Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"
Оценка 4.7

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
10.06.2018
Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"
Конспект урока обществознания в 9 классе на тему "Право и имущественные отношения". Это четвертый урок в разделе "Человек и его права", урок комбинированного типа. На уроке учащиеся анализируют ситуации, работают с документами (статьи ГК РФ), знакомятся с новыми понятиями и терминами.Файл содержит конспект урока обществознания в 9 классе на тему "Право и имущественные отношения"
Право и имущественные отношения. Батурина Е. М..docx
Цели урока: «ПРАВО И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»  1) Обучающая:   Познакомить   учащихся   с   некоторыми   особенностями   гражданского законодательства   РФ,   реализующего   имущественные   права   и   личные неимущественные   отношения,   научить   элементарным   умениям   правильного поведения в гражданских правоотношениях. 2) Развивающая:   Развитие   умений   правильного   поведения   в   гражданских правоотношениях;   умение   делать   выводы,   обобщать,   давать   ответы   на   вопросы, работать с документами 3) Воспитывающая: Воспитание уважения к праву. Оборудование:    документы  (извлечения  из  ГК  РФ),  карточки,  тестовые  задания,  тексты   и  др. раздаточный материал Ход урока 1. Организационный момент. 2. Работа   с   заданиями   на   рабочем   листе,   самопроверка,   выставление   баллов   в   оценочный   лист. (ответы на слайдах 1­3) Проверка д/з 3. Разгадывание ребуса (слайд 4) Формулировка темы урока. ? Что такое собственность? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?  Формулировка темы урока и запись её в тетрадь. (слайд 5) Постановка целей урока Сегодня мы познакомимся с некоторыми особенностями гражданского законодательства, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, познакомимся с основными понятиями по данной теме Я надеюсь, что к концу урока вы без затруднения сможете ответить на вопросы, которые записаны на доске: 1) Что регулирует гражданское право? 2) Кто может стать участником имущественных отношений? 3) Как можно защитить свои имущественные права? 4. Основное содержание урока. С понятием ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО мы уже знакомились, когда изучали основные отрасли права. Для того, чтобы вспомнить об этом,   предлагаю проанализировать рассказ и назвать конкретные ситуации, когда герой оказывался участником гражданских правоотношений Анализ рассказа В каких ситуациях Иван оказывался участником гражданских правоотношений? (купил квартиру, занялся самостоятельным бизнесом, заключал договора с партнерами, подарил машину) Какой вывод можно сделать исходя из этого? Все, что относится к сфере имущественных и неимущественных отношений регулируется нормами гражданского законодательства. Участники гражданских правоотношений равны между собой, кем бы они не являлись. Каждый должен вести себя в соответствии с установленными правилами. Гражданский кодекс РФ значительно больше всех остальных кодексов. Он состоит  из четырех частей, которые включают в себя 1551 статью. Для сравнения: Уголовный состоит из 360 статей, Трудовой кодекс включает  424  статьи, а Земельный кодекс РФ – всего  103  статьи. Работа над кодексом продолжалась более 10 лет:  первая часть была принята еще в 1994 году, тогда как последняя, четвертая вступила в силу только в 2008 году.  РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ  (Слайд 6) гражданское   право  –   отрасль   права,   нормы   которой   регулируют   имущественные,   личные неимущественные отношения, а также  договорные отношения. Т. О.                                                 Гражданское право Личные имущественные отношения возникают по поводу собственности . Договорные отношения Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ, неотделимы от личности (на имя, собственное изобретение, авторство, защита чести и достоинства) Ребята, приведите конкретный пример гражданских правоотношений? (приводят примеры) Того кто является участником гражданских правоотношений называют субъектом.  Для того, чтобы разобраться в этом, предлагаю обратиться к схеме (Слайд 7) СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – люди, имеющие  местожительство ­ правоспособность и  дееспособность ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА – организации, у  которых есть собственное имущество,  адрес, счет в банке и они несут  ответственность по своим долгам  Как вы думаете, что такое правоспособность? Дееспособность? РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ Правоспособность – способность лица иметь права и обязанности. (Слайд 8) Когда возникает правоспособность у физического лица?, у юридического лица? ВЫВОД: у физического лица правоспособность возникает с момента рождения. У юридического лица одновременно с возникновением дееспособности (т. е. с момента регистрации) Дееспособность – способность распоряжаться правами и нести обязанности. (Слайд 9) Обратите внимание на разницу между правоспособностью и дееспособностью. Для приобретения  правоспособности не нужно делать ничего – только родиться; с самого момента рождения  ребенок имеет право на жизнь, собственность, достоинство личности, весь спектр социальных прав.  