Конспект урока "Обитатели пресных вод. Рыбы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это урок окружающего мира для учащихся 2 класса. ( Учебник Н. Ф. Виноградовой) На уроке используются разные виды работ, ИКТ. Ученики знакомятся со строением тела рыб, работая в группах, исследуют гипотезу: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде».
Иконка файла материала план-конспект урока.docx
ПЛАН УРОКА Класс 2А   дата Тема урока: Обитатели пресных вод. Рыбы.  Место и роль урока в изучаемой теме (первый, второй …):третий. Цели урока:  1) составить целостное представление об обитателях пресного водоема;  познакомить учащихся с разнообразными речными обитателями, связями между ними; 2) развивать память, мышление, связанную речь учащихся; 3) воспитывать эмоционально­ценностное отношение к водоему и его обитателям, сформулировать правила поведения на водоемах. Планируемые результаты (ученик научится): предметные: знакомство с разнообразием обитателей пресного водоема,  особенностями приспособления животных к условиям жизни в этих водоёмах.  метапредметные:  регулятивные:  выполнение   задания   в   соответствии   с   поставленной   целью, соотнесение старой и новой информации, присвоение нового знания.  познавательные: формирование информационной, познавательной и  рефлексивной компетенций через работу с информационным текстом.  коммуникативные:  конструктивное   взаимодействие   друг   с   другом,   умение договариваться, приходить к общему мнению.  личностные:  проявление   навыков   сотрудничества,   уважительного   отношения   к мнению   других,   формирование   собственного   мнения   и   умения находить   выходы   из   спорных   ситуаций;   осознание   своей   значимости   в   решении экологических проблем. Межпредметные связи: экология, биология. Формы и методы работы: рассказ,беседа, работа в группах.  Оборудование и ресурсы: презентация к уроку, видеоролик, заготовки для опорных  слов при составлении кластера, информационные тексты (на каждого учащегося),  задания для групп, фотографии и иллюстрации животных рек и озер.  Ход урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. I. Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем. И мир большой познаем. Человек ещё не проник во все тайны природы. Может быть эти открытия совершите и вы! А что для этого нужно делать?       II. Актуализация знаний.  ­Посмотрите вот сюда. ­ Ребята, что вы видите на экране?(Слайд 1 ­ водоем) – Скажите, какие бывают водоёмы? (Слайд 2 – естественные и искусственные)  – Какие естественные водоемы бывают?(Слайд 2­ пресные и соленые) ­ Какие типы водоёмов относятся к пресным водоемам?  (Слайд 3 ­ Реки, озёра, ручьи)­ Что относится к соленым водоемам? (Слайд 2­Моря, океаны) – Какие водоёмы относятся к искусственным? (Слайд 3­ Водохранилища, пруды,  каналы) ­ Почему они называются искусственными? (Они созданы человеком.) III. Формулирование темы урока. – Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.  ­ Да.  (Ученики приводят примеры). 1. Работа в группах. Учитель читает загадки, ученики отгадывают. 1)Ползет наоборот, Задом наперед, Все под водой     Хватает клешней.(Слайд 4­Рак) 2) Вильнет хвостом туда­сюда     И нет ее, и нет следа. (Слайд 5­Рыба) 3)Скачет зверушка,    Не рот, а ловушка.   Попадут в ловушку   И комар, и мушка. (Слайд 6­Лягушка) 4) У кого глаза на рогах, А дом на спине. (Слайд 7­Улитка) 5)  Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Слайд 8­Стрекоза) 6)  Есть на речках лесоруб В серебристо­бурой шубе. Из деревьев, веток, глины Строит прочные плотины. (Слайд 9­Бобр) ­ Где живут названные животные? ( В водоемах) ­ Да, эти животные могли бы сказать: В воде мы живем, Без воды пропадем.(Слайд 10) – Давайте сформулируем тему нашего урока. (Слайд 11­ Обитатели пресных вод.  Рыбы) ­  Как вы думаете, что мы должны узнать  и чему научиться на нашем уроке?  (…) IV. Изучение нового материала. ­ 1.Просмотр видеофильма. – Давайте посмотрим видеофильм.  ­ Кто являются основными обитателями водоемов? (…) ­ Кто такие рыбы? (Рыбы – это животные, которые обитают в воде) 2. Работа в группах.­ Исследуйте гипотезу: «Рыбы ­ это животные, которые приспособлены к жизни в  воде». ­ Вспомним правила делового сотрудничества в группе: ­уважать мнение другого; ­ не обижать и не обижаться; ­  быть внимательным; ­  соблюдать тишину (работать вполголоса); ­  слушать и слышать друг друга. (Работа в группах. Работа по плану с.90 учебника. Слайд 12) ­ Давайте проверим выполненную работу. (Слайд 13,14) 1.Продолговатое, обтекаемое тело, чтобы легче было двигаться в воде. 2.Части тела рыбы: голова, туловище, хвост, плавники. 3.Цвет тела помогает рыбе прятаться от хищников. 4.Тело покрыто блестящей чешуёй. 5.Плывёт с помощью плавников и хвоста. 6.Жабры нужны, чтобы заглатывать воду и дышать. 7.Нет ног, есть плавники, чешуя, жабры, дышат кислородом, растворённом в воде. 8. Рыбы растут, питаются, размножаются, дышат. 3. ­ А теперь давайте познакомимся с построением рыбы. Ребята, у вас на партах  лежат рисунки. Вам надо обозначить части тела рыбы. ­ Теперь смотрите на экран и исправьте ошибки. (Слайд 15) ­ Ребята, а  теперь отдохнем немного, встанем из­за парт.  К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз ­ два­три­четыре ­ Вот так славно освежились! А теперь поплыли дружно! Делать так руками нужно­ Вместе ­ раз – это брас, Одной – другой ­ это кроль. Все как один плывём.  Вышли на берег крутой И отправились домой. ­ Ну это только в стихотворении мы направились домой. На самом деле мы  возвращаемся на урок.  V. Включение в систему знаний повторения.  1. Работа по учебнику. Чтение текста о рыбах с.92  ­ Дальше мы узнаем какие же рыбы живут в пресных водоемах? Для этого читаем  текст дальше с. 93­94.­ О каких рыбах вы узнали? Расскажите. (Рассказывают про карася, щуку, уклейку,сома) ­ Ребята, все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в  отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за  счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для  друга, и если из водоема исчезнут какие­либо растения или насекомые, то остальные  жильцы начнут болеть и погибнут. Что же нам, людям, делать чтобы они не погибли. ( Ученики в группах рисуют правила сохранения водоемов) VI. Итоги урока. ­ Молодцы, ребята. Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги урока.  ­ Ребята, о ком мы говорили сегодня на уроке? (…) ­ Кто из обитателей водоема вам особенно запомнился? (…) ­ А еще о чем говорили? (…) ­ Что особенно заинтересовало вас во время урока? (…) ­ Что нового узнали на уроке? (…) ­ Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? (…) VII. Рефлексия учебной деятельности. ­ Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. ­ Если на уроке у вас всё получилось, то выберите желтую рыбку. ­Если у вас возникали затруднения, то выберите зеленую рыбку. ­Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, не всё было удачно, то выберите  красную рыбку. VII. Домашнее задание. ­ Записываем домашнее задание. Оно творческое. У кого дома есть аквариум  написать про своих рыбок, об их жизни. У кого нет аквариума, подобрать загадки,  пословицы, об обитателях водоемов.