Конспект урока обществознания в 9 классе на тему: «Избирательное право и избирательный процесс»
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Конспект урока обществознания в 9 классе на тему: «Избирательное право и избирательный процесс»

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
14.01.2017
Презентация к уроку обществознания в 9 классе с использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки имени Б.Н. Ельцина на тему: «Избирательное право и избирательный процесс»

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

урок избирательное право и избирательный процесс.docx
Урок обществознания в 9 классе по теме:  «Избирательное право и избирательный процесс» Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «избирательное право», с основами избирательного   права,  раскрыть   принципы   избирательного   права   в демократическом обществе; 2. Дать   представления   учащимся,   что   через   выборы   каждый   гражданин реализует своё право голоса и участвует в управлении страной; 3. Укрепить   интерес   учащихся   к   выборам   как     институту демократического   государства,   способствовать   развитию   мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях; 4. Развивать умение собирать информацию, делать выводы. Задачи: 1. Знать   основные   положения   Конституции   РФ   о   праве   каждого гражданина   России   избирать   и   быть   избранным   в   органы государственной власти и местного самоуправления; объяснить, какова главная цель выборов; перечислить четыре основные черты современных выборов   и   объяснить   их   преимущества   и   недостатки;   описать,   как проходят выборы; 2. Понимать,   что   именно   через   выборы   каждый   гражданин   может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства, участвовать в избирательной кампании; 3. Выразить   свое   отношение   к   выборам   как   способу   выявления   воли народа,   осознавать   важность   и   ответственность   шага,   связанного   с участием в выборах. Понятийный   аппарат   урока:  активное   избирательное   право,   пассивное избирательное право, электорат, референдум. Планируемый   конечный   результат (с   позиции   компетентностей, формируемых у школьников) 1. Формирование предметных компетентностей. 2. 3. Формирование коммуникативных компетентностей. Формирование социальных компетентностей. План: 1. Сущность избирательного права, понятие «выборы». 2. Голосование. 3. Референдум. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн I. Организационный момент               Термин  «демократия»  происходит   от   двух   греческих   слов,   и   в буквальном смысле означает «власть народа».               Данное понятие появилось в Древней Греции, однако мы и сегодня вкладываем в этот термин тот же самый смысл, понимая демократию как народовластие. Обращение к сайту президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx? orderdate=19.11.2014&DocUNC_ID=78816&Token=OnFZ89RuWbzJYXvlTJof8 g==&lang=ru­RU Работа с документом: Из Конституции РФ: Ст.3 «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3.   Высшим   непосредственным   выражением   власти   народа   являются референдум и свободные выборы…». Вопросы к документу: ­ Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации? (ее многонациональный народ) ­ Как осуществляет свою власть народ? (Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления) ­   Что   является   высшим   непосредственным   выражением   власти   народа? (референдум и свободные выборы) Существуют ряд принципов существования демократии: ­ Источником власти является народ; ­ Равноправное участие всех граждан в политической жизни; ­ Право меньшинства на оппозицию; ­ Выборность органов государственной власти; ­ Многопартийность; ­ Гласность. Две формы демократии: Прямая – это форма правления, согласно которой принятие политических решений   осуществляется   всеми   без   исключения   гражданами     через выборы или референдум. Представительная ­  это   форма   правления,   согласно   которой   принятие политических решений осуществляется не лично гражданами, а через их уполномоченных представителей. (На данном этапе идет обобщение изученного материала на уроках  истории, обществознания в 5 – 9 классах) ­ Что вы знаете о избирательном праве? ­ Что такое референдум? Проводится разминка в виде викторины, ответы учащиеся могут давать  на бытовом уровне: 1. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои  права: а) с 16 лет б) с 18 лет в) с 21 года  2. Путем всенародного голосования избирается… а) Президент б) депутаты Государственной Думы в) председатель Правительства РФ 3. Каким органом была принята действующая Конституция РФ?  