Дееспособность предполагает, что человек сам активно реализует свои права, предпринимает определенные действия, имеющие юридическое значение.   Понятно, что      дееспособность не  может возникать в момент рождения ребенка.            По объему дееспособности физические лица подразделяются на четыре уровня: РАБОТА В ГРУППАХ   (анализ статей ГК РФ)   уровни дееспособности 1 группа – дееспособность малолетних 2 группа ­  дееспособность несовершеннолетних 3 группа – ограниченно дееспособные граждане недееспособные. К ним относятся граждане, которые вследствие психического расстройства не  могут понимать значение своих действий или руководить ими. Лицо может быть объявлено  недееспособным также только решением суда на основании результатов психиатрической  экспертизы. Таким лицам назначается уже не попечитель, а опекун, который сам совершает все  сделки от имени своего подопечного.             Полностью дееспособными считаются лица, достигшие 18 лет,  Однако российское  законодательство предполагает возможность досрочного приобретения полной дееспособности.  Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен дееспособным.  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ     СТ 27 ГК РФ. Анализ статьи, работа с понятием ЭМАНСИПАЦИЯ (Слайд 10)  Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской  деятельностью. Такое досрочное получение полной дееспособности называется эмансипацией. Кроме того, полностью дееспособными являются также лица, которые в возрасте от 16 до 18 лет  вступили в брак. Об условиях, которые позволяют заключение брака ранее установленного  государством 18­летнего возраста, мы поговорим в теме «Семейное право». ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ (Слайд 11) Решение задач «Действительность или недействительность сделок» 1. Тринадцатилетний Олег взял без разрешения родителей из дома и подарил своему другу Сергею  компьютер. 2. 18­летний юноша без согласия родителей подарил свою куртку мальчику­беженцу. 3. 14 летний мальчик на заработанные во время каникул деньги купил диски с фильмами. 4. 10­летняя девочка Таня продает драгоценности из маминой шкатулки г­ну Петрову, который  платит за них деньги и уходит. 5. 18­летний Игорь продает квартиру, оставшуюся от бабушки, г­ну Копейкину. 6. Травкин приобрел в магазине музыкальных инструментов концертный рояль в кредит. На  следующий день к директору магазина явилась жена Травкина и потребовала принять обратно  рояль и возвратить полученную магазином сумму аванса. При этом она предъявила справку, где  отмечалось, что Травкин в течение ряда лет подвержен периодическим приступам шизофрении,  которые за последние месяцы участились, но в промежутках между ними он вполне способен  отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.  САМОПРОВЕРКА ? Подросток может быть собственником? Подросток может быть собственником имущества, лично заработанных денег. ? Как вы считаете, кого называют собственником? Собственник – лицо, которому принадлежит право собственности на что либо. (записать в тетради). РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ      ст. 209 ГК РФ    составление схемы Право собственности включает в себя три полномочия: ­ владение; ­ пользование; ­ распоряжение. Право собственности на имущество возникает по­разному. Право собственности возникает у того, кто купил или сделал что­то для себя. Например,  ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ бабушка связала свитер; художник написал картину; семья купила дачу.     бабушка продала свитер художник подарил картину своему другу семья продала дачу. А еще в каких случаях право собственности прекращается? Гражданские правоотношения в нашей жизни занимают очень большое место. Каждый день мы в них участвуем, не отдавая себе отчёта в этом. ?Вспомните, что регулирует гражданское право? (Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, а также договорные отношения) ? Что такое договор? (Слайд 12) Договор – соглашение в котором принимает участие несколько лиц. Это соглашение между людьми, организациями, государствами. Для заключения договора  необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двустороннее соглашение) либо трёх или  более сторон (многостороннее соглашение). Когда заключен договор, необходимо соблюдать все его условия.  Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Некоторые сделки подлежат государственной регистрации (например, Сделки с землёй и другим  недвижимым имуществом) в случаях и в порядке , предусмотренных ГК РФ. Договор нельзя изменить и расторгнуть без согласия другой стороны. Если возникают серьезные споры – дело разрешается в судебном порядке. Заранее предусматривается ответственность сторон в случае нарушения договора. Виновный должен возместить убытки, заплатить штраф. В законе установлено правило: если виновный в неисполнение договора причинил своим поступком нервные переживания, страдания другому, возмещается и нанесенный им моральный вред. Участвуя  в  какой­либо  сделке,  договоре,  следует соблюдать  определенные  правила  поведения. Если такие правила не соблюдаются, сделка может стать недействительной.  