Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
21.04.2017
Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)
Нетрадиционная форма урока (судебное расследование) позволяет донести до учащихся главную мысль Н.С.Лескова: потеря духовных ценностей, их искажение, преломление только на себя несет за собой гибель человека. Ролевая игра помогает более осмысленно подойти к пониманию сущности характера героев, оценке их поступков, требует от участников обдуманных и взвешенных ответов.Урок проводится в форме судебного разбирательства и дает возможность учащимся сыграть роли обвинителей, адвокатов, сформировать собственную оценку поступкам героини Лескова.
Урок по очерку Лескова.doc
Конспект урока.  Тема: «Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Цели и задачи:  1. Довести до сознания учеников главную мысль Лескова: потеря духовных   ценностей,   их   искажение,   преломление   только   на себя несет за собой гибель человека. 2. Показать неповторимость лесковского слова. 3. Учить умению работать вдумчиво с текстом произведения. 4. Учить умению отстаивать свою позицию.  5. Учить культуре дискуссии. Форма проведения: урок – судебное расследование. Подготовительная работа: 1. Распределение   ролей   (судья,   адвокат,   прокурор,   присяжные, свидетели, рассказчик). 2. Попытаться   самостоятельно   осмыслить   свою   роль, подготовиться к выступлению. 3. Формирование навыков владения юридической лексикой.   Оформление доски:   Суд над («леди Макбет») Измайловой Катериной Львовной. Кто она, Измайлова Катерина Львовна? Сильная                          Убийца.                     Жертва.                   Злодейка. личность.   1. Пылкий, привыкший к простоте и свободе характер? 2. Преступница, четырехкратная убийца ради любви? 3. Островско­добролюбовская героиня? 4. Шекспировская злодейка? Ход урока. Слово учителя: Сегодняшний   урок   является   как   бы   продолжением   той   великой   «Думы   о России», с которой жили лучшие из лучших и продолжают жить. Пусть жертвенник разбит – огонь еще пылает, Пусть роза сорвана – она еще цветет, Пусть арфа сломана – аккорд еще рыдает! И это рыдание аккорда русского могучего, сводного литературного оркестра ощущаем мы с вами при соприкосновении с каждым писателем, поэтом, для кого жизненное кредо – не борьба за власть, славу, толстый кошелек, звание, а борьба за человека. Лучшие из лучших в своих произведениях умели видеть человека, стремились через   свое   творчество   пронести   боль   за   человека,   выразить   любовь   к   нему, способность понять его. Умными,   живыми,   проницательными   глазами   смотрит   на   нас   крупный   и оригинальный мастер художественной прозы Н.С.Лесков, в самую глубь знавший русскую историю и народ свой. «Простой народ спасет Россию – пишет он, ­ ввергнутую в омут крамолами власть имущих…» И с глубокой страстностью заключает: «Этот ли народ надо изображать дурашливым сборищем, не способным понимать своего призвания?» Будут   ли   сейчас   эти   глаза   спокойные,   лукаво­насмешливые   или   загорятся гневом и огнем, сердясь, слушая пошлость, видя несправедливость, беззаконие, которых не могла выносить его благородная душа. Твердость   позиции,   убежденность,   честность,   принципиальность,   высокий полет мысли и поиск истины – все это рождается в спорах, высказываниях; в процессе мыслительной деятельности происходит и самоутверждение человека. Попробуем сегодня отойти от стереотипа урока и провести его как судебное заседание. Но помните: наш суд – это суд над литературным героем, и вы – судьи, заседатели, обвинители, свидетели… сами находитесь на пути к познанию истины, в поисках которой должны быть растревожены ваши сердца, ваши собственные человеческие чувства, ваша совесть… Будьте объективны, принципиальны. Автор вам, читателям, приоткрыл занавес, впустил вас не только в быт России, но и в ее мысли, ее душу! Судья: Встать, суд идет. Прошу садиться. На   судебном   разбирательстве   нам   необходимо   выяснить   истину,   а   истина должна быть правдива. Прошу повторить за мной слова клятвы. Все: Клянусь говорить только правду, одну правду и ничего, кроме правды. Судья: Рассматривается дело о злодеяниях Измайловой К.