конспект урока "Н.В. Гоголь "Портрет"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Уроки 1.doc
Н.  В.   Гоголь.   «Портрет».   Проблематика  и поэтика  повести.   Ее место  в  сборнике «Петербургские повести». В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя». Для   понимания   повести   необходимо   организовать   работу   школьников   по составлению комментариев к тексту. Слова можно сгруппировать по смысловым гнездам.   охтенка, Лексический   комментарий:   ширмы, нагрунтованный   холст,   червонец,   забубенный,   разговеться,   василиск,   гарпия,   пунш, генуэзские купцы.   двугривенный,   калякать, Исторический комментарий: Щукин двор, квартальный надзиратель, Пятнадцатая линия Васильевского острова, Коломна, пуристы, Гостиный двор, Французская революция. Культуроведческий   комментарий:   Хозрев­Мирза,   Милитриса   Кирбитьевна, Еруслан   Лазаревич,   объедалы   и   обпивалы,   Фома   и   Ерема,   Рафаэль,   Гвид,   Тициан, фламандцы, антики из натурного класса, Психея, Леонардо да Винчи, Вазари, манекен, гипсовый   торсик,   Вандики   и   Тицианы,   Корредж   (Корреджий),   Марс,   Корина,   Ундина, Аспазия, Микель­Анжел, зефиры и амуры, меценат, Грандиссон. Вопросы и задания для беседы 1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести «Портрет»? 2.   Проследите   ступени   нравственного   падения   Чарткова.   Какие   изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде? 3. Как в образе Чарткова отразились черты поэтики романтизма и реализма? 4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль. 5.   Какой   новый   поворот   приобретает   в   повести   традиционная   для   русской литературы тема власти денег? На   уроке   возможна   и   практическая   (коллективная,   групповая   или самостоятельная) работа по анализу одного из эпизодов повести: 1.   Чартков   пишет   портрет   девушки   в   виде   Психеи   (со   слов   «На   другой   день раздался колокольчик у дверей его...» до слов «...черты бледной девушки стали наконец выходить   яснее   из   облика   Психеи»).   Как   в   этом   фрагменте   отразилась   идейно­ нравственная позиция автора об истинном и ложном в искусстве? 2. Безумие и смерть Чарткова (со слов «Он остановился и вдруг затрясся всем телом...»   до   конца   I   части).   Какими   средствами   Гоголь   передает   психологическое состояние Чарткова в этом фрагменте? Второй урок можно начать с проблемной ситуации, которая может быть создана при обсуждении оценки Белинским повести «Портрет». Белинский пишет: «„Портрет“ есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом   падении   остается   талантом.   Первой   части   этой   повести   невозможно   читать   без увлечения;   даже,   в   самом   деле,   есть   что­то   ужасное,   роковое,   фантастическое   в   этом таинственном   портрете,   есть   какая­то   непобедимая   прелесть,   которая   заставляет   вас насильно   смотреть   на   него,   хотя   вам   это   и   страшно.   Прибавьте   к   этому   множество юмористических   картин   и   очерков   во   вкусе   г.   Гоголя;   вспомните   квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою, — и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия   не   принимала   никакого   участия»1.   Можно   попросить   класс   подтвердить   или опровергнуть мнение критика, аргументируя свою позицию цитатами из II части повести. В урок возможно включить практическую работу по анализу эпизода «История создания таинственного портрета» (часть II со слов «Отец мой был человек замечательный 1 Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 1. — С. 143.во   многих   отношениях...»   до   слов   «...удалился   в   одну   уединенную   обитель,   где   скоро постригся в монахи»). Эта работа может быть и предварительным домашним заданием, тогда на уроке прозвучат отчеты о его выполнении. Необходимо также выяснить, в чем символический смысл этой истории. Продолжить урок можно в форме мини­конференции, состоящей из сообщений учащихся на темы индивидуальных заданий. Индивидуальные задания 1. Сопоставьте повесть «Портрет» с одним из произведений русской и мировой литературы, где показана губительность для человека власти денег («Гобсек» Бальзака, «Анна на шее» Чехова и др.). 2. Сопоставьте «Портрет» Гоголя с «Портретом Дориана Грея» О. Уайльда. В чем сходство   и   различие   идейно­эстетических   взглядов   двух   писателей   на   проблемы нравственной ответственности человеческой личности? 3. Сопоставьте 2 редакции «Портрета». Как изменилось фантастическое начало во второй редакции повести? 4. Рассмотрите рисунок В. Васнецова «В мастерской художника». Сопоставьте его эмоциональный пафос с финалом I части повести. Какими способами состояние художника передано В. Васнецовым? На   уроке   обязательно   должен   быть   прочитан   и   прокомментирован   фрагмент финала всей повести, в котором отец, ставший монахом, напутствует сына (часть II со слов «Я   ждал   тебя,   сын   мой...»   до   слов   «...на   буднишных   одеждах   не   замечаются   пятна»). Необходимо выяснить, как в этом эпизоде отразились мысли писателя об ответственности художника   за   нравственный   смысл   своих   творений,   о   приоритете   нравственности   над талантом. Для обобщения изученного может быть проведена итоговая беседа. Вопросы и задания для итоговой беседы 1.   Сопоставьте   истории   жизни   двух   художников:   Чарткова   и   автора   портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести? 2. В чем смысл нарушения реального времени в финале повести? 3. Как в повести проявились мысли Гоголя о взаимосвязях таланта и духовности? 4.   Как   в   тексте   отражены   религиозно­мистические   представления   Гоголя   о божественной и дьявольской сущности искусства? 5.   Прокомментируйте   смысл   финала   повести.   Почему   исчезает   таинственный портрет? 6.   В   чем   философский   смысл   повести   «Портрет»?   Какой   моральный   урок преподает читателям Гоголь? Итог   уроков.  В   повести   «Портрет»   отразились   сокровенные   мысли   Гоголя   о духовной   ответственности   художника   за   свои   творения.   Он   уверен,   что   талант   может служить как добру, так и злу, показывая его в привлекательном виде. Философия писателя в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Демоническое начало в любой момент может поразить слабых духом людей. Единственный путь спасения души в мире зла и обмана, по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении противостоять   соблазнам,   в   труде   и   вере.   Понять   смысл   повести   помогает   мастерство писателя:   его   живые   картины   Петербурга,   изображение   борьбы   добра   и   зла   в   душе человека, использование фантастики и гротеска для создания образов героев, мотивация читателя к раздумьям о вечных проблемах и ценностях.

Посмотрите также