Конспект урока "Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" (11 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нетрадиционная форма урока (судебное расследование) позволяет донести до учащихся главную мысль Н.С.Лескова: потеря духовных ценностей, их искажение, преломление только на себя несет за собой гибель человека. Ролевая игра помогает более осмысленно подойти к пониманию сущности характера героев, оценке их поступков, требует от участников обдуманных и взвешенных ответов.Урок проводится в форме судебного разбирательства и дает возможность учащимся сыграть роли обвинителей, адвокатов, сформировать собственную оценку поступкам героини Лескова.
Иконка файла материала Урок по очерку Лескова.doc
Конспект урока.  Тема: «Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Цели и задачи:  1. Довести до сознания учеников главную мысль Лескова: потеря духовных   ценностей,   их   искажение,   преломление   только   на себя несет за собой гибель человека. 2. Показать неповторимость лесковского слова. 3. Учить умению работать вдумчиво с текстом произведения. 4. Учить умению отстаивать свою позицию.  5. Учить культуре дискуссии. Форма проведения: урок – судебное расследование. Подготовительная работа: 1. Распределение   ролей   (судья,   адвокат,   прокурор,   присяжные, свидетели, рассказчик). 2. Попытаться   самостоятельно   осмыслить   свою   роль, подготовиться к выступлению. 3. Формирование навыков владения юридической лексикой.   Оформление доски:   Суд над («леди Макбет») Измайловой Катериной Львовной. Кто она, Измайлова Катерина Львовна? Сильная                          Убийца.                     Жертва.                   Злодейка. личность.   1. Пылкий, привыкший к простоте и свободе характер? 2. Преступница, четырехкратная убийца ради любви?3. Островско­добролюбовская героиня? 4. Шекспировская злодейка? Ход урока. Слово учителя: Сегодняшний   урок   является   как   бы   продолжением   той   великой   «Думы   о России», с которой жили лучшие из лучших и продолжают жить. Пусть жертвенник разбит – огонь еще пылает, Пусть роза сорвана – она еще цветет, Пусть арфа сломана – аккорд еще рыдает! И это рыдание аккорда русского могучего, сводного литературного оркестра ощущаем мы с вами при соприкосновении с каждым писателем, поэтом, для кого жизненное кредо – не борьба за власть, славу, толстый кошелек, звание, а борьба за человека. Лучшие из лучших в своих произведениях умели видеть человека, стремились через   свое   творчество   пронести   боль   за   человека,   выразить   любовь   к   нему, способность понять его. Умными,   живыми,   проницательными   глазами   смотрит   на   нас   крупный   и оригинальный мастер художественной прозы Н.С.Лесков, в самую глубь знавший русскую историю и народ свой. «Простой народ спасет Россию – пишет он, ­ ввергнутую в омут крамолами власть имущих…» И с глубокой страстностью заключает: «Этот ли народ надо изображать дурашливым сборищем, не способным понимать своего призвания?» Будут   ли   сейчас   эти   глаза   спокойные,   лукаво­насмешливые   или   загорятся гневом и огнем, сердясь, слушая пошлость, видя несправедливость, беззаконие, которых не могла выносить его благородная душа. Твердость   позиции,   убежденность,   честность,   принципиальность,   высокий полет мысли и поиск истины – все это рождается в спорах, высказываниях; в процессе мыслительной деятельности происходит и самоутверждение человека. Попробуем сегодня отойти от стереотипа урока и провести его как судебное заседание. Но помните: наш суд – это суд над литературным героем, и вы – судьи, заседатели, обвинители, свидетели… сами находитесь на пути к познанию истины, в поисках которой должны быть растревожены ваши сердца, ваши собственные человеческие чувства, ваша совесть… Будьте объективны, принципиальны. Автор вам, читателям, приоткрыл занавес, впустил вас не только в быт России, но и в ее мысли, ее душу! Судья:Встать, суд идет. Прошу садиться. На   судебном   разбирательстве   нам   необходимо   выяснить   истину,   а   истина должна быть правдива. Прошу повторить за мной слова клятвы. Все: Клянусь говорить только правду, одну правду и ничего, кроме правды. Судья: Рассматривается дело о злодеяниях Измайловой К.