Л. Суду надлежит выяснить причины преступлений и определить, кто же она, К.Л.: 1. Пылкий, привыкший к простоте и свободе характер? 2. Преступница, четырехкратная убийца ради любви? 3. Островско­добролюбовская героиня? 4. Шекспировская злодейка? Чтобы ответить на эти вопросы, надо рассмотреть жизнь К.Л. Судья: Как жила К.Л. до преступления? Какая у нее была жизнь? Рассказчик: (по тексту). «…характер пылкий, привыкла к простоте и свободе…» Судья: Слово предоставляется прокурору. Прокурор: Исходя из сведений, предоставленных суду, я считаю, что подсудимая вела порочный   образ   жизни,   подтолкнувший   ее   к   преступлениям.   Причины преступлений надо искать именно здесь.  Обеспеченное, благополучное замужество после бедного детства развратили К.Л. Сытость и праздность превратили ее в бездельницу. От скуки и неумения (нежелания!) заняться чем­либо полезным рождаются бредовые идеи.  Она жила только для удовлетворения своих прихотей. Эгоистка….и т.д. Для подтверждения моих выводов прошу выслушать свидетелей. Свидетели: Рассказ о жизни в доме мужа (безделье, скука, семечки).                       Случай с кухаркой. Судья: А что скажет защита? Адвокат: На взгляд защиты есть некоторые оправдывающие ее поведение причины:  вышла замуж не по любви (всякий человек мечтает о счастье);  жизнь в доме мужа скучная, неинтересная (чем же ей заняться?);  хотела иметь детей, но не имела. Судья: Что же все­таки толкнуло К.Л. на измену мужу? Прокурор: По мнению обвинения, доводы (причины), приведенные защитой, не только не оправдывают   поступков   этой   женщины,   а   наоборот,   свидетельствуют   о   ее черствости,   бездуховности,   отсутствию   стыда,   безнравственности,   что   только усугубляет ее вину. Подсудимая забыла о Законе Божьем, не уважала заповедей Христа. Потому и совершила страшный грех – изменила мужу. Послушайте, что говорят свидетели о ее поведении. Свидетели: Рассказчик:  А   вот   как   сам   Лесков   объясняет   этот   поступок:   «…широта   проснувшейся натуры…» (по тексту). Адвокат: Позвольте   защите   высказать   свое   мнение   о   ее   поступке.   Мы   считаем,   что подсудимую побудили совершить этот шаг объективные причины:  отсутствие любви и внимания со стороны мужа (вы только подумайте, какую жизнь ей устроил супруг…, а ей хотелось счастья);  одиночество;  отсутствие ребенка. Муж сам в какой­то мере спровоцировал ее измену. Оскорбленная женщина вынуждена искать счастья на стороне. Судья: Значит, это в поисках счастья подсудимая совершает преступления? Как   уважаемая   публика   понимает   слово   «преступление»,   и   каковы психологические аспекты преступления? Слово публике. Судья: Почему же К.Л. решилась преступить закон? Рассказчик: (по тексту) …Унять натуру невозможно. Реакция природы: Луна спряталась и потускнела. Адвокат: Защита объясняет ее преступления страстным человеческим желанием выйти замуж   за   любимого.   Хотела   спасти   от   острога   любимого.   Это,   своего   рода, самозащита. Защищала свое счастье. Прокурор: Разве можно построить счастье на убийстве?! Трудно психологически объяснить этот поступок. Просто невозможно! Скорее всего, она потеряла рассудок! Вот ее реплика: «Либо ему, либо мне не жить». Но при   этом   действовала   расчетливо   и   осторожно,   чтобы   никто   ничего   не заподозрил.   Поэтому   можно   утверждать,   что   совершила   предумышленное убийство. Судья: Третье преступление – это закономерность или выход из тупика? Прокурор: Одно злодейство ведет к другому. Однажды переступив совесть, закон, К.Л. утратила   нравственные   ограничители,   потеряла   способность   понимать,   что можно, а что нельзя. Она уже не могла остановиться на пути своего безумия. Стремление добиться своей цели любой ценой – вот что такое это убийство. Оно закономерно.   Оно   страшно   еще   и   потому,   что   совершает   его   женщина,   сама готовящаяся стать матерью. И нет ей прощения! Виновна! Свидетель: Рассказ об увиденном убийстве Феди. «…Там кого­то душат». Адвокат: Что можно сказать в защиту этой женщины? Скорее всего, у нее действительно помрачился рассудок, и она действовала в состоянии аффекта. «Мне все равно, лишь бы тебя видеть», ­ эти слова подсудимой подтверждают наше мнение. Рассказчик: «Впрочем, для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радости, она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Учитель: Смерть души… Итак, в К.