Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
08.06.2018
Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс
Цель: обучение анализу художественного текста на примере поэмы А.Блока «Двенадцать». Задачи: Воспитательная – воспитывать живой интерес к художественному слову, стремление к вдумчивому его прочтению, любовное отношение к русской классической литературе как величайшей национальной и общечеловеческой ценности. Развивающая - формировать речевые навыки слушания, письма, говорения, умение эмоционально воспринимать художественный текст, истолковывать и оценивать его с опорой на необходимую терминологию, составляющую инструментарий развитого, творческого читателя. Обучающая - выявить авторский замысел использования таких средств создания образа, как полифония, цветопись, символ.Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 кла
0001590a-17f62dd9.docx
Образ революционной России в поэме А.Блока «Двенадцать»                                                  и средства его воплощения.                                                        Конспект занятия Конспект занятия: « Образ революции( образ революционной России) в поэме А.А.Блока     «Двенадцать» и средства его воплощения. Дата: 7.12.2015г Цель: обучение анализу художественного текста на примере поэмы А.Блока «Двенадцать». Задачи: Воспитательная – воспитывать живой интерес к художественному слову, стремление к  вдумчивому его прочтению, любовное отношение к русской классической литературе как  величайшей национальной и общечеловеческой ценности. Развивающая ­  формировать речевые навыки слушания, письма, говорения, умение  эмоционально воспринимать  художественный текст, истолковывать и оценивать его с  опорой на необходимую терминологию, составляющую инструментарий развитого,  творческого читателя. Обучающая ­  выявить авторский замысел использования таких средств создания образа,   как полифония, цветопись, символ. Тип занятия ­  комбинированное: усвоение новых знаний, применение знаний на практике,  отработка умений и навыков. 1 Формы организации обучения – фронтальная, парная, индивидуальная. Формы обучения – беседа, презентация, работа с таблицей, литературоведческим словарём, учебная лекция. Оборудование и материалы –текст поэмы, словарь­ памятка, карточки, слайдовая  презентация, фильм «Загадки поэмы Блока «Двенадцать». Вспомогательное обучение­ домашнее задание (Различные интерпретации поэмы) 2ученика Обучающиеся –учащиеся объединения «Лингвист», 2­0й год обучения, возраст­ 16лет. Занятие из раздела программы «Культура речи»­ Теория и практика художественного  текста.                                                   Ход занятия  1. Организационная часть.(3мин)   ­Приветствие учащихся.      ­Цель ­ обучение анализу худ. текста на примере поэмы  А .Блока «Двенадцать».  ­ Знакомство с таблицей: в ней этапы работы, вопросы, желательно по ходу занятия  заполнять.       ­Тема занятия: из 2­х вариантов выбрать один, подчеркнуть его в таблице.  Выразительное чтение стихотворения Блока «Родина»     Художественный мир произведения всегда является отражением  этической программы  автора,                  его ценностных ориентиров. Выходит проанализировать текст – значит  разгадать замысел автора, а сделать это без  знания спец .терминологии, которая шифрует  мысль художника, невозможно.  2. Основная часть. А)­Работа с литературоведческим словарём:   повторение­* что такое худ. образ (основная  форма выражения содержания в искусстве, это некопирование жизненных явлений ,  процессов личностей, а их суть, тайный смысл. 2 *Каковы же средства создания образа в литературе? Какие из них вам незнакомы?  Ответы ребят:*)полифония  (лат) – «поли»­ много, «фонос»­ звук, голос; многоголосие;                            *) цветопись –символическое использование цветов в тексте для передачи  авторского замысла;                            *) реминисценция –упоминание в контексте произведения о другом тексте;                          *Г)подтекст –скрытое авторское отношение к изображаемому. Учитель: Наша задача – понаблюдать , как названные нами средства создания образа  используются в поэме А.Блока, выявить их роль в авторском замысле.   б) Презентация об А. Блоке «Мы дети страшных лет России  ­,забыть не в силах ничего».*  Что дало основание сказать так о себе и своём поколении Блоку? (6мин)  Выразительное  чтение стих. Максимилиана Волошина  «На дне преисподней»    Ответ записать в таблицу. История создания поэмы? (запись в талице)      Б) Исторический контекст (эпоха). Видео слайд (2мин) «Слушайте музыку революции!»  (статья «Интеллигенция и революция!»          Г) Восприятие текста поэмы «Двенадцать».  Нет А Блока, но есть его слово, в нём  ответы на все вопросы (10 мин)       Д)Работа с таблицей. ( Хронотоп, композиция, жанр…) – помощь экспертов (2мин)         Е) Фильм­ лекция Н.