Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)
Оценка 4.9

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
27.03.2017
Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)
Цель интерактивного урока - изучение и анализ различных смыслов и аспектов понятия «свобода»,рассмотрение некоторых философских, социально-политических, морально-этических проблем (свобода и необходимость, свобода и произвол, свобода и ответственность), имеющих не только обобщенно-философский, но и глубокий личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем. Урок предполагает активную деятельность учащихся, работу с различными источниками.
Свобода в деятельности человека 10 класс.doc
Урок «Свобода в деятельности человека» 10 класс Цель:  ­  изучение и анализ различных смыслов и аспектов  понятия  «свобода».             ­  анализ некоторых философских, социально­политических, морально­ этических проблем (свобода и необходимость, свобода и произвол, свобода и  ответственность), имеющих не только обобщенно­философский, но и  глубокий личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих  проблем. Задачи: ­ образовательная – получить новые знания по теме “Свобода”; развить  общеучебные умения – работать с дополнительной литературой, грамотно  владеть устной, монологической и диалогической речью; уметь работать  коллективно; выбирать рациональные способы выполнения работы.  развивающая – развить мышление учащихся,   умение владеть основными мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением и т. д.  ­ воспитательная – формировать нравственные представления о свободе,  человеческом выборе свободы деятельности и поведения; воспитать  критическое отношение к своему поведению и уважение к закону.  Тип урока:  изучение нового материала Понятия: свобода, абсолютная свобода, свобода ­ познанная необходимость Оборудование:  материалы с высказываниями афоризмами о свободе,  раздаточный материал. План урока: 1. Организационный момент                       2. Постановка проблемы и предоставление необходимой  информации                       3. Интерактивный урок по теме «Свобода в деятельности  человека»                       4. Выводы                       5. Домашнее задание Ход урока 1. Организационный момент Учитель строгим голосом велит учащимся сесть прямо, руки сложить перед  собой, учебники положить с правой стороны, ручки ­  с левой, смотреть  только на учителя и т.п. ­  Какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я  сейчас своими действиями нарушила? (Свобода) 2. Понятие «свобода» ­ А как вы думаете, что такое свобода? Поиграем в ассоциации. Какие  ассоциации возникают у вас при слове «свобода»? (Ответы учащихся) Ни одно другое понятие не вызывало, пожалуй, столько эмоций, такого  стремления добиться этого, как свобода. На протяжении всей истории  человечество мечтало о свободе, все революции писали это слово на своих  знаменах. И ни одно другое понятие не имело столь много разных трактовок,  как свобода. И всегда она понималась как благо. Но оказывается, когда свободы слишком  много, или когда не умеешь ею правильно распорядиться, она превращается  во зло.  ­ Поиграем в игру «Море волнуется «раз»… Фигура «Свобода» на месте  замри!» ­ Можете ли вы сформулировать сами, что такое свобода?  Попробуйте познакомиться с афоризмами великих о свободе и найти  ответ там. (Работа в группах) (См. Приложение №1) (Свобода – это  возможность делать то, что считаешь нужным без всякого принуждения). 3. Почему не может быть абсолютной свободы? ­ Что такое абсолют? (Абсолют — есть завершенный и совершенный) ­ Как вы понимаете, что такое абсолютная свобода? (Никаких  ограничений)  Учитель рассказывает притчу о Буридановом осле. ­ Может ли человек быть абсолютно свободен? (Нет.) Свобода есть человеческое отношение, форма связи с другими людьми.  Нельзя любить в одиночку, так же и невозможно быть действительно  свободным без других или за их счет. Свобода – это выбор, а выбор – это ОТКАЗ от чего­либо. Поэтому человек  все время должен что­то выбирать, т.е. отказываться. Но, обладая абсолютной свободой, он этого сделать не может. Следовательно… 4. Границы свободы. ­ Каковы же границы свободы и чем они определяются? Продолжите мысль: «Кому­то в ночную пору захотелось послушать громкую  музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое  желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае… (ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.) ­ Так где же заканчиваются границы свободы? (Там где начинается  свобода другого человека). СВОБОДА – НЕОБХОДИМОСТЬ «Свобода есть познанная необходимость» Г.Гегель ­ Давайте обратимся к источникам. Прочитайте текст №1 и  ответьте на вопросы к документу. (См.Приложение №2) Н.А.Бердяев: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда  освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».  (Внутренняя свобода) (Можно  рассказать о поведении в концлагере) СВОБОДА – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ­ Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и  «ответственность»? ­ Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие? ­ Перед кем и в чем человек несет ответственность? ­ Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры. Учитель рассказывает притчу «Шестеро и седьмой» из романа Ч.Айтматова  «Плаха». Вывод: без моральных ограничений подлинной свободы нет! ­ Давайте опять обратимся к источникам. Прочитайте текст №2 и  ответьте на вопросы.(См. Приложение №2) ­ Некоторые философы считали, что там, где нет свободы выбора, нет и  ответственности. (Не мы такие, жизнь такая!) А как считаете вы?  5. Кто такой свободный человек. ­ Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как…» ­ Чем различаются понятия «Свобода от» и «Свобода для»? ­ Какое из этих понятий  наиболее полно раскрывает смысл свободы? ­ Какое общество может считаться свободным?  ­ общество свободомыслия ­  жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и  общепризнанными нормами морали ­ свобода предпринимательства (конкуренция) ­ политический плюрализм (общественное мнение, многопартийность,  различные политические взгляды) ­ регулирующую роль выполняет государство (в частности, в социальной и  экономической сферах оно может заботиться о более равномерном  распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и  богатыми) ­ закон для всех един ­ Рассмотрите несколько ситуаций и скажите, о каких гражданских  ценностях идет речь в каждой из них. «Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди   терпели их притеснения и несправедливости. Однако и этому терпению  пришел конец. Однажды разразилась крупное восстание. Большинство  жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правитель и его  приближенных. Они не хотели отныне чувствовать униженными и  подчиненными, лишенными всяких прав». Ценность: свобода. «Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине.  Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую  попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были уже в милиции и  узнали, что за совершенную шалость вполне могут  оказаться в тюрьме. Все  недоумевали, считали свою выходку лишь «безобидным развлечением», и  уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие  статьи Условного кодекса, они поняли, что им грозит». Ценность: ответственность. «Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки  и  отказываться от других, покупать одни товары и игнорировать другие,  разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия  зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Вы просыпаетесь солнечным воскресным  утром и решаете, чтобы вам хотелось сделать». Ценность: выбор 5. Выводы.  1. Свобода – это возможность выбора 2. Свобода – это познанная необходимость 3. Свобода – это ответственность      Совесть, Благородство и Достоинство      Вот оно, святое наше воинство,      Протяни ему свою ладонь,      За него не страшно и в огонь.      Лик его высок и удивителен,      Посвяти ему свой краткий век,      Может, и не станешь победителем,      Но зато умрешь как человек. Б.Окуджава 6. Домашнее задание. Написать эссе на любую из тем (Смотри Афоризмы о свободе) Приложение 1 Афоризмы о свободе «Величайший плод ограничения желаний­ свобода».(Эпикур) «Свобода есть право делать все, что дозволено законом”. (Ш.Монтескье)  “Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен, но то, что я  хочу, я хочу в силу необходимости”. (Вольтер, философ)  “Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”. (Ф.Бэкон)  «Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать  самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения». (Цицерон) «Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». (Б.Шоу) «Свобода и распущенность ­ понятия, одно другому совершенно  противоположное» (Квинтилиан) «Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих  слов, смысла которых не понимает (Б.Ауэрбах) «Истинная свобода должна быть основана на принципе честности,  доступности, равенства. Это великая всеохватывающая добродетель, а не  пошлый, недостойный себялюбивый недостаток». (Э.Берк) « Кто истинно свободен? – тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям». (Ф.Н.Глинка.) «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». (М.  Клаудице.) «Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует её  для всех, несправедливый ­ только для себя».(Л.Берне)  «Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим  временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным –  значит не придаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не  делать». (Ж.Лабрюйер). “Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой”.  (Ф.М.Достоевский)  Приложение 2 Текст 1. «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» Н.А.Бердяев Человек осознает свое величие, и мощь, и свое ничтожество, и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием   Божьим   и   каплей   в   море   природной   необходимости.   Почти   с равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной   силой   аргументации   защищают   философы     первородную   свободу человека и совершенный детерминизм*, вводящий человека в роковую цепь природной   необходимости…   Странное   существо   –   двоящееся   и двусмысленное,   имеющее   облик   царственный   и   облик   рабий,   существо свободное   и   закованное,   сильное   и   слабое,   соединившее   в   одном   бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным. (*Детерминизм   ­   Учение   об   объективной   закономерной   взаимосвязи   и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Очень свободно: доктрина, которая утверждает, что каждое событие имеет причины.) Вопросы к документу: 1. Разделяете ли вы вывод Н.А.Бердяева о противоречивости природы  человека? 2. В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека? 3. Что свидетельствует о его «рабской зависимости»? 4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних  этапах развития свободен или полностью находился во власти  необходимости? Какие силы тогда олицетворяли для человека  суровую и непреложную необходимость? Текст 2. Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: «Нет заботы беспрерывнее и  мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее  того, перед кем преклониться»? Вопросы к документу: 1. Означает ли это, что человеку легче следовать чьей­то воле, чем  делать свободный выбор и отвечать за свои действия? 2. Чем тогда объяснить неистребимое стремление человека к свободе,  многовековую борьбу с угнетением и произволом?

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017