Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Н. В. Гоголь. «Портрет». Проблематика и поэтика повести. Ее место в сборнике
«Петербургские повести». В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя».
Для понимания повести необходимо организовать работу школьников по
составлению комментариев к тексту. Слова можно сгруппировать по смысловым гнездам.
охтенка,
Лексический комментарий:
ширмы,
нагрунтованный холст, червонец, забубенный, разговеться, василиск, гарпия, пунш,
генуэзские купцы.
двугривенный,
калякать,
Исторический комментарий: Щукин двор, квартальный надзиратель, Пятнадцатая
линия Васильевского острова, Коломна, пуристы, Гостиный двор, Французская революция.
Культуроведческий комментарий: ХозревМирза, Милитриса Кирбитьевна,
Еруслан Лазаревич, объедалы и обпивалы, Фома и Ерема, Рафаэль, Гвид, Тициан,
фламандцы, антики из натурного класса, Психея, Леонардо да Винчи, Вазари, манекен,
гипсовый торсик, Вандики и Тицианы, Корредж (Корреджий), Марс, Корина, Ундина,
Аспазия, МикельАнжел, зефиры и амуры, меценат, Грандиссон.
Вопросы и задания для беседы
1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести «Портрет»?
2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения
происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?
3. Как в образе Чарткова отразились черты поэтики романтизма и реализма?
4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и
дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.
5. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской
литературы тема власти денег?
На уроке возможна и практическая (коллективная,
групповая или
самостоятельная) работа по анализу одного из эпизодов повести:
1. Чартков пишет портрет девушки в виде Психеи (со слов «На другой день
раздался колокольчик у дверей его...» до слов «...черты бледной девушки стали наконец
выходить яснее из облика Психеи»). Как в этом фрагменте отразилась идейно
нравственная позиция автора об истинном и ложном в искусстве?
2. Безумие и смерть Чарткова (со слов «Он остановился и вдруг затрясся всем
телом...» до конца I части). Какими средствами Гоголь передает психологическое
состояние Чарткова в этом фрагменте?
Второй урок можно начать с проблемной ситуации, которая может быть создана
при обсуждении оценки Белинским повести «Портрет». Белинский пишет: «„Портрет“ есть
неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в
самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без
увлечения; даже, в самом деле, есть чтото ужасное, роковое, фантастическое в этом
таинственном портрете, есть какаято непобедимая прелесть, которая заставляет вас
насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество
юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального
надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову
свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою, —
и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая ее часть решительно ничего не
стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а
фантазия не принимала никакого участия»1. Можно попросить класс подтвердить или
опровергнуть мнение критика, аргументируя свою позицию цитатами из II части повести.
В урок возможно включить практическую работу по анализу эпизода «История
создания таинственного портрета» (часть II со слов «Отец мой был человек замечательный
1 Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 1. — С. 143. во многих отношениях...» до слов «...удалился в одну уединенную обитель, где скоро
постригся в монахи»). Эта работа может быть и предварительным домашним заданием,
тогда на уроке прозвучат отчеты о его выполнении. Необходимо также выяснить, в чем
символический смысл этой истории.
Продолжить урок можно в форме миниконференции, состоящей из сообщений
учащихся на темы индивидуальных заданий.
Индивидуальные задания
1. Сопоставьте повесть «Портрет» с одним из произведений русской и мировой
литературы, где показана губительность для человека власти денег («Гобсек» Бальзака,
«Анна на шее» Чехова и др.).
2. Сопоставьте «Портрет» Гоголя с «Портретом Дориана Грея» О. Уайльда. В чем
сходство и различие идейноэстетических взглядов двух писателей на проблемы
нравственной ответственности человеческой личности?
3. Сопоставьте 2 редакции «Портрета». Как изменилось фантастическое начало во
второй редакции повести?
4. Рассмотрите рисунок В. Васнецова «В мастерской художника». Сопоставьте его
эмоциональный пафос с финалом I части повести. Какими способами состояние художника
передано В. Васнецовым?
На уроке обязательно должен быть прочитан и прокомментирован фрагмент
финала всей повести, в котором отец, ставший монахом, напутствует сына (часть II со слов
«Я ждал тебя, сын мой...» до слов «...на буднишных одеждах не замечаются пятна»).
Необходимо выяснить, как в этом эпизоде отразились мысли писателя об ответственности
художника за нравственный смысл своих творений, о приоритете нравственности над
талантом.
Для обобщения изученного может быть проведена итоговая беседа.
Вопросы и задания для итоговой беседы
1. Сопоставьте истории жизни двух художников: Чарткова и автора портрета.
Каков смысл двухчастной композиции повести?
2. В чем смысл нарушения реального времени в финале повести?
3. Как в повести проявились мысли Гоголя о взаимосвязях таланта и духовности?
4. Как в тексте отражены религиозномистические представления Гоголя о
божественной и дьявольской сущности искусства?
5. Прокомментируйте смысл финала повести. Почему исчезает таинственный
портрет?
6. В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой моральный урок
преподает читателям Гоголь?
Итог уроков. В повести «Портрет» отразились сокровенные мысли Гоголя о
духовной ответственности художника за свои творения. Он уверен, что талант может
служить как добру, так и злу, показывая его в привлекательном виде. Философия писателя
в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Демоническое начало в любой
момент может поразить слабых духом людей. Единственный путь спасения души в мире зла
и обмана, по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении
противостоять соблазнам, в труде и вере. Понять смысл повести помогает мастерство
писателя: его живые картины Петербурга, изображение борьбы добра и зла в душе
человека, использование фантастики и гротеска для создания образов героев, мотивация
читателя к раздумьям о вечных проблемах и ценностях.
Конспект урока "Н.В. Гоголь "Портрет"
Конспект урока "Н.В. Гоголь "Портрет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.