Конспект урока "Насекомые"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок окружающего мира в 1 «А» классе на тему: «Насекомые» Перспективная начальная школа. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва. Окружающий мир. 1 класс. Предметные образовательные результаты: • сравнивать части тела различных насекомых; • узнавать насекомых в загадках, по рисункам; • приводить примеры насекомых; • пользоваться признаком насекомых для определения при¬надлежности животного к данной группе; • сочинять продолжение сказочной истории; • работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;
Иконка файла материала насекомые.docx
Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №39» города Саратова Открытый урок окружающего мира в 1 «А» классе  на тему: «Насекомые» Перспективная начальная школа. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва. Окружающий мир. 1 класс.Автор карты Предмет Класс Автор УМК Тема урока Тип урока Планируемые результаты Технологическая карта урока Маринченко Екатерина Валентиновна Окружающий мир 1 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва. Насекомые Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. Предметные образовательные результаты:  сравнивать части тела различных насекомых;  узнавать насекомых в загадках, по рисункам;  приводить примеры насекомых;  пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного  к данной группе;  сочинять продолжение сказочной истории;  работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения  новых знаний; Метапредметные образовательные результаты: регулятивные: o принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать  средства её осуществления; o осуществлять самопроверку; o отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; познавательные: o осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; o овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации попризнакам; o выдвигать гипотезы и их обосновывать; коммуникативные: o слушать собеседника и вести диалог; o признавать возможность существования различных точек зрения и права  каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку  зрения и оценку событий; личностные: o принимать и осваивать социальную роль обучающегося; o понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения; o уважительно относиться к иному мнению. фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах. учебник «Окружающий мир» Федотова О.Н. ; мультимедийный проектор; презентация  к уроку «Кто такие насекомые?» (среда POWER POINT); «СВЕТОФОР» для оценки  своих достижений; изображения насекомых для отгадывания загадок, которые  разбросаны по стенам класса; карточки «Кто не является насекомым?»; ромашка и  бабочки для осуществления рефлексии. Формы обучения ОборудованиеЭТАП УРОКА 1. Орг.момент – 1­2 мин Цель: способствовать  психологическому настрою  учащихся на урок. 2. Актуализация знаний – 3­4  мин. Приём “Да­Нет”. Формирует универсальные  учебные действия:   умение связывать  разрозненные факты в  единую картину; умение  систематизировать уже  имеющуюся информацию;  умение слушать и слышать  ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ  Учитель. Ребята! Готовы к уроку? Дети. Да! Учитель. На вас надеюсь я, друзья. Дети.  Мы хороший дружный класс – Все получится у нас! Учитель. Сядьте, пожалуйста, девочки. Сядьте, пожалуйста, мальчики. ­Сегодня, ребята, мы продолжаем  знакомиться с животными, а с какими мы  узнаем чуть позже. А сначала поиграем с вами в игру «Да­Нет». Я загадываю животное, а вы задаете мне  вопросы, которые помогут  вам угадать это  животное. Я могу отвечать только «да» или  «нет». (Волк) . ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая  вопросы, на которые учитель может  ответить только словами: "да", "нет", "и  да и нет".друг друга. Постановка учебной задачи  (выявление места и причины  затруднения) – 4­5 мин. Цель: формирование  мотивации к поиску решения поставленной проблемы  (задачи) – Положите голову на стол, закройте глаза и  представьте, что сейчас лето. Светит яркое  солнце. И мы с вами оказались на зелёной  лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте  их. (Включается запись звуков пчёл на  лугу.)  – Кто это? – Как одним словом можно назвать этих  животных?  – А каких животных мы называем  насекомыми? По каким признакам вы  определяете, что это насекомое? – Назовите цель урока.  – На уроке окружающего мира нам поможет   изучать мир помощник. Узнайте его: Слушают запись звуков пчел на лугу. ­Пчелы. ­Насекомые. ­Жужжат, летают, маленькие. ­ Узнать, каких животных мы называем  насекомыми. ­ Познакомиться с насекомыми, узнать о  них больше. Трудится с утра до ночи, Строит дом высокий очень. Муравейник – тёплый дом, Миллионы комнат в нём. Строит кто? Скажи скорей! Это крошка – … (муравей.) – Встречайте Муравья Вопросика. (В класс  входит Муравей Вопросик и говорит: – Ребята, я встретил по дороге МудруюФизминутка – 2 мин. «Стрекоза» Открытие новых знаний о  насекомых – 7­8 мин. Цель: создать условия для  самостоятельного поиска  признаков насекомых. Черепаху, и она мне сказала, что я  насекомое. А кто такие насекомые? – Давайте поможем Вопросику разобраться в  этом вопросе. Присаживайся к нам  Муравьишка, будь внимателен, мы с  ребятами попробуем тебе помочь. Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась Раз­росой она умылась Два­изящно покружилась Три нагнулась и присела На четыре­полетела У реки остановилась Над водою закружилась. ­ Откройте учебники на стр. 16­17.  Посмотрите внимательно и назовите каких  животных вы видите. – Какие одинаковые части есть у всех этих  животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере  определения признаков на доску  выставляются таблички с надписью  признака.) – Значит, насекомые – это те животные,  которые имеют крылья, усики, три части  Работа с учебником. ­Стрекоза, кузнечик, муха, комар,  бабочка, муравьи, божья коровка,  водомерка. ­ У насекомых есть крылья, усики, 3  части тела, 6 ног.тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют  такие признаки. Давайте проверим наши  предположения – гипотезы. Нам нужно  выделить самый главный признак, по  которому можно определить насекомое.  Исследование первой  гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». Исследование второй  гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики».   – Как вы думаете, зачем насекомым крылья? Крылья насекомые используют в основном  для полёта.  – Но только ли у насекомых есть крылья? ­ Летать по лугу, издавать звуки. ­ Нет, крылья есть у птиц, у других  животных, даже у рыб. – Значит, данный признак нельзя считать  главным. ­ Нет, нельзя. – Ваши предположения, зачем насекомым  усики? Усики у насекомого – это органы чувств,  которыми оно воспринимает запахи и  различает вкус. Чем усики длиннее, тем они  чувствительнее. Некоторые насекомые  ощупывают усиками, как мы пальцами,  окружающие предметы. – Только ли у насекомых есть усики? – Значит, и этот признак нельзя считать  главным. ­  У разных видов насекомых лапки служат  для различных целей.  ­ Чтобы ощупывать окружающие  предметы, чувствовать запах. ­ Нет. ­Нет, нельзя.– у пчелы на передних конечностях  имеются специальные корзиночки, в  которые они складывают пыльцу; – водяной жук имеет на своих задних  ногах некое подобие вёсел, на них  отросли специальные волоски, которыми  насекомое совершает гребные движения. ­ Нет. Дети стоя слушают загадку, отгадывают  её и показывают изображение данного  насекомого в классе. Исследование третьей  гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». ­ Как вы считаете, зачем лапки пчеле? ­ А зачем лапки водяному жуку? Первичное закрепление – 8­ 10 мин.  Игра «Узнайте насекомое» Цель: проверить усвоение  обучающимися полученных  знаний о представителях  группы насекомых. – Есть ли ещё животные с тремя парами ног?  Значит, это главный признак насекомых? – Так чем же отличаются насекомые, от  других групп животных? (Наличием трёх  пар ног.) – Сейчас давайте проверим, как вы знаете  представителей группы насекомых и  поиграем в игру «Узнайте насекомое».  Обратите внимание на главный признак  насекомых, соблюдается ли он? Он по комнате кружит. Зло пищит, зудит, жужжит. Сел тихонько мне на лоб. Я его с размаху – шлёп! Увернулся он от драки. Вновь готовится к атаке. Превращает ночь в кошмар, Этот маленький…(Комар) ­ В г. Усинске есть памятник комару.  