Тема: Н.Н. Носов «Заплатка»
Цель: введение учащихся в богатый мир русской детской литературы, таким
образом расширить их кругозор; формирование грамотного читателя, знания,
умения и навыки которого станут фундаментом для совершенствования его
на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Задачи:
1. Формировать универсальные учебные действия: уметь определять и
формулировать цель деятельности на уроке; уметь определять отношение
автора к героям на основе анализа построения рассказа; уметь слушать и
понимать речь других; учиться высказывать свою версию;
2. Способствовать формированию коммуникативноречевых умений
учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза,
сравнения, ассоциации. Развивать творческое воображение.
4. Формировать понятие ценности совместной деятельности, интерес к
предмету и чтению.
Предварительная работа: подготовить материал о биографии Н.Н. Носова и
его творчестве.
Оборудование: портрет Н.Н. Носова, иллюстрации к произведениям Н.Н.
Носова; телевизор, видеозапись произведения «Заплатка», компьютер, видео
физкультминутка, ребус, карточки мимика (грустный, веселый), карточки
для индивидуальной работы и для работы в парах, линейка для самооценки. Ход урока:
1. Организационный момент проверка рабочего места.
Сегодня мы продолжаем покорять вселенную знаний.
Игра «Цепочка» пожелания одноклассникам на урок (на время полета)
2. Речевая разминка
Дыхательное упражнение:
Глубокий вдох, на выдохе про себя считаем от 1 до 10.
Игра «Шарик»: вдох надувается «шарик»; выдох шшшшш (сдувается
«шарик»)
Чистоговорка:
ШЕЙ ШЕЙ ШЕЙ есть книги для (детей).
ШАТЬ ШАТЬ ШАТЬ любят дети все (читать).
ШО ШО ШО мы читаем (хорошо).
Вот сейчас я и проверю, как же хорошо умеют наши ребята читать.
Солнце каждому одинаково светит!
Прочитайте предложение шепотом, в полголоса.
Как вы понимаете это предложение?
Читаем вопросительной и восклицательной интонацией с ударением на
разные слова.
Откуда я взяла эту цитату? (из домашнего теста «Жизнь под солнцем», автор
Татьяна Бокова)
3. Проверка домашнего задания
Откройте учебники на странице 26.
Послушайте отрывок и найдите ошибки. Зачитайте правильный ответ.
А) Мимо проходил молодой человек. Рыжие волосы, бородка, смешной серый
чемоданчик в руке. (Мимо проходил пожилой мужчина. Седые волосы,
бородка, смешной рыжий чемоданчик в руке). Б) Друзья весело поскакивали с ноги на ногу. Один одергивал рубашку,
второй теребил челку. (Друзья смущенно переминались и ноги на ногу. Один
одергивал рубашку, второй приглаживал челку).
В) Но на душе было так хорошо! И оживали новые желания. Например,
поплакать. Или запустить камешком в окошко отличницы Жанны и крикнуть
ей, что она не очень хорошая…(Но на душе было так хорошо! И оживали
новые добрые желания. Например, улыбнуться. Или пустить солнечного
зайчика в окошко отличницы Жанны и крикнуть ей, что она очень хорошая…)
Почему незнакомец обратил внимание на ребят? (потому что они ссорились)
С чем познакомил старичок ребят? (с правилом солнца)
Давайте прочитаем этот момент по ролям (автор, старичок, мальчишки)
Проверка выразительного чтения (4 человека)
Для чего старичок подарил ребятам зеркальца? (чтобы ребята не ссорились,
чтобы они совершали хорошие дела, дарили улыбку людям, чтобы стали
добрее)
Какая главная мысль произведения? (Если улыбнуться человеку, то и
человек ответит тебе улыбкой. Как я буду относиться к людям, так и люди
будут относиться ко мне. Делай добро и оно к тебе вернется).
Так каким же нужно быть, чтобы дарить радость людям, зажигать улыбки на
лицах окружающих? (Честным, искренним, добрым, внимательным,
отзывчивым…) (самооценка работы)
4. Введение в новую тему
Рассмотрите иллюстрации к произведениям. Вспомните, как они называются
и кто их автор? («Живая шляпа», «Леденец», «Огурцы», «В гостях у
Барбоса», «Фантазеры», «Мишкина каша». Их написал Николай Николаевич
Носов)
(портрет выставляем к иллюстрациям).