а) Государственной Думой            б) Конституционным Судом в) Путем общероссийского референдума  4. Вас нет в списке для голосования, но в день выборов вам исполнилось 18  лет. Можете ли вы обратиться в комиссию выдать вам бюллетень?           а) Нет            б) Да           в) Это зависит от лояльности председателя участковой комиссии 5. Если родственник попросит вас проголосовать за него, что вы сделаете?           а) Возьмете его паспорт            б) Попросите написать его доверенность           в) Объясните, что невозможно 6. Какие два из перечисленных условий говорят о том, что человек не имеет  права голосовать?           а) Двойное гражданство            б) Признание судом недееспособным в) Долгое пребывание за границей           г) Нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу  приговору суда 7. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны  состоявшимися после первого тура голосования?           а) Велики средства, затраченные государством на проведение  выборов           б) Падает рейтинг кандидатов           в) Падает активность избирателей 8. В какую палату Парламента избираются депутаты?           а) Совет Федерации            б) Государственная Дума РФ в) Государственный Совет 9. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны?           а) Государственная Дума РФ           б) Президент страны           в) Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) 10. Путем референдума нельзя решать …           а) Вопрос о помиловании            б) Вопрос  о принятии Конституции             в) Вопрос о пересмотре действующего закона II. Изучение нового материала  1. Сущность избирательного права, понятие «выборы». 1.1. Перед   началом   рассмотрения   темы   уточняется,   что  выборы  – наиболее   часто   и   широко   применяемая   форма   непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс избирательной компании, начинающийся   с   назначения   даты   выборов   и   заканчивающийся определением итогов  голосования. Голосование – одна из форм участия граждан  в политической жизни страны. 1.2.  Далее, обобщая  сделанные учащимися выводы, учитель раскрывает сущность избирательного права, понятие «выборы». –   это   форма   непосредственной   демократии. Выборы  демократическое государство немыслимо без проведения периодических   Любое свободных выборов, составляющих основу представительной демократии.   в   осуществлении Через     выборы   большинство   граждан   участвует   государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан   за   деятельностью   государственных   и   муниципальных   органов. Избрание   депутатов   и   должностных     лиц   порождает   ответственность органов власти перед населением. Выборы  –   это   форма   политической   борьбы.   Плюрализм   идеологий     и наличие многопартийности является обязательной предпосылкой истинно демократического избирательного процесса.                   Избирательное   право   резюмирует   два   важнейших   признака политической демократии – конкурентный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) только по итогам  периодически  проводимых выборов.  1.3.      Работа   с учащимися.   Формирование новых понятий. На основе материала учебника определяется сущность понятия «избирательное право»:              В отличие от многих зарубежных конституций Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве, в нее включены лишь общие   положения     и   его   основные   принципы,   Федеральный   Закон   «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», Закон «Овыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «О выборах   Президента   РФ»,   Закон   «О   принципах   формирования   Совета Федерации» и другие регулируют основные вопросы избирательного права, являясь его источниками.             Термин  «избирательное   право»  используется     не   только   для обозначения одного из конституционно – правовых институтов, но под ним понимают     и   важнейшее   право   граждан.  В   этом   смысловом       значении различают активное избирательное право – право избирать  ­ и пассивное избирательное право – быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. 1.4. Самостоятельная работа учащихся  с текстом учебника с.55 – 56 и словарем (работа с понятиями). Избирательное   право  –   совокупность   правовых   норм,   устанавливающих порядок  выборов главы государства, представительных органов и др. Активное избирательное право  –  право   граждан   участвовать     в  выборах главы   государства   и   представительных   органов   власти   (парламента, муниципалитета   и   т.д.).   