Необходимо знать, что право разрешает заключать любые сделки. Сделки не должны противоречить закону.   Во   всех   случаях   стороны,   которые   заключили   соглашение,   должны   вести   себя   в соответствии с договоренностью. Какие договоры, предусмотрены в законе? САМ. РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ 1 – купля продажа 2 – договор мены 3 – договор дарения 4 – договор проката 5 – договор подряда В   отношениях   между   людьми,   фирмами   важную   роль   играют   честность,   ответственность надежность.   Если   предприниматель   или   организация   обманывают   клиентов,   партнеров,   с   ними никто не захочет иметь дело. В реальной жизни имущественные и личные неимущественные права нарушаются. Например, опорочена честь и достоинство гражданина,  дачей владеет и распоряжается тот человек, который не имеет на нее права,  петров построил свой гараж рядом с гаражом соседа, и сосед не может выехать из гаража. Как можно защитить свои права?  1) гражданин вправе требовать по суду опровержения этих сведений 2) НАСТОЯЩИЙ СОБСТВЕННИК МОЖЕТ ИСТРЕБОВАТЬ ИМУЩЕСТВО ИЗ ЧУЖОГО НЕЗАКОННОГО  ВЛАДЕНИЯ, ОБРАТЯСЬ В СУД 3) Можно подать иск Все точки зрения верны. Но хотелось бы дополнить ваши ответы. Первоначально можно попытаться решить конфликт мирным путем. Но если не получается, то и можно обратиться за помощью в суд. 5. Закрепление нового материала Для того, чтобы проверить как вы усвоили материал урока, я предлагаю вам выполнить тест ТЕСТИРОВАНИЕ – САМОПРОВЕРКА (Слайд 13 ответы) 6. Подведение итогов урока. (Слайд 14) Оценивание: ФИ. уч­ся Домашнее задание Задание 1 12 баллов Задание 2 5 баллов задание 3 8 баллов Решение  задач 6 баллов Тест 9 баллов Оценка Общее  количеств о баллов 40 баллов Оценивание:  35­40 баллов – «5»,  25­ 34 баллов – «4»,   10 – 24 баллов – «3», ниже «2» Рефлексия Вопросы на доске:  ­ Что нового узнали? ­ Чему научились на уроке? Домашнее задание: параграф 36, вопросы после параграфа.  СПАСИБО ЗА РАБОТУ НАУРОКЕ, МОЛОДЦЫ! (Слайд 15 ) Задание №1 Вставьте пропуски в текст: Российская Федерация ­ Россия ­ есть демократическое, федеративное,_ __ __  ________ государство с _ ___ __ __ формой правления. Признание, соблюдение и  защита  _________  и   _________  человека  и  гражданина ­ обязанность  государства. РФ состоит из республик,  _________, городов федерального значения,  _________________, __________________ ­ равноправных субъектов РФ. Каждый  гражданин РФ обладает на ее территории всеми _____________ и   ___________ и  несет _________________ предусмотренные __________________.  Задание №2 Заполните пропуски в схеме Государственная  власть в РФ. Назовите принцип,  который лежит в основе данной конституционной нормы          Государственная власть                     Законодательная              Исполнительная                     Судебная Суды: 1. Конституционный 2. 3.   Арбитражный   Задание №3  Ответьте «Да» или «Нет» 1. Президент РФ является главой государства. 2. С 12 лет мнению ребенка придается юридический смысл. 3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного  избирательного права. 4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ  не менее 5 лет. 5. С 14 лет за защитой своего права можно обратиться в суд. 6. Законодательный орган  РФ – Федеральное Собрание. 7. В Конституции РФ признаются политическое многообразие и многопартийность.  8. Административное право регулирует имущественные и неимущественные  отношения. Задание №1 (Российская  Федерация – Россия – есть  демократическое,  федеративное,  правовое  государство  с  республиканской   формой  правления.  Признание,   соблюдение  и  защита  прав  и  свобод  человека  и  гражданина ­  обязанность   государства.  РФ  состоит  из  республик,  краёв,  городов  федерального   значения, автономной  области,  автономных  округов  ­ равноправных  субъектов  РФ.  Каждый  гражданин  РФ  обладает  на  её  территории  всеми правами  и   свободами  и  несёт  равные  обязанности,  предусмотренные  Конституцией   Российской  Федерации.) Задание №2 Государственная власть                Законодательная              Исполнительная                     Судебная Федеральное собрание Правительство РФ Суды: 1. Конституционный 2. Арбитражный  3. Верховный  Совет  Федерации Государственная  дума Задание №3  1. Да 2. Нет 3. Нет 4. нет 5. Да 6. Да 7. Да 8 Нет Тест «Право и имущественные отношения 1. а 2. а 3. б 4. а 5. в 6. а 7. в 8. б 9. а 10. в Право и имущественные отношения. 1.  Может ли сделка носить устную форму? а) Да    б) Нет 2.  Может ли любая сделка быть заключена в письменной форме по соглашению сторон и  заверена у нотариуса? а) Да   б) Нет 3.  