Сейчас мы узнаем, что наши ребята подготовили о Н.Н. Носове?
1. Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в
семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в
небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич
получил в местной гимназии. Семья Носова была бедной, поэтому будущему
писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем
газет, возчиком бревен, косарем. 2. В 1938 году в журнале «Мурзилка» впервые были опубликованы рассказы
Николая Носова. В 1945 году вышел сборник под названием «Туктуктук»,
который содержал ранее напечатанные рассказы.
3. Однако самыми популярными историями в биографии писателя Н. Носова
стали, несомненно, рассказы о Незнайке. После первой сказки («Винтик,
Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком,
непоседливом, комичном и любознательном герое. Так сказки «Приключения
Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»
стали очень популярными, а автор получил Государственную премию
Крупской.
4. Самостоятельное чтение стр. 28 прочитайте самостоятельно статью о Н.Н.
Носове и дополните наших ребят.
Носов писал для детей о детях. Его герои веселые ребята, фантазеры,
добрые и неунывающие. Писатель учит понимать юмор, шутку и никогда не
унывать.
5. Знакомство с новым текстом. Работа по тексту
Вы наверное уже догадались о чем пойдет речь на уроке? (мы познакомимся
с новым произведением Н.Н. Носова)
Правильно. А вот название теста зашифровано на доске.
РЕБУС (заплатка)
Лексическая работа. Работа по толковому словарю.
Что такое заплатка, лоскуток?
Работа с трудными словами на доске:
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ
СОЛДАТСКИЕ
ЗАВИДОВАЛИ
РАССЕРДИЛАСЬ
ОПРАВДЫВАЕТСЯ
ЗАЩИТНОГО цвета (сероватозеленого)
ОТ ДОСАДЫ (от обиды, недовольства, раздражение)
СМОРЩИЛАСЬ (помялась, скомкалась)
ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ НАНОВО (сначала, заново)
ЛЮБО ГЛЯНУТЬ (нравится)
Физминутка «Я ракета» Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Как вы думаете, что случилось с
мальчиком?
Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, предлагаю
послушать внимательно рассказ.
Слушаем произведение.
Кто герои рассказа? (Бобка, мама, ребята)
Кто из героев вам понравился и почему?
Совпало ли наше предположение с содержанием рассказа?
Читаем по частям и отвечаем на вопросы:
Прочитаем первую часть рассказа и попробуем определить, какое качество
осуждает автор?
Чтение.
Кто главный герой рассказа? (мальчик Бобка)
Какие у Бобки были штаны? Зачитайте.
Почему Бобка их особенно любил? (они были похожи на солдатские, таких
ни у кого не было, очень нравились всем ребятам).
Так какое качество осуждает автор? Какое качество проявлял Бобка, когда
выходил во двор? (хвастовство)
Это хорошо или плохо? (плохо, не красиво, не правильно)
Что случилось со штанами? (Бобка их порвал)
Прочитайте, как это произошло.
Почитаем дальше и узнаем, каким автор видит Бобку дальше?
К кому за помощью побежал Бобка? Почему? (к маме, потому что мама
самый лучший друг)
Согласилась мама помочь Бобке? (нет)
А с мамой Бобке не повезло….Она наверное очень строгая или вообще злая,
раз не захотела пришить заплатку? (нет, просто она решила научить сына
отвечать за свои поступки, и свои ошибки исправлять самому)
Прочитайте по ролям диалог мамы и Бобки. (Автор, мама, Бобка)
Как поступил Бобка? (пошел во двор в дырявых штанах)
Какие качества проявил Бобка? (капризность,
неаккуратность, несамостоятельность)
Что же случилось дальше? (читаем)
неряшливость, Как отреагировали ребята на Бобку в штанах с дыркой? (стали смеяться,
осуждать)
Значит они не настоящие друзья, раз стали смеяться над другом. (настоящие,
они объяснили ему, что настоящий солдат все делает сам)
Как отреагировал Бобка на осуждение ребят? (ему стало стыдно. Он пошел
домой и стал зашивать штаны)
Давайте прочитаем, как это происходило.