На лугах и на опушке,Средь травы зеленой, Маскируется искусно Длинноус веселый! Стрекотание его, Часто режет уши, Никому не верит он – Хочешь, нет? А слушай! Ноги – длинные по плечи, Ну! Узнали? Он... (Кузнечик)  Кто чуть свет уже в полёте От цветка и до цветка – Вся в пыльце, весь день в работе И жужжит наверняка! Кто нам дарит мёд душистый: Майский, липовый, лучистый, Чтоб простуда не взяла? Больно жалит кто? (Пчела) Не мычит коровка та, Нет рогов, копыт, хвоста, Молока нам не дает, Под листочками живет. В чёрных точках красный плащ носит жук. Растеньям – страж. С вредной тлёй воюет ловко эта...(Божия коровка)Всем она надоедает И по комнатам летает, Пристаёт и вновь резвится, Ей спокойно не сидится. Всё летает и жужжит, На стекле окна сидит, Позолоченное брюхо, Догадались? Это – ... (Муха)  Наблюдаю я полёт – Надо мною вертолёт. Кто же ты? А ну, постой. Длинный хвостик голубой, Крылья, будто в паутинке, Очень тоненькие льдинки. И огромные глаза. Кто же это? (Стрекоза)  – Итак, у всех ли представленных в загадках  насекомых есть 6 лапок? – А теперь я предлагаю вам проверить свои  знания по данной теме в парах. Вы должны  найти на карточках животных, которые не  относятся к насекомым и зачеркнуть  их. (Дети выполняют задание.) – Проверим результат вашей работы.   Самостоятельна работа в  парах с проверкой по  эталону – 3­5 мин. Цель: организовать  выполнение задания в парах  с применением новых знаний о насекомых, их проверку по Дети выполняют задание. Пары высказывают свою точку зрения, а  затем сверяют свою работу с эталоном.ЭТАЛОНУ. Самостоятельная работа в  группах – 3 мин. Цель: организовать  самостоятельное  выполнение заданий с  применением новых знаний о насекомых. Рефлексия учебной  деятельности на уроке – 5  мин. Цель: способствовать  выработке у учащихся  способности к самоанализу. – Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки животных, которые у вас представлены в коллекциях. Они все  относятся к одной группе.  (На партах у каждой группы коллекции  насекомых.) – Рассмотрите внимательно коллекции,  определите, что объединяет этих животных в одну группу. – Свой ответ начните со слов: «Мы  исследовали ….» – Вы провели исследование и узнали, каких  же животных мы называем насекомыми.  Определили главный признак, по которому  можно определить насекомое.  – Муравьишка, понял ли ты, почему тебя  называют насекомым? – Расскажи нам о своей жизни. Правила работы в группе: 1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг  друга. 3.Чётко высказываем своё мнение,  уважаем мнение собеседника. Выступление групп. Муравьи живут семьёй. Как их много, ой­ёй­ёй! Дом в лесу стоит средь ёлок. Из сухой травы, иголок, Мелких сучьев и земли. Всё, что притащить смогли. Целый день они в работе, О жилье своём в заботе.Входы–выходы копают, Из гнезда сор убирают. Муравьи в лесу полезны – Сберегают от болезней. Вредных мошек поглощают, Тем деревья защищают. Осень – чудная пора. Собирайся, детвора, В лес по ягоды, грибочки, Обходи кусты и кочки. Муравейник не ломай. От беды оберегай. Соотносят цель и результаты, степень их  соответствия. Намечают перспективу последующей  работы. Осуществляет самооценку собственной  учебной деятельности. – Спасибо Муравьишка! – Я предлагаю вам оценить свою работу на  уроке с помощью разноцветных бабочек: ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми  заданиями на уроке, знаю главный признак  насекомых. СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были  понятны на уроке, но главный признак  насекомых знаю. КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь,  ничего не понял на уроке.  – Предлагаю вам посадить ваших бабочек на  ромашку и прокомментировать ваш  выбор. (Дети комментируют выбор цвета  бабочки и прикрепляют её на цветок.)10. Вывод – 1­2 мин. – Вы молодцы! Мне было приятно работать с  вами. Я увидела умных, заинтересованных  детей! Используемая литература: 1. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 1 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. :  Академкнига/Учебник, 2010. 2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 1 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В.  Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010. 3. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 1 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. :  Академкнига/Учебник, 2010. 4. Биологический энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия, 1986. 5. С любовью к природе: хрестоматия / под редакцией И. Д. Зверева. – М. : Педагогика, 1986.

Посмотрите также