Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)
Цели урока: показать общие мотивы и различия в творчестве этих поэтов; дать
краткий
обзор их поэзии.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Слушаем доклады учеников о поэмах Н. Клюева и их обсуждение.
II. Слово учителя с элементами беседы по творчеству С. Клычкова
Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков) родом из Тверской губернии.
Благодаря поддержке М. И. Чайковского (брата композитора) он окончил реальное
училище в
Москве, учился на историко-филологическом факультете университета. Большое
влияние на
Клычкова оказал С. Городецкий с его вниманием к древнеславянской мифологии,
фольклорным
мотивам. Память будущего поэта хранила множество народных сказок и поверий о
«нечистой
силе»: леших, русалках, домовых, ведьмах.
Поэзия Сергея Клычкова отличается простотой поэтической формы, сюжета,
прозрачностью содержания. Высший идеал красоты для него — природа. Ранняя
лирика
напоминает произведения календарной обрядовой лирики:
За туманной пеленою,
На реке у края,
Он пасет себе ночное,
На рожке играя.
Он сидит нога на ногу
Да молсет1 осоку...
Звезд на небе много-много,
Высоко-высоко.
Ай-люли! Ай-люли!
Весь в серебряной пыли,
Месяц пал на ковыли!
Ай-люли! да ай-люли!
Задремал в осоке леший —
Старичок преклонный...
А в бору пылают клены
От столетней плеши.
А в тумане над лугами
Сбилось стадо в кучу,
И бычок бодает тучу
Красными рогами.
1910
— Как создается настроение этого стихотворения?
Отметим музыкальность, простоту и наивность образов (бычок здесь воспринимается
не
как иносказание, а как живая, непосредственная картинка), народную лексику. И
«нечисть» у
Клычкова изображена совсем не страшной: леший — «старичок преклонный». Такой
же, как и
колдунок из одноименного стихотворения:
Борода у него — мелкий дождичек,
В бороде у него — дуга-радуга,А в руках подожок-подорожничек, —
Собрался старина, видно, надолго...
Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников —
наиболее
характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд не противопоставлены, а
продолжают друг
друга. В сборнике «Кольцо Лады» (1913) два главных образа: дед — собирательный
образ
труженика, хранителя мудрости и опыта предков, и Лада — образ, пришедший из
древнеславянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта, этот образ восходит к
древнеславянской богине весны и плодородия. Сюжетные линии, музыкальные темы
этих образов
переплетаются в книге: «Дедова пахота» — «Лада купается», «Дед отборонил» —
«Лада в саду»,
«Лада в хороводе» — «Дед с покоса».
Лада в поле
Повязалась Лада
Шелковым платком,
Ходит Лада в поле
С липовым лотком.
Ходит Лада — сеет,
Вкруг нее синеет.
Взборонена борозда,
Что ни зернышко — звезда!..
Ходит Лада в поле
С липовым лотком,
По росе ступает
Мягким лапотком.
Ходит Лада — сеет,
Вкруг нее синеет.
Из-под белого платка
Выплывают облака!
Лирический герой предстает одиноким мечтателем, иногда принимающим облик
странника, инока, пастуха-певца, грезящего «наяву али во сне». Он черпает радость
только в
общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков был далек от политики,
от
общественной жизни. Более поздняя лирика становится более конкретной,
освобождается от
условности и сказочности. Только в стихотворении «Предчувствие отражена тревога
за судьбу
России (1917).
Та же Русь без конца и без края,
И над нею дымок голубой —
Что же я не пою, не рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?
И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль
И сгустила туман над полями
Небывалая в мире печаль.
После революции не пожелавший подчиниться «требованиям времени» Сергей
Клычков
оказался под беспощадным обстрелом критики: «полон старо-деревенского
консерватизма имистицизма», — писали о нем. Поэт был вынужден заняться переводами
(переложения эпоса
народов СССР). Однако это уже не спасло его. Он был арестован и расстрелян в 1937
году.
III. Беседа по творчеству П. В. Орешина
Такова же была судьба другого новокрестьянского поэта, Петра Васильевича Орешина
(1887—1938). Родом он из Саратова, отец — из крестьян. Окончил три класса
городского училища,
подолгу жил в деревне, скитался по Поволжью в поисках заработка. Впервые
напечатал
стихотворения в 1911 году, а в 19 18-м вышел его первый сборник «Зарево».
— Что общего в поэзии Клычкова и Орешина и в чем вы видите различие?
(Оба поэта тяготели к новокрестьянской поэзии, общими у них были об разы и
мотивы природы, фольклорно-сказочные мотивы, внимание к деревенскому укладу.
Но, в
отличие от Клычкова, Орешин уделял внимание и социальным темам, темам бедности
и
богатства. Орешин с болью писал о не поэтических сторонах крестьянской жизни,
отражал
бунтарские настроения предоктябрьской деревни.)
— Какие ассоциации вызывает стихотворение «Золотая соха»?
Плохо жнется, плохо косится,
И лежат ряды неровные.
Знать бы, скоро ли износятся
На душе обиды кровные?
Тяжко в пору нам покосную,
Весь до косточки сломаешься.
Ах, зачем ты, жизнь несносная,
К нам как мачеха ласкаешься!
Темен лес, темнее — хижины,
Злой тоской-соломой крытые.
Не судьбой ли мы обижены,
В чистом поле позабытые?
Есть у нас тропинка алая,
Путь-дороженька заветная.
Есть головушка удалая,
Сила-удаль несусветная.
Мы поспорим с злыми чарами,
С колдовством, судьбой и холодом.
Будуг нищие боярами,
Медный грош — червонным золотом.
Обрастет густыми травами
Вековечная кручинушка.
И пойдет гулять заставами
Золотой сохой детинушка.
(Образы, интонации, лексика стихотворения напоминают о поэзии Некрасова. Обилие
народных выражений, устойчивых эпитетов типично для фольклора, корни
стихотворения в
нем.)
Есть у Орешина оригинальные, незатертые строки, образы, найдем их: «Месяц в степи
растянулся покойником, / Светит в тумане серебряным лбом»; «Чмокает ветер губами
дорог»;
«Распахнула зорюшка шубейку».
В отличие от Клычкова, Орешин много пишет и печатается после революции,приветствует изменения в стране. Об этом говорят и названия его стихотворений:
«Комсомольцы», «В покосе соревнуются бригады», «На тракторе сидел я, управляя».
Были у него
и сомнения — туда ли идет деревня:
Соломенная Русь, куда ты
Какую песню затянуть?
Как журавли, курлычут хаты,
Поднявшись в неизвестный путь.
IV. Итог урока
Главное, что объединяло новокрестьянских поэтов, было чувство любви к родной
земле,
беспокойство за ее будущее. Их поэзия безыскусна и очень искренна. Тревога за
судьбу красоты в
живом мире, в душе человека актуальна и сейчас. Нам еще предстоит открывать
художественный
мир этих поэтов.
Домашнее задание
1. Читать стихотворения Сергей Есенина, выучить стихотворение наизусть (на выбор).
2. Индивидуальное задание: доклад-сообщение о биографии Есенина.__