Конспект урока о Маяковском
Оценка 4.8

Конспект урока о Маяковском

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
13.05.2019
Конспект урока о Маяковском
Урок призван расширить знания о жизненном и творческом пути В.Маяковского, представления учащихся о своеобразии самосознания и мироощущения лирического героя Маяковского; развивать умения учащихся анализировать поэтическое произведение («А вы могли бы?», «Нате!»), развивать навыки свободного владения литературной речью; на примере стихотворений «А вы могли бы?», «Нате!» выявить основное направление ранней лирики В.Маяковского; воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии поэтического текста, художественный вкус.
открытый урок по литературе о Маяковском.doc
Открытый урок по литературе в 9 классе "Разрешите представиться – Маяковский" Тип урока: комбинированный Цель урока: интерпретация художественного текста. Задачи:  расширить знания о жизненном и творческом пути В.Маяковского, представления  учащихся о своеобразии самосознания и мироощущения лирического героя  Маяковского;    развивать умения учащихся анализировать поэтическое произведение («А вы могли  бы?», «Нате!»), развивать навыки свободного владения литературной речью; на примере стихотворений «А вы могли бы?», «Нате!» выявить основное  направление ранней лирики В.Маяковского; воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии  поэтического текста, художественный вкус. Оборудование урока:  компьютер, проектор, записи стихов поэта, песни на стихи  Маяковского. Ход урока:  1. Орг. момент. 2. Мотивация учебной деятельности учащихся. ­ Наш урок начнем с разминки. Я называю слово, а вы ­ ассоциацию. Детство? Школьный  звонок? Урок литературы? Владимир Маяковский? А помогают ли вам ассоциации на  уроке литературы? Как ассоциации помогают понять поэтический текст? ­ Работа со стихотворением «Ночь» (групповая). Класс делится заранее на 3 группы, на  столах у каждой группы набор цветной бумаги, клей, ножницы, лист картона. Прослушайте стихотворение. Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги. Толпа — пестрошерстая быстрая кошка ­ плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая. ­ О чем оно? Легко ли ответить на этот вопрос? Если не хватает слов, попробуем  действовать по­другому.  Попробуйте создать картину ночи, используя цветную бумагу, ножницы и свои  ассоциации от этого стихотворения. Не бойтесь творить, приветствуются самые  неожиданные ассоциации. Решите в группе, из каких фигур, каких цветов будет  ваша картина. (На это отводится  5­7 минут, в это время звучит музыкальная  композиция «Багровый и белый» см.Приложение 1) Защита своих картин­аппликаций каждой группой.   Какие цвета использовали? Что изобразили? А что хотел изобразить поэт?  Кто автор стихотворения? (Маяковский)  Почему такое необычное стихотворение? (Футуризм)  Что вам известно об этом направлении? Слово учителя: Что такое ночь для романтика? Время свиданий, время любви. Но для Маяковского  ночь – это, скорее, время человеческих страстей и не только любовных. Начинается  стихотворение «Ночь», как многие другие его стихи, вполне эпатажно. Первое  четверостишие содержит почти одни эпитеты. Только к чему они относятся, остается  загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан». О чем это? Можно  предположить,  что это день ­  контрастное с ночью время суток. Белый день и багровый  закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью,  ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию. В представлении  читателя возникает образ города­игрока: Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. Этот образ игрового дома, казино дополняют и «горящие желтые карты», которые  раздали «черным ладоням сбежавшихся окон». По ночным улицам "толпа –  пестрошерстая быстрая кошка – плыла, изгибаясь, дверями влекома" в поисках  развлечений и удовольствий. В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного  города было делом обычным. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино  использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение.  Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные  инструменты. Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на  этом празднике жизни.  Какой из групп удалось  на картине лучше передать замысел автора?  