Л. Суду надлежит выяснить причины преступлений и определить, кто же она, К.Л.: 1. Пылкий, привыкший к простоте и свободе характер? 2. Преступница, четырехкратная убийца ради любви? 3. Островско­добролюбовская героиня? 4. Шекспировская злодейка? Чтобы ответить на эти вопросы, надо рассмотреть жизнь К.Л. Судья: Как жила К.Л. до преступления? Какая у нее была жизнь? Рассказчик: (по тексту). «…характер пылкий, привыкла к простоте и свободе…» Судья: Слово предоставляется прокурору. Прокурор: Исходя из сведений, предоставленных суду, я считаю, что подсудимая вела порочный   образ   жизни,   подтолкнувший   ее   к   преступлениям.   Причины преступлений надо искать именно здесь.  Обеспеченное, благополучное замужество после бедного детства развратили К.Л. Сытость и праздность превратили ее в бездельницу. От скуки и неумения (нежелания!) заняться чем­либо полезным рождаются бредовые идеи.  Она жила только для удовлетворения своих прихотей. Эгоистка….и т.д. Для подтверждения моих выводов прошу выслушать свидетелей. Свидетели: Рассказ о жизни в доме мужа (безделье, скука, семечки).                       Случай с кухаркой. Судья: А что скажет защита?Адвокат: На взгляд защиты есть некоторые оправдывающие ее поведение причины:  вышла замуж не по любви (всякий человек мечтает о счастье);  жизнь в доме мужа скучная, неинтересная (чем же ей заняться?);  хотела иметь детей, но не имела. Судья: Что же все­таки толкнуло К.Л. на измену мужу? Прокурор: По мнению обвинения, доводы (причины), приведенные защитой, не только не оправдывают   поступков   этой   женщины,   а   наоборот,   свидетельствуют   о   ее черствости,   бездуховности,   отсутствию   стыда,   безнравственности,   что   только усугубляет ее вину. Подсудимая забыла о Законе Божьем, не уважала заповедей Христа. Потому и совершила страшный грех – изменила мужу. Послушайте, что говорят свидетели о ее поведении. Свидетели: Рассказчик:  А   вот   как   сам   Лесков   объясняет   этот   поступок:   «…широта   проснувшейся натуры…» (по тексту). Адвокат: Позвольте   защите   высказать   свое   мнение   о   ее   поступке.   Мы   считаем,   что подсудимую побудили совершить этот шаг объективные причины:  отсутствие любви и внимания со стороны мужа (вы только подумайте, какую жизнь ей устроил супруг…, а ей хотелось счастья);  одиночество;  отсутствие ребенка. Муж сам в какой­то мере спровоцировал ее измену. Оскорбленная женщина вынуждена искать счастья на стороне. Судья: Значит, это в поисках счастья подсудимая совершает преступления? Как   уважаемая   публика   понимает   слово   «преступление»,   и   каковы психологические аспекты преступления? Слово публике. Судья: Почему же К.Л. решилась преступить закон? Рассказчик: (по тексту) …Унять натуру невозможно. Реакция природы: Луна спряталась и потускнела.Адвокат: Защита объясняет ее преступления страстным человеческим желанием выйти замуж   за   любимого.   Хотела   спасти   от   острога   любимого.   Это,   своего   рода, самозащита. Защищала свое счастье. Прокурор: Разве можно построить счастье на убийстве?! Трудно психологически объяснить этот поступок. Просто невозможно! Скорее всего, она потеряла рассудок! Вот ее реплика: «Либо ему, либо мне не жить». Но при   этом   действовала   расчетливо   и   осторожно,   чтобы   никто   ничего   не заподозрил.   Поэтому   можно   утверждать,   что   совершила   предумышленное убийство. Судья: Третье преступление – это закономерность или выход из тупика? Прокурор: Одно злодейство ведет к другому. Однажды переступив совесть, закон, К.Л. утратила   нравственные   ограничители,   потеряла   способность   понимать,   что можно, а что нельзя. Она уже не могла остановиться на пути своего безумия. Стремление добиться своей цели любой ценой – вот что такое это убийство. Оно закономерно.   Оно   страшно   еще   и   потому,   что   совершает   его   женщина,   сама готовящаяся стать матерью. И нет ей прощения! Виновна! Свидетель: Рассказ об увиденном убийстве Феди. «…Там кого­то душат». Адвокат: Что можно сказать в защиту этой женщины? Скорее всего, у нее действительно помрачился рассудок, и она действовала в состоянии аффекта. «Мне все равно, лишь бы тебя видеть», ­ эти слова подсудимой подтверждают наше мнение. Рассказчик: «Впрочем, для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радости, она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Учитель: Смерть души… Итак, в К.