ВРоссийской   Федерации   предоставляется   всем гражданам,   достигшим   18   лет   (за   исключениями,   предусмотренными конституционным законом). Пассивное   избирательное  право  –   право   гражданина   быть   избранным     в представительные  органы государства. Работа   с документами (работа а группах)  на сайте  Президентской Библиотеки имени Б. Н. Ельцина и в Системе КонсультантПлюс Работа с документом:  1   группа   ­   Работа   с   текстом   «Конституции   РФ»   (ст.   32,   81,   97) http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx? orderdate=19.11.2014&DocUNC_ID=78816&Token=OnFZ89RuWbzJYXvlTJof8 g==&lang=ru­RU Познакомьтесь с содержанием документов и ответьте на вопросы: Статья 32 1.   Граждане   Российской   Федерации   имеют   право   участвовать   в управлении   делами   государства   как   непосредственно,   так   и   через   своих представителей. 2.   Граждане   Российской   Федерации   имеют   право   избирать   и   быть избранными   в   органы   государственной   власти   и   органы   местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не  имеют права  избирать  и быть избранными   граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4.   Граждане   Российской   Федерации   имеют   равный   доступ   к государственной службе. 5.   Граждане   Российской   Федерации   имеют   право   участвовать   в отправлении правосудия. Статья 81 1.   Президент   Российской   Федерации   избирается   сроком   на   шесть   лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2.   Президентом   Российской   Федерации   может   быть   избран   гражданин Российской   Федерации   не   моложе   35   лет,   постоянно   проживающий   в Российской Федерации не менее 10 лет. 3.   Одно   и   то   же   лицо   не   может   занимать   должность   Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. 4.   Порядок   выборов   Президента   Российской   Федерации   определяется федеральным законом. Статья 96 1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. 2.   Порядок   формирования   Совета   Федерации   и   порядок   выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Статья 97 1.   Депутатом   Государственной   Думы   может   быть   избран   гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации   и   депутатом   Государственной   Думы.   Депутат   Государственной Думы   не   может   быть   депутатом   иных   представительных   органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3.   Депутаты   Государственной   Думы   работают   на   профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной   службе,   заниматься   другой   оплачиваемой   деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 2 группа – Работа с текстом Федерального закона от 12.06.2002 №67 – ФЗ (ред.от 25.07.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие   в   референдуме   граждан   Российской   Федерации»  (Правовая система КонсультантПлюс) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169801  Познакомьтесь с содержанием документов и ответьте на вопросы: Федеральный   закон     от   12.06.2002   №67   –   ФЗ   (ред.от   25.07.2011)   «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Статья   4.   Всеобщее   избирательное   право   и   право   на   участие   в референдуме 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право   избирать,   быть   избранным   депутатом   представительного   органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста,   установленного   Конституцией   Российской   Федерации, федеральными   законами,   конституциями   (уставами),   законами   субъектов Российской   Федерации,   ­   быть   избранным   депутатом   законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.   Гражданин   Российской   Федерации,   который   достигнет   на   день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.   2.   Гражданин   Российской   Федерации   имеет   право   избирать,   быть избранным,   участвовать   в   референдуме   независимо   от   пола,   расы, национальности,   языка,   происхождения,   имущественного   и   должностного положения,   места   жительства,   отношения   к   религии,   убеждений, принадлежности   к   общественным   объединениям,   а   также   других обстоятельств. 3.   Не   имеют   права   избирать,   быть   избранными,   участвовать   в   признанные   судом   недееспособными   или референдуме   граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной   документ,   подтверждающий   право   на   постоянное   проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные   граждане   вправе   быть   избранными   в   органы   местного самоуправления,   если   это   предусмотрено   международным   договором Российской Федерации. 