А.Шапиро­(15мин). Слушая лекцию, ребята заполняют таблицу. 3. Итоговая часть:( 5мин)    * Для кого написана поэма? Для чего Блок  использует приём полифонии, цветописи?  Какие из голосов поэмы являются реминисценциями? Как характеризует Блок своих  главных героев: двенадцать красногвардейцев ,Катьку, Ваньку Петруху?  В чем смысл  образа Иисуса? Рефлексия: Зелёная карточка­ занятие полезно, белая­ нет .                                                    Спасибо за занятие!                                                                                             3 Приложение 1 Таблица – алгоритм  анализа поэмы А.А.Блока «Двенадцать». Примерная запись: Блока  интересовала не политика, а  судьба России, поэтому выбираю  тему «Б»  Авторский  замысел: Поэт был участником Первой  Мировой войны (1914­  1916г.г),очевидцем 2­х  революций, свидетелем   страшного безвременья в России  А)Образ  революции Б) Образ  революционной  России и средства  его воплощения      в поэме  А.А.Блока  «Двенадцать» ??? Что дало  основание сказать  А.Блоку: «Мы­  дети страшных  лет России, забыть не в силах  ничего». 1.Тема занятия: 2.Автор( реалии жизни и  творчества) История создания  поэмы: начата * января  1918года – закончена 28  января, создавалась в  порыве вдохновения.  Закончив её, Блок  записал: «Сегодня я­  гений!»Впервые  опубликована 3 марта  4 1918г. В газете «Знамя  труда», а в мае вышла  отдельным изданием. 3.Историко­  литературный контекст: Жизненная  основа,эпоха: Учредительное собрание  распущено, большевики захватили власть.  4.Хронотоп (Время и  место действия поэмы) 5.Восприятие текста  через чтение: 1918год, зима,Петербург Почему важно «  по живому следу  пройти за пядью  пядь»? Услышали голоса революционной  России:жалобы на  безвременье,лозунги,призывы,час тушки, молитвы и слова  городского романса идр. 6.  Композиция(построение, структура поэмы)? Поэма состоит из 12 главок,  которые представляют собой  мелкие зарисовки, картины  быта,реплики,разговоры, угрозы,  восклицания…, т.е. лирический  цикл. 7. Жанр( литературная  форма) Эпическая или  лиро­эпическая  поэма? 8. Учебная лекция по  анализу поэмы Надежды  Ароновны Шапиро  из  фильма «Загадки поэмы  А.Блока «Двенадцать»: Дайте портретную и речевую  характеристику  двенадцати  красногвардейцев! «Блок создал  новую форму  эпической поэмы, где философия рев. эпохи выражена в новых  ритмах, в новой лексике и  стилистике» Идут без креста с «черной , но  святой злобой», на всё готовы,  ничего не жаль, даже убитой  Катьки. Для Блока же она –  символ красоты, России. Автор  явно не разделяет то, что  человеческая жизнь ниже идеи ,  которой они служат. Среди них­  Блок уверен, что ответственность  за всё должна  нести  интеллигенция  ,помогать,  направлять,  «слушать музыку революции». Автор  заглядывает в  будущее:  предупреждает о грядущем  братоубийстве,  служение идее –  страшная вещь Но спаяно всё  это смысловым  подтекстом,  который и есть  главное в поэме:  образ бури,  ветра как символ социального  потрясения,  мотив пути –  движения впёред через боль,  страдания, кровь  Конфликты  эпохи,сшибку  миров поэт  передаёт через  цветопись,через  кровопролитие Авторское  отношение,  подтекст­  невысказанная  напрямую, но  угадываемая  позиция  автора???? 5 8.1. Смысл названия  поэмы? 8.2. Система образов­  символов: ­всякий человек, ­ образ ветра, метели, ­старушка, ­писатель­вития, ­поп, ­ барыня в каракуле, ­служительница  публичного дома, ­ старый мир ,как пёс  безродный, ­Двенадцать  красногвардейцев, Ванька, Катька­ Петруха­ Иисус­ 8.5.Конфликт: 9.Итог: 1.Для кого писал поэму А.Блок? С какой целью  поэт  использует приём  полифонии для создания образа революционной  России?                                                                                                                             разные люди: и интеллигентные ,и такие, которым на спину надо б  бубновый туз, командиры,  простые, как Петруха, для  которых убийство ­ грех Двенадцать красногвардейцев – главные герои, за ними будущее 8.3.Язык:Прием  полифонии,  многоголосия.  Чем представлен?  Какие из голосов  реминисценции? 8.4.Цветопись: символом чего  является: Черный­ зло; Белый­святость, чистота. Красный цвета? –кровь. Ванька­красив, речист, стал  буржуй( деньги),хочет красиво  жить,против красных.. Петруха –народ, руками которого совершается революция, « бедный убийца,.. не видать совсем лица». Катька –публичная девка, «дура,  лежи ты , падаль на снегу». Классовый? Любовный?  2.Как выражена  авторская боль и  надежда в  «музыке  революции»? Социально­ бытовой? 3 Остался ли А.Блок верным в  поэме своей прежней концепции  Родины(любовь, приятие такой,  какая есть и вера в её  Будущее)???  