Л. все мертво, есть только одно светлое  пятно – есть любовь к Сергею. ­ Почему исчезает его любовь к ней? ­ Какую мысль хотел выразить Лесков? Ответы учащихся: Рассказчик: Описание этапа (текст, последняя глава). Учитель: Это тупик. «Прокляни день своего рождения и умри» ­ читаем мы в Библии. ­ Понимает ли она это? Ответы учащихся: Учитель: ­ Могут ли присяжные вынести ей приговор? (Присяжные голосуют и обосновывают свое мнение). Учитель: ­ А каково мнение суда? Судья: зачитывает приговор. Приговор. Выслушав   доводы   защиты   и   обвинения,   показания   свидетелей   по   делу Измайловой   К.Л.   суд   пришел   к   выводу,   что   в   соответствии   с   нормами общественной   морали,   стыда   и   совести,   человеческой   нравственности,   в соответствии с Законом Божьим подсудимая Измайлова К.Л. виновна. Виновна,   прежде   всего,   по   нравственным   законам,   так   как   потеря нравственных понятий ведет к гибели человеческой души, к гибели человека. Руководствуясь законом нравственности, суд считает ее Злодейкой, Убийцей, но отнюдь не островско­добролюбовской героиней.  Юридически суд также признает ее виновной. Но наказание в ней самой. Учитель: …Наказание в ней самой…   К.Л. сама исключила себя из мира людей. Вот куда ведет удовлетворение своих желаний. Итак, кто же она? (вопрос публике). Ответы:  Это не жертва. Жертвами становились все, с кем она соприкасалась. И она не жертва обстоятельств. Обстоятельства она сама создавала…  Ничего   общего   с   Катериной   Островского   у   нее   нет,   хотя   та   тоже изменила мужу…  В   ней   есть   что­то   от   Шекспировской   Макбет.   Она,   несомненно, злодейка…  Она убийца, преступница…  Женщина с сильным характером? Не знаю… Может быть. Но все равно убийца…  … и т.д. Учитель: Приговор вами оглашен. Ваше право. И как сказал Шекспир: Кто начал злом для прочности итога,  Все снова призывает зло в подмоги, Все средства хороши для человека, Кто погрузился в кровь, как в реку. ­ Переступив однажды законы человечности, мы погружаем себя в атмосферу безнравственности, и в итоге страдают все: и живущие сегодня, и те, кто будет жить после. ­ Мне снова хочется обратиться к словам Шекспира, которые еще раз дадут вам пищу для размышления:   Чуть жизни ты подашь пример кровавый, Она тебе такой же даст урок, Ты в кубок яду льешь, а справедливость Подносит этот яд к твоим губам. ­ Вероятно, и здесь восторжествовала справедливость. Обратите   внимание   на   атрибуты   К.Л.:   стул,   шаль,   зеркало,   бокал,   Библия, свеча. ­ Что здесь лишнее? Что не ее?    (Библия). Учитель: Библия. Удел души чистой, тяготеющей к прекрасному. На   предшествующих   уроках   мы   соприкасались   с   творчеством   Лескова,   с натурами   чистыми,   прекрасными,   любящими.   И   вот   повесть   о   злодеяниях,   да совершенных   еще   кем!   И   не   случайно,   я   слышала   ваши   возмущенные   и недоуменные реплики после прочтения очерка: «Такого не может быть!» ­ А как вы думаете? Такое возможно в жизни? Зачем Лесков рассказывает о почти неправдоподобном? Ответы:  Лесков предупреждает нас, что, если человек встанет над законом, если его   личное   «Я»   будет   превыше   норм   человеческого   общежития,   он превращается в преступника…  Опасно   очень   сильно   себя   любить   и   ни   в   чем   не   ограничивать   свои желания. Можно превратиться в леди Макбет…  Я благодарна Лескову за науку: он показал мне жизнь с той стороны, о которой мы редко задумываемся. В нашей жизни, хоть и редко, но все же встречаются подобные вещи… Стихотворение Асадова «Девушка и хулиган». Учитель: Ну что же. Спасибо всем присутствующим за проявление активной жизненной позиции, спасибо за ваше небезразличие. Выводы прозвучали. Суд дал оценку героине Лескова. Домашнее задание:  Всем   присутствующим   на   процессе   также   предлагается   написать   свой приговор К.Л. и Сергею.

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017