3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; б)   осужденные   за   совершение   преступлений   экстремистской   предусмотренных   Уголовным   кодексом   Российской направленности, Федерации,   и   имеющие   на   день   голосования   на   выборах   неснятую   и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта; в)   подвергнутые   административному   наказанию   за   совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; ­ С какого возраста возникает активное избирательное право? (В   РФ   предоставляется   всем   гражданам,   достигшим   18   лет   (за исключениями, предусмотренными конституционным законом)). ­   С   какого   возраста   возникает   пассивное   избирательное   право? (Право быть избранным возникает у граждан более старшего возраста, минимальный   возраст   для   права   быть   избранным   в   представительные органы местного самоуправления не может  превышать 21 года,  а для права быть избранным главой администрации субъекта федерации – не более 30 лет, кандидат в президенты не может быть моложе 35 лет).  ­ Кто лишается права избирать и быть избранным?(права избирать и быть избранным   лишаются   граждане,   признанные   судом   недееспособными,   и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда). 1.5. Задание   для   учащихся:   определить,   чем   различаются   активное избирательное право и пассивное избирательное право? 2. Голосование. 2.1. Избирательные права являются важной составной частью политических прав граждан, закрепленных в  ст.32 Конституции РФ.  Они предоставляют народу   уникальную   возможность   контроля   за   деятельностью   органов государственной власти и местного самоуправления вплоть до полной смены ее   состава.   Отдавая   предпочтение   той   или   иной   партии,   независимому кандидату,   избиратели   определяют   направленность   законодательства   и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право   быть   избранным   означает   возможность   осуществлять   политическую   деятельность   в   составе   органов   власти.   Оно     связано   с обладанием   личностью   кандидата   определенными   профессиональными   и моральными достоинствами, признанными избирателями. «Право избирать и   избранным   в   наибольшей   степени   дает   ощущение быть принадлежности   гражданина   к   своему   государству   и   демократизма   этого государства».              Процедура   голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы: регистрация в списке избирателей по   месту   жительства,   тайное   голосование   в   специальной   кабине, использование одинакового для избирательных округов списка кандидатов, присутствие   на   выборах   сторонних   наблюдателей,   контролирующих правильность   процедуры   голосования,   подсчет   бюллетеней   специальной созданной комиссией, официальное опубликование результатов голосования.               Активность   избирателей   определяется   процентной   долей   числа   пришедших   голосовать   от   их   общего   количества.   Она   зависит   от   разных обстоятельств: а) насколько важными считают выборы граждане, б) партии, сторонником   которой   является   избиратель,   в)личных   характеристик избирателя, его пола, возраста и статуса. Работа       с   документами     в   президентской   библиотеки   имени Б,Н,Ельцина  orderdate=19.11.2014&DocUNC_ID=78816&Token=OnFZ89RuWbzJYXvlTJof8 http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx? g==&lang=ru­RU Работа с документом: Статья 32 Конституция РФ 1.Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3.Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Вопросы к документу: 1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ? 2. Что означает избирать и быть избранным? 2.2.  Задание   для   учащихся:   подумайте,   от   каких   факторов   может зависеть   голосование?   Самостоятельная   работа   учащихся   с   учебником с.56 – 57. Обобщение ответов учащихся.        Голосование зависит от множества факторов: пола, возраста, партийной принадлежности, социального происхождения, религии и т.д. Пол  и возраст влияют на участие в политической деятельности, но очень странно. Молодежь участвует в выборах неохотно, зато в организации партий и в повседневной работе   –   активно.   Для   западных   стран,   кроме   того,   отмечены   следующие тенденции: женщины участвуют в выборах реже, чем мужчины, черные – реже, чем белые, рабочие – реже, чем средний класс, молодые – реже, чем пожилые. Женщины все время боролись за   право   голоса, но когда они впервые его завоевали, то лишь немногие воспользовались им.       Степень участия в выборах зависит от социального статуса и образования. Чем   выше     статус   человека,   тем   сильнее   выражена   его   готовность, участвовать   в   политической   жизни.   Более   образованные   люди   охотнее занимаются   политикой,   особенно   когда   ощущают.   