Какую форму сделки мы используем во время покупки чего­либо в магазине? а) Письменная форма   б) Устная форма    в) Взаимная форма 4.  Существуют ли виды сделок, для которых обязательна письменная форма, заверенная  нотариально? а) Да    б) Нет 5.  Собственник имеет право… а) Только владеть вещью                         б) Только пользоваться вещью  в) Владеть, пользоваться и распоряжаться вещью 6.  Возможность иметь вещь в своем хозяйстве это – а) Право владения   б) Право распоряжения    в) Право пользования 7.  Возможность извлекать из вещи полезные свойства это – а) Право владения    б) Право распоряжения    в) Право пользования 8.  Возможность определять судьбу вещи это – а) Право владения   б) Право распоряжения   в) Право пользования 9.  Является ли приватизация основанием для возникновения права собственности? а) Да    б) Нет 10.  Как называется собственность, принадлежащая городам, селам и другим  муниципальным образованьям? а) Частная собственность   б) Государственная собственность   в) Муниципальная собственность 1.  Может ли сделка носить устную форму? а) Да    б) Нет Право и имущественные отношения. 2.  Может ли любая сделка быть заключена в письменной форме по соглашению сторон и  заверена у нотариуса? а) Да   б) Нет 3.  Какую форму сделки мы используем во время покупки чего­либо в магазине? а) Письменная форма   б) Устная форма    в) Взаимная форма 4.  Существуют ли виды сделок, для которых обязательна письменная форма, заверенная  нотариально? а) Да    б) Нет 5.  Собственник имеет право… а) Только владеть вещью                               б) Только пользоваться вещью  в) Владеть, пользоваться и распоряжаться вещью 6.  Возможность иметь вещь в своем хозяйстве это – а) Право владения   б) Право распоряжения    в) Право пользования 7.  Возможность извлекать из вещи полезные свойства это – а) Право владения    б) Право распоряжения    в) Право пользования 8.  Возможность определять судьбу вещи это – а) Право владения   б) Право распоряжения   в) Право пользования 9.  Является ли приватизация основанием для возникновения права собственности? а) Да    б) Нет 10.  Как называется собственность, принадлежащая городам, селам и другим  муниципальным образованиям? а) Частная собственность   б) Государственная собственность   в) Муниципальная собственность Ст. 26 Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет 1 Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением  названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных  представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершённая таким несовершеннолетним, действительна также при последующем  письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. 2 Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия  1 2 3 4 родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности: в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 ст. 28  настоящего Кодекса.      По достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооператива в  соответствии с законами о кооперативах. 3 Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную  ответственность по сделкам, совершённым ими. За причинённый ими вред такие  несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом. 4 При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или  попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить  несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться  своими заработком, стипендией или иными доходами… Ст. 27 Эмансипация 1 Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным,  если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия  родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.  Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по  решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или  попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. 2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам  эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие  причинения им вреда. Ст.28 Дееспособность малолетних 1. За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки,  за исключением указанных в  пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или  опекуны. 1. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: 1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие  нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем   или с согласия последнего третьим лицом для определённой цели или для свободного распоряжения. 2. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том  числе по сделкам,  совершённым им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не  докажут, что  обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с  законом также отвечают за вред, причинённый малолетними. Оценивание: ФИ. уч­ся Домашнее задание Задание 1 12 баллов Задание 2 5 баллов задание 3 8 баллов Решение  задач 6 баллов Тест 9 баллов Оценка Общее  количеств о баллов 40 баллов Оценивание:  35­40 баллов – «5»,  25­ 34 баллов – «4»,   10 – 24 баллов – «3», ниже «2» Оценивание: ФИ. уч­ся Домашнее задание Задание 1 12 баллов Задание 2 5 баллов задание 3 8 баллов Решение  задач 6 баллов Тест 9 баллов Оценка Общее  количеств о баллов 40 баллов Оценивание:  35­40 баллов – «5»,  25­ 34 баллов – «4»,   10 – 24 баллов – «3», ниже «2» Оценивание: ФИ. уч­ся Домашнее задание Задание 1 12 баллов Задание 2 5 баллов задание 3 8 баллов Решение  задач 6 баллов Тест 9 баллов Оценка Общее  количеств о баллов 40 баллов Оценивание:  35­40 баллов – «5»,  25­ 34 баллов – «4»,   10 – 24 баллов – «3», ниже «2» Решение задач «Действительность или недействительность сделок» 1. Тринадцатилетний Олег взял без разрешения родителей из дома и подарил своему другу Сергею  компьютер. 2. 18­летний юноша без согласия родителей подарил свою куртку мальчику­беженцу. 3. 14 летний мальчик на заработанные во время каникул деньги купил диски с фильмами. 4. 10­летняя девочка Таня продает драгоценности из маминой шкатулки г­ну Петрову, который  платит за них деньги и уходит. 5. 18­летний Игорь продает квартиру, оставшуюся от бабушки, г­ну Копейкину. 6. Травкин приобрел в магазине музыкальных инструментов концертный рояль в кредит. На  следующий день к директору магазина явилась жена Травкина и потребовала принять обратно  рояль и возвратить полученную магазином сумму аванса. При этом она предъявила справку, где  отмечалось, что Травкин в течение ряда лет подвержен периодическим приступам шизофрении,  которые за последние месяцы участились, но в промежутках между ними он вполне способен  отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Решение задач «Действительность или недействительность сделок» 1. Тринадцатилетний Олег взял без разрешения родителей из дома и подарил своему другу Сергею  компьютер. 2. 18­летний юноша без согласия родителей подарил свою куртку мальчику­беженцу. 3. 14 летний мальчик на заработанные во время каникул деньги купил диски с фильмами. 4. 10­летняя девочка Таня продает драгоценности из маминой шкатулки г­ну Петрову, который  платит за них деньги и уходит. 5. 18­летний Игорь продает квартиру, оставшуюся от бабушки, г­ну Копейкину. 6. Травкин приобрел в магазине музыкальных инструментов концертный рояль в кредит. На  следующий день к директору магазина явилась жена Травкина и потребовала принять обратно  рояль и возвратить полученную магазином сумму аванса. При этом она предъявила справку, где  отмечалось, что Травкин в течение ряда лет подвержен периодическим приступам шизофрении,  которые за последние месяцы участились, но в промежутках между ними он вполне способен  отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Решение задач «Действительность или недействительность сделок» 1. Тринадцатилетний Олег взял без разрешения родителей из дома и подарил своему другу Сергею  компьютер. 2. 18­летний юноша без согласия родителей подарил свою куртку мальчику­беженцу. 3. 14 летний мальчик на заработанные во время каникул деньги купил диски с фильмами. 4. 10­летняя девочка Таня продает драгоценности из маминой шкатулки г­ну Петрову, который  платит за них деньги и уходит. 5. 18­летний Игорь продает квартиру, оставшуюся от бабушки, г­ну Копейкину. 6. Травкин приобрел в магазине музыкальных инструментов концертный рояль в кредит. На  следующий день к директору магазина явилась жена Травкина и потребовала принять обратно  рояль и возвратить полученную магазином сумму аванса. При этом она предъявила справку, где  отмечалось, что Травкин в течение ряда лет подвержен периодическим приступам шизофрении,  которые за последние месяцы участились, но в промежутках между ними он вполне способен  отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Потребитель и его права»  Учитель: Белорукова Е.В. Дата проведения урока: 21.12.2016 г. Цель урока    :  Сформировать на уроке новое понятие – потребитель. Обеспечить усвоение учащимися  прав потребителя. Научить  защищать права и интересы потребителя законным образом. Задачи урока образовательная  ­познакомить учащихся с понятием потребитель,  основными правами потребителей; ­показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы  потребителей  развивающая  ­продолжить работу по формированию специальных учебно­правовых умений (анализ правовых  документов), навыков поиска решения конфликта законным образом.  воспитательная ­способствовать формированию правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях;   владения грамотными способами защиты прав потребителей Тип урока: комбинированный, изучение нового материала Технологии   и   методы:  ИКТ,   системно­деятельностный   подход,   личностно­ориентированное обучение, проблемно­поисковый метод.  Формы   работы   учащихся:  индивидуальная,   документов, анализ правовых ситуаций, самооценка. Оборудование:  компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Потребитель и его права»,   учебник А.И.Кравченко. Обществознание. 9 класс   фронтальная,  анализ   правовых   групповая   Ход урока: I. Организационный момент Сообщение темы, цели (3 мин) (Слайд 1) II. Переход к изучению новой темы (3 мин) II.