Иисус впереди –  это знак того,  что бог на их  стороне Контрасты  эпохи: кто не  снами, тот  против нас «Люди как  люди»(М,Булгак ов) Для Блока убита красота,духовно е начало.  Революция не  для слабых Всегда есть  надежда! Характеристика  главных героев?  Что они  олицетворяют? 6 Приложение 2                        Литературоведческий словарь Образ – яркое воплощение общего, существенного в конкретном, индивидуальном.   (Л.И.  Тимофеев) или «воспроизведенное представление» (А,А,Потебня) Средства создания образа: Символ – образ, выражающий смысл какого­ либо явления. *Полифония­многоголосие. *Реминисценция – отголосок, упоминание в данном произведении о другом тексте.  *цветопись – символическое использование цветов для раскрытия авторского замысла в  худ. тексте. 7 Портрет –изображение внешности героя как средство его характеристики. Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и  эмоциональную нагрузку.  Речевая характеристика героя­ характеристика  через его речь. *Подтекст – невысказанное напрямую, но  угадываемое отношение автора к  изображаемому, неявный, потаённый смысл.                                                                                                                                            Приложение 3 Домашнее задание для 2­х ребят: Познакомиться с разными  т. З. на поэму А.Блока,  выразить своё мнение: 1­ый учащийся: А)Исследователь творчества  А .Блока  А. Горелов  писал: « В поэме «Двенадцать»мы  присутствуем при самом процессе становления характеров людей под влиянием бурно  изменяющейся  действительности .Не только разыгравшаяся вьюга «на всём божьем свете»  символизирует лет времени, в противоположность неподвижности одного лишь буржуа, но  все элементы поэмы находятся в стремительном движении. 8 Б)Исследователь А.Горелов : «Если мы обратимся к оголённому сюжету поэмы, получится нечто стандартно­ тривиальное: убийство из ревности уличной потаскушки. Но  этот  случай уголовной хроники поднят на уровень исторической трагедии, ибо волею поэта  отразил «бурю во всех морях». 2­ой учащийся:    А)   Исследователь творчества Блока Л, Долгополов писал: «Поэма Блока состоит из  массы мелких деталей­ зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз,  восклицаний. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом ,тем мощным  смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати». Б)Блок создал новую форму эпической поэмы. Новизна формы находилась в прямом  взаимо действии с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как её понимал Блок,была воплощена в новых ритмах ,в новой стилистике, в новой лексике.                                                             Приложение 4              На дне преисподней        (Памяти А.Блока и Н.Гумилёва) С каждым днём всё диче и всё глуше Мёртвенная цепенеет ночь. Смрадныйветр, как свечи, жизни тушит; 9 Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь. Тёмен жребий русского поэта: Неисповедимо рок ведёт Пушкина подуло пистолета, Достоевского – на эшафот. Может быть, такой же жребий выну,   Горькая детоубийца – Русь! И на дне твоих подвалов сгину Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину,  От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба,  Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой.  И с тобой, как Лазарь,встать из гроба.        Максимилиан Волошин.                                                 Литература, используемая  на занятии 1.Безносов, Э, Л. Раздаточные материалы по литературе. 8­11класс. Методическое пособие – М. : «ДРОФА»,2004г.­ 320с., с272­273. 2.Блок, А,А. Избранное.­ М.: Олимп; ОО «Издательство АСТ»; «ОЛИМП» ­ 2001г. : поэма  «Двенадцать», с­188; статья «Интеллигенция и революция», с­225.              Электронные ресурсы, используемые на занятии. 10 1. Презентация об А.А,Блоке. Реалии жизни и творчества. Исполнитель –Баутина В.А. 2. Фильм «Загадки поэмы А, Блока « Двенадцать». Лекция Шапиро Надежды Ароновны.                                             Список рекомендуемой литературы 1. Агеносов, В, В и др. Русская литература20 века.11класс: учебник для  общеобразовательных учреждений – «ДРОФА»,2005г., ­509 с. – 99­ 106 с. 2.Альбеткова, Р, И. Учимся читать лирическое произведение: Книга для учащихся 7­11кл.  –М.: ДРОФА,2003. – 160с. –За страницами школьного учебника. 3. Зинина,Е,А. Основы поэтики: теория и практика художественного текста. 10­ 11 кл.  :учеб. Пособие. – М.: ДРОФА, 2007г..­300с. Элективные курсы. 4.Нестерова, О, И. Литература: универсальный справочник.­ Москва: ЭКСМО,2015г.­ 304с. 5. Цветаева, М,И. Избранное. – Москва: Издательство «ПРАВДА», цикл «Стихи к Блоку».  ­ с256  11

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс

Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс
Скачать файл