что   это   может способствовать   социальным   изменениям   в   обществе.   Доля   активно участвующих   в   выборах   зависит   даже   от   того,   насколько   просто зарегистрироваться   и   проголосовать.   Как   показывают   исследования,   на политические   предпочтения   почти   никак   не   влияет   школа,   но   зато   очень сильно   воздействует   семья.   В   Англии   80   %   опрошенных   выбрали   ту политическую   партию,   какую   выбрали   и   их   родители.   В   странах,   где голосование  является обязательным, отмечается большее число голосующих, чем   там,   где   людям   предоставлена   свобода   выбора.   Кроме   того,   когда регистрация   избирателей   осуществляется   автоматически   под   контролем правительства, уровень участия выше, чем в случае. когда каждый гражданин должен самостоятельно зарегистрироваться.               Выборы   предполагают,   что   гражданам   в   процессе   голосования предлагаются   два   и   более   кандидатов,   из   числа   которых   они   могут,   по свободному волеизъявлению выбрать одного.      2.3. Круг  избирателей, голосующих за какую­либо политическую партию на   парламентских,  президентских   или   муниципальных   выборах,   называется электоратом  (избиратель).   Партии   борются   вначале   за   создание     своего электората, затем за его расширение и удержание.                Политические   партии   конкурируют   между   собой   за   избирателей. Переманивая часть избирателей у других партий, они одновременно теряют часть своих. Происходит это потому, что расширяя исходную политическую платформу и делая ее приемлемой для новобранцев, партия одновременно делает   ее   неприемлемой   для   части   своих   старых   сторонников.   Они перебегают   к   другой   партии,   которая   к   этому   моменту   успевает   слегка подправить свою программу именно в эту сторону. Выборы могут проходить в один и в два тура. Если из нескольких кандидатов   ни   один   не   набирает   больше   половины   голосов,   организуется второй тур, где победитель определяется простым большинством голосов. По существу, это дополнительные выборы. Если электорат в данном округе четко не   определился   в   своих   политических   симпатиях   и   разбрасывается   сразу между  несколькими  кандидатами.  как  правило, требуются  дополнительные выборы.         Перед тем, как кандидата вносят в список для голосования, он должен: а) обнародовать свою политическую программу, б) собрать нужное количество подписей   своих   избирателей   (количество   подписей,   например     10000   или 1000000, зафиксировано в законе), выдвигающих его на выборы, в) заручиться финансовой   поддержкой   влиятельных   организаций,   кругов,   партий, оплачивающих все расходы по выборам, г) указать свои собственные доходы, какой собственностью владеет и др.              Если кандидат нарушает правила, то избирательная комиссия вправе исключить его из списка кандидатов.   3. Референдум Государственное устройство   и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является референдум.          Референдум ­ форма принятия законов или решения наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.          Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой   статус   и   обязательны   для   исполнения   всеми   государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством     демократических  государств  мира. Тем не  менее  он  имеет подчиненное   значение   по   отношению   к   законотворческой   деятельности парламента.   Второстепенность   референдума   проявляется   по­разному.   В большинстве стран его отодвинули на периферию политической жизни, так как  регулярно референдумы проводятся не на государственном, а на местном уровне.              Референдум  ­ дело достаточно сложное и дорогостоящее, но с его помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.          3.1. Самостоятельная работа учащихся по группам с документом "Федеральный Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации". Глава 2 "Назначение референдума в Российской Федерации " Глава   3   "Регистрация   (учет)   избирателей,   участников   референдума, составление списков избирателей участников, участников референдума " Глава 4 "Избирательные комиссии, комиссии референдума" Обобщение работы учащихся. Анализ, выводы, учащихся. III. Закрепление изученного материала   Решение задач (работа в группах): 1   группа:   На   избирательный   участок   Елена   Ивановна   Петрова   пришла   с дочкой, ученицей 6 класса школы, в здании которой и проходило голосование. Получив   свои   бюллетени   для   голосования,   она   представила   члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою 93­летнюю бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии строго разъяснила, что, согласно закону, голосовать граждане могут только лично и непосредственно, а те, кто не в состоянии самостоятельно явиться  на  избирательный  участок,  могут  подать  заявление  с приглашение членов избирательной комиссии на дом. Она хотела записать в книгу вызовов заявку, но Елена Ивановна заметила, что поскольку ее мать уже не видит и плохо слышит, то дома опять­таки ей или внучке и придется за старушку голосовать.  