Конспект урока Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8-й класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
29.01.2017
Поможет преподавателю восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; углубить и расширить знания по теме;
продолжить формирование пунктуационного навыка;
развивать логическое мышление, умение делать вывод; развивать навыки креативного мышления при усвоении информации; воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.
16.01.docx
ХОД УРОКА
Предмет: русс. яз. Класс: 8 класс Дата:16.01.2017
ТЕМА: Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8-й класс
ЦЕЛИ УРОКА:
1) восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах;
углубить и расширить знания по теме;
2) продолжить формирование пунктуационного навыка;
3) развивать логическое мышление, умение делать вывод;
4) развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;
5) воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: тетради, учебники, толковый словарь.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Фронтальный опрос учащихся.
Какие члены предложения называются однородными?
Как связываются между собой однородные члены предложения?
В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?
I. Опрос-повторение.
1. Вспомните, какие члены предложения называются однородными?
2.Синтаксическая пятиминутка
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
В чём особенность этого предложения?
Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не
встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и
как в связи с этим может называться. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Запишите её.
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: уточнить и расширить знания…
учиться ставить …
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Определите, с каким из трёх значений слова “обобщить”связан термин
“обобщающие слова при однородных членах”.Выделите это значение, а в нём
самом – главное, ключевое слово:
ОБОБЩИТЬ (несов. обобщать) –
1. Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее.
2. Придать общее значение чему-либо частному, единичному.
3. Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать выводы из наблюдений
отдельных фактов, выразив их в форме общего положения.
1.УПРАЖНЕНИЕ ШУТКА (Высвечивается на доске)
Прочитай те текст. Спишите. Сколько в нём однородных членов? Подчеркните их как
члены предложения. Все ли значения этих слов вам понятны? Справьтесь в толковом
словаре. Каким обобщающим понятием можно объединить однородные члены?
Если мне подарят лодку,
Ялик,
Гичку,
Самоходку
Или хоть байдарку,
Как я буду рад подарку!
Я согласен и на джонку,
Катер,
Яхту, Плоскодонку,
На каяк,
Каноэ,
Батик,
В крайнем случае, на плотик…
Б.Заходер
3. Подберите к данным существительным обобщающие слова. ДЛЯ СПРАВКИ
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3). Биссектриса, медиана, уравнение, теорема, лемма –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
(Высвечивается на доске или экране)
Обобщающие слова (или словосочетания) обозначают общее для нескольких
предметов понятие, так называемый род предметов.
Однородные члены называют понятие, которые входят в более широкое родовое
понятие, обозначают его конкретные виды.
Главный опознавательный признак обобщающего слова: оно стоит в том
же падеже, что и однородные члены.
4. Чтение § 220 на с. 321.
???
Каково значение обобщающего слова?
Каким членом предложения является обобщающее слово?
Какие слова используются в роли обобщающих слов?
Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?
– Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?
Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?
– А теперь составьте кластер к данному параграфу.
2. Стадия осмысления. Оформление кластера (таблицы).
ДЛЯ СПРАВКИ
(Высвечивается на доске или экране)
В роли обобщающих слов выступают:
1) местоимения и местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда,
всюду, никто, ничто, никогда, нигде;
2) слово или словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты,
ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия;
3)цельные словосочетания и фразеологизмы.
ЗАГАДКА (Высвечивается на доске или экране)
Почему в данном предложении нет обобщающего слова?
Ни в воздухе, ни под землёй, ни под водой никогда не должны производиться
испытания ядерного оружия.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Вернёмся к нашему предложению
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в учебнике-
теории.
В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.
Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.
Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах.
Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в
предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений
с однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли
(тот же член предложения, что и однородные члены), составляют схемы.
Физминутка
Кто быстрее назовет!
Разделимся на команды чья команда быстро и правильно будет подряд называть
однородные члены на заданную мной тему . Выигрывает та команда которая
остановит игру своим словом
2.Работа с учебником
Упр стр
Учитель читает предложения, а ученики записывают схемы этих предложений.
IV. Итог урока. Оценки.
Расскажите об обобщающих словах при однородных членах и знаках препинания
при них. Выполнять эту работу будем по вариантам. Один вариант воспроизводит
пункты нового правила. Учащиеся другого варианта приводят к ним
соответствующие примеры.
V. Домашнее задание: § ; упр. Стр.
1.В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.
2.И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным.
3.Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н.Рыленков.)
Чехов.)
(Н.Некрасов.) ОБОБЩИТЬ
обобщать) –
(несов. Если мне подарят лодку,
Ялик,
Гичку,
Самоходку
Или хоть байдарку,
Как я буду рад подарку!
Я согласен и на джонку,
Яхту, Плоскодонку,
Катер,
На каяк,
Каноэ,
Батик,
В крайнем случае, на плотик…
Б.Заходер
____________________________________________________________________________
3. Подберите к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол,
междометие –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3). Биссектриса, медиана, уравнение, теорема, лемма – 4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
____________________________________________________________________________
В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки,
лисы.
Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.
Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах.
Конспект урока Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8-й класс
Конспект урока Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8-й класс
Конспект урока Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8-й класс
Конспект урока Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8-й класс
Конспект урока Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8-й класс
Конспект урока Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.