Конспект урока на тему "Русские народные загадки"
Оценка 5

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
17.04.2017
Конспект урока на тему "Русские народные загадки"
Вашему вниманию предлагается конспект урока по русской литературе "Русские народные загадки". На уроке пятиклассники формулируют существенные признаки этого жанра фольклора, с языковыми особенностями, знакомятся с историей возникновения загадок, классификацией, пытаются создать свои загадки. На уроке используются различные формы работы (фронтальная, групповая, индивидуальная), продуктивные методы обучения.
урок загадки.doc
Предмет. Русская литература Класс 5  Тема. Русские народные загадки.  Цели и задачи:  Продолжить знакомство с устным народным творчеством;  Дать определение загадок;  Рассмотреть особенности построения, пути рождения загадки;  Раскрыть роль загадки в литературе и фольклоре;  Повторить знания о художественных средствах изобразительности  (тропах). Оборудование:  Мультимедийная установка;  Раздаточный материал.  Учебник. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя.     Фронтальный опрос ­ Что такое фольклор? ­ Назовите основные признаки фольклора. ­ Перечислите основные жанры фольклора. 2. Определение предмета исследования. Чтобы выяснить предмет нашего исследования сегодня, необходимо разгадать кроссворд. Я прочитаю отрывки произведений, а вы определите, к какому жанру фольклора они относятся.   Кроссворд «Жанры и виды устного народного творчества» 1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил­был царь…» 2. В трех соснах заблудился. 3. Сшит   колпак   не   по­колпаковски,   надо   колпак   переколпаковать   и выколпаковать. 4. Ох, милка моя, Семечко рассадно… До сих пор неграмотно, Разве не досадно ? 5. Федя­бредя Съел медведя, Упал в яму, Кричал маму! 1 6. «Ладушки,ладушки! Где были?»­«У бабушки». «Что ели?»­«Кашку». «Что пили?»­«Бражку». 7. На чужой сторонушке Рад родной воронушке      Ответы: 1. Сказка. 2. Поговорка. 3. Скороговорка. 4. Частушка. 5. Дразнилка. 6. Потешка. 7. Пословица. II. Усвоение нового материала.   Итак, что мы будем сегодня исследовать? Загадки. 1. Запись темы урока.  «Загадки. Особенности языка загадок.» 2. Сформулируйте цели урока.  Целеполагание.  Усвоить существенные признаки загадки как жанра фольклора  Познакомиться с происхождением и природой загадок.  Рассмотреть способы  построения загадок.  Научиться сочинять загадки. 3. Формулировка понятия.       Что такое загадка?  В литературоведении существует такое  определение понятия «загадка». На   доске.  Загадки  –  это   иносказательное   изображение   предметов   и явлений   действительности   или   их   описание,   которое   предполагается отгадать.  Выделите ключевые слова в этом определении. Иначе говоря, назовите существенные признаки загадки.  Что   такое   иносказание?   Описывается   один   предмет,   а подразумевается другой. 4. Сообщение учащегося об истории возникновения загадок. Как   появились,   как   развивались   загадки?   Большинство   ученых связывает   их   возникновение   с   довольно   распространенным   явлением   в 2 жизни   древних   –   с   иносказательной,   тайной   речью,   к   которой   человек прибегал,   не   желая   давать   настоящие   названия   животным,   предметам, явлениям.   Люди   боялись   называть   какое­либо   существо,   чтобы   не накликать   беды;   например,   избегали   произносить   название   болезней, волка, черта, змеи и т.д. Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной, не говорил, куда он отправляется на охоту, на какого зверя, не называл   охотничьих   орудий.   Охотнику,   уходящему   на   промысел,   не следовало   предлагать   вопрос:   «Куда   идешь?».   Ответ   на   этот   вопрос означал   бы   раскрытие   тайны.   Когда   вопрос   был   задан,   охотник возвращался домой, бранился или шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей   пугать».   Вместо   запретных   слов   человек   стал   употреблять «подставные слова». Так, сибирские крестьяне, чтоб не навлечь на себя беды и по забывчивости  не сказать дурного слова о медведе, избегали употребления   самого   слова   «медведь»,   называя   его   в   иных   местах «дедушка»,   например,   у   русских   колымчан,   в   других   –   «зверем», «хозяином»,  иногда называли  его «он», «черный зверь». Отправляясь  в тайгу,   произносили   заговор:   «Пень,   колода,   крутая   гора,   не   видать черному зверю меня».  С этими подставными словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путем указания на какие­ либо признаки. Когда­то   в   древности   у   народов,   стоящих   на   низкой   ступени общественного   развития,   загадки   служили   средством   испытания мудрости.   Древний   человек   был   заинтересован   в   том,   чтобы   был обеспечен   удачный   исход   при   военном   столкновении,   благополучный брак,   удачная   охота.   Поэтому   проводились   испытания   мудрости   при выборе   вождя,   жреца,   при   приеме   в   род,   испытание   жениха   перед свадьбой.  В русском фольклоре сохранились следы такого рода значения загадок.   Например,   существовали   сказки,   в   которых   царевна   обещала выйти замуж за того, чьи загадки она не сумеет разгадать. С течением времени функция загадок изменяется. Они становятся средством развлечения.   