Актуализация материала прошлого урока: ­ Что такое право? ­ Что регулирует гражданское право? ­ Для чего необходимо  регулировать имущественные отношения? ­ Кто может стать участником  имущественных отношений? ­  Что такое собственность? ­ Что такое сделка, договор? ­ Какие виды сделок и  договоров вы знаете? ­ Что необходимо знать, заключая договор?  III. Изучение нового материала: План: 1. Потребитель и его права. Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что право  регулирует различные сферы жизни. В том числе правовые нормы  распространяются и на сферу потребления.  Тема нашего урока: «Потребитель и его права» (слайд 1)  Цели урока (слайд 2) ­ Кто же такой потребитель? Попробуйте сформулировать сами это определение. Работа с  понятием в учебнике, с 102.  Итак, потребитель ­ гражданин, купивший или имеющий намерение заказать, приобрести товары,  услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли  (слайд 3) Исполнитель ­ организация, независимо от ее формы собственности, а также  индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие  услуги потребителям по возмездному договору. С изготовителями, исполнителями,  продавцами мы как потребители сталкиваемся в своей повседневной жизни. И, обладая  суверенитетом, то есть независимостью в выборе товаров, услуг, мы часто сталкиваемся с  давлением на нас продавцов, изготовителей. Всеми правдами и неправдами (тщательно изучая  потребности потребителя, скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя) продавцы  стараются заманить его в свои «сети». Таков рынок! ­ Сообщение учащегося о способах воздействия рынка на нас как потребителей. ­ Действительно, выбирать и покупать товары, пользоваться услугами исполнителей не так  просто, как кажется. Специалисты считают, что покупка должна быть осознанной и продуманной.  ­_Что это значит, как вы думаете? (надо сравнить цены на аналогичный товар в разных магазинах,  проверить его качество, получить полный объем информации о нем).­ Попробуйте определить  положительные и отрицательные стороны покупки товаров в следующих местах:А) в супермаркете; Б) в магазине с традиционным обслуживанием; В) на вещевом рынке. Учитель: ­В свих размышлениях мы выяснили, что ограничивает суверенитет  потребителя. ­ Что же это, давайте сформулируем.  1. непрофессионализм потребителя; 3.чаще всего потребитель юридически безграмотен; 4. активное использование рекламы (слайд 4) Таким образом, суверенитет, благополучие человека как потребителя,  зависит от его с собственного грамотного поведения, от существующих на рынке  обычаев, от действующих законов. В первую очередь потребителю нужно знать ­ что?  Свои права. В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей  (слайд 5) 1. Гражданский кодекс РФ 2. Закон «О рекламе» 3. Закон «О сертификации» 4. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года [слайд № 6]. Ребята, проведем экспресс­опрос: кто из вас не знал, что такой закон в России есть? А кто  изучал текст закона? (учащиеся поднимают руки).Принято выделять следующие основные права  потребителей:(учащиеся коллективно под руководством учителя работают с раздаточным  материалом) 1) право на выбор ­ суверенитет потребителя, то есть свободный выбор  потребителями видов и количества товаров и услуг 2) право на безопасность ­ товар или услуга при соблюдении правил  использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу  потребителя и окружающей среде; 3) право на информацию: ­ потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре  (услуге) и изготовителе (продавце); ­ потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги; 4) право на качество: срок службы ­ это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить  потребителю возможность использования товара; установление срока службы ­ это право, а не  обязанность изготовителя; если срок службыне установлен, то считается 10 лет; ­ срок годности ­ период времени, по истечении которого товар (услуга) считается  непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления); ­ гарантийный срок ­ это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за  недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не  установлен, то считается 2 года; ­ товар ненадлежащего качества ­ несоответствие товара требованиям, наличие недостатков; ­ товар надлежащего качества ­ товар соответствует требованиям; 5) право на возмещение ущерба: ­ материальный ущерб ­ денежные затраты потребителя; ­ моральный вред ­ переживания, которые испытывал потребитель из­за нарушения его прав. Давайте назовем эти основные права «Азбука потребителя» ­ в условиях современной  экономики знать меньше потребитель уже не может себе позволить 2.Защита прав потребителей.  Учитель: Итак, с азбукой потребителя мы познакомились. Но эти права нужно уметь  защищать. ­ Каков механизм защиты наших прав как потребителей?  