Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"
Оценка 4.7

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева.rtf
Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева Цели урока: дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать ее духовные и поэтические истоки; обзорно рассмотреть творчество Н. Клюева. Оборудование: портрет Н. Клюева; фотография: Клюев и Есенин. Методические приемы: лекция с элементами беседы. Ход урока I. Лекция учителя Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением, времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих последующих десятилетий. Крестьянская тема в русской литературе имеет глубокие, еще фольклорные традиции. Всплеск интереса к этой теме в свое время вызвал к жизни поэзию Некрасова, талантливые произведения «народных» поэтов Кольцова, Никитина, Сурикова. В центре творчества «крестьянских» поэтов в основном был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье. Новокрестьянские поэты, выходцы из деревни: Николай Клюев (1884—1937), Сергей Есенин (1885—1925), Сергей Клычков (1889—1937), Александр Ширяевец (1887— 1924), Петр Орешин (1887—1938) — пришли в поэзию совсем с другими темами, идеями, интонациями, мелодиями. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга, сдружились. Однако совместных манифестов, деклараций, как у поэтов других направлений, они не выпустили. Сергей Городецкий (акмеист) предпринял попытку создать группу «Краса», в которую должны были войти Есенин, Клюев, Клычков, Ширяевец, писатель Алексей Ремизов и художник Николай Рерих. Группа быстро распалась, но сам факт попытки такого объединения говорит о серьезном и внимательном отношении современников к новокрестьянской поэзии. Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были уничтожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории литературы. Николай Алексеевич Клюев — самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии. Он гордился своим древним старообрядческим крестьянским родом возводил свои истоки, и кровные, и духовные, и литературные, к «неистовому протопопу» Аввакуму: Когда свяжу свою вязанку Сосновых слов, медвежьих дум? «К костру готовьтесь спозаранку», — Гремел мой прадед Аввакум! Клюев творит художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного. Эта мифологизация создавала приподнятый, героический настрой. Вошел Клюев в литературу (альманах «Новые поэты», 1904) по-бунтарски: Но не стоном отцов Моя песнь прозвучит, А раскатом громов Над землей пролетит. Поэт сотрудничал с революционными организациями народнической и эсеровской ориентации, распространял прокламации, был арестован за агитационную деятельность и около полугода провел в тюрьме. Революционность Клюева была тесно связана с религиозными представлениями, идеей христианской жертвенности, страдания: Я надену черную рубаху И вослед за мутным фонарем По камням двора пройду на плаху С молчаливо-ласковым лицом. Идея «голгофской» жертвенности становится основной в стихотворении «Ты все келейней и строже...» (1908, 1911). Героиня стихотворения идет своим тернистым путем сознательно, зная его печальный исход. Вероятно, образ девушки-революционерки имел конкретную биографическую основу. Большим событием в жизни Клюева стало его знакомство с Блоком. Они состояли в переписке, и Блок неоднократно цитировал письма Клюева в своих статьях. При его содействии стихи Клюева были напечатаны в журналах «Золотое руно», «Новая Земля» и в других изданиях. Стихотворения первой поэтической книжки «Сосен перезвон» сделали Клюева известным, признанным поэтом. Его поэзию высоко оценили Городецкий, Гумилев, Брюсов. Гумилев в своей рецензии писал: «На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: «Мы предутренние тучи, зори росные весны». Николай Клюев был близок с Сергеем Есениным. Общим был интерес к героическим страницам русской истории, легендарным образам богатырей и подвижников. Их объединяла песенная, фольклорная стихия. Многие свои стихи оба поэта называют песнями. От стилизации «под фольклор» они постепенно переходят к созданию оригинальных произведений, близким фольклорным не только по форме, но и по мысли, образам, идее. Сергею Есенину Клюев посвятил цикл стихотворений: Изба святилище земли, С запечной тайною и раем; По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем.... В твоих глазах дымок от хат, Глубинный сон речного ила, Рязанский маковый закат — Твои певучие чернила. Изба — питательница слов Тебя взрастила не напрасно: Для русских сел и городов Ты станешь Радуницей красной. Так не забудь запечный рай, Где хорошо любить и плакать! Тебе на путь, на вечный май, Сплетаю стих — матерый лапоть. Здесь и теплое отношение к своему «собрату», и обращение к истокам, к «запечному раю», и оценка собственного творчества: «стих — матерый лапоть». Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения проходит через многие стихотворения Клюева. При всем том Клюев был широко образованным человеком: знал не только древнерусскую книжность, народное искусство, но и европейскую литературу, живопись, музыку, французский и немецкий языки. После Октябрьской революции оказывается, что Клюев со своим «мужицким раем» чужд новой власти, да и она чужда ему. В поэме «Погорельщина» поэт обращается ко времени Андрея Рублева, но ритмы, фразы современной ему России врываются в произведение, сменяясь видениями лирического героя, образами внеисторического времени. Очевидны переклички поэмы с «Двенадцатью» Блока и «Анной Снегиной» Есенина. С болью поэт пишет о современных ему событиях — об утрате мастеровитости, крестьянских ценностей, о распаде русской деревни: Не стало кружевницы Прони, С коклюшек ускакали кони, Лишь златогривый горбунок За печкой выискал клубок, Его брыкает в сутеменки... А в горенке по самогонке Тальянка гиблая орет — Хозяев новых обиход. В годы «великого перелома» эта поэма, конечно, не могла быть напечатана. «Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском», — писал поэт. Клюев, а затем Клычков, Орешин, другие поэты были арестованы, сосланы, а затем расстреляны. Их поэзия была «реабилитирована» и вернулась к читателю только через многие десятилетия. Примечание. Стихотворения читает учитель или заранее подготовленные ученики. Домашнее задание 1. Анализ стихотворения Н. Клюева (на выбор). 2. Доклады о поэмах Клюева «Погорельщина» и (или) «Песнь о Великой Матери» (индивидуальные задания). 3. Почитать стихотворения С. Клычкова и П. Орешина. Дополнительный материал для учителя «Преступление» и «наказание» Н. Клюева. Как правило, большинство учеников даже не слышали об этом поэте, а те, кто слышал, не могут сказать ничего вразумительного. И не мудрено. В библиотеках в лучшем случае по одному сборнику его стихов, без «Соловков» и «Песни о Великой Матери», которые можно отыскать лишь в журнальных публикациях. В хрестоматиях, выпущенных совсем недавно, в 1993 году, искажена дата рождения поэта (указан 1887-й вместо 1884 года), формально-хронологически изложена биография и дан малоудачный подбор стихов, совершенно не охватывающий самого интересного в творчестве Клюева — последнего двадцатилетия его поэтической деятельности. В силу всех этих обстоятельств представляется полезным: — С помощью сохранившихся отзывов о Клюеве определить его своеобразие и место, занимаемое им в русской поэзии ХХ века. — Опираясь на опубликованные в периодической печати (преимущественно в журналах «Новый мир» и «Знамя») письма и поэтические произведении Клюева, подробнее остановиться на последних годах его жизни. — Проследить политическую эволюцию поэта, акцентировав внимание на том, что обусловило репрессии по отношению к нему советской власти. — Показать уникальность Клюева в творческом плане на примере наиболее характерных произведений последнего десятилетия его жизни. Учитывая четырехлетний опыт изучения творчества Клюева, хотел бы дать советы тем, кто включает его в программу. «...Русский берестяной сирин или Аввакум двадцатого столетия»? Фамилия Клюева чаще всего встречается в воспоминаниях о Есенине. При явной их необъективности и даже недоброжелательности по отношению к «старшему брату» Есенина в поэзии и из них можно почерпнуть кое-что существенное. Так, со слов А. Мариенгофа, сам «меньшой клюевский брат» будто бы говорил о своем наставнике и попечителе: «У Миколушки-то над башкой висит Иисус Христос в серебряной ризе, а в башке — корысть, зависть, злодейство» (Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М.,1990. С. 233). О «дружбе-вражде» Есенина и Клюева, продолжавшейся до самой есенинской смерти, говорится и в предисловии к сборнику его стихов, выпущенному «Молодой гвардией» в 1991 году. Приводятся, к примеру, высказывания Есенина соответственно в 1918 и 1925 годах: «Клюев, за исключением «Избяных песен», которые я ценю и признаю, за последнее время сделался моим врагом» (1918). «Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев» (1925) (Клюев Н. А. Стихотворения и поэмы / Сост. предисл. и примеч. Ст. Куняева. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 5—6). А на последних страницах этого же сборника — нежнейшие строки клюевского «Плача о Есенине», датированного 1926 годом и снабженного своего рода не то посвящением, не то дарственной надписью: Тебе, мой совенок, птаха моя любимая!.. Лепил я твою душеньку, как гнездо касатка... Ушел ты от меня разбойными тропинками!.. Рожоное мое дитятко, матюжник милый, Гробовая доска — всем грехам покрышка. Прости ты меня, борова, что кабаньей силой Не вспоил я тебя до златого излишка!.. Овдовел я без тебя, как печь без помяльца... Учитывая, что недоброжелательное отношение к Клюеву выказывали по преимуществу представители окружающей Есенина и во многом способствовавшей его гибели литературной богемы (А. Мариенгоф, В. Шершеневич), по-новому задумываешься над словами В. Маяковского, который писал о взаимоотношениях Есенина и Клюева так: «Его увлек в сторону Клюев, как мамаша, которая увлекает развращаемую дочку, когда боится, что у самой дочки не хватит сил и желания противиться» (Маяковский В. В. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 676). Так, может, и увлекал Есенина Клюев (или, по крайней мере, пытался увлечь) «в сторону» от «разбойных тропинок», ведущих к погибели? Кто знает?.. Наверное, одним из первых сумел почувствовать главное в Клюеве А. Блок, как бы предваривший творческий путь поэта своим пророческим высказыванием о нем и ему подобных еще в 1909 году: «Они видят сны и создают легенды, не отделяющиеся от земли. Земля с ними, и они с землей… и кажется порою, что и холм живой, и дерево живое, и церковь живая, как сам мужик — живой. Только все на этой равнине еще спит, а когда двинется,— все как есть пойдет: пойдут мужики, пойдут рощи по склонам, и церкви, воплощенные Богородицы, пойдут с холмов, и озера выступят из берегов и реки обратятся вспять; и пойдет вся земля» (Последний Лель: Проза поэтов есенинского круга / Сост., вступ. статья и прим. Ст. Куняева М., 1989. С. 8—9, 16—17). «Клюев — большое событие в моей... жизни», — признавался Блок и два года спустя в 1911 году Их переписка продолжалась около шести лет. Много позже впечатления о Клюеве как об уже сложившемся поэте и своеобразной манере чтения им своих стихов оставили Н. Голованов, дирижер Большого театра, и В. Дынник, жена известного ученого фольклориста Ю. Соколова: «Этот поэт... с иконописным русским лицом, окладистой бородой, в вышитой северной рубашке и поддевке (Клюев по происхождению крестьянин-олончанин, прошедший «выучку» у соловецких старцев; мать его — известная сказительница и плачея, памяти которой посвящены его «Избяные песни» и «Песнь о Великой Матери») изумительное, по-моему, явление в русской жизни... Стихи его изумительны по звучности и красоте: философия их — достоевско-религиозная — настоящая вымирающая… Русь». «Читал он предельно просто, но все были словно заколдованы... во мне возникло ощущение, что передо мною настоящий колдун... Стихи были хорошие, но все же не колдовские. Колдовство исходило от самого облика поэта, от его простого, казалось бы, чтения. Повеяло чем-то от «Хозяйки» Достоевского...» (Николай Клюев в последние годы жизни: письма и документы. По материалам семейного архива// Новый мир. 1988. № 8. С. 165—201). Отвечая на нападки в связи с публикацией его поэмы «Деревня», Клюев писал: «Просвещенным и хорошо грамотным людям давно знаком мой облик как художника своих красок и в некотором роде туземной живописи. Это... образами живущие во мне заветы Александрии, Корсуни, Киева, Новгорода от внуков велесовых до Андрея Рублева, от Даниила Заточника до Посошкова, Фета, Сурикова, Нестерова, Бородина, Врубеля и меньшого в шатре Отца — Есенина... Почему же русский берестяной Сирии должен быть ощипан и