Загадка по­новому раскрывает мир, заставляет видеть   предметы   и   явления   в   новом,   часто   совершенно   неожиданном свете. В этом состоит большое познавательное и развлекательное значение загадок. 5. Рассказ учителя по таблицам. Типы загадок По форме Загадки­вопросы Примеры  Что слаще всего на свете? Ответы  Сон 3 Загадки­задачи Летела стая гусей, навстречу им один гусь.  ­   Здравствуйте,   ­   говорит,   ­   сто 36 гусей гусей! ­ Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще   столько,   да   полстолька,   да четверть столько, да ты, гусь, так нас было бы сто. Сколько гусей летело?  За   темными   лесами   двое   лебедей плясали. Два   кольца,   два   конца,   а   в   середине гвоздик. Серьги  Ножницы  Загадки­ иносказания Загадки­описания Особенности загадок. 1. Краткость. 2. Конкретность. 3. Иносказательность. 4. Метафоричность.  5. Поэтичность. 6. Ритмичность 7. Рифмованность Основные художественные особенности языка загадки Художественные средства (тропы) Антитеза Гипербола Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение Примеры  Ответы  Маленькая птичка, а громко поет. Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберет. Красненька,   кругленька,   листочки продолговатеньки. Бела, как мел,  черна, как жук. Голубое поле серебром усыпано. Кланяется, кланяется, домой придет ­ растянется. Сверчок Звезды  Рябина Сорока  Небо и звезды. Топор  6. Анализ загадок с точки зрения особенностей языка.  С хозяином дружит, дом сторожит,           живет под крылечком, а хвост – колечком. 4 Легко ее отгадать?  А как вы догадались, что это собака? 1. 2.      Перечислены признаки собаки. 3.  Раз   вы   легко   разгадали   загадку,   значит,   будет   нетрудно   и разобраться   в   ее   секретах:   как   сочиняются   такие   загадки.   С   чего начал автор загадки?     Придумал, про кого будет загадка. 4.    1 шаг – автор задумал предмет, про который будет загадка. А следующий шаг? Выделил признаки предмета, описал. 5.  Вот вы и разгадали, как строится легкая детская загадка. Перечисление признаков загаданного предмета. Возьмем загадку потруднее.  Бела, как снег, черна, как жук, зелена, как луг, вертится, как бес, а повертка – в лес. 1.  Какие качества сороки здесь показаны?  Внешний вид и поведение. 2.  Сравните эту загадку с предыдущей. В той загадке названы признаки собаки и ничьи больше. А в этой загадке? Ее признаки сравниваются с признаками разных предметов. Получается, что сорока одновременно похожа и на снег, и на жука, и на беса. 3. В  чем трудность загадки? Сорока сравнивается с «далекими» предметами. 4.  Сделайте вывод, в чем особенность построения данной загадки. Загадка   основана   на   сравнении:   загаданный   предмет   сравнивается   с «далеким» предметом. Не ездок, а со шпорами; Не будильник, а будит. 1. Почему эта загадка помещена рядом с загадкой на сравнение, ведь там нет сравнительных оборотов? В   этой   загадке   петух   тоже   сравнивается   с   другими предметами, только вместо «как» отрицание с не. 2. По какому принципу построена данная загадка?  Загадка основана на выключении признаков. Это так называемое отрицательное сравнение. 5 А как построена следующая загадка?  Два брюшка, четыре ушка.  1 2 Легко ее отгадать? Почему   трудно, загадываемого предмета?   ведь   названы   признаки Брюшко   и   ушко   есть   у   живых   существ,   но   если   посмотреть:   у подушки тоже есть брюшко и ушко. 3. Можем ли мы сказать, что в основе этой загадки лежит сравнение?   Да  4.   Но   это   скрытое   сравнение   (Метафора).   Предмет,   с   которым сравнивается, не назван, а его признаки приписываются подушке. Это самый сложный тип загадок. 5. Итак, какими способами строятся загадки? А сейчас проверим, как вы усвоили этот материал. Сможете ли вы отличить загадку одного типа от загадки другого типа?  Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет. (Кошка, 1 тип)  Золотое решето черных домиков полно.(Подсолнух, метафора)  Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звезды, метафора)  Белый,  а  не   мел,  пушистый,   а   не   кошка,   нет   ног,   а   идет.  (Снег, выключение признаков)  Маленький   мальчишка   в   сером   армячишке   по   дворам   шныряет, крохи собирает. (Воробей, метафора) III.  Формирование умения применять изученный материал. 1. Коллективное сочинение загадки. Давайте выберем предмет для загадки.  Свечка. Признаки предмета На что похож? Светит Тает, Капает, плачет солнце снег дождь Вариант1. Светит, но не солнце, тает, но не снег, капает, но не     дождик. Вариант 2.  Светит, как солнце, тает, как лед, капает, как дождь. 6 Вариант 3.  Маленькое солнце в комнате рыдает, потому что тает. 2. Групповая работа. Чайник.    На что похож?  Назовите внешние признаки.  Где обычно находится чайник?  Для чего предназначен? 3. Групповая творческая работа – сочинение загадок.  1. Растения  2. Животные 3. Человек  IV. Подведение итогов. V. Объяснение домашнего задания. Выучить определение загадки, классификацию загадок; сочинить загадку. 7

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"

Конспект урока на тему "Русские народные загадки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017