Существует три основных пути защиты (слайд 7)      Первый путь ­ гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие  органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли ­ продажи товара  или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение  договора купли­продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права  потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо  немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные  качества товара или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину,  мастерской (продавцу, исполнителю)В случае отказа необходимо написать претензионное письмо,  изложить суть, указать факт отказа.  Второй путь ­ обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных  организаций потребителей.В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей",  общественные организации потребителей имеют право: ­ проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг); ­ проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания; ­ участвовать в контроле за применением регулируемых цен; ­ вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к  ответственности лиц,  виновных в нарушении прав потребителей; ­ предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.  Третий путь ­ обращение потребителя за защитой к специальным государственным  органам .В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его  государство защищает . В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают  инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. К ним вы можете  обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы  вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав. А теперь давайте поучимся отстаивать  свои права как потребителей на примере конкретных жизненных ситуаций!  При этом необходимо помнить определенный алгоритм: [слайд № 8 ] 1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация) 2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполная информация,  нарушение сроков и т.д.) 3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление. Учащиеся переходят к работе с текстом закона и ситуациями ­ в группах ­  разбор ситуаций, анализ соответствующих статей Закона, обсуждения результатов работы;  оценивает, корректирует ответы эксперт из учащихся, который получил опережающее задание.  Затем учитель обобщает данный вопрос, подводит  итоги урока: Сфера услуг ­ важная отрасль нашей экономики, но, к сожалению, ещё не  достаточно развита. В жизни часто возникают проблемные ситуации.Важно понять, что если  возникли проблемы в мастерской, в магазине, ателье, то доброжелательный тон и улыбка ­ это  необходимое условие общения. Отстаивание своих прав и предъявление претензий ни в коем случае не должны сводиться к унижению продавца или исполнителя. Закон всегда на стороне потребителя, но если вам предлагается уладить конфликт самостоятельно, на приемлемых условиях, то лучше  согласиться Закрепление: Кто такой потребитель? Какие права имеет потребитель? Что и кто  может помочь в защите наших прав как потребителей? Беседа по вопросам  практикума, с 105. Домашнее задание  1. Изучить параграф 13; Группе уч­ся ­ составить памятку потребителя.  2. Другой группе ­ составить ситуации для проверки знания своих прав 3. как потребителей.  4. По желанию ­ составить претензии к исполнителям. Приложение 1 ­ Ситуации. Ольга увидела в каталоге фирмы костюм, о котором давно мечтала. Через две недели Ольга  получила посылку, оплатив заказ и его доставку. Костюм из посылки разочаровал Ольгу, так как он оказался ей совсем не к лицу. Какие права имеет в данном случае потребитель? Гражданин Федотов купил часы, но вскоре они сломались и их пришлось отдать в ремонт.  Когда Федотов пришел в назначенный день, чтобы забрать часы, то оказалось, что часы утеряны.  Какая ответственность предусматривается для часовой мастерской?Во время лечения в платной  стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию,  просто извинился. Ваши советы пострадавшему.  Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из­за отсутствия запчастей  ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный  срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды.  Докажите это. Светлана Григорьевна купила сыну ботинки. Когда сын их надел, то оказалось, что ботинки  велики и фасон их не понравился подростку. Можно ли вернуть ботинки в магазин, если с момента  покупки прошло 10 дней, но ботинки подросток не носил, и сохранилась упаковка товара? Денис  купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Денис без примерки взял  джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что  джинсы ему малы. В магазине Денису отказали обменять купленный товар. Прав ли продавец?  Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года.  Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из­за отсутствия запчастей  ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный  срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды.  Докажите это.

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"

Конспект урока обществознания на тему "Право и имущественные отношения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2018