казнен за свои многопестрые колдовские свирели?» Как бы перекликаясь с ним почти полвека спустя, поэт Николай Тряпкин спросит: «Где скрылся он — тот огнепалый стих?» — и от нашего общего, надеюсь, имени уверенно ответит: Он где-то в нас — под нашей тайной клетью. Знать, так живуч смиренный тот жених Сей Аввакум двадцатого столетья! Пускай придут и вспомнить, и почтить, И зачерпнуть из древлего колодца... Мы так его стараемся забыть, А все забыть никак не удается. В хрестоматии — на одной строке всего четыре слова: «Октябрьскую революцию поэт принял». Но как же тогда понимать то, что он спустя двадцать лет после революции скажет на следствии: «Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси... Я считаю, что политика индустриализации разрушает основу и красоту русской народной жизни, причем это разрушение сопровождается страданиями и гибелью миллионов русских людей... Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я и был, проводимая коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское насаждение». Как понимать то, что революция и советская власть в конечном счете категорически отторгли и Клюева, и его ближайшего соратника Клычкова? «Клюев умер. И никогда уже не воскреснет: не может воскреснуть — нечем жить», — хоронил своего собрата еще и 1924 году, за тринадцать лет до его физического уничтожения, поэт В. Князев. «Старые реакционные писатели типа Клычкова и Клюева к крестьянским писателям Советского Союза не имеют никакого отношения», — отмежевывался от идеологических недругов в 1929 году журнал «На подъеме». «Любовь к природе в творчестве этих писателей — только антитеза ненависти к городу, фабрике, машине, пролетариату, а синтез — это власть кулачья, построенная на богом данной природе», — доносил в 1930 году бдительный О. Бескин. «В стихах типа Клычкова и Клюева мы видим воспевание косности и рутины… словом, апологию «идиотизма деревенской жизни», — прокурорствовал в 1934 году неистовый «бородатый комсомолец» (как его называл в эпиграмме В. Маяковский) А. Безыменский. В ранней молодости Клюев принимал участие в революционном движении (за участие в революционных волнениях 1905 года он в 1906 году был заключен в вытегорскую, а позже — в петрозаводскую тюрьму). Он и в самом деле с восторгом встретил февраль и октябрь, а в 1918 году вступил в большевистскую партию, из которой в 1920 году был исключен за религиозные убеждения. В 1923 году он был арестован в первый раз советской властью, во второй — в 1934-м и сослан в Нарынский край, а затем благодаря хлопотам М. Горького, певицы Н. Обуховой и других переведен на поселение в Томск. Из ссылки он писал С. Клычкову и его жене В. Горбачевой: «Я сослан... на верную и мучительную смерть... я вообще слаб здоровьем, теперь же я навсегда загублен, вновь опухоли, сильнейшее головокружение, даже с рвотой... Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги... свирепая 50-градусная зима, а я голый, даже без шапки, в чужих штанах. Подумай, родной, как помочь моей музе, которой зверски выколоты провидящие очи?! С ужасом жду зимы. Я — нищий, без одежды и без хлеба... Бумаги здесь нет... Я... очень слаб. Весь поседел, кожа стала буро-синей и растрескалась, как сухая земля... свирепо голодаю, из угла гонят и могут выгнать на снег, если почуют, что я не могу за него уплатить...» Позже: «В Томске — глубокая зима. Мороз под 40. Я без валенок, и в базарные дни мне реже удается выходить за милостыней. Подают картошку, очень редко хлеб. Деньгами от двух до трех рублей — в продолжение почти целого дня — от 6 утра до 4 дня, когда базар разъезжается... Из доданного варю иногда похлебку», куда полагаю все: хлебные крошки, дикий чеснок, картошку, брюкву, даже немного клеверного сена, если оно попадается в крестьянских возах. Пью кипяток с брусникой, но хлеба мало. Сахар — великая редкость. Впереди морозы до 60, но мне страшно умереть на улице. Ах, если бы в тепле у печки!» Еще позже: «У меня... — общая изба, где народу 14 человек — мужичья и баб с ребятишками. Моя бедная муза глубоко закрыла свои синие очи, полные слез и мучительных сновидений... Здоровье мое сильно пошатнулось — лежал в больнице десять дней. Какая-то незнакомая доселе болезнь сердца и желудка: невыносимая боль. Лежал десять дней