Член   избирательной   комиссии   сдалась   и   выдала   бюллетени   по предъявлении паспорта старушки. Скажите, нарушен ли был в этом случае принцип прямого участия в выборах? 2 группа:  На избирательный участок в одной из машин кортежа, состоящего из   5   машин,   приехал   на   выборы   директор   металлургического   комбината. Директора   благодаря   телевидению   знали   в   лицо   все,   поскольку   именно налоги,   уплачиваемые   этим   ведущим   в   области   предприятием,   наполняли бюджет области и позволяли вовремя платить заработную плату учителям, врачам и другим бюджетникам. Люди, стоявшие около столов, где выдавали бюллетени   для   голосования,   расступились.   Директор   громко   и   весело   со всеми   поздоровался,   без   предъявления   паспорта   получил   свои   бюллетени, зашел ненадолго в кабину для голосования и затем опустил их в ящик для бюллетеней. Какие нарушения избирательных норм вы заметили?   Скажите, оказался ли здесь нарушен принцип равенства? 3   группа:   На   избирательный   участок   вошла   с   трудом   передвигающаяся старушка. Было видно, что участие в выборах ей дается нелегко. Получив бюллетени, она пошарила по своим карманам и обнаружила, что забыла дома очки.   Тогда   она   попросила   одного   из   избирателей   помочь   её   заполнить бюллетени.   Присев   вместе   к   свободному   столу,   они   несколько   минут заполняли бюллетени. Потом она их сама бросила в урну для голосования. Как вы думаете, нарушен ли был в данном случае принцип соблюдения тайны голосования? 4  группа:     Командир  одной  из  воинских  частей  в день  голосования  после подъема сообщил солдатам распорядок дня: завтрак, голосование в красном уголке, где развернут избирательный участок, учения, обед и т.д. Один из солдат возразил, что он принципиально не будет голосовать, поскольку не видит в этом никакого толка. «Молчать, вольница будет на гражданке!» ‒ закричал командир роты. Как вы думаете, не нарушен ли в данном случае принцип добровольности выборов? 5   группа:  В   день   выборов   многие   приходят   на   избирательные   участки   с детьми.   Нередки   случаи,   когда   родители   в   кабине   для   голосования   дают ребенку   в   руки   авторучку   и   указывают,   где   в   бюллетене   надо   поставить «галочки», а затем ребенок в сопровождении родителей гордо направляется к урне   для   голосования   и   опускает   в   нее   бюллетени.     Как   вы   думаете,   не нарушаются   ли   в   данном   случае   принципы   голосования   (выборы   у   нас всеобщие, прямые, равные, при тайном голосовании)?   3.2. Для закрепления изученного материала учащимся предлагается вопрос: ­ Может быть, референдумы не так уж важны, как это считается? Можно ли обойтись без них или существуют ситуации, когда референдум необходим? Выскажите свое мнение. Заключительная часть урока ­ учитель совместно с обучающимися обобщают изученный материал. Рефлексия:  я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую…      Домашнее задание  §11,  прочитать, ответить на вопросы *подготовить эссе по одной из тем: 1.  «Если бы вас избрали президентом России, какие социальные проблемы молодежи вы решили бы в первую очередь?» 2. «Если   бы   вас   избрали   губернатором   Тюменской   области,   какие социальные проблемы молодежи вы решили бы в первую очередь?» 3. «Если   бы   вас   избрали   Главой   Администрации   Заводоуковского городского округа, какие социальные проблемы молодежи вы решили бы в первую очередь? приложение  № 1Презентация   Приложение №2 Федеральный   закон     от   12.06.2002   №67   –   ФЗ   (ред.от   25.07.2011)   «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Статья   4.   Всеобщее   избирательное   право   и   право   на   участие   в референдуме 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право   избирать,   быть   избранным   депутатом   представительного   органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста,   установленного   Конституцией   Российской   Федерации, федеральными   законами,   конституциями   (уставами),   законами   субъектов Российской   Федерации,   ­   быть   избранным   депутатом   законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.   