Л. все мертво, есть только одно светлое  пятно – есть любовь к Сергею. ­ Почему исчезает его любовь к ней? ­ Какую мысль хотел выразить Лесков?Ответы учащихся: Рассказчик: Описание этапа (текст, последняя глава). Учитель: Это тупик. «Прокляни день своего рождения и умри» ­ читаем мы в Библии. ­ Понимает ли она это? Ответы учащихся: Учитель: ­ Могут ли присяжные вынести ей приговор? (Присяжные голосуют и обосновывают свое мнение). Учитель: ­ А каково мнение суда? Судья: зачитывает приговор. Приговор. Выслушав   доводы   защиты   и   обвинения,   показания   свидетелей   по   делу Измайловой   К.Л.   суд   пришел   к   выводу,   что   в   соответствии   с   нормами общественной   морали,   стыда   и   совести,   человеческой   нравственности,   в соответствии с Законом Божьим подсудимая Измайлова К.Л. виновна. Виновна,   прежде   всего,   по   нравственным   законам,   так   как   потеря нравственных понятий ведет к гибели человеческой души, к гибели человека. Руководствуясь законом нравственности, суд считает ее Злодейкой, Убийцей, но отнюдь не островско­добролюбовской героиней.  Юридически суд также признает ее виновной. Но наказание в ней самой. Учитель: …Наказание в ней самой…   К.Л. сама исключила себя из мира людей. Вот куда ведет удовлетворение своих желаний. Итак, кто же она? (вопрос публике). Ответы:  Это не жертва. Жертвами становились все, с кем она соприкасалась. И она не жертва обстоятельств. Обстоятельства она сама создавала…  Ничего   общего   с   Катериной   Островского   у   нее   нет,   хотя   та   тоже изменила мужу… В   ней   есть   что­то   от   Шекспировской   Макбет.   Она,   несомненно, злодейка…  Она убийца, преступница…  Женщина с сильным характером? Не знаю… Может быть. Но все равно убийца…  … и т.д. Учитель: Приговор вами оглашен. Ваше право. И как сказал Шекспир: Кто начал злом для прочности итога,  Все снова призывает зло в подмоги, Все средства хороши для человека, Кто погрузился в кровь, как в реку. ­ Переступив однажды законы человечности, мы погружаем себя в атмосферу безнравственности, и в итоге страдают все: и живущие сегодня, и те, кто будет жить после. ­ Мне снова хочется обратиться к словам Шекспира, которые еще раз дадут вам пищу для размышления:   Чуть жизни ты подашь пример кровавый, Она тебе такой же даст урок, Ты в кубок яду льешь, а справедливость Подносит этот яд к твоим губам. ­ Вероятно, и здесь восторжествовала справедливость. Обратите   внимание   на   атрибуты   К.Л.:   стул,   шаль,   зеркало,   бокал,   Библия, свеча. ­ Что здесь лишнее? Что не ее?    (Библия). Учитель: Библия. Удел души чистой, тяготеющей к прекрасному. На   предшествующих   уроках   мы   соприкасались   с   творчеством   Лескова,   с натурами   чистыми,   прекрасными,   любящими.   И   вот   повесть   о   злодеяниях,   да совершенных   еще   кем!   И   не   случайно,   я   слышала   ваши   возмущенные   и недоуменные реплики после прочтения очерка: «Такого не может быть!» ­ А как вы думаете? Такое возможно в жизни? Зачем Лесков рассказывает о почти неправдоподобном? Ответы: Лесков предупреждает нас, что, если человек встанет над законом, если его   личное   «Я»   будет   превыше   норм   человеческого   общежития,   он превращается в преступника…  Опасно   очень   сильно   себя   любить   и   ни   в   чем   не   ограничивать   свои желания. Можно превратиться в леди Макбет…  Я благодарна Лескову за науку: он показал мне жизнь с той стороны, о которой мы редко задумываемся. В нашей жизни, хоть и редко, но все же встречаются подобные вещи… Стихотворение Асадова «Девушка и хулиган». Учитель: Ну что же. Спасибо всем присутствующим за проявление активной жизненной позиции, спасибо за ваше небезразличие. Выводы прозвучали. Суд дал оценку героине Лескова. Домашнее задание:  Всем   присутствующим   на   процессе   также   предлагается   написать   свой приговор К.Л. и Сергею.

Посмотрите также