за плату 6 руб. в сутки. Бесплатно ссыльным лекарства и больницы не полагаются... Пронзает мое сердце судьба моей поэмы «Песнь о Великой Матери». Создавал я ее шесть лет. Собирал по зернышку русские тайны... Нестерпимо жалко... Лежал три недели в смертельном томлении, снах и видениях — под гам, мерзкую ругань днем и смрад и храпы ночью... Был на просвечивании — кабинет выдал мне отчаянную бумажку по сердцу и по желудку... Здоровье мое все хуже. Боли в области живота здешние врачи объясняют язвой желудка, которая быстро увеличивается. Сердце не дает покоя, особенно ночью... Слава Богу, что огромный вшивый лишай, занимавший часть шеи, плечо и половину живота, очистился... Несмотря на бездомье и отсутствие уединения, сердце мое полно стихами. Правда, все они не записаны, а хранятся в арсенале памяти и тихо радуют меня: видно, кое-что осталось и для меня в жизни... Четыре месяца был прикован к постели: разбит параличом и совершенно беспомощен. Отнялась левая рука и нога, и левый глаз закрылся... лежу в духоте, давно без бани, вымыть некому, накормить тоже. Левая рука висит плетью... Все тело искусано клопами и расцарапано нестерпимым чесом... Я написал поэму и несколько стихов, но у меня их уже нет — они в чужих жестоких руках… На мне одни лохмотья! Восемь месяцев не был из-за болезни в бане. Самому не дойти, а помочь некому...» Какое же «преступление нужно было совершить, чтобы заслужить такое «наказание»? Думается, что дело не в отдельных произведениях Клюева не в стихотворении «Клеветникам искусства», не в цикле стихов «Разруха», приложенном к протоколу допроса поэта, и не в поэме «Погорельщина», которую он читал на квартирах. Все это — несомненный раздражитель власть имущих, показатель глубокой чуждости поэта строю. Однако причина глубже. Клюев — основатель и идеолог «новокрестьянской поэзии» — направления, к которому также принадлежали С. Есенин, С. Клычков, П. Карпов, А. Ганин и другие. Считалось, что «новокрестьяне» идеализировали старую деревню, однако они лучше, чем кто бы то ни было, знали и светлые, и темные стороны ее жизни и отдавали себе отчет в том, что старому укладу приходит конец и навсегда уходит в небытие мир, породивший и вскормивший их. Они стремились воплотить в своем творчестве и донести до людей то безусловно ценное, что хранила старая русская деревня, лелея надежду, что революция, рушащая перегородки между различными слоями общества, даст возможность проявляться подспудным мощным творческим силам мужицкой Руси. Как и Есенин, принимая революцию «по-своему, с крестьянским уклоном», Клюев поначалу видел в ней осуществление народной мечты о божественной справедливости, совпадавшей для него со справедливостью социальной. Из всех «новокрестьянских поэтов» Клюев основательнее других стоял на земле, на русской земле первой четверти ХХ века, омытой кровью революции и гражданской войны. Уже в 1919 году он обращался к русскому народу с проповедью в духе «Откровения Иоанна Богослова», не щадя человека русского, казня его невежество и жестокость, проявившиеся в разгуле кровавых страстей, и указывая ему путь к свету и благодати: «Ты попираешь ногами кровь мучеников, из злодея делаешь властителя и, как ошпаренный пес, лижешь руки своим палачам и угнетателям. Продаешь за глоток водки свои леса и земли обманщикам, выбиваешь последний зуб у престарелой матери своей и отцу, вскормившему тебя, с мясом вырываешь бороду... Русский народ! Прочисти уши свои и расширь сердце свое для слов Огненной Грамоты!..» Видя, с какой неуемной ретивостью новые властители отторгают от народа многовековую культуру, Клюев пророчески предупреждает: «Направляя жало пулемета на жар- птицу, объявляя ее подлежащей уничтожению, следует призадуматься над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло бы утолить художественный голод дремучей, черносошной России... А пока жар-птица трепещет и бьется смертельно, о самоцветной кровью под стальным глазом пулемета («Последний Лель»). Пророческие слова Клюева начали сбываться почти через десятилетие после того, как были произнесены. Но к этому времени Клюева, как «отца» «кулацкой литературы» и «крепкого литературного хозяина», уже перестали печатать.__

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018