Получилось ли у Бобки с первого раза починить штаны? Почему? (он
торопился, не терпелось сделать быстрее)
Зачитайте, как Бобка сначала пришивал заплатку?
Остался ли Бобка доволен своей работой? Почему? (нет: заплатка
топорщилась, колоша стала короче)
С чем автор сравнивает заплатку? (с сушеным грибом)
Что Бобка сделал потом? (отпорол ее и стал перешивать)
Найдите предложение, которым автор оценил работу Бобки. (На заплатку
было любо глянуть)
Какие качества проявил Бобка в этот раз? (терпеливость, спокойствие,
усидчивость, старательность, аккуратность)
Зачитаем, чем же закончилась история Бобки?
Как отреагировали ребята, когда увидели Бобку во второй раз? (они его
похвалили)
Как вел себя Бобка? (он гордился своей работой)
Он хвастался или гордился? (гордился, потому что сделал работу сам)
Так почему рассказ называется «Заплатка»?
Как вы относитесь к Бобке? Понравился он вам или нет? Менялось ли ваше
отношение к мальчику в процессе чтения рассказа?
Как вы думаете, почему для нас включили в учебник этот рассказ? Чему
хотел научить нас Н.Н. Носов?
6. Закрепление нового материала
У вас на парте карточка № 1Тест. Выберите правильный ответ и букву
впишите в таблицу получите ключевое слово.
Карточка 1
Тест по произведению Н.Носова «Заплатка»
1. У Бобки были штаны:
м) солдатские; а) генеральские; г) школьные; д) нарядные. 2. Бобка порвал эти замечательные штаны и стал просить зашить:
ю) сестру; р) бабушку; и) тётю; о) маму;
3. Зашить штаны мама:
у) согласилась; л) не согласилась;
4. Одна штанина стала:
ж) лучше; о) короче; ч) красивее; т) безобразнее.
5. Бобка взял ножик и заплатку:
л) оторвал; п) отрезал; д) отпорол; к) отцепил.
6. Обвёл вокруг заплатки:
р) фломастером; т) ручкой; ц) карандашом; т) мелком.
7. Второй раз Бобка шил:
е) быстро; у) неаккуратно; ы) аккуратно.
Ответ:
1
2
5
3
4
6
7
Ответ? МОЛОДЦЫ.
7. Подведение итога урока
Работа по группам:
1 группа расставьте иллюстрации в нужной последовательности.
2 группа (на карточках, один у доски) выберите слова, которые обозначают
чувства мальчика, после того, как он: а) порвал штаны; б) сам зашил штаны
Радость, огорчение, гордость, возмущение, обида, веселье, досада,
удовольствие, презрение.
3 группа (по карточкам) подчеркните слова, которые встречаются в рассказе
Н.Н. Носова» Заплатка».
Бобка, Сережа, порошок, забор, мама, пуговица, папа, заяц, сестра, нитка,
ножик, лопата, лоскуток, книга, пальто, гвоздь, рубашка, огонек.
Проверка выполненных заданий. (самооценка работы)
8. Домашняя работа
Научиться читать выразительно по ролям, и пересказывать по плану на стр. 33
Рефлексия
На уроке я работал…
«засучив рукава», очень старательно,
активно, «спустя рукава», пассивно, Своей работой на уроке я…
Урок для меня показался…
За урок я…
Мое настроение …
Материал на уроке мне был…
«не покладая рук»
Доволен / Не доволен
Коротким / Длинным
Интересным / Неинтересным
Бесполезным / Полезным
Устал /Не устал
Улучшилось / Ухудшилось
Понятен / Не понятен
Легким / Трудным
Интересным / Неинтересным
Если чего то очень захотеть, стараться, учиться, то все обязательно
получится.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
И своими добрыми делами зажечь множество улыбок и «подарить» солнце
окружающим.
«Покажите» свое настроение в конце нашего «полета».
Конспект урока "Н.Носов Заплатка"
Конспект урока "Н.Носов Заплатка"
Конспект урока "Н.Носов Заплатка"
Конспект урока "Н.Носов Заплатка"
Конспект урока "Н.Носов Заплатка"
Конспект урока "Н.Носов Заплатка"
Конспект урока "Н.Носов Заплатка"
Конспект урока "Н.Носов Заплатка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.