конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия С.Клычкова, П. Орешина"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор).rtf
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор) Цели урока: показать общие мотивы и различия в творчестве этих поэтов; дать краткий обзор их поэзии. Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений. Ход урока I. Реализация домашнего задания Слушаем доклады учеников о поэмах Н. Клюева и их обсуждение. II. Слово учителя с элементами беседы по творчеству С. Клычкова Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков) родом из Тверской губернии. Благодаря поддержке М. И. Чайковского (брата композитора) он окончил реальное училище в Москве, учился на историко-филологическом факультете университета. Большое влияние на Клычкова оказал С. Городецкий с его вниманием к древнеславянской мифологии, фольклорным мотивам. Память будущего поэта хранила множество народных сказок и поверий о «нечистой силе»: леших, русалках, домовых, ведьмах. Поэзия Сергея Клычкова отличается простотой поэтической формы, сюжета, прозрачностью содержания. Высший идеал красоты для него — природа. Ранняя лирика напоминает произведения календарной обрядовой лирики: За туманной пеленою, На реке у края, Он пасет себе ночное, На рожке играя. Он сидит нога на ногу Да молсет1 осоку... Звезд на небе много-много, Высоко-высоко. Ай-люли! Ай-люли! Весь в серебряной пыли, Месяц пал на ковыли! Ай-люли! да ай-люли! Задремал в осоке леший — Старичок преклонный... А в бору пылают клены От столетней плеши. А в тумане над лугами Сбилось стадо в кучу, И бычок бодает тучу Красными рогами. 1910 — Как создается настроение этого стихотворения? Отметим музыкальность, простоту и наивность образов (бычок здесь воспринимается не как иносказание, а как живая, непосредственная картинка), народную лексику. И «нечисть» у Клычкова изображена совсем не страшной: леший — «старичок преклонный». Такой же, как и колдунок из одноименного стихотворения: Борода у него — мелкий дождичек, В бороде у него — дуга-радуга,А в руках подожок-подорожничек, — Собрался старина, видно, надолго... Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников — наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд не противопоставлены, а продолжают друг друга. В сборнике «Кольцо Лады» (1913) два главных образа: дед — собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта предков, и Лада — образ, пришедший из древнеславянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта, этот образ восходит к древнеславянской богине весны и плодородия. Сюжетные линии, музыкальные темы этих образов переплетаются в книге: «Дедова пахота» — «Лада купается», «Дед отборонил» — «Лада в саду», «Лада в хороводе» — «Дед с покоса». Лада в поле Повязалась Лада Шелковым платком, Ходит Лада в поле С липовым лотком. Ходит Лада — сеет, Вкруг нее синеет. Взборонена борозда, Что ни зернышко — звезда!.. Ходит Лада в поле С липовым лотком, По росе ступает Мягким лапотком. Ходит Лада — сеет, Вкруг нее синеет. Из-под белого платка Выплывают облака! Лирический герой предстает одиноким мечтателем, иногда принимающим облик странника, инока, пастуха-певца, грезящего «наяву али во сне». Он черпает радость только в общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков был далек от политики, от общественной жизни. Более поздняя лирика становится более конкретной, освобождается от условности и сказочности. Только в стихотворении «Предчувствие отражена тревога за судьбу России (1917). Та же Русь без конца и без края, И над нею дымок голубой — Что же я не пою, не рыдаю Над людьми, над собой, над судьбой? И мне мнится: в предутрии пламя Пред бедою затеплила даль И сгустила туман над полями Небывалая в мире печаль. После революции не пожелавший подчиниться «требованиям времени» Сергей Клычков оказался под беспощадным обстрелом критики: «полон старо-деревенского консерватизма имистицизма», — писали о нем. Поэт был вынужден заняться переводами (переложения эпоса народов СССР). Однако это уже не спасло его. Он был арестован и расстрелян в 1937 году. III. Беседа по творчеству П. В. Орешина Такова же была судьба другого новокрестьянского поэта, Петра Васильевича Орешина (1887—1938). Родом он из Саратова, отец — из крестьян. Окончил три класса городского училища, подолгу жил в деревне, скитался по Поволжью в поисках заработка. Впервые напечатал стихотворения в 1911 году, а в 19 18-м вышел его первый сборник «Зарево». — Что общего в поэзии Клычкова и Орешина и в чем вы видите различие? (Оба поэта тяготели к новокрестьянской поэзии, общими у них были об разы и мотивы природы, фольклорно-сказочные мотивы, внимание к деревенскому укладу. Но, в отличие от Клычкова, Орешин уделял внимание и социальным темам, темам бедности и богатства. Орешин с болью писал о не поэтических сторонах крестьянской жизни, отражал бунтарские настроения предоктябрьской деревни.) — Какие ассоциации вызывает стихотворение «Золотая соха»? Плохо жнется, плохо косится, И лежат ряды неровные. Знать бы, скоро ли износятся На душе обиды кровные? Тяжко в пору нам покосную, Весь до косточки сломаешься. Ах, зачем ты, жизнь несносная, К нам как мачеха ласкаешься! Темен лес, темнее — хижины, Злой тоской-соломой крытые. Не судьбой ли мы обижены, В чистом поле позабытые? Есть у нас тропинка алая, Путь-дороженька заветная. Есть головушка удалая, Сила-удаль несусветная. Мы поспорим с злыми чарами, С колдовством, судьбой и холодом. Будуг нищие боярами, Медный грош — червонным золотом. Обрастет густыми травами Вековечная кручинушка. И пойдет гулять заставами Золотой сохой детинушка. (Образы, интонации, лексика стихотворения напоминают о поэзии Некрасова. Обилие народных выражений, устойчивых эпитетов типично для фольклора, корни стихотворения в нем.) Есть у Орешина оригинальные, незатертые строки, образы, найдем их: «Месяц в степи растянулся покойником, / Светит в тумане серебряным лбом»; «Чмокает ветер губами дорог»; «Распахнула зорюшка шубейку». В отличие от Клычкова, Орешин много пишет и печатается после революции,приветствует изменения в стране. Об этом говорят и названия его стихотворений: «Комсомольцы», «В покосе соревнуются бригады», «На тракторе сидел я, управляя». Были у него и сомнения — туда ли идет деревня: Соломенная Русь, куда ты Какую песню затянуть? Как журавли, курлычут хаты, Поднявшись в неизвестный путь. IV. Итог урока Главное, что объединяло новокрестьянских поэтов, было чувство любви к родной земле, беспокойство за ее будущее. Их поэзия безыскусна и очень искренна. Тревога за судьбу красоты в живом мире, в душе человека актуальна и сейчас. Нам еще предстоит открывать художественный мир этих поэтов. Домашнее задание 1. Читать стихотворения Сергей Есенина, выучить стихотворение наизусть (на выбор). 2. Индивидуальное задание: доклад-сообщение о биографии Есенина.__

Посмотрите также