Гражданин   Российской   Федерации,   который   достигнет   на   день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.   2.   Гражданин   Российской   Федерации   имеет   право   избирать,   быть избранным,   участвовать   в   референдуме   независимо   от   пола,   расы, национальности,   языка,   происхождения,   имущественного   и   должностного положения,   места   жительства,   отношения   к   религии,   убеждений, принадлежности   к   общественным   объединениям,   а   также   других обстоятельств. 3.   Не   имеют   права   избирать,   быть   избранными,   участвовать   в   признанные   судом   недееспособными   или референдуме   граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной   документ,   подтверждающий   право   на   постоянное   проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные   граждане   вправе   быть   избранными   в   органы   местного самоуправления,   если   это   предусмотрено   международным   договором Российской Федерации. 3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; б)   осужденные   за   совершение   преступлений   экстремистской направленности,   предусмотренных   Уголовным   кодексом   Российской Федерации,   и   имеющие   на   день   голосования   на   выборах   неснятую   и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта; в)   подвергнутые   административному   наказанию   за   совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Приложение №3 1.   На   избирательный   участок   Елена   Ивановна   Петрова   пришла   с   дочкой, ученицей   6   класса   школы,   в   здании   которой   и   проходило   голосование. Получив   свои   бюллетени   для   голосования,   она   представила   члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою 93­летнюю бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии строго разъяснила, что, согласно закону, голосовать граждане могут только лично и непосредственно, а те, кто не в состоянии самостоятельно явиться  на  избирательный  участок,  могут  подать  заявление  с приглашение членов избирательной комиссии на дом. Она хотела записать в книгу вызовов заявку, но Елена Ивановна заметила, что поскольку ее мать уже не видит и плохо слышит, то дома опять­таки ей или внучке и придется за старушку голосовать.  Член   избирательной   комиссии   сдалась   и   выдала   бюллетени   по предъявлении паспорта старушки. Скажите, нарушен ли был в этом случае принцип прямого участия в выборах? 2. На избирательный  участок в одной из машин кортежа, состоящего из 5 машин,   приехал   на   выборы   директор   металлургического   комбината. Директора   благодаря   телевидению   знали   в   лицо   все,   поскольку   именно налоги,   уплачиваемые   этим   ведущим   в   области   предприятием,   наполняли бюджет области и позволяли вовремя платить заработную плату учителям, врачам и другим бюджетникам. Люди, стоявшие около столов, где выдавали бюллетени   для   голосования,   расступились.   Директор   громко   и   весело   со всеми   поздоровался,   без   предъявления   паспорта   получил   свои   бюллетени, зашел ненадолго в кабину для голосования и затем опустил их в ящик для бюллетеней. Какие нарушения избирательных норм вы заметили?   Скажите, оказался ли здесь нарушен принцип равенства? 3.  На   избирательный   участок   вошла   с  трудом   передвигающаяся   старушка. Было видно, что участие в выборах ей дается нелегко. Получив бюллетени, она пошарила по своим карманам и обнаружила, что забыла дома очки. Тогда она попросила одного из избирателей помочь её заполнить бюллетени. Присев вместе   к   свободному   столу,   они   несколько   минут   заполняли   бюллетени. Потом она их сама бросила в урну для голосования.  Как вы думаете, нарушен ли был в данном случае принцип соблюдения тайны голосования? 4. Командир одной из воинских частей в день голосования после подъема сообщил солдатам распорядок дня: завтрак, голосование в красном уголке, где   развернут  избирательный   участок,  учения,  обед  и   т.д.  Один   из   солдат возразил, что он принципиально не будет голосовать, поскольку не видит в этом никакого толка. «Молчать, вольница будет на гражданке!»   закричал командир роты. Как вы думаете, не нарушен ли в данном случае принцип добровольности выборов? 5.  В   день   выборов   многие   приходят   на   избирательные   участки   с   детьми. Нередки случаи, когда родители в кабине для голосования дают ребенку в руки авторучку и указывают, где в бюллетене надо поставить «галочки», а затем ребенок в сопровождении родителей гордо направляется к урне для голосования и опускает в нее бюллетени.  Как вы думаете, не нарушаются ли в данном   случае   принципы   голосования   (выборы   у   нас   всеобщие,   прямые, равные, при тайном голосовании)? ‒
скачать по прямой ссылке