Pover Point " Тайны царства насекомых   Ход занятия.   I. Сообщение темы и цели занятия. ­ Сегодня мы отправимся     на полянку в гости к насекомым, чтобы узнать их тайны . (Слайд № 1).     Есть на свете два Царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них всё общее: земля, реки, моря, леса. Это Царство животных ­ Фауна и Царство растений ­ Флора.     Жители Царства растений добывают из земли пищу, которой кормятся сами и кормят Царство животных. В свою очередь жители Царства животных оберегают Царство растений от болезней и вредителей. Эти два Царства никогда не враждуют, а помогают друг другу.    В царстве Фауна есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем не похожи   на  нас   своим   строением   и   образом   жизни.   А  встретить   их   можно  повсюду:   в низинах и горах, на земле и под землёй, на растениях и животных, в воздухе, в воде и на ее поверхности. Эти существа ­ насекомые.   II. Путешествие по поляне насекомых. ­ Итак, начинаем наше познавательное путешествие.   Вот перед нами поляна. Какие же тайны насекомые от нас скрывают?      (Слайд № 2). Чтение стихотворения учителем, открытие щелчком кадров на слайде:   Бродят в траве золотые букашки. (Щелчок) Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь на венчик ромашки, Словно цветной самолет, стрекоза.  (Щелчок) Вот тёмно­красная божья коровка, (Щелчок) Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам. Вот в одинаковых платьях, как сёстры (Щелчок) Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пёстрой, То, раскрываясь, несутся опять.                                                               С. Маршак.   ­ Как вы думаете, почему их назвали насекомыми? (От слов "насечка", "насекать"). (Слайд № 3). ­   Рассмотрите   рисунки   насекомых.   На   брюшке   видны   поперечные   полоски   ­   насечки. Определите количество конечностей у насекомых. (Их всегда шесть). ­ Определите количество частей тела. (Их три ­ голова, грудь, брюшко). ­ Теперь, когда вы знаете три основных признака: насечки на брюшке, три части тела, шесть конечностей, вы без труда сможете отличить насекомых от других живых существ.    III. Знакомство с видами насекомых. ­ Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты ­ насекомыми. (Слайд № 4).   1. Отгадайте загадку: (Щелчок на слайде)  Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (Муравей).    Показ фото. Чтение стихотворения М.Пожарова. (Все открывается на слайде по щелчку) ­ Как называется "дом", в котором живут муравьи? (Муравейник)     (Слайд № 5 ­ рисунок муравейника). ­ Из чего построен муравейник? (Из хвоинок и мелких растительных остатков).   Увидев муравейник, мы можем разглядеть только надземную его часть, а под ней в почве находятся подземные этажи муравейника со множеством ходов и камер. Как мал человек рядом с египетскими пирамидами, так мал и муравей по сравнению со своим жилищем. В муравейнике   существует   определённый   порядок:   он   проветривается,   внутри   него поддерживаются необходимые температура и влажность.   Чтение текста на слайде.    Видят муравьи плохо, и поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупывают всё, что встречается на их пути. При помощи усиков они находят дорогу к своему дому, отличают своих жителей от "чужаков".    Муравьи ­ полезные насекомые. Уничтожая вредных насекомых (гусениц, слизней и др.), они охраняют наши леса.   2. Отгадайте загадку. ( Слайд № 6.  ­ Первый щелчок). Домовитая хозяйка, пролетая над лужайкой, Похлопочет над цветком ­ он поделится медком.  (Пчела) Сейчас мы отправимся на пасеку ­ место, где люди выращивают пчёл.  (Слайд № 7). ­ Как называется домик, который человек сделал для пчёл? (Улей). ­ Вход в улей называется леток. Как вы думаете, почему? (Потому что пчелы через него влетают в улей). Чтение стихотворения учителем (На слайде).    В улье только одна пчела­матка, это самая крупная пчела. Она занята откладыванием яиц, из которых потом выведутся молодые пчелы.     Пчела­матка живет в самой глубине улья и никогда не выходит из него. Как же она питается? (Ее кормят другие пчелы).    Эти пчелы поменьше матки, но в улье их может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчелы   работают   с   восхода   до   заката,   собирая   с   цветов   нектар,   который   потом перерабатывают   в   мёд.   Также рабочие   пчелы собирают   в   кармашки   на   задних   лапках пыльцу с цветов. Пчела­строитель строит соты, в которых хранится мёд и в которых растут маленькие пчёлки­личинки.      За   яйцами   и   личинками   ухаживают пчёлы­няньки. Есть   в   пчелиной   семье пчелы­ уборщицы, следящие   за   чистотой   в   улье   и   выбрасывающие   из   него   мусор.   НО   есть и трутни ­ это пчелы, которые ничего не делают, только едят мёд. Когда в улье становится мало, пчелы выгоняют  трутней­бездельников.     Несмотря на разделение обязанностей, есть дела, которыми пчелы занимаются сообща. Так, в жару пчелы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинают быстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Вот так и живет пчелиная семья. Чтение учителем стихотворения. (Слайд № 8).   3. А вот ещё одна загадка:   (Слайд № 9). С цветочка ­ на травинку, с листочка на былинку, Отталкиваясь ножками, летает над дорожками.      (Кузнечик). ­ Вы слышали много раз, как стрекочут кузнечики. Ну, а как они это делают, знаете?    На спинке кузнечика аккуратно, домиком, сложены крылышки. На одном из крылышек ­ жёстка жилка с зазубринками. Когда захочется кузнечику застрекотать, приподнимет он чуть свои крылышки и жилкой с зазубринками быстро­быстро по краю другого крылышка водит. И задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки.   "Здесь я, здесь, ­ словно бы говорит кузнечик своей стрекучей песней, ­ и мне хорошо!" Он зовет тех, кто хочет с ним подружиться. А тем, кто не хочет этого, он как бы говорит: "Остановитесь! Здесь занято! Здесь моё место, а вы прыгайте и ползите в другую сторону".      На самых передних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Оказывается, это уши кузнечика. Ими он слышит.      Кузнечик ­ полезное насекомое. Он поедает тлей, мелких гусениц и других вредителей наших садов и огородов.    4. Отгадайте следующую загадку:  (Слайд № 10 ­ 11). Что за девчонка: в поясе тонка, Огромные очи, летит ­ стрекочет?   (Стрекоза).       Стрекоза   ­   это   живой   вертолёт,   в   котором   вместо   мотора   работают   чудо­мышцы, вращающие крылья с огромной скоростью. Она может летать со скоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза ­ настоящая хозяйка воздуха.    Быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полёте ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую голову, и ещё три глазка на темени.      Для развития потомства стрекозе нужна вода. Самка откладывает яйца в воду или на водные растения. Из яичек выходит личинка, которая затем перебирается на сушу.        Личинки стрекозы служат пищей для рыб, ими питаются некоторые водоплавающие птицы. Стрекозы же оказывают пользу человеку, избавляя от кровососущих насекомых: комаров, мух и мошек.   5. А сейчас следующая загадка: (Слайд № 12). Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, но он вспорхнул и улетел.      (Бабочка).   ­   Вы   когда­нибудь   задумались,   почему   бабочки   такие   красивые?   Почему   так разнообразны их наряды?     У   бабаочек   крылья   покрыты   множеством   мельчайших   чешуек,   которые   отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся. Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Даже при легком прикосновении мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные, легко повреждаются. Так стоит ли бабочек ловить? ­ Чем питаются бабочки? (Нектаром).     Нектар   находится   в   глубоких   чашечках   цветов.   И   бабочка   достает   его   с   помощью длинного хоботка, который скручен в виде спирали.    Все лето бабочки украшают поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи ­ отложат яички и умрут.   6. И еще одна загадка: (Слайд №13). Я ­ пятнистая букашка, Если в руки попаду, Притворюсь больною тяжко, В обморок я упаду.      (Божья коровка). ­ Как вы думаете, почему это насекомое получило такое интересное название?  (В старые времена "божьими" называли человека безобидного, доверчивого и беззащитного). Божья коровка также безобидна и беззащитна: не кусается, не царапается. Защищается только тем, что выпускает желтое "молочко". Поэтому и называют ее коровкой.    Тля ­ основная пища для божьей коровки. Тля не только истощает растения, высасывая соки, но и загрязняет своими выделениями листья, как бы душит рестение. Божья коровка ­ верный помощник человека в борьбе с тлями и другими вредными насекомыми.     Эти   полезные   жучки   ядовиты   и   почти   не   имеют   врагов.   В   случае   опасности   жучок прижимает к телу ножки, усики и ... падает на землю ­ "притворяется мертвым". Благодаря своей   яркой   "одежде"   божья   коровка   видна   издалека.   Однако   редкая   птица   пытается отведать этого жука. Если такое и случается, она долго чистит  клюв, трясёт головой, будто упрекает себя: "И надо же было клевать такую гадость!"   IV.    ­ Если мы будем уничтожать насекомых, кто станет опылять растения? Ведь наиважнейшая функция   насекомых   ­   это   опыление   цветковых   растений.   Цветковые   растения   ­   это основной источник и пищи, и влаги для большинства насекомых­опылителей.  Многие   растения   размножаются   только   благодаря   опылению   насекомыми.   Исчезнут насекомые   ­   исчезнут   растения   и   птицы,   которые   ими   питаются.   Я   призываю   всех уважительно относиться к живой природе!     Очень часто весной можно наблюдать как на лугах, по обочинам дорог горит сухая прошлогодняя трава. ­ Как вы считаете, нужно ли поджигать старую траву? ­ Как это отразится на жизни природных обитателей?     В   траве,   под   ее   защитой   устраивают   гнёзда   многие   птицы,   живут   ящерицы,   зимуют разнообразные насекомые. Сколько их находит свой кров в травинках, в земле! Значит, для всех этих живых существ сухая прошлогодняя трава ­ их дом. Огонь превращает этот дом в чёрный пепел... (Слайд № 14)    Остановитесь, не делайте природе больно!       V. Викторина "Что это за насекомое?"  Детям   выдаются   карточки   с   тестами. самопроверка. (Слайд № 15). 1. Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.   После   их   выполнения   проводится     Обобщающая беседа. Капустница. Лимонница. Макан. Пчёлы. Муравьи. Стрекозы. Долгоносик. Блоха. Кузнечик.    2. Маленькие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.    3.   Зелёное   насекомое   с   сильными   челюстями   и   длинными   задними   ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.    4. Летающее насекомое, имеющее "тигриную" окраску ­ жёлтые и чёрные полосы. Собирая с цветков нектар, опыляет растение. Приносит огромную пользу человеку .    VI. Итог занятия. ­ Какую роль играют насекомые? ­ Какие экологические правила мы должны выполнять? ­ Что произойдет, если исчезнут все насекомые? ­ Какой вред наносит человек живой природе, сжигая сухую траву весной?        Используемая методическая литература:  Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е,, Барылкина Л.П.  Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": 1­4 класс. М.: ВАКО, 2004. ­ 320 с. ­ (Мастерская учителя). Оса. Бабочка. Пчела.

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)

Конспект урока на тему "Кто такие насекомые" (1 - 2 классы окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017