Что вам хотелось бы узнать о человеке, создавшем такое стихотворение?  На какие бы вопросы вы хотели получить ответы? –Каким человеком он был? – Может ли быть поэзия Маяковского актуальной? ­  Футуризм и Маяковский. Эти вопросы, а вернее поиски ответов на них и будут целями нашего урока. 3 Сообщение темы урока Тема сегодняшнего урока: «Разрешите представиться – Маяковский».  Цель нашего урока – расширить знания о Владимире Маяковском, проанализировать его  стихи. И найти ответы на вопросы, поставленные вами. ­Владимир Маяковский великолепный, самобытный поэт, блестящий оратор, яркая  личность. Маяковский как никто другой был одарён талантом красноречия. Когда он  отвечал на вопросы, в зале разгорались страсти. Не все понимали его остроты. Про таких  он говорил: “Его смешишь во вторник, а он смеётся в пятницу”. Поэта спрашивали: "Часто ли вы заглядываете в Пушкина?" Маяковский  отвечал: "Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть". А на выпад: “Маяковский,  почему вы всё время хвалите себя?”, поэт отвечал: “Никогда не говори о себе дурного, это всегда за тебя сделают товарищи”, ­ и широким жестом обводил зал.   Прочитайте строки из различных стихотворений Маяковского (у каждой группы –  раздаточный  материал).  Каким вы представляете себе Маяковского­поэта,  Маяковского­человека?  «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте  водосточных труб? «Вот, хотите, из правого глаза выну целую цветущую рощу?!» «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору—а доказать ничего не умею!» «Ненавижу всякую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!» «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души» «Мненье—это не именье, потерять его не страшно» «Чтобы выбиться нам сквозь продажную смрадь из грязного быта и вшивого—давайте не взятки брать, а взяточника брать за шиворот» «О, если б я нищ был! Как миллиардер!» «Я хочу быть понят моей страной»  Предположения ребят:  искренний, жизнерадостный, правдивый, талантливый…… 4. Презентация биографии и творчества В. Маяковского (инд. задание учащегося) Приглашаю вас перелистать страницы жизни поэта. А в тетради необходимо записать  основные сведения.  В. Маяковский родился в Грузии. Отец. Мама. Две сестры. «Других Маяковских, ­ как  отметил поэт в автобиографии «Я сам», ­ не имеется». Маяковский учился в классической гимназии Кутаиси, Московской гимназии,  Строгановском училище, из училища живописи отчислен за участие в скандальных  выступлениях футуристов. Маяковский был трижды арестован. В 1909 г. провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме.  Тюрьма ­ начало стихотворной деятельности. Плаксивыми стихами, как он сам их называл,  исписал целую тетрадку. Благодарен надзирателю, что при выходе из тюрьмы ее отобрали. В училище живописи Маяковский знакомится с поэтом и художником Давидом Бурлюком. Как–то М. прочитал Бурлюку свое стихотворение, сказав, что это написал его знакомый.  Бурлюк, прочитав стихотворение, воскликнул: «Это же вы написали, Вы гениальный поэт!» В 1912 году М. вступает в литературно­художественную группу футуристов (новое  литературное направление) «Гилея». Программным для футуристов был эпатаж. Одна из газет так описывала появление  футуристов: "Вчера на Сумской улице творилось нечто сверхъестественное: громадная  толпа запрудила улицу. Что случилось? Пожар? Нет. Это среди гуляющей публики  появились знаменитые вожди футуризма ­ Бурлюк, Каменский, Маяковский. Все трое в  цилиндрах, из­под пальто видны желтые кофты, в петлицах пучки редиски..." Для эпатажа футуристы придумывали необычные названия своим манифестам. Публичные  выступления начинались и заканчивались ударом в гонг. Казимир Малевич являлся с  деревянной ложкой в петлице, Крученых носил на веревке через шею диванную подушку,  Маяковский – в желтой кофте. В альманахе «Пощечина собственному вкусу» футуристы пытаются разорвать связь с  традициями русской классики. Позвольте зачитать положение из манифеста. Лилия Брик заняла центральное место в его жизни. Несмотря на то, что в жизни  Маяковского были другие романы, как и у Лилии Брик увлечения на стороне, Маяковский  по­настоящему любил только эту женщину. Все творчество поэта можно соотнести с 5­актным действием, прологом и эпилогом. «Близкие люди не поверили, узнав о самоубийстве поэта. Маяковский на это был не  способен. Именно к эпилогу его творчества относится предсмертное письмо «Всем».  Что поразило и привлекло ваше внимание?  Но лучше и больше расскажут о поэте его стихи. 5.Анализ стихов: 1) Стихотворение «Нате!» (Выразительное чтение отдельно подготовленным  учеником) Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где­то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот. Задания: ­ Составить таблицу: изображение толпы и лирического  героя. Для этого выпишите  строчки, которыми они описаны.  1 группа ­ описание толпы, 2 группа ­ описание лирического героя.  3 группа­футуристы: знакомят с основными особенностями направления (дома  знакомились с отрывками из трактата «Пощечина общественному  вкусу»), ищут в этом  стихотворении следы футуризма.  Ответы 1и 2 групп.  Ответ: Толпа  вытечет по человеку ваш обрюзгший жир мужчина, у вас в усах капуста женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей взгромоздитесь, грязные, в калошах и без  калош Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь Лирический герой открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир бабочку поэтиного сердца мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот  Найдите среди выписанных слов метафоры, объясните, как вы их понимаете? Метафоры: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»? (главная составляющая такого  человека – жир, жизнь его – еда)  «раковина вещей»? (полное погружение человека в быт )Почему автор сопоставляет  людей с моллюсками? (лишены внутренней формы, принимают любое обличье, это  бесформенная субстанция) Что олицетворяет «стоглавая вошь»? (мерзкое насекомое, бесцветное, толпа  многочисленна) Итак, обобщим, какой представлена толпа? Метафоры :«А я вам открыл столько стихов шкатулок» Для чего нужны  шкатулки? (хранить) Что? (драгоценности)Что для лирического героя является самым  драгоценным? (его бесценные слова – самое драгоценное, самоцветы)«Открыл» Почему  он их не хранит? О какой черте характера это говорит? (душевная щедрость) Почему называет себя «мотом и транжиром»? Как понимаете эти слова? Какая интонация звучит в этих строках? (усмешки или упрека, понимает, что поэзия  никому не нужна) «Бабочка поэтиного сердца» Какие ассоциации вызывает образ бабочки? (хрупкость,  красота, незащищенность, легкость, полет, теплота, трепетность) Итак, каким представлен образ лирического героя? (щедрым, настоящим поэтом,  хрупким и беззащитным)  В четвертой строфе этот образ резко меняет свою окраску. Лирический герой  называет себя грубым гунном. Кто такие гунны? (тюркские племена, которые  вторглись в Европу)  Почему герой свое выступление, когда он щедро дарит свои бесценные слова,  называет кривляньем, шутовством? Это чье восприятие?  Получается, что герой и бабочка, и гунн. Кто же он на самом деле?  В данном случае мы видим, что герой одевает маску. Зачем? А в каких случаях  люди вообще одевают маски? (маска шокирует публику, маска защищает,  помогает оценить толпу)  А для чего необходима показная грубость? (герой показывает, что в состоянии  защитить себя).  В чем лирический герой видит свое предназначение? (носитель высоких идеалов,  должен служить людям) Вспомните пушкинского «Пророка» «Глаголом жги сердца людей». На что должно быть  направлено слово поэта? (воспламенять сердца людей, нести правду, любовь,  справедливость). Вопрос к 3 группе: какие черты футуризма здесь увидели?  Авторский неологизм «поэтиное». Как понимаете его?  Разговорная лексика: обрюзгший жир, мот и транжир, взгромоздитесь и др.  Ораторская интонация лирического героя, заглавие ­ вызов Лирический герой бросает вызов ограниченности и самодовольной тупости толпы, которая  прячется под маской любви к изысканной поэзии. Публика приходит посмотреть на  «кривлянья» поэта, для них, знатоков и ценителей классической литературы, он всего лишь клоун. А этот клоун обещает: «Я захохочу и радостно плюну, / Плюну в лицо вам / Я —  бесценных слов транжир и мот». 2) Анализ стихотворения В.Маяковского «Послушайте» (аудиофайл см.  Приложение 2) Вопросы для групп: 1 группа 1. Стихотворение начинается с  призыва  ко всем «Послушайте!»  Что звучит в этом  восклицании?  (В этом восклицании звучит боль и чувствуется отчаяние лирического героя, пытающегося  достучаться до людских сердец. Он ищет ответ на вопрос, который звучит как  риторический:                             Ведь, если звёзды зажигают,                              значит — это кому­нибудь нужно?                             Значит кто­то хочет, чтобы они были?                             Значит кто­то называет эти плевочки жемчужиной) 2. Какие лирические персонажи  есть в стихотворении? Лирический герой,  Бог  и ещё один персонаж. Формулируя вопрос, лирический герой  называет его – «кому­нибудь», «кто­то».  3. О чём просит лирический герой? Почему клянётся? Не забывайте, что  стихотворение пишет влюблённый поэт!       Жизнь  и любовь под беззвёздным небом  невозможны. Нет красоты  ­ и нет любви. Вот  почему  лирический герой не перенесёт эту беззвёздную муку. Высокий эпитет   беззвездная как бы  одухотворяет слово  мука. 2 группа 4. Прочитайте начало и конец стихотворения. 5. Какой композиционный приём использовал  В. Маяковский? 6. Что хочет сказать поэт в последней части стихотворения? О чём говорит  вопросительная интонация последнего предложения и почему Маяковский всё­таки  добавил восклицательный знак к знаку вопроса?  Выводы: Так какова же основная мысль стихотворения? Что утверждает поэт  стихотворением?          В этом мире необходимы красота и любовь, душевное тепло. Звёзды на небе зажигает  Господь. Звёзды в человеческой душе может зажечь другой человек.                                 Вопрос к 3 группе:  Как стихотворение связано с идеями футуризма?  Противопоставление философии антиэстетизма и категории прекрасного выражено  в  контекстных антонимах: звёзды для кого­то плевочки, а для кого­то — жемчужины.  Но стихотворение скорее отрицает идеи футуризма, идеи разрушения гармонии, идеи  разрушения синтаксиса и грамматики. Вообще начало стихотворения звучит как продолжение какого­то диалога, спора. Между  кем? Может быть лирический герой (а в данном случае читай: Маяковский) спорит с самим собой? Ведь отрицая поэзию Пушкина, Фета, Тютчева, отрицая красоту в целом ( Поэзия ­  встрёпанная девка,// А красота — кощунственная дрянь, ­ так антиэстетизм  декларировал Д.Бурлюк — друг и учитель В.Маяковского), футуристы должны были  отрицать и божественную красоту неба.  В метафоре  «звёзды зажигают»  выражена  мысль лирического героя о том, что только  горящая звёзда, живая звёзда  «придаёт смысл жизни, является подтверждением  наличия в  мире любви, красоты, добра» (Дядичев В.Н.)    Выводы:     Основная идея стихотворения заключается в том, что в жизни каждого  человека должна загораться звезда. Без идеи, без цели невозможно существовать в этом  мире, начинается «беззвездная мука», когда все, что ты делаешь – бессмысленно, пусто.  Человеку мало просто жить. Встречать каждое утро улыбкой, двигаться к чему­то  большему и лучшему, дарить любовь и радость другим – такова жизнь, отмеченная  «звездами». Чем отличается это стихотворение от «Нате»? «Послушайте!» отличается от других стихотворений Маяковского, прежде всего, тем, что  поэт не использует в нем неологизмы, «резкие» слова и пафосные фразы. Он не  противопоставляет себя обществу, как это было в стихотворении «Нате».  Маяковский в своем лирическом творении раскрывается как человек с искренней  душой, с добрым сердцем, желающий, чтобы все рано или поздно нашли место в  жизни. 6. Итоги урока: Каким человеком  был Маяковский? – Может ли быть поэзия Маяковского актуальной? ­  Футуризм и Маяковский? Как раскрываются особенности этого направления в стихах  поэта? ­ Есть ли в стихах Маяковского что­то созвучное с нашим временем? Говорят, что каждый великий поэт должен переживать сначала непризнание, потом ­  признание, потом забвение, и возвращение к себе. Маяковского часто называли поэтом  будущего времени. Сейчас он понятен как никогда. Его будущее наступило. Прослушайте музыкальную  композицию «Лилечка»(см.Приложение 3) , музыка и  исполнение группы «Сплин», слова ­ Маяковского и продолжите предложения: Для меня Маяковский… Я думаю, что… Самое страшное в жизни… Учитель на уроке… Сегодня на уроке…  7. Дом. задание. Написать эссе на тему: «Мой Маяковский»

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском

Конспект урока о Маяковском
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019