Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс
Оценка 5

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
11.06.2018
Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Наши предки славяне» Урок – объяснение нового материала. Тема: Наши предки славяне. Цель: Познакомить учащихся с древними предками - славянами через предъявление каскада логически взаимосвязанных развивающих заданий. Задачи: 1. Развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельностей; наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания. 2. Продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал, обогащать и активизировать словарный запас, расширять кругозор детей, повторить понятия о родственных словах, синонимах, антонимах. 3. Воспитывать интерес к истории России, прививать любовь к Родине. Воспитывать доброжелательность друг к другу, умение общаться; способствовать развитию навыков само-, взаимоконтроля и оценки.Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс
конспект.docx
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Наши предки славяне» Урок – объяснение нового материала.  Тема: Наши предки славяне. Цель:   Познакомить   учащихся   с   древними   предками   ­   славянами   через   предъявление каскада логически взаимосвязанных развивающих заданий. Задачи:  1.   Развивать   навыки   и   умения   поисковой   и   творческой   мыслительной   деятельностей; наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания. 2.   Продолжить   формирование   навыка   и   привычки   осмысленно   воспринимать   читаемый материал,   обогащать   и   активизировать   словарный   запас,   расширять   кругозор   детей, повторить понятия о родственных словах, синонимах, антонимах. 3.   Воспитывать   интерес   к   истории   России,   прививать   любовь   к   Родине.   Воспитывать доброжелательность  друг   к  другу,  умение  общаться;   способствовать  развитию  навыков само­, взаимоконтроля и оценки. 1 Оборудование: Для учителя: схема­карта поселения славян, картина «Ремёсла в древней Руси», карточки с названием   темы,   со  словами   вопросами,   выставка   книг  из   серии   «История  России   для детей». Для учащихся: листы с текстом «Наши предки славяне», технологические карты, наборы карточек   с   названиями   «качеств»   славян,   наборы   деталей   для   составления   модели славянина, ручки, клей. Технологическая карта урока: № Этап урока Дидактическая цель Методы обучения Формы обучения 1. Организационный Мотивация  работы  учащихся на уроке эвристический Беседа 2. Введение в тему  урока Подготовить  учащихся к  восприятию нового  материала. Объяснительно­ иллюстративный.  Презентация Беседа, работа со  слайдами 3. Изучение нового  материала Создание  проблемной  ситуации. Познакомить  учащихся с  содержанием нового материала. Корректировка  деятельности  учащихся. Объяснительно­ иллюстративный.  Презентация Рассказ, беседа,  работа со  слайдами Самостоятельная  работа  Работа на  интерактивной  доске Физминутка Отдых.  Переключение на  новый вид  деятельности 4. Итог урока Закрепление  материала Эвристический Беседа. 2 5. Организационный Домашнее задание. Инструктаж о  выполнении  домашнего задания.  Подведение итогов  урока Эвристический  Творческое  задание по  выбору.                                                                Х о д      у р о к а:  План­конспект урока № Деятельность учителя. Использование слайдов презентации 1. Организационный момент Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Листочки, ручка, карандаш? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! – Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Садитесь. Деятельность  учащихся Дети  усаживаются,  проверяют  готовность к  уроку. 2. Введение в тему урока. –  Тема урока необычная, историческая, поэтому я прошу вас  быть внимательными, наблюдательными, активными и дружно  работать в группах.  ­ Ребята, а что это такое? Какое­то письмо. Давайте посмотрим,  кому оно адресовано? Учащиеся  отвечают на  вводные вопросы. ­ Нашим потомкам. Это ВАМ. ­ Кто бы мог прислать вам это письмо? От ваших предков.         ­ А кто были наши предки?          ­  Мы не знаем, но постараемся это узнать. 3 Работают в  технологических  картах   ­   Кто догадался, какая тема урока?         ­   Наши предки. (Учитель вывешивает на доску слова «Наши», «предки») – Это лента времени.  На линии времени обозначьте год, в котором живем мы и наши современники. Обозначьте  части схемы,  соответствующие времени жизни наших предков и  потомков. Подпишите их.             Предки                 2009г.                  потомки Задание. Внимательно прочитайте три высказывания,  записанные на листе, и найдите среди них верное.  Объясните свою позицию. 1. Наши предки живут в далеком будущем.  2. Наши предки жили в далеком прошлом. 3. Наши современники будут жить в будущем. Наши предки жили в далеком прошлом. Действительно,  истинным является только это высказывание. Это и есть  название раздела курса истории, к изучению которого мы  сегодня приступаем: "Наши предки в далеком прошлом". Согласно критериям оценок, приведенных в технологических  картах, оцените свой ответ. Давайте запишем в ваши технологические карты тему урока:  "Наши предки …….". ­ Давайте заглянем в конверт, что могли прислать нам наши  предки. Сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие  вопросительные слова, написанные на карточках и помещенные  на доске: Кто были наши предки? Откуда они пришли? Как их называли?  Где они жили? Какие они были? – Какую цель на урок перед собой поставите?  – Искать ответы на наши вопросы. (Узнать о предках).  – Запишите цель в технологическую карту. Оценивают свою  работу 4 Работа над новым материалом. 3.  – Искать ответы на вопросы будем в текстах. У каждого из вас  есть лист, на котором напечатаны пять пронумерованных  маленьких текстов. Давайте договоримся, что вы будете читать  только тот текст, который я попрошу. 1.1.1. Прочитаем первый текст.                 Наши предки Наши предки жили по берегам рек: Днепр, Волхов, Ока. 1. По словам ученых, пришли они на эту землю с предгорий  Гималаев (из Индии). Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их  слава была так велика, что прославленных предков наших,  воинов ­ богатырей, часто другие народы звали на войну как  союзников. Славно сражались они мечом и копьем.  ­ Что заметили в тексте? Формулируют  вопросы. Работа с текстом. Отвечают на  вопросы учителя. 5 – Выделенные слова.  – Прочитаем их еще раз.  – Славились, слава, прославленных, славно. Задание.  – Подумайте в группах, что можно сказать о выделенных словах и объясните, почему так решили.  – Это родственные однокоренные слова, у них общий корень  «слав».  – Если в данную схему: Запишете корень «слав», то узнаете, как звали наших предков.  – Славяне.  – Запишите ответ на вопрос «Кто были наши предки?» в  технологическую карту. 2. Задание: – На какие еще вопросы есть ответы в первом тексте?  Прочитайте про себя, обсудите и дайте устный ответ. (Дети  работают в группах). – В первом тексте есть ответы на вопросы: «Где жили предки?  Откуда они пришли?» ● Наши предки пришли с предгорий Гималаев. (Учитель  показывает по карте Индию, Гималаи и продвижение славян). ­ Как вы понимаете, что такое «предгорье Гималаев»? ● Славяне жили по берегам рек Днепр, Волхов, Ока.  ( одновременно на схеме­карте отмечают реки)  ­Обратите внимание, а все ли отмечено на моей карте? ­ Дополните мою карту недостающими обозначениями. Формулируют и  записывают тему  урока. Дети работают в  группах. Слушают  объяснение  учителя,  отвечают на  вопросы. Работа с картой Работают  6 деформированны м текстом Оценивают свою  работу  – Что еще нарисовано на карте?  – Условные обозначения леса и болота. – Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек? Дети отвечают.  – Правильный ответ (или, подтверждение своим словам) вы  найдете, прочитав второй текст. Но текст утратил некоторые  слова и прежде чем прочесть мы попытаемся его восстановить 2. В те давние времена наша Родина была совсем не….., как  теперь. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города,  раньше были … и болота. Только по широким полноводным…..  можно было проплыть через лесные чащи. Река для славян была  кормилицей.  Они могли заниматься ….  – Запишите самостоятельно  в технологической карте ответы на  вопросы: «Где? Откуда?». Рассмотрите карту­схему, где изображены реки: Ока, Днепр,  Западная Двина. ­ Оцените свою работу Составление  портрета   учащимися. Творческая  работа 3 – На какой следующий вопрос будем искать ответ?  – Прочитайте третий текст и скажите, на какой вопрос мы  Оценивают свою  работу 7 сможем ответить. 3. Из летописей и  старинных книг известно, что славяне  по  описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими  голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.  Женщины носили длинные рубашки с пояском. Мужчины,  носили просторные рубахи и штаны из льняного холста. В холода надевали на голову шапки из войлока(сваленной шерсти) или  меха. На ногах лапти, сплетенные из лыка. Слушают  сообщение  учителя ­ На какой вопрос мы ответили?       – Составим словесный портрет славянина.  ● Какого роста были славяне? ● Какое лицо у них было? ● Какого цвета были волосы? Глаза? ● Какую одежду носили?  ● Какую обувь носили? Задание:  – В группах из набора деталей соберите модель славянина. На  лист бумаги наклейте только те детали, которые подходят по  описанию. Ненужные детали отложите в сторону, затем готовую  модель прикрепите  на основу, отметьте номер своей группы. Творческая работа в группах. Слушают  сообщение  учителя Анализ работ:  – Общими усилиями мы составили макет «Портрет  древнего  славянина». ● Оцените свои работы. Отвечают на  вопросы. Повторяют  действия Одежда славян немного напоминала современную. Женщины  носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в  просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и  штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых  Делают записи в  технологическую  8 льняных ниток. карту Оценивают свою  работу ● Как вы думаете, из чего славяне строили дома? (Из  бревен). ● Почему из бревен, а не из камня? – Посмотрите на экран:  .  «Поселок славян» ­ Что видите? Для чего нужна ограда? Ров с  водой? .  «Внешний вид дома» ­ Так выглядел дом славян снаружи. Жили славяне в полуземлянках или бревенчатых домах. Пол в  таком доме был углублен по отношению к поверхности земли,  стены деревянные, в углу находилась каменная или глиняная  печь. Дома богатых людей имели два, три, а иногда и более  помещений. Выбирают более  точные слова.  «Жилище» ­ Что находится внутри?   – В центре стоит ручная мельница, для чего она нужна? Откуда  у славян зерно? Оценивают свою  работу Физминутка. 1.2.  – Встаньте. Попробуйте отгадать по моим действиям,  чем занимались славянки и повторяйте за мной: «доят корову,  кормят птиц, варят еду, воспитывают детей, шьют одежду». ­ Садитесь. Глядя на картинки, запишите в технологическую  карту, чем занимались мужчины­славяне. 9 Дети, рассматривая слайды, записывают: – Занимались земледелием, сеяли зерно.. – Охотились с помощью лука и стрел. Оценивают свою  работу Занимались рыболовством. Вода являлась одним из главных жизненных компонентов. Река  или озеро снабжали жителей рыбой, а также это был удобный и  быстрый путь сообщения между зарождающимися городами.  Рубили деревья, чтобы строить дома.  – Деревья рубили еще для того, чтобы бревна с большими  суками использовать для боронования земли. – Позже научились  делать борону и соху из железа. – Собирали мед. (Бортничество). Бортничество­ добыча меда диких пчел. Наиболее ценным товаром считались мед, воск, пушнина ­ Давайте проверим, правильно ли вы выполнили?  Оцените свою работу. Картина «Ремесла в Древней Руси».  – Посмотрите на картину. Что вы видите?  Кузнецы с помощью  домницы из железа делали разные предметы: лили топор, соху,  ножницы, блесна, крючки, чугунную посуду, ковали детали для  военной одежды. Картина «Гончары».  – Каким еще ремеслом занимались славяне?  – Лепили глиняную посуду.  – Кто знает, как называли людей, работающих с глиной?  – Гончары.  «Славяне собираются в поход».  1.3. Задание:   – Древние славяне часто воевали. Их основные качества  проявлялись в бою. Продолжим искать ответы на вопросы:  «Какими были славяне?», «Какими качествами они обладали?».  – У вас есть набор карточек с качествами характера людей.  Прочитаем что на них написано. 10 Дети читают слова: сообразительность, гостеприимство,  свободолюбие, смелость, сила, терпеливость, щедрость, победа.  ­ Прочитайте четвертый текст и выберите карточку с тем  качеством, которое соответствует описанию качества славян в  тексте. 4.Славянские воины умели устраивать засады. В тыл врага они  пробирались под водой, держа во рту трубки, сделанные из  камыша. Дети, работая в группах, выбирают карточку  «Сообразительность», которая  впоследствии вывешивается на доску.   – Послушайте легенду. Уходя на работу, отец выставляет на стол продукты.  Отец: «Надо оставить немножко гречневой крупы, сухарей,  меда, простокваши». Сын: «Зачем, отец, ты оставляешь все это? Мы ведь уходим на  сенокос надолго».  – Как вы думаете, что ответил отец сыну? Запишите  предполагаемый ответ в технологическую карту. Отец: «Авось, какой­нибудь путник зайдет, погреется,  покормиться да нас добрым словом помянет».  – Каким качеством славились наши предки?  – Гостеприимством.   – В пятом тексте даны ошибочные предложения о славянах.  Найдите ошибки и исправьте их. 5. 1) Древние славяне славились своей скупостью. 2)В военных сражениях они, как правило, проявляли  трусость. 3)Их поражения часто объяснялись глупостью воинов. 4)От других народов славян отличали физическая слабость  и нетерпеливость. 5)Но больше всего славяне любили рабство. Оцените свои ответы. 11 – Еще славяне обладали такими качествами, как верность,  надежность, преданность. Когда воин попадал в плен, он никогда не предавал свой народ.  А женщина славянка, когда умирал ее муж, обычно лишала себя  жизни. – Более 60 лет назад наши воины одержали победу в Великой  Отечественной войне над фашистами. Наверное, многие качества предков – славян помогли им одержать победу. Какие эти  качества? ­ А еще помогла одержать победу людская вера в  справедливость, в свои силы, в бога.   6.  Наши предки тоже  были  верующими людьми. Долгое время славяне почитали разных богов. Главным их богом  считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался  Дажбогом, бог ветра­Стрибогом, бог огня­Сварогом. В  глубочайшей древности огонь отгонял прочь тьму, холод,  хищных зверей. Позже ­ собирал вкруг себя несколько  поколений рода ­ большую семью, символизируя ее  нераздельную общность. Сохранилось великое множество  примет и поверий, связанных с Огнем. В присутствии Огня  считалось немыслимым выругаться: «Сказал бы тебе… да  нельзя: печь в избе!» Славяне верили, что в лесах живут косматые лешие, в озёрах и  реках обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки, а  дома охраняют заботливые домовые. ­ Какие приметы, связанные с нечистой силой вы знаете? А  сейчас какому богу поклоняются русские люди?     Итог урока. 4. – Ребята, какую цель вы поставили в начале урока? – Узнать о предках.  – Поднимите руки те, кто нашел ответы на все вопросы.  – Что сможете рассказать своим сверстникам о славянах? ­ А теперь посчитайте, сколько ваши группы набрали баллов.  ­Если вы набрали  11­12 баллов, поставьте «5». ­Если вы набрали  9­10 баллов, поставьте «4». Отвечая на  вопросы,  подводят итог  урока Оценивают свою  работу. 12 ­Если вы набрали  7­8 баллов, поставьте «3». ­Если вы набрали меньше 7, баллов прочтите внимательно дома  параграф «О наших предках славянах» и поработайте в  индивидуальных листах обучения.    Домашнее задание.  5. По выбору: Записывают  домашнее задание приготовить творческие мини­проекты (короткое сообщение или рисунок)  на темы: « Русалка», «Водяной», «Домовой»,  «Обстановка славянского дома», «Чем питались славяне»,  «Славянские праздники», «Нечистая сила в русских народных  сказках». ­ И закончить этот урок мне бы хотелось стихотворением: Имеем мы обычаи, свои, Завет отцов и вечные преданья, И вещий сон в тени родных лесов, И шепот наших трав в лугах и на полянах, И шелест наших злаков в бороздах, Возделанных руками русских,  И гик коней,  И топот стад, И грай воздушных птиц ­  Все наше здесь... Литература Асанов Л. Путь на Перынь. ­М.: Малыш, 1991. Буганов В. Торг в стране восточных славян ­. Юный художник. 1991. № 1. Васнецов В. Варяги. ­Юный художник. 1991. № 3. 13 Головин Н. Моя первая русская история. Голицын С. Сказание о земле Московской. М.: 1991. Гян В.В. Занимательные истории и памятные события по рассказам очевидцев. М.: 1997. Жилье восточных славян. Картины по русской истории. ­Юный художник. 1990. № 7. Иванов. С. Христиане и язычники.­ Юный художник. 1991 № 5. Муравьев В. На ладьях в тридевятое царство­. М.: 1989. Обухова Л.А. Давным – давно. М.: 1989. Сто игр по истории. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1983. 14

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс

Конспект урока "Наши предки славяне" 3 класс
Скачать файл