Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия С.Клычкова, П. Орешина"
Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор).rtf
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)
Цели урока: показать общие мотивы и различия в творчестве этих поэтов; дать
краткий
обзор их поэзии.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Слушаем доклады учеников о поэмах Н. Клюева и их обсуждение.
II. Слово учителя с элементами беседы по творчеству С. Клычкова
Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков) родом из Тверской губернии.
Благодаря поддержке М. И. Чайковского (брата композитора) он окончил реальное
училище в
Москве, учился на историко-филологическом факультете университета. Большое
влияние на
Клычкова оказал С. Городецкий с его вниманием к древнеславянской мифологии,
фольклорным
мотивам. Память будущего поэта хранила множество народных сказок и поверий о
«нечистой
силе»: леших, русалках, домовых, ведьмах.
Поэзия Сергея Клычкова отличается простотой поэтической формы, сюжета,
прозрачностью содержания. Высший идеал красоты для него — природа. Ранняя
лирика
напоминает произведения календарной обрядовой лирики:
За туманной пеленою,
На реке у края,
Он пасет себе ночное,
На рожке играя.
Он сидит нога на ногу
Да молсет1 осоку...
Звезд на небе много-много,
Высоко-высоко.
Ай-люли! Ай-люли!
Весь в серебряной пыли,
Месяц пал на ковыли!
Ай-люли! да ай-люли!
Задремал в осоке леший —
Старичок преклонный...
А в бору пылают клены
От столетней плеши.
А в тумане над лугами
Сбилось стадо в кучу,
И бычок бодает тучу
Красными рогами.
1910
— Как создается настроение этого стихотворения?
Отметим музыкальность, простоту и наивность образов (бычок здесь воспринимается
не
как иносказание, а как живая, непосредственная картинка), народную лексику. И
«нечисть» у
Клычкова изображена совсем не страшной: леший — «старичок преклонный». Такой
же, как и
колдунок из одноименного стихотворения:
Борода у него — мелкий дождичек,
В бороде у него — дуга-радуга, А в руках подожок-подорожничек, —
Собрался старина, видно, надолго...
Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников —
наиболее
характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд не противопоставлены, а
продолжают друг
друга. В сборнике «Кольцо Лады» (1913) два главных образа: дед — собирательный
образ
труженика, хранителя мудрости и опыта предков, и Лада — образ, пришедший из
древнеславянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта, этот образ восходит к
древнеславянской богине весны и плодородия. Сюжетные линии, музыкальные темы
этих образов
переплетаются в книге: «Дедова пахота» — «Лада купается», «Дед отборонил» —
«Лада в саду»,
«Лада в хороводе» — «Дед с покоса».
Лада в поле
Повязалась Лада
Шелковым платком,
Ходит Лада в поле
С липовым лотком.
Ходит Лада — сеет,
Вкруг нее синеет.
Взборонена борозда,
Что ни зернышко — звезда!..
Ходит Лада в поле
С липовым лотком,
По росе ступает
Мягким лапотком.
Ходит Лада — сеет,
Вкруг нее синеет.
Из-под белого платка
Выплывают облака!
Лирический герой предстает одиноким мечтателем, иногда принимающим облик
странника, инока, пастуха-певца, грезящего «наяву али во сне». Он черпает радость
только в
общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков был далек от политики,
от
общественной жизни. Более поздняя лирика становится более конкретной,
освобождается от
условности и сказочности. Только в стихотворении «Предчувствие отражена тревога
за судьбу
России (1917).
Та же Русь без конца и без края,
И над нею дымок голубой —
Что же я не пою, не рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?
И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль
И сгустила туман над полями
Небывалая в мире печаль.
После революции не пожелавший подчиниться «требованиям времени» Сергей
Клычков
оказался под беспощадным обстрелом критики: «полон старо-деревенского
консерватизма и мистицизма», — писали о нем. Поэт был вынужден заняться переводами
(переложения эпоса
народов СССР). Однако это уже не спасло его. Он был арестован и расстрелян в 1937
году.
III. Беседа по творчеству П. В. Орешина
Такова же была судьба другого новокрестьянского поэта, Петра Васильевича Орешина
(1887—1938). Родом он из Саратова, отец — из крестьян. Окончил три класса
городского училища,
подолгу жил в деревне, скитался по Поволжью в поисках заработка. Впервые
напечатал
стихотворения в 1911 году, а в 19 18-м вышел его первый сборник «Зарево».
— Что общего в поэзии Клычкова и Орешина и в чем вы видите различие?
(Оба поэта тяготели к новокрестьянской поэзии, общими у них были об разы и
мотивы природы, фольклорно-сказочные мотивы, внимание к деревенскому укладу.
Но, в
отличие от Клычкова, Орешин уделял внимание и социальным темам, темам бедности
и
богатства. Орешин с болью писал о не поэтических сторонах крестьянской жизни,
отражал
бунтарские настроения предоктябрьской деревни.)
— Какие ассоциации вызывает стихотворение «Золотая соха»?
Плохо жнется, плохо косится,
И лежат ряды неровные.
Знать бы, скоро ли износятся
На душе обиды кровные?
Тяжко в пору нам покосную,
Весь до косточки сломаешься.
Ах, зачем ты, жизнь несносная,
К нам как мачеха ласкаешься!
Темен лес, темнее — хижины,
Злой тоской-соломой крытые.
Не судьбой ли мы обижены,
В чистом поле позабытые?
Есть у нас тропинка алая,
Путь-дороженька заветная.
Есть головушка удалая,
Сила-удаль несусветная.
Мы поспорим с злыми чарами,
С колдовством, судьбой и холодом.
Будуг нищие боярами,
Медный грош — червонным золотом.
Обрастет густыми травами
Вековечная кручинушка.
И пойдет гулять заставами
Золотой сохой детинушка.
(Образы, интонации, лексика стихотворения напоминают о поэзии Некрасова. Обилие
народных выражений, устойчивых эпитетов типично для фольклора, корни
стихотворения в
нем.)
Есть у Орешина оригинальные, незатертые строки, образы, найдем их: «Месяц в степи
растянулся покойником, / Светит в тумане серебряным лбом»; «Чмокает ветер губами
дорог»;
«Распахнула зорюшка шубейку».
В отличие от Клычкова, Орешин много пишет и печатается после революции, приветствует изменения в стране. Об этом говорят и названия его стихотворений:
«Комсомольцы», «В покосе соревнуются бригады», «На тракторе сидел я, управляя».
Были у него
и сомнения — туда ли идет деревня:
Соломенная Русь, куда ты
Какую песню затянуть?
Как журавли, курлычут хаты,
Поднявшись в неизвестный путь.
IV. Итог урока
Главное, что объединяло новокрестьянских поэтов, было чувство любви к родной
земле,
беспокойство за ее будущее. Их поэзия безыскусна и очень искренна. Тревога за
судьбу красоты в
живом мире, в душе человека актуальна и сейчас. Нам еще предстоит открывать
художественный
мир этих поэтов.
Домашнее задание
1. Читать стихотворения Сергей Есенина, выучить стихотворение наизусть (на выбор).
2. Индивидуальное задание: доклад-сообщение о биографии Есенина.__
Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия С.Клычкова, П. Орешина"
Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия С.Клычкова, П. Орешина"
Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия С.Клычкова, П. Орешина"
Конспект урока "Новокрестьянские поэты